г. Саратов |
N 12АП-7747/2009 |
24 ноября 2009 |
Дело N А12-13719/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 ноября 2009 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Никитина А.Ю.,
судей: Агибаловой Г.И., Клочковой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Николаевым Д.В.,
при участии в судебном заседании представителя истца Кусакина А.А. по доверенности от 11.01.2009 г. N 01, в отсутствии представителей ответчика и третьего лица (почтовые уведомления приобщены к материалам дела N N 772568, 772575),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "МРСК Юга" в лице филиала Волгоградэнерго (г. Волгоград)
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 19 августа 2009 года
по делу N А12-13719/2009 (судья В.А. Копылов)
по иску ГУ ВО "Волгоградский центр энергоэффективности" (г. Волгоград)
к ОАО "МРСК Юга" в лице филиала Волгоградэнерго (г. Волгоград)
третье лицо:
Управление по региональным тарифам Администрации Волгоградской области, (г. Волгоград),
о взыскании 5 416 667 рублей,
УСТАНОВИЛ
Государственное учреждение Волгоградской области "Волгоградский центр энергоэффективности" (далее - истец, Учреждение) обратилось в арбитражный суд с иском (уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ) к открытому акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" в лице филиала "Волгоградэнерго" (далее - ответчик, ОАО "МРСК Юга") 16 250 000 руб. задолженности, образовавшейся в результате несвоевременного перечисления денежных средств в соответствии с Федеральным законом N 28-ФЗ от 03.04.1996г. и Законом Волгоградской области N 215-ОД от 28.10.1998г. "Об энергосбережении" за апрель 2009 г...
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 19 августа 2009 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Ответчик с решением арбитражного суда первой инстанции не согласился, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать по доводам, изложенным в апелляционной жалобе. В частности ответчик указывает, что он не является энергоснабжающей организации по ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ", отсутствие необходимых денежных средств, считает, что взыскиваемые суммы являются косвенным налогом, который не предусмотрен налоговым законодательством.
Лица, участвующие в деле, о дне и времени рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены надлежащим образом.
Представитель истца в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, полагает решение суда первой инстанции законным по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился. Представитель третьего лица в судебное заседание не явился. Представил отзыв на апелляционную жалобу, из которого следует, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит. Также третье лицо ходатайствует о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствии своих представителей.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствии представителей ответчика и третьего лица (ч.1 ст. 123, ч.3 ст.156 АПК РФ).
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, изучив материалы дела, выслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемое решение арбитражного суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно ст.2 Федерального закона от 03.04.1996г. N 28-ФЗ "Об энергосбережении", законодательство Российской Федерации об энергосбережении состоит из данного федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам энергосбережения, принимаемых в соответствии с договорами по разграничению предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.ст. 2, 4 Федерального закона от 14.04.1995г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", государственное регулирование тарифов осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней с обеспечением баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии на основе доступности указанных видов энергии и с учетом обеспечения экономически обоснованной доходности инвестиционного капитала, вложенного в производство и передачу электрической и тепловой энергии.
В силу ст.5 и 6 указанного Федерального закона, к полномочия федеральных органов исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов относится утверждение правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию, а к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов относится установление тарифов на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям в рамках, установленных федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий предельных уровней тарифов, за исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам.
В соответствии с абз. 6 ст. 14 Федерального закона от 03.04.1996г. N 28-ФЗ "Об энергосбережении", органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при определении тарифов на электрическую и тепловую энергию должны учитывать экономически обоснованные затраты потребителей электрической и тепловой энергии на энергосбережение. Порядок консолидации указанных средств и порядок их использования потребителями в целях финансирования энергосберегающих проектов определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно п.п.4 п.1 ст.15 Закона Волгоградской области N 215-ОД от 27.10.1998г. "Об энергосбережении", финансовые средства для реализации энергосберегающей политики Волгоградской области формируются за счет ежемесячных отчислений в размере одного процента, закладываемых по решению Региональной энергетической комиссии Волгоградской области в тарифы на электрическую и тепловую энергию, с последующим их перечислением энергоснабжающими организациями на расчетный счет Фонда энергосбережения.
Постановлением администрации Волгоградской области от 15.09.2006г. N 1145 утверждено Положение о порядке формирования и использования целевых средств, предназначенных для финансирования энергосберегающей политики в Волгоградской области, обязательное в силу п.1.3 для исполнения на территории всей Волгоградской области всеми газораспределительными, энергосбытовыми, газосбытовыми организациями, отпускающими и транспортирующими электрическую и тепловую энергию, природный газ.
Пунктом 2.5. данного Положения установлено, что государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществляет Управление по региональным тарифам администрации Волгоградской области.
В целях реализации мероприятий по энергосбережению и проведения энергосберегающей политики в регионе, Постановлением администрации Волгоградской области N 878 от 19.07.2006г. создано Государственное учреждение Волгоградской области "Волгоградский центр энергоэффективности".
Пунктом 5 указанного постановления учреждению поручено открыть счет с целью аккумулирования средств для финансовой поддержки энергосберегающей политики в регионе.
