г. Саратов |
Дело N А06-2641/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 ноября 2009 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Веряскиной С.Г., Дубровиной О.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Спицыной Е.Е.,
при участии в судебном заседании представителя ОАО "Бассоль" - Караськиной М.С., доверенность от 11.02.2009 года, сроком действия до 31.12.2009 года,
в отсутствие представителей Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, г.Волгоград,, своевременно и надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания, (письмо N 04/717-12 от 29.10.2009 года), представлен отзыв на апелляционную жалобу; рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Бассоль", п.Нижний Баскунчак Ахтубинского района Астраханской области,
на решение арбитражного суда Астраханской области от "31" августа 2009 года
по делу N А06-2641/2009 (судья Грибанов Г.В.)
по заявлению открытого акционерного общества "Бассоль", п.Нижний Баскунчак Ахтубинского района Астраханской области,
к Нижне-Волжскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, г.Волгоград, о признании недействительным пунктов 1 и 5 предписания N 3-05/72 от 30.01.2009 года,
УСТАНОВИЛ
Открытое акционерное общество "Бассоль" (далее ОАО "Бассоль") обратилось в арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Управлению по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Астраханской области о признании недействительными п.1 и п.5 предписания N 3-05/72 от 30.01.2009.
В ходе судебного разбирательства в связи с реорганизацией территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ответчик по делу - Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Астраханской области, деятельность которого была прекращена, был заменен на правопреемника - Нижне-Волжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Решением арбитражного суда Астраханской области от "31" августа 2009 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Открытое акционерное общество "Бассоль" с принятым решением не согласилось, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В апелляционной жалобе податель ссылается на то, что выводы суда первой инстанции об отнесении железнодорожного транспорта Общества к промышленному транспорту необоснованны, поскольку ОАО "Бассоль" осуществляет перемещение грузов железнодорожным транспортом на территории предприятия для собственных нужд.
Обосновывает жалобу заявитель также тем, что нормативные акты - Правила технической эксплуатации промышленного железнодорожного транспорта", утвержденные Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации N АН-22-Р от 29.03.2001 и Правила безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом", утвержденные Постановлением Госгортехнадзора РФ от 16.08.1994г. N 50 - на которые ссылается суд первой инстанции не были официально опубликованы и признаны техническими актами.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление ссылается на то, что ОАО "Бассоль" осуществляет перевозку и выгрузку опасных грузов по путям необщего пользования и осуществляет связь с транспортном общего пользования на основании публичного договора. Вывод суда о том, что железнодорожный транспорт Общества относится к промышленному транспорту является обоснованным.
Вместе с тем, порядок опубликования, установленный п. 3 статьи 15 Конституции РФ, на Правила технической эксплуатации промышленного железнодорожного транспорта и Правила безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом не распространяется.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствии представителей Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, г.Волгоград на основании п.1 ст. 123, п.3 ст.156 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Астраханской области в отношении ОАО "Бассоль" проведено оперативное обследование состояния промышленной безопасности на участке транспортирования опасных веществ железнодорожным транспортом на участке транспортирования опасных веществ Общества в объеме: железнодорожные пути необщего пользования длиной 2914 м, локомотивное хозяйство, организация и осуществление ПК на участке транспортирования ОВ.
По результатам обследования главным государственным инспектором Чиником А.И. было издано предписание от 30.01.2009г. N 3-05/72 об устранении выявленных нарушений законодательства в области промышленной безопасности.(л.д.9-12), из которого усматривается, что заявителем было допущено нарушение п. 1 ст. 9 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", пунктов 3.13, 3.14 "Правил технической эксплуатации промышленного железнодорожного транспорта" АН-22-Р от 29.03.2001, а именно не проводится ежегодная дефектоскопия рельсов, стрелочного хозяйства, подъездных путей по которым планируется транспортирование опасных грузов (пункт 1 предписания). По сроку устранения нарушений до 01.05.2009г.
Заявителем было допущено также нарушение ст.9 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", пункт 7.5. "Правил безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом" шифр РД 15-73-94, а именно не соблюдаются сроки проведения технического обслуживания и текущего ремонта тепловоза (пункт 5 предписания). По сроку устранения нарушений - с получением предписания.
