г. Москва |
N 10АП-4854/2009 |
19 ноября 2009 года |
Дело N А41-26979/09 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2009 года
Постановление изготовлено в полном объеме 19 ноября 2009 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гагариной В.Г.,
судей Кузнецова А.М., Чалбышевой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бутылиной Н.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: Маркелов М.Ф, доверенность от 02.06.2009 N 129/Д,
от заинтересованного лица: Волков М.И., доверенность от 09.11.2009 N 206/11,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Татнефть-АЗС-Запад"
на решение Арбитражного суда Московской области от 24.08.2009
по делу N А41-26979/09, принятое судьей Афанасьевой М.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Татнефть-АЗС-Запад"
к Главному управлению государственного административно-технического надзора Московской области (Территориальный отдел N 13 территориального управления N 2) о признании незаконным и отмене постановления от 23.07.2009 N 13/512/61
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Татнефть-АЗС-Запад" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 23.07.2009 N 13/512/61 Главного управления государственного административно-технического надзора Московской области (Территориальный отдел N 13 Территориального управления N 2) (далее - административный орган, управление) по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 12 Закона Московской области от 30.11.2004 N 161/2004-ОЗ "О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области" (далее - Закон Московской области от 30.11.2004 N 161/2004-ОЗ). Решением Арбитражного суда Московской области от 24.08.2009 постановление от 23.07.2009 N 13/512/61 административного органа изменено в части назначения наказания, размер административного штрафа снижен до 20 000 рублей.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции от 24.08.2009, общество обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит данный судебный акт отменить, в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении суда обстоятельствам дела и неправильным применением судом норм материального права (л.д. 88-89).
В судебном заседании представителем общества поддержаны доводы апелляционной жалобы. По мнению заявителя, в действиях общества отсутствует состав вменяемого ему правонарушения, поскольку доказательств того, что топливные емкости в количестве 11 штук, расположенные на территории объекта незавершенного строительства, принадлежат обществу, административным органом не представлено.
Представитель административного органа против доводов заявителя возражал, представив отзыв на апелляционную жалобу от 15.10.2009 N 13-654исх (л.д. 135-139). По мнению административного органа, наличие в действиях общества события и состава административного правонарушения подтверждается представленными в материалы дела доказательствами. Сроки и порядок привлечения общества к административной ответственности соблюден. Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав представителей лиц, присутствующих в судебном заседании, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества.
Судом установлено, что 01.07.2009 административным органом при проведении целевой операции "Дорога" по соблюдению норм и правил содержания автомобильных дорог, осуществлен осмотр автозаправочной станции, принадлежащей обществу.
В ходе осмотра выявлено административное правонарушение, выразившееся в нарушении пункта 7 статьи 13 Закона Московской области от 29.11.2005 N 249/2005-ОЗ "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Московской области" (далее - Закон Московской области от 29.11.2005 N 249/2005-ОЗ) и составлен акт осмотра территории (объекта) от 01.07.2009 N 13/512/61, в котором зафиксировано, что на 69 километре автодороги "Волга", в районе деревни Кузнецы территория автозаправочной станции, принадлежащей обществу, совмещена с объектом незавершенного строительства, в виде недостроенного двухэтажного здания, на прилегающей неогороженной территории складированы на грунте топливные емкости объемом около 25 кубических метров в количестве 11 штук (л.д. 16). На месте административного правонарушения осуществлена фотосъемка (л.д. 17-19).
Определением от 01.07.2009 законному представителю общества предложено явиться 06.07.2009 в 14.00 в административный орган (л.д. 20).
Уведомление от 02.07.2009 N 13/512/61 о вызове законного представителя общества 06.07.2009 в 14.00 направлено обществу по факсу (л.д. 22).
06.07.2009 административным органом повторно вынесено определение о вызове законного представителя общества 08.07.2009 (л.д. 21).
Уведомление от 07.07.2009 N 13/512/61 о вызове законного представителя на 08.07.2009 в 12.00 направлено обществу по факсу (л.д. 23).
08.07.2009 в присутствии законного представителя общества - директора общества Гиниятуллина И.Ш. и представителя по доверенности Маркелова М.Ф., составлен протокол N 13/512/61 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 12 Закона Московской области от 30.11.2004 N 161/2004-ОЗ (л.д. 32). В данном протоколе содержится уведомление о дате и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, назначенных на 22.07.2009 в 14.00.
В назначенное время, в присутствии законного представителя общества - директора общества Гиниятуллина И.Ш. и представителя по доверенности Маркелова М.Ф., административным органом принято постановление от 23.07.2009 N 13/512/61 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 12 Закона Московской области от 30.11.2004 N 161/2004-ОЗ, в виде наложения штрафа в размере 30 000 рублей (л.д. 35).
Не согласившись с постановлением от 23.07.2009 N 13/512/61, общество обратилось с заявлением в Арбитражный суд Московской области.
