г. Самара |
Дело N А55-12200/2009 |
|
не вступившего в законную силу 29 октября 2009 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2009 года
Постановление в полном объеме изготовлено 29 октября 2009 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Юдкина А.А.,
судей Рогалевой Е.М., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Анисимовой О.Ю.,
с участием:
от заявителя - директор Басис Л.Б. (паспорт серии 3602 N 483974, выписка из распоряжения от 08.08.2008 N 1396м); представитель Шакирова А.А. (доверенность от 26.10.2009), от ответчика - представители Коршунова В.В. (доверенность от 10.06.2009 N 12-05/5849); Болдырева О.А. (доверенность от 27.10.2009 N 12-03/11356),
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов N 131 городского округа Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 20 августа 2009 года
по делу N А55-12200/2009 ( судья Холодкова Ю.Е)
по заявлению муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов N 131 городского округа Самара, г. Самара,
к Управлению Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным и отмене постановления от 08 июня 2009 года N 05/2138 о назначении административного наказания по ст.6.7 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов N 131 городского округа Самара обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением об отмене постановления Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области (далее - Управления Роспотребнадзора, административный орган) N 05/213 от 08 июня 2009 о назначении административного наказания по статье 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 20000 рублей. В соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд произвел замену муниципального образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов N 131 городского округа Самара его правопреемником - муниципальным образовательным учреждением Лицей "Созвездие" N 131 городского округа Самара (далее - МОУ Лицей "Созвездие" N 131 г.о. Самара, образовательное учреждение), на основании свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 20 августа 2009 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением суда, образовательное учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на отсутствие вины в совершении вменяемого правонарушения. Заявитель апелляционной жалобы считает, что решение арбитражного суда вынесено с нарушением норм процессуального права, а именно при отсутствии надлежащего извещения МОУ Лицей "Созвездие" N 131 г.о. Самара о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании представители МОУ Лицей "Созвездие" N 131 г.о. Самара подтвердили доводы, изложенные в жалобе.
Представитель Управления Роспотребнадзора в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, оценив их в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, в период с 28.04.2009 по 26.05.2009 сотрудниками Управления Роспотребнадзора была проведена плановая проверка соблюдения образовательным учреждением санитарных правил и норм, предъявляемых к образовательному процессу.
По результатам проверки 26.05.2009 был составлен акт N 05-213, из которого усматривается нарушения санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения. В числе выявленных нарушений административный орган указал следующие: в ограждении участка имеются отсутствующие звенья, зонирование участка не соответствует требованиям: отсутствует учебно-опытная зона, зона отдыха не оборудована, на физкультурно-спортивной зоне твёрдое покрытие имеет дефекты; наполняемость по классам выше норматива (более 25 чел.) в 3г, 4а, 5а, г, 6а, б, г, 7а, б, 8а, б, 9 а, б, 11в классах, не во всех кабинетах площадь на одного учащегося соответствует нормативу - 2,5 кв.м; отсутствуют раздевалки при спортивном зале во 2 корпусе, не функционируют душевые и сан, узлы при спортивном зале в 1 корпусе; количество сантехприборов недостаточное, санузлы не оборудованы кабинами с дверями без запоров, отсутствуют комнаты гигиены для девочек, помещения с поддонами и подводкой холодной и горячей воды для технических нужд на всех этажах; в ряде учебных кабинетах отсутствуют умывальники; расстановка ученической мебели проведена без соблюдения размеров проходов и расстояний между предметами оборудования (не соблюдения расстояние от передней парты до доски, от наружной стены до первого ряда парт, от внутренней стены до ряда столов - 2 корпус кабинеты N 5, 2, 21, 22, 16; 1 - корпус кабинеты N 34, 16), оборудование кабинетов химии, физики, иностранного языка не соответствует требованиям; в туалете для мальчиков на 2 этаже множественные следы протечек, грибок; в кабинете N 18 обои отходят от стены, в кабинете N 38 на стенах бумажные обои, не допускающие уборку влажным способом; отопительные приборы не ограждены защитными экранами, приточно-вытяжная вентиляция в туалетах отсутствует; имеются деревья, высаженные на расстоянии менее 15 метров от здания, классные доски не оборудованы софитами и не освещаются двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками, учебные помещения начальных классов, химии, физики, рисования, черчения не обеспечены горячим водоснабжением; часы факультативных и индивидуальных занятий не входят в объём максимальной нагрузки, в 1-х классах не предусмотрена динамическая пауза не менее 40 минут, не организован дневной сон у детей 1-х классов, посещающих ГПД, не соответствует расписание в 5а, 6а, 6б, 7б, 7в, 8б, 8в, 9б, 9в, 9г, 11б, 11в классах; профилактический медицинский осмотр сотрудниками не пройден, заключительный акт отсутствует; при обеденном зале недостаточное количество умывальников; технический контроль за соответствием паспортным характеристикам не проводился, для детей, посещающих ГПД не организован полдник, не организована централизованная стирка санитарной одежды для персонала, производственный контроль не проводится.