В соответствии с п.2.3. Положения о порядке формирования и использования целевых средств, предназначенных для финансирования энергосберегающей политики в Волгоградской области, ГУ Волгоградской области "Волгоградский центр энергоэффективности" осуществляет сбор отчислений с энергоснабжающих организаций и вправе обращаться в суд с требованием о взыскании отчислений с энергоснабжающих организаций.
Согласно п.п. 3.2. и 3.3. указанного Положения, размер отчислений на формирование целевых средств составляет один процент от стоимости отпущенной электрической и (или) тепловой энергии и стоимости услуг, оказываемых энергоснабжающими организациями.
Указанные отчисления не являются денежными средствами энергоснабжающих организаций и должны перечисляться на специальный счет ГУ Волгоградской области "Волгоградский центр энергоэффективности" до 25 числа месяца, следующего за отчетным.
Ответчик предоставляет услуги передаче электрической энергии, его услуги подлежат государственному регулированию тарифов в соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".
Постановлением Управления по региональным тарифам администрации Волгоградской области N 45/5 от 25.12.2008г. для ОАО "МРСК Юга" филиал "Волгоградэнерго" был установлен тариф на передачу электрической энергии на 2009 год, действующий с 01.01.2009г.
В структуру тарифа включены денежные средства в размере 65 000 000 руб. (без учета налога на прибыль) для финансирования мероприятий по энергосбережению на территории Волгоградской области, что подтверждается представителем УРТ в судебном заседании и выпиской из экспертного заключения, утвержденного решением коллегии УРТ от 25.12.2008г. (протокол заседании коллегии N 37).
Исходя из требований действующего законодательства, ответчик обязан был перечислить на специальный счет истца денежные средства, исчисленные пропорционально общей сумме денежных средств, включенных в тариф, и числу месяцев в году, так как на него возложена обязанность ежемесячно до 25 числа месяца, следующего за отчетным, перечислять денежные средства на финансирование мероприятий по энергосбережению. Названная сумма составляет 5 416 666 руб. 67 коп. за 1 месяц (исходя из расчета 65 000 000 : 12 = 5 416 666 руб. 67 коп.), и, соответственно за период с апреля по июнь 2009 г. составляет 16 250 000 руб.
Согласно п.2 ст. 26.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, Закон Волгоградской области N 215-ОД от 27.10.1998г. не противоречит действующему законодательству.
Данное обстоятельство установлено постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2009г. в рамках дела N А12-4750/2009 о взыскании с ответчика задолженности за предшествующий период (с января по март 2009 г.).
Довод подателя апелляционной жалобы, что взыскиваемые суммы отчислений имеют характер налоговых платежей, также не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания для отказа в иске, поскольку, согласно п.3.3. Положения о порядке формирования и использования целевых средств, предназначенных для финансирования энергосберегающей политики в Волгоградской области, отчисления энергоснабжающих организаций не принадлежат им. Из этого следует, что указанные отчисления не являются налогом, поскольку являются установленными целевыми средствами на реализацию общественно-значимых мероприятий и не принадлежат энергоснабжающим организациям.
Довод ответчика о том, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих, что заложенная УРТ в тариф ОАО "МРСК" филиал "Волгоградэнерго" денежная сумма в размере 65 000 000 руб. составляет нормативно предусмотренный 1% от стоимости услуг ОАО "МРСК Юга" в 2009 г., является несостоятельным.
Экспертное заключение УРТ Администрации Волгоградской области и постановление УРТ, установившее тарифы для ответчика на 2009 г., положенные в основу формирования величины экономически обоснованного тарифа на 2009 г. и суммы отчислений на специальный счет Учреждения, ответчиком не оспариваются.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями к отмене принятого судебного акта. Доводам, указанным в апелляционной жалобе, была дана надлежащая оценка судом первой инстанции.
Доводы ответчика являются следствием ошибочного толкования норм права, противоречащего общим принципам действующего законодательства и правоприменительной практике. Кроме того, не установлены все характеризующие признаки "налога", предусмотренные положениями статьи 17 НК РФ, что является необходимым условием для признания налога установленным.
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований в сумме 16 250 000 руб., поскольку в силу закона (Федерального закона от 03.04.96г. N 28-ФЗ "Об энергосбережении", ст.15 Закона Волгоградской области "Об энергосбережении" N 215-ОД от 27.10.98г., Положения о порядке формирования и использования целевых средств, предназначенных для финансирования энергосберегающей политики в Волгоградской области, утвержденного Постановлением Администрации Волгоградской области от 15.09.2006 года N 1145) на ответчике лежит обязанность по перечислению на специальный счет отчислений на финансирование энергосберегающих программ.
На основании изложенного, судебная коллегия апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, поскольку оно является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение арбитражного суда Волгоградской области от 19 августа 2009 года по делу N А12-13719/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Ю. Никитин |
Судьи |
Г.И. Агибалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-13719/09
Истец: Государственное учреждение Волгоградской области "Волгоградский центр энергоэффективности"
Ответчик: ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга " филиал "Волгоградэнерго"
Третье лицо: УРТ Администрации Волгоградской области
Хронология рассмотрения дела:
24.11.2009 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-7747/2009