г. Самара |
11АП-9208/2009 |
02 ноября 2009 г. |
Дело N А55-17565/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 ноября 2009 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г.,
судей Захаровой Е.И., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Смирновой Е.А.,
с участием:
от ООО "Металлопродукция" - представителей Зибаревой О.А., доверенность от 05 августа 2009 года, Зинкиной А.В., доверенность от 24 августа 2009 года,
от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области - представителей Давидюк О.Н., доверенность от 22 сентября 2009 года, Краснова В.Б., доверенность от 30 октября 2009 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании 02 ноября 2009 года апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 21 сентября 2009 года по делу N А55-17565/2009, судья Бойко С.А., принятое по заявлению ООО "Металлопродукция", Самарская область, г.Тольятти, к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области, г.Самара, о признании незаконным и отмене постановления от 23 июля 2009 года N 36-09/424 о назначении административного наказания по ч.6 ст.15.25 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Металлопродукция" (далее - ООО "Металлопродукция", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области (далее - ТУ ФСФБН в Самарской области, административный орган) от 23 июля 2009 года N 36-09/424 о назначении административного наказания по ч.6 ст.15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за несоблюдение установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, а также определения ТУ ФСФБН в Самарской области от 23 июля 2009 года N 36-09/424 об отказе в удовлетворении ходатайства. Решением суда от 21 сентября 2009 года заявление ООО "Металлопродукция" удовлетворено, оспариваемое постановление ТУ ФСФБН в Самарской области от 23 июля 2009 года N 36-09/424 о назначении ООО "Металлопродукция" административного наказания по ч.6 ст.15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей признано незаконным и отменено в связи с отсутствием в действиях общества вменяемого состава административного правонарушения, а именно: вины в совершении правонарушения. В части требования об отмене определения ТУ ФСФБН в Самарской области от 23 июля 2009 года N 36-09/424 об отказе в удовлетворении ходатайства производство по делу прекращено.
В апелляционной жалобе ТУ ФСФБН в Самарской области просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении заявленных требований ООО "Металлопродукция" - отказать, ссылаясь на наличие в действиях вменяемого состава административного правонарушения, в том числе доказанность вины в совершении правонарушения. В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
В судебном заседании представители административного органа поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления общества.
Представители общества возражали против удовлетворения апелляционной жалобы и просили оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, сотрудниками ТУ ФСФБН в Самарской области был выявлен факт нарушения ООО "Металлопродукция" установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям.
По данному факту 09 июля 2009 года ТУ ФСФБН в Самарской области в отношении общества был составлен протокол об административном правонарушении N 36-09/424 (л.д.9-11), по результатам рассмотрения которого 23 июля 2009 года вынесено постановление N 36-09/424 о назначении ООО "Металлопродукция" административного наказания, предусмотренного ч.6 ст.15.25 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 40 000 рублей (л.д.5-7).
Частью 6 ст.15.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.
ООО "Металлопродукция" (покупатель) и иностранная компания "ФЭАБЕРН ЛИМИТЕД", Кипр, (продавец) заключили контракт от 25 декабря 2007 года N FBR-01, по условиям которого продавец продал, а покупатель купил товар: сварные прецизионные трубы из холодно-катанной нержавеющей стали марки 409 (1.4512) в количестве 40 000 метров; условия поставки: DDU Тольятти согласно Инкотермс 2000 (п.1); общая стоимость контракта составляет 160 000,00 Евро (п. 2); сроки поставки товара указаны в приложении N 1 к контракту; датой поставки товара считается штамп Тольяттинской таможни "Товар поступил" на транспортном документе, место отгрузки Германия (п. 3); оплата осуществляется 100% от суммы заказа одновременно с размещением заказа. Покупатель делает платеж не позднее 15 дней от даты подписания контракта (п. 4); при задержке поставки свыше 3 месяцев покупатель вправе аннулировать контракт полностью или частично, не компенсируя продавцу никаких расходов или убытков, вызванных аннулированием контракта или его части. В случае непоставки товара и расторжения контракта поставщик возвращает денежные средства в течение 10 дней от истечения срока поставки (п. 5); контракт действует до 30 марта 2008 года (п. 11). Приложением N 1 к контракту установлены сроки поставки: 25 февраля 2008 года -15 марта 2008 года.