Вышеперечисленные факты являются нарушением требований ч.1 ст. 28 Закона РФ от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; п. 2.2.3, 2.25-2.2.9, 2.3.1, 2.3.11, 2.3.17, 2.3.23, 2.3.24, 2.4,3, 2.4.4, 2.4.5, 2.4.8, 2.5.1, 2.5.2, 2.6.1, 2.6.2, 2.7.5, 2.9.1, 2.9.4, 2.9.17, 2.10.4 СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях"; п. 3.4, 4.3,13.4, 14.12 СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования" По факту выявленного нарушения в отношении образовательного учреждения 26.05.2009 в присутствии законного представителя составлен протокол об административном правонарушении N05-213 по статье 6.7 КоАП РФ.
Постановлением Управления Роспотребнадзора по делу об административном правонарушении от 08.06.2009 N 05/213 образовательное учреждение привлечено к административной ответственности по статье 6.7. КоАП РФ в виде штрафа в размере 20000 рублей.
Полагая, что привлечение к административной ответственности за указанное правонарушение незаконно, образовательное учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене указанного постановления.
Суд первой инстанции, отказывая образовательному учреждению в удовлетворении заявления о признании незаконным постановления от 26.05.2009 N 05-213 пришел к выводу, что заявитель является надлежащим субъектом вменяемого правонарушения, в его действиях имеется и полностью доказан состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 6.7 КоАП РФ.
Однако судом первой инстанции не учтено следующее.
Статьей 6.7 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции в виде административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
В силу требований части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как видно из материалов дела, устранение большинства выявленных административным органом нарушений требует достаточно больших финансовых средств, которыми образовательное учреждение не обладает. Школа, являясь муниципальным образовательным учреждением, финансируется из муниципального бюджета городского округа и не имеет собственных средств, достаточных для недопущения выявленных административным органом нарушений.
В соответствии со ст.31 Закона Российской Федерации от 10.07.1992г. N 3266-1 "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования относится, в том числе обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно ст.32 данного Закона к компетенции образовательного учреждения относится, в том числе материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.
Руководством школы неоднократно направлялись письма в адрес руководителя департамента образования городского округа Самара и других лиц о выделении средств капитальные и аварийные ремонтные работы (л. д. 32-62).
Вопреки требованиям ч.1 ст.65, ч.4 ст.210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации административный орган не представил доказательства того, что школа имела возможность для соблюдения вышеозначенных требований санитарных норм и правил при наличии полного бюджетного финансирования таких мероприятий либо за счет внебюджетных средств. Административный орган не доказал факт совершения образовательным учреждением вменяемого ему правонарушения в части не предусмотрения в 1-ых классах динамической паузы не менее 40 минут.