Принимая решение об изменении постановления административного органа от 23.07.2009 N 13/512/61 в части избранной меры ответственности и снизив размер штрафа до 20 000 рублей, арбитражный суд первой инстанции сделал вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 12 Закона Московской области от 30.11.2004 N 161/2004-ОЗ, а также об отсутствии обстоятельств, отягчающих вину общества. Данные выводы арбитражного суда первой инстанции являются обоснованными, соответствуют действующему законодательству и представленным в материалы дела доказательствам.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа, суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которые названным кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно статье 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со статьей 12 Закона Московской области от 30.11.2004 N 161/2004-ОЗ складирование и хранение строительных материалов, изделий и конструкций, грунта, крупногабаритного мусора, различной специальной техники, оборудования, машин и механизмов вне отведенных для этих целей в установленном порядке мест или с нарушением норм и правил безопасности жизни и здоровья людей, в том числе при организации и производстве земляных, строительных, дорожно-строительных и иных видов работ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - в размере от двадцати до ста тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 6 статьи 13 Закона Московской области от 29.11.2005 N 249/2005-ОЗ строительный мусор и грунт со строительных площадок должен вывозиться регулярно в специально отведенные для этого места, согласованные с органами местного самоуправления муниципального образования Московской области. Согласно пункту 7 статьи 13 Закона Московской области от 29.11.2005 N 249/2005-ОЗ строительные материалы и изделия должны складироваться только в пределах огражденной площадки в соответствии с утвержденными проектом организации строительства и планом производства работ.
При необходимости складирования материалов, изделий, конструкций, оборудования, а также размещения некапитальных сооружений и устройства временного отвала грунта за пределами строительной площадки или за пределами ограждения места проведения ремонтных, аварийных и иных работ, места для этого определяются по согласованию с органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона Московской области от 29.11.2005 N 249/2005-ОЗ юридические и физические лица должны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на всей территории Московской области.
В соответствии со статьей 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность Закон Московской области от 30.11.2004 N 161/2004-ОЗ определяет порядок осуществления государственного административно-технического надзора и устанавливает административную ответственность граждан, должностных и юридических лиц за нарушение норм и правил, установленных нормативными правовыми актами, в сфере благоустройства, состояния и надлежащего содержания объектов и производства работ на территории Московской области.
В соответствии со статьей 4 Закона Московской области от 30.11.2004 N 161/2004-ОЗ государственному административно-техническому надзору подлежит территория Московской области и все расположенные на ней объекты, в том числе: места проведения строительных, земляных, ремонтных работ, работ по прокладке линейных сооружений и коммуникаций, строения, нежилые здания, сооружения, нежилые помещения и временные объекты и т.д.
В силу статьи 4 Закона Московской области от 29.11.2005 года N 249/2005-ОЗ надзор за исполнением названного Закона осуществляют органы государственного административно-технического надзора Московской области.
Арбитражным судом апелляционной инстанции установлено, что общество является арендатором земельного участка, на котором складированы топливные емкости, на основании договора аренды от 01.04.2007 N 04-184, заключенного с собственником объекта недвижимого имущества - обществом с ограниченной ответственностью "Татнефть" (л.д. 123-127). В силу Дополнительного соглашения от 01.02.2009 N 9 к договору аренды от 01.04.2007 N 04-184 и Акта приема-передачи к Дополнительному соглашению земельный участок площадью 19 700 кв.м, а также объект незавершенного строительства в виде административного каркасного кирпичного здания с ж/б перекрытиями по адресу: Московская обл., Павлово-Посадский район, Кузнецовский с.о., дер. Кузнецы, д. 121 наряду с другим имуществом передан в аренду обществу. Данный факт также подтвержден в письменных объяснениях заявителя от 12.11.2009, представленных в судебное заседание. Следовательно, ответственным за соблюдение чистоты и поддержание порядка на указанном участке является общество.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Закона Московской области N 161/2004-ОЗ, места общественного пользования - это земельные участки, здания, строения и сооружения, улицы, водные пути или иные места, их части, доступ к которым в установленном законодательством порядке для населения не ограничен.
Рассматриваемый участок не огорожен, доказательства ограничения прохода на указанную территории не представлены. В силу пункта 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых действующим законодательством предусмотрена административная ответственность, у общества имелась, однако, им не были приняты все зависящие меры по их соблюдению. Доказательства обратного суду не представлены.
При таких обстоятельствах факт совершения обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 12 Закона Московской области от 30.11.2004 N 161/2004-ОЗ, установлен судом и подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами.
Согласно статье 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Арбитражным судом первой инстанции, при вынесении решения, не установлено наличие обстоятельств, отягчающих ответственность заявителя.
В пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" отмечено, что по результатам рассмотрения заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд, при наличии соответствующих оснований, вправе принять решение об изменении оспариваемого решения административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 30.7 КоАП).
В этом случае суду необходимо учитывать положения пункта 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, в силу которых не допускается такое изменение оспариваемого решения, которое повлечет усиление административного наказания или иным образом ухудшит положение лица, привлеченного к административной ответственности.
Кроме того, административным органом не приведены обстоятельства, с учетом которых штраф назначен в размере 30 000 рублей. В связи с чем, арбитражный суд первой инстанции обоснованно принял решение о снижении административного штрафа до минимального размера, предусмотренного санкцией статьи 12 Закона Московской области от 30.11.2004 года N 161/2004-ОЗ.
Судом также установлено, что сроки и порядок привлечения к административной ответственности соблюдены, права и законные интересы общества при производстве по делу о привлечении к административной ответственности не нарушены.
Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции считает обоснованным вывод арбитражного суда первой инстанции о соответствии действующему законодательству постановления управления от 23.07.2009 N 13/512/61 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 12 Закона Московской области от 30.11.2004 года N 161/2004-ОЗ.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции установил, что арбитражным судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем правовые основания для отмены решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют. Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 24.08.2009 по делу N А41-26979/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Татнефть-АЗС-Запад" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.Г. Гагарина |
Судьи |
А.М. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-26979/09
Истец: ООО "Татнефть-АЗС-Запад"
Ответчик: Территориальный отдел N13 территориального управления N2 Госадмтехнадзора
Хронология рассмотрения дела:
19.11.2009 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-4854/2009