На основании контракта N FBR-01 от 25 декабря 2007 года в уполномоченном банке ОАО КБ "Солидарность" в г.Тольятти 26 декабря 2007 года ООО "Металлопродукция" оформило паспорт сделки N 07120003/0554/0007/2/0. По паспорту сделки дата завершения исполнения обязательств по контракту - 30 марта 2008 года, общая сумма контракта - 176 000,00 евро.
В дальнейшем между сторонами вышеназванного контракта было подписано дополнительное соглашение N 2 от 30 июня 2008 года, которым увеличивается срок возврата денежных средств в случае непоставки товара с 10 до 30 дней от истечения срока поставки. Также срок действия контракта продлевается до 30 октября 2008 года.
На основании дополнительного соглашения N 2 от 30 июня 2008 года ООО "Металлопродукция" 30 сентября 2008 года переоформило паспорт сделки N 07120003/ 0554/0007/2/0, внеся изменения в гр. 6 п. 3, п. 6.1. и п. 6.2.
В силу требований под. "б" п. 9 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ) использование валютных ценностей в качестве средства платежа является валютной операцией). К валютным ценностям относятся иностранная валюта и внешние ценные бумаги (п. 5 ч. 1 ст.1 Федерального закона N 173-ФЗ).
В соответствии с ч. 4 ст. 5 Федерального закона N 173-ФЗ Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их предоставления.
В силу п.1 ст. 20 Федерального закона N 173-ФЗ в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям Центральный банк Российской Федерации может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами.
Инструкцией Центрального банка Российской Федерации от 15 июня 2004 года N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (в редакции от 12 августа 2008 года N 2052-У) (далее - Инструкция N 117-И) утвержден порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядок учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок.
Разделом 2 Инструкции N 117-И установлен порядок оформления паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами.
В целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям резидент по каждому контракту оформляет один паспорт сделки в одном банке ПС в порядке, указанном в приложении 4 к Инструкции N 117-И, и в соответствии с требованиями настоящего раздела (п. 3.3 Инструкции N 117-И).
Для оформления паспорта сделки резидент представляет в банк ПС одновременно следующие документы: два экземпляра паспорта сделки, контракт (договор), разрешение органа валютного контроля на осуществление валютных операций по контракту, иные документы (п. 3.5 Инструкции N 117-И).
В соответствии с п. 3.15 Инструкции в случае внесения в контракт изменений или дополнений, затрагивающих сведения, указанные в оформленном резидентом ПС, либо изменения иной информации, указанной в оформленном ПС резидент представляет в банк ПС одновременно два экземпляра ПС, переоформленного с учетом изменений, внесенных в контракт, либо изменений иной информации, указанной в оформленном ПС; документы, подтверждающие вносимые изменения и дополнения в контракт; иные документы, необходимые для переоформления ПС по контракту.
Резидент представляет документы, указанные в п. 3.15 Инструкции после внесения соответствующих изменений в контракт либо изменения иной информации, указанной в оформленном ПС, но не позднее дня осуществления следующей валютной операции по контракту, либо не позднее очередного срока представления в банк ПС документов и информации в соответствии с требованиями настоящей Инструкции и нормативного акта Банка России, регулирующего порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций (п. 3.15'), в зависимости от того, какое из событий наступит раньше.
В соответствии с представленными ООО "Металлопродукция" документами поставка товара по контракту не производилась.