Из заключения отдела ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области в Советском районе г. Самары" от 29.05.2009 N 228, принятого по результатам экспертизы эксплуатационной документации и лабораторно-инструментальных исследований, следует, что динамическая пауза не менее 40 минут предусмотрена, что соответствует п.2.9.4 (л.д.29). Административным органом не доказано, что нарушение, связанное с превышением норм наполняемости классов (в некоторых классах более 25 человек), явилось следствием виновных действий образовательного учреждения, незаконного зачисления учеников сверх установленных нормативов.
Как пояснил представитель образовательного учреждения в судебном заседании, при формировании классов заявитель руководствовался Законом Российской Федерации от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании". Согласно Уставу образовательного учреждения заявитель осуществляет прием в школу всех подлежащих обучению граждан, проживающих на данной территории, закрепленной за общеобразовательным учреждением и имеющих право получить образования данного уровня. Пунктом 1 статьи 16 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании" общие требования к приему граждан в образовательные учреждения регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.
Нарушения расстановки учебной мебели без соблюдения размеров проходов и расстояний между предметами оборудования не могут быть вменены в вину образовательному учреждению, поскольку 1 корпус здания школы построен в 1987 году, 2 корпус - 1995 году. Конструктивные особенности помещений зданий делают невозможным соблюдение требований, предъявляемых вышеуказанными санитарными нормами и правилами, принятыми значительно позже строительства школы. Для обеспечения соблюдения данных требований требуется полная реконструкция здания школы.
Таким образом, образовательным учреждением предприняты все зависящие от него меры по соблюдению установленных законодательством правил и норм, что свидетельствует об отсутствии его вины в совершении вменяемого административного правонарушения.
Кроме того, выявленные административным органом отступления от СанПиН 2.4.2.1178-02, а именно: наполняемость по классам выше норматива, расстановка ученической мебели проведена без соблюдения размеров проходов и расстояний между предметами оборудования, не повлекли существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения, в том числи вины как субъективной стороны административного правонарушения.
В данном случае административный орган также не доказал наличие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения в результате несоответствия требованиям СанПиН 2.4.2.1178-02 расписания занятий в 5а, 6а, 6б, 7б, 7в, 8б, 8в, 9б, 9в, 9г, 11б, 11в классах, не включения часов факультативных и индивидуальных занятий в объём максимальной нагрузки.
В силу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии у административного органа достаточных оснований для привлечения образовательного учреждения к административной ответственности по ст.6.7 КоАП РФ.
Лица, участвующие в деле, в соответствии со ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, проведения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом направленной ему копии судебного акта. Также извещение считается надлежащим, если, несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем орган связи проинформировал арбитражный суд.
Копия определения от 23.07.2009 об отложении рассмотрения дела на 13 час. 30 мин. 17.08.2009 была направлена Арбитражным судом Самарской области образовательному учреждению 28.07.2009 по указанному им в заявлении адресу: 443083 г. Самара, ул. Промышленности, 319.
Заказное письмо с уведомлением, направленное по адресу заявителя вернулось в суд нераспакованным с отметкой отделения связи: "Истек срок хранения" (л. д.118).
Таким образом, довод заявителя апелляционной жалобы об отсутствии доказательств его надлежащего извещения о времени и месте проведения судебного заседания несостоятелен.
На основании п.1 ч.2 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебный акт от 20 августа 2009 года следует отменить, заявление МОУ Лицей "Созвездие" N 131 г.о. Самара удовлетворить, признать незаконным и отменить оспариваемое постановление Управления Роспотребнадзора.
Исходя из положений ч.4 ст.208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и обжалование решений суда по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 20 августа 2009 года по делу N А55-12200/2009 отменить.
Заявление муниципального общеобразовательного учреждения Лицей "Созвездие" N 131 городского округа Самара удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области от 08 июня 2009 года N 05/213 о назначении административного наказания по ст.6.7 КоАП РФ.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
А.А. Юдкин |
Судьи |
В.С. Семушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-12200/2009
Истец: Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов N131 городского округа Самара
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области