г. Санкт-Петербург |
|
03 ноября 2009 года |
Дело N А56-20965/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2009 года
Постановление изготовлено в полном объеме 03 ноября 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Третьяковой Н.О.
судей Згурской М.Л., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Ким Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11646/2009) ООО "Евросеть СПб"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.07.2009
по делу N А56-20965/2009 (судья Пасько О.В.),
принятое по заявлению ООО "Евросеть СПб"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Санкт-Петербургу
о признании незаконными действий
при участии:
от заявителя: Жемавичус А.А., Баширов И.Н. - доверенность N ЮР-Д от 01.10.2008;
от ответчика: Нерчук И.Н. - доверенность N 17-01/2903 от 30.07.2009;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Евросеть СПб" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий сотрудников Межрайонной ИФНС России N 16 по Санкт-Петербургу, выразившихся в осуществлении осмотра помещений без участия понятых и представителя заявителя, в фотографировании сотрудников заявителя, в проведении осмотра помещений без указания перечня налогов и сборов, правильность и полнота перечисления которых явились предметом налогового контроля, а также о признании незаконным бездействия сотрудников Межрайонной ИФНС России N 16 по Санкт-Петербургу выразившегося в не уведомлении заявителя о проведении осмотра помещений, в не разъяснении прав и обязанностей представителям заявителя перед и в процессе проведения осмотра помещений, в не оформлении протокола осмотра помещений в процессе проведения осмотра.
Решением суда от 09.07.2009 заявление Общества оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Общество, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, осмотр помещений, принадлежащих Обществу, осуществлен сотрудниками Инспекции с нарушением норм Налогового кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, а представитель налогового органа просил жалобу оставить без удовлетворения, решение суда - без изменения.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 26.12.2008 года заместителем начальника Межрайонной ИФНС России N 16 по Санкт-Петербургу принято решение N 181 о назначении выездной налоговой проверки организации - ООО "Евросеть СПб" с одновременной проверкой филиалов (подразделений), входящих в структуру организации по всем налогам и сборам, а также по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 16.06.2005 по 31.12.2005. Проведение проверки поручено сотрудникам инспекции: Снитко О.С., Самарцовой Е.С., Константиновой А.А., Рябушкиной М.Н., Шакуло Л.В., Сурядовой Я.Е., Нерчуку И.Н.
Уведомлением от 26.12.2008 Общество в лице уполномоченного представителя организации было приглашено в Инспекцию на 29.12.2008 для вручения решения о проведении выездной налоговой проверки.
Указанное решение вручено представителю Общества, действующему по доверенности, Соболеву О.В. 29.12.2008 (листы дела 68-79).
18.03.2009 г. инспекцией вынесено решение N 03/3 о внесении изменений в решение о проведении выездной налоговой проверки от 26.12.2008 N 181, в соответствии с которым в состав лиц, проводящих выездную налоговую проверку, включены следующие сотрудники Межрайонной ИФНС России N 16 по Санкт-Петербургу: Крупнова С.В., Левин О.Г., Лозновская Л.А., Яковенко В.М., Иванов В.Г., Громов С.Ы., Беленький С.В., Калиничев Р.А., Губочкин В.М. Представитель Общества - финансовый директор Соболев О.В., действующий на основании доверенности 18.03.2009 был ознакомлен с указанным решением и получил копию данного решения.
Сотрудниками инспекции - Снитко О.С., Крупновой С.В., Самарцовой Е.С, Нерчук И.Н., Левиным О.Н., Яковенко В.М., Ивановым В.Г., Губочкиным В.М. в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 31 и статьей 92 НК РФ 18.03.2009 произведен осмотр помещений ООО "Евросеть СПб", находящихся по адресу: Санкт-Петербург, Средний проспект, дом 36/40.
Считая действия и бездействия сотрудников инспекции при проведении осмотра незаконными, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая Обществу в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что осмотр помещений и предметов, принадлежащих Обществу, произведен сотрудниками налогового органа с соблюдением требований налогового кодекса Российской Федерации.
Выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что жалоба Общества не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно пункту 6 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе в порядке, предусмотренном статьей 92 настоящего Кодекса, осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества.
На основании статьи 92 НК РФ должностное лицо налогового органа, производящее выездную налоговую проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов.
Согласно пункту 3 статьи 92 НК РФ осмотр производится в присутствии понятых. В соответствии с пунктом 5 статьи 92 НК РФ о производстве осмотра составляется протокол.
Кроме того, при проведении осмотра вправе участвовать лицо, в отношении которого осуществляется налоговая проверка, или его представитель, а также специалисты.