Не согласившись с вынесенным контрольным органом предписанием, ОАО "Бассоль" обратилось в арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании недействительными п.1 и п.5 предписания от 30.01.2009г. N 3-05/72.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об обоснованности доводов заинтересованного лица, что эксплуатируемый заявителем железнодорожный транспорт относится к железнодорожному транспорту необщего пользования, а не технологическому железнодорожному транспорту, поскольку Обществом не представлены доказательства, что принадлежащий Обществу железнодорожный транспорт предназначен исключительно для перемещения товаров на территории организации и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд организации.
Вместе с тем, арбитражный суд отклонил доводы заявителя, что "Правила технической эксплуатации промышленного железнодорожного транспорта" и "Правила безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом" не подлежат применению как нормативные акты, поскольку они не зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ и не опубликованные в печати.
Выслушав представителя подателя апелляционной жалобы, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемое решение арбитражного суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения, по следующим основаниям.
В соответствии со ст.1 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" от 10.01.2003 N 17-ФЗ (далее Закона N 17-ФЗ) железнодорожный транспорт в Российской Федерации состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций.
Деятельность организаций железнодорожного транспорта необщего пользования, не регулируемая настоящим Федеральным законом, регламентируется иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Действие настоящего Федерального закона не распространяется на функционирование технологического железнодорожного транспорта организаций.
Статья 2 Закона N 17-ФЗ определяет, что железнодорожный транспорт необщего пользования - совокупность производственно-технологических комплексов, включающих в себя железнодорожные пути необщего пользования, здания, строения, сооружения, в отдельных случаях железнодорожный подвижной состав, а также другое имущество и предназначенных для обеспечения потребностей физических и юридических лиц в работах (услугах) в местах необщего пользования на основе договоров или для собственных нужд; железнодорожные пути необщего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд; железнодорожный подвижной состав - локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав;
Также в ст.4 Закона N 17-ФЗ указано, что государственное регулирование в области железнодорожного транспорта необщего пользования осуществляется в целях: обеспечения безопасного и качественного функционирования железнодорожного транспорта необщего пользования.
В соответствии со ст. 2. Федерального закона от 10.01.2003г. N 18-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (в ред. Федеральных законов от 07.07.2003 N 115-ФЗ, от 08.11.2007 N 258-ФЗ, от 22.07.2008 N 141-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 30.12.2008 N 313-ФЗ) железнодорожный транспорт необщего пользования - совокупность производственно-технологических комплексов, включающих в себя железнодорожные пути необщего пользования, здания, строения, сооружения, в отдельных случаях железнодорожный подвижной состав, а также другое имущество и предназначенных для обеспечения потребностей физических и юридических лиц в работах (услугах) в местах необщего пользования на основе договоров или для собственных нужд; Апелляционным судом установлено, что Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору ОАО "Бассоль" была выдана лицензия на осуществление деятельности по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов от 11.04.2007г. NЭВ-38-000317 (ЖН) сроком до 11.04.2012 (л.д.28-29).
Место осуществления лицензируемого вида деятельности: Астраханская обл. Ахтубинский р-н п.Нижний Баскунчак.
Обществу также было выдано свидетельство о регистрации А38-01416 от 24.03.2009г., подтверждающее включение опасных производственных объектов, в государственный реестр опасных производственных объектов (л.д.30).
Согласно свидетельства в государственный реестр опасных производственных объектов включен в числе прочих следующий эксплуатируемый Обществом объект: участок транспортирования опасных веществ (ж/д, лвж, мазут), регистрационный номер А38-01416-006, в состав которого входит тепловоз маневровый ЧМЭ-3 N 2806, железнодорожные пути N 1,8,12,18,19,19а,19б,25 с шириной колеи 1520 мм предназначенные для транспортировки опасных веществ (л.д.31,32).
На основании данных актов ОАО "Бассоль" осуществляет перевозку и выгрузку опасных грузов (бензин, дизельное топливо, мазуты топочные) по путям необщего пользования протяженностью 2914 м.
Апелляционным судом установлено, что вагоны с опасными грузами подаются железнодорожным транспортом ОАО "РЖД" с железнодорожных путей общего пользования, а принимаются и расставляются по фронтам выгрузки тепловозами ОАО "Бассоль".
В соответствии с п. 1.1. Строительных норм и правила СНиП 2.05.07-91 "Промышленный транспорт", утвержденного постановлением Госстроя СССР от 28 ноября 1991 г. N 18, промышленный транспорт - комплекс сооружений, устройств и технических средств транспорта, обеспечивающих внешние и внутренние перевозки грузов (исключая перемещение в пределах технологических агрегатов), эксплуатацию и техническое обслуживание транспортных средств, а также производство транспортных погрузочно-разгрузочных операций на предприятиях и в организациях".