Согласно представленным ООО "Металлопродукция" документам: Swift-сообщению от 25 сентября 2008 года, уведомлению N 91 от 25 сентября 2008 года, мемориальному ордеру N 220 от 25 сентября 2008 года, выписке из лицевого счета за 25 сентября 2008 года следует, что 25 сентября 2008 года на транзитный счет ООО "Металлопродукция" поступили денежные средства на общую сумму 45 800,00 Евро, в качестве возврата за не поставленный по контракту товар.
Следовательно, в соответствии с п. 3.15' Инструкции 117-И ООО "Металлопродукция" обязано было представить в уполномоченный банк ОАО КБ "Солидарность" в г.Тольятти (юридический адрес: 445050, Самарская область, г.Тольятти, ул. Автостроителей, 1А) переоформленный паспорт сделки с учетом изменений, внесенных в контракт дополнительным соглашением N 2 от 30 июня 2008 года, не позднее следующей валютной операции по контракту, то есть до 25 сентября 2008 года.
Исходя из письма филиала ОАО КБ "Солидарность" в г.Тольятти от 27 мая 2009 года исх.N 2208/1 ООО "Металлопродукция" переоформило и представило в уполномоченный банк ПС N 07120003/0554/0007/2/0 - 30 сентября 2008 года, то есть позднее следующей валютной операции по контракту. Просрочка составила 4 дня.
Согласно письмам ООО "Металлопродукция" от 25 июня 2009 года исх. N 647, от 07 июля 2009 года исх. N 711 дополнительное соглашение от 30 июня 2008 года N 2 подписано на территории г. Тольятти 30 июня 2008 года.
Таким образом, по мнению административного органа, ООО "Металлопродукция" допустило нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок.
Из материалов дела следует, что проект дополнительного соглашения от 30 июня 2008 года N 2 к контракту был подготовлен обществом. Два экземпляра указанного проекта дополнительного соглашения были подписаны сторонами 30 июня 2008 года и были переданы представителю инопартнера для проставления печати. Однако иностранной компанией "ФЭАБЕРН ЛИМИТЕД" один экземпляр дополнительного соглашения N 2 от 30 июня 2008 года был возвращен обществу лишь 29 сентября 2008 года по почте. Помимо объяснений представителей заявителя данные обстоятельства подтверждаются объяснениями компании "ФЭАБЕРН ЛИМИТЕД".
В соответствии с вышеназванными правоыми нормами представление дополнительного соглашения как документа, подтверждающего вносимые изменения и дополнения в контракт, является обязательным для переоформления паспорта сделки.
Пункт 3.25 ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации" предусматривает, что оттиск печати заверяет подлинность подписи должностного лица на документах, удостоверяющих права лиц, фиксирующих факты, связанные с финансовыми средствами, а также на иных документах, предусматривающих заверение подлинной подписи. Документы заверяют печатью организации.
Отсутствие у ООО "Металлопродукция" надлежаще оформленного дополнительного соглашения N 2 от 30 июня 2008 года исключало возможность своевременного выполнения ООО "Металлопродукция" этого требования.
В соответствии с п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из материалов дела усматривается, что после получения от иностранного контрагента подписанного дополнительного соглашения N 2 от 30 июня 2008 года паспорт сделок был оформлен обществом в установленном порядке.
В части требования об отмене определения ТУ ФСФБН в Самарской области N 36-09/424 от 23 июля 2009 года об отказе в удовлетворении ходатайства ООО "Металлопродукция" заявлено об отказе от иска. В этой связи производство по делу в указанной части прекращено на основании п.4 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная оценка судом первой инстанции. Указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд выводы суда первой инстанции признает законными и обоснованными.
На основании изложенного решение суда от 21 сентября 2009 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного органа - без удовлетворения.
Исходя из положений ч.4 ст.208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и обжалование решений суда по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 21 сентября 2009 года по делу N А55-17565/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Филиппова |
Судьи |
Е.И.Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-17565/2009
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Металлопродукция"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
02.11.2009 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-9208/2009