В необходимых случаях при осмотре производятся фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов или другие действия (пункт 4 статьи 92 НК РФ).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, осмотр помещений и документов, принадлежащих ООО "Евросеть СПб" произведен сотрудниками налогового органа, включенными в состав лиц, проводящих выездную налоговую проверку.
Как следует из протокола осмотра от 18.03.2009, осмотр помещений Общества произведен с участием понятых - Федоровой М.Ю. и Пузыревой Т.И., а также в присутствии представителя Общества - финансового директора Соболева О.В., действовавшего на основании доверенности. При проведении осмотра налоговым органом были использованы технические средства - цифровые фотоаппараты, диктофон, что нашло свое отражение в протоколе осмотра (листы дела 48-54).
Все действия лиц, проводивших осмотр помещений, отражены в протоколе осмотра, подписанном понятыми без замечаний.
Доводы Общества, изложенные как в заявлении, так и в апелляционной жалобе, повторяют замечания, указанные представителем Общества Соболевым О.В. в протоколе осмотра и выражаются в следующем: лицо, в отношении которого проводится выездная налоговая проверка, не было извещено об осмотре помещений; присутствующим при осмотре сотрудникам Общества не был указан перечень налогов и сборов, правильность и полнота исчисления которых, являлась предметом проверки и осмотра помещений; понятых было два человека, а проверяющих - восемь человек, проверяющие свободно перемещались по территории без присутствия понятых; проверяющими произведено фотографирование лиц сотрудников Общества, а также иных лиц, находящихся в помещениях Общества; протокол осмотра был составлен после осмотра помещений, а не в процессе осмотра.
Все указанные доводы были оценены судом первой инстанции и правомерно признаны необоснованными.
Как указывалось судом апелляционной инстанции выше, уполномоченное лицо Общество было ознакомлено с решением налогового органа о проведении выездной налоговой проверки. Обязанность же сообщать сотрудникам Общества при проведении осмотра помещений "по каким налогам проводится проверка и осмотр помещений" не предусмотрена Налоговым кодексом Российской Федерации. Участие в осмотре помещений Общества двух понятых и представителя Общества также подтверждается протоколом осмотра, при этом понятыми каких-либо замечаний к действиям сотрудников инспекции при проведении осмотра, либо к сведениям, отраженным в протоколе, не заявлено.
Ссылка подателя жалобы относительно неуведомления исполнительного директора Общества и исполнительного органа Общества о времени и месте проведения осмотра также отклоняется судом апелляционной инстанции. Отношения представительства в налоговых правоотношениях регулируются главой 4 Налогового кодекса Российской Федерации. В частности, в силу статьи 29 НК РФ физическое лицо, наделенное правом быть уполномоченным представителем налогоплательщика-организации, должно иметь доверенность, подписанную руководителем организации (иным лицом в соответствии с учредительными документами), с приложением печати организации. Как следует из материалов дела, при осмотре участвовал исполнительный директор Общества, действовавшей на основании выданной ему доверенности.
Составленный 18.03.2009 протокол осмотра помещений отвечает требованиям, предъявляемым к протоколу, составленному при производстве действий по осуществлению налогового контроля (статья 99 НК РФ).
В соответствии с пунктом 5 статьи 99 НК РФ к протоколу прилагаются фотографические снимки и негативы, киноленты, видеозаписи и другие материалы, выполненные при производстве действия. Возможность производства фото- и киносъемки, видеозаписи прямо предусмотрена в пункте 4 статьи 92 НК РФ при осмотре помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов.
Обжалуя действия и бездействия сотрудников налогового органа, Общество в свою очередь не указало, какие нормы Налогового кодекса Российской Федерации были нарушены проверяющими и как эти действия (бездействия) нарушили права и законные интересы Общества.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Требование о признании незаконными решения или действий (бездействия) органов, должностных лиц может быть удовлетворено судом в случае несоответствия оспариваемых решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения ими прав и законных интересов заявителя.
Апелляционная инстанция считает, что оспариваемые Обществом действия (бездействия) сотрудников инспекции совершены в рамках их полномочий и в соответствии с требованиями статей 31, 92 Налогового кодекса Российской Федерации и не нарушают прав и законных интересов заявителя.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно и законно отказал Обществу в удовлетворении заявления.
Ссылка в апелляционной жалобе относительно выемки налоговым органом документов, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку данные действия налогового органа (выемка документов), представляющие собой самостоятельную форму налогового контроля Обществом при рассмотрении дела в суде первой инстанции не обжаловались и не были предметом рассмотрения.
При рассмотрении дела арбитражным судом установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.07.2009 по делу N А56-20965/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.О. Третьякова |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-20965/2009
Истец: ООО "Евросеть СПб"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N16 по Санкт-Петербургу
Хронология рассмотрения дела:
03.11.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-11646/2009