Согласно п. 6. "Инструкции по эксплуатации железнодорожных переездов на путях промышленного транспорта", утвержденной Распоряжением Министерством транспорта РФ от 30.05.2001г. N АН-47-р, промышленный железнодорожный транспорт - это комплекс технических средств и сооружений железнодорожного транспорта необщего пользования, обеспечивающий транспортное обслуживание производственных процессов и представление транспортных услуг, а также связь с другими организациями и транспортом общего пользования.
Согласно п.2 ст. 1 ФЗ "О железнодорожном транспорте РФ" технологический железнодорожный транспорт организации, предназначен для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций.
Исходя из вышеизложенного, следует, что железнодорожный Общества является промышленным железнодорожным транспортом, так как в комплекс технических средств железнодорожного транспорта входят: железнодорожный путь необщего пользования, здания, строения, сооружения, железнодорожный подвижной состав (тепловозы), обеспечивающий транспортное обслуживание производственных процессов, а также выявлена связь с транспортом общего пользования, и работы связанные с перевозкой опасных грузов на основании публичных договоров. Таким образом, выводы суда первой инстанции о том, что эксплуатируемый заявителем железнодорожный транспорт относится к железнодорожному транспорту необщего пользования, а не технологическому железнодорожному транспорту, поскольку Обществом не представлены доказательства, что принадлежащий Обществу железнодорожный транспорт предназначен исключительно для перемещения товаров на территории организации и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд организации, является правильным.
Как следует из материалов дела и заявителем не оспорено, что организацией не соблюдались требования установленные пунктами 3.13, 3.14 "Правил технической эксплуатации промышленного железнодорожного транспорта" АН-22-Р от 29.03.2001, пунктом 7.5. "Правил безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом" РД 15-73-94, таким образом, вынесенное предписание от 30.01.2009г. N 3-05/72 об устранении выявленных нарушений законодательства в области промышленной безопасности соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя. Оснований к удовлетворению заявленных требований у суда первой инстанции правомерно не имелось.
Апелляционный суд отклоняет также доводы заявителя, что "Правила технической эксплуатации промышленного железнодорожного транспорта" и "Правила безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом" не подлежат применению поскольку они не зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ и не опубликованные в печати.
В соответствии с "Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997г. N 1009 государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации, которое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат официальному опубликованию в установленном порядке, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
Федеральные органы исполнительной власти направляют для исполнения нормативные правовые акты, подлежащие государственной регистрации, только после их регистрации и официального опубликования. При нарушении указанных требований нормативные правовые акты, как не вступившие в силу, применяться не могут.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" федеральные органы исполнительной власти, которым в соответствии с федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативно-правового регулирования, специальные разрешительные, контрольные или надзорные функции в области промышленной безопасности обязаны согласовывать принимаемые ими нормативные правовые акты и нормативные технические документы, а также координировать свою деятельность в области промышленной безопасности с федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.
Пунктом 15 Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 04.05.2007 N 88, установлено, что не подлежат представлению на государственную регистрацию технические акты (ГОСТы, СНиПы, тарифно-квалификационные справочники, формы статистического наблюдения и т.п.), если они не содержат нормативных предписаний.
Как следует из Приказа Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору от 01.08.2006г. N 738 "Правила безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом" в соответствии с письмами Минюста России от 16.09.1994г. правила не нуждаются в государственной регистрации, так как являются техническим актом.
Исходя из системного толкования положений вышеназванного Федерального закона и "Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", "Правила безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом" и "Правила технической эксплуатации промышленного железнодорожного транспорта" по своему характеру являются нормативно-техническими документами, в связи с чем не нуждаются в государственной регистрации и опубликовании.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут послужить основанием к отмене решения суда, поскольку они были известны суду первой инстанции и получили в судебном акте надлежащую оценку, оснований для иной оценки правильно установленных судом первой инстанции обстоятельств дела у суда апелляционной инстанции не имеется. На основании изложенного и руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение арбитражного суда Астраханской области от "31" августа 2009 года по делу N А06-2641/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд, принявший решение.
Председательствующий |
М.Г. Цуцкова |
Судьи |
С.Г. Веряскина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-2641/2009
Истец: ОАО "Бассоль"
Ответчик: Управление технологического и экологического надзора Ростехнадзора по Астраханской области
Третье лицо: ООО "Бассоль", Нижне-Волжское управление Федеральной службы по экологическому, течнологическому и атомному надзору