г. Санкт-Петербург |
05 ноября 2009 г. |
|
Дело N А21-3511/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2009 года
Постановление изготовлено в полном объеме 05 ноября 2009 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дмитриевой И.А.
судей Будылевой М.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Князевой Е.А. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12370/2009) ООО "Порт Светлый" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.08.2009 по делу N А21-3511/2009 (судья Залужная Ю.Д.), принятое
по заявлению ООО "Порт Светлый" к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калининградской области
3-е лицо: ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области"
о признании незаконным санитарно-эпидемиологического заключения на проект обоснования величины санитарного разрыва
при участии: от заявителя: Садовский С.А. по доверенности от 12.10.2009;
от ответчика: Воронкина И.В. по доверенности N б/н от 23.10.2009; Навахатская Е.М. по доверенности N б/н от 23.10.2009;
от третьего лица: не явились, извещены.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Порт Светлый" (далее - заявитель, ООО "Порт Светлый", Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением, уточненным в ходе рассмотрения дела, о признании незаконным санитарно-эпидемиологического заключения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калининградской области (далее - ответчик, Управление) N 39.КС.05.000.Т.000205.05.09 от 29.05.2009 о несоответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам проекта обоснования величины санитарного разрыва от проектируемого подъездного железнодорожного пути с точкой примыкания станции "Балтийский лес" до причала N 2, находящегося в собственности ООО "Порт Светлый", расположенного по улице Портовая 1 в городе Светлом Калининградской области и обязании ответчика выдать соответствующее заключение о соответствии проекта санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Федеральное государственное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области" (далее - третье лицо, ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области").
Решением от 10.08.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Порт Светлый" просит отменить решение суда от 10.08.2009, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области" надлежащим образом уведомлено о дате, месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, однако своего представителя в судебное заседание не направило. От третьего лица поступило ходатайство, в котором просит рассмотреть апелляционную жалобу без его участия.
Апелляционная инстанция считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области", поскольку оно извещено надлежащим образом, а материалы дела и характер спора позволяют рассмотреть дело без участия третьего лица в соответствии с пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, а представитель Управления, ссылаясь на их несостоятельность, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Апелляционный суд, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, приходит к выводу, что требования подателя жалобы не подлежат удовлетворению, а решение суда отмене.
Как следует из материалов дела, 12.08.2008 ООО "Порт Светлый" обратилось в Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калининградской области с заявлением о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии (несоответствии) проекта обоснования величины санитарного разрыва от проектируемого подъездного железнодорожного пути с точкой примыкания станция "Балтийский лес" до причала N 2, находящегося в собственности ООО "Порт Светлый", расположенного по улице Портовая 1 в городе Светлом Калининградской области.
18.08.2008 Обществом было получено уведомление N 4000 о необходимости проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы материалов обоснования величины санитарного разрыва от проектируемого железнодорожного пути (далее - ж/д) необщего пользования от станции "Балтийский лес" до причала N 2 по улице Портовая, дом 1 в городе Светлом.
Во исполнение требований указанного уведомления заявителем было заказано в ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области" экспертное заключения о соответствии проектной документации санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам (т. 1 л.д. 30-36).
24.12.2008 ООО "Порт Светлый" повторно обратилось в Управление с заявлением о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии (несоответствии) проекта обоснования величины санитарного разрыва, одновременно представив с указанным заявлением экспертное заключение ФГУЗ "Центр Гигиены и эпидемиологии в Калининградской области" N 055/07 от 19.12.2008.
22.01.2009 Общество получило письмо исх. N 217 за подписью Руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калининградской области Главного государственного санитарного врача по Калининградской области Груничевой Т.П., в котором ему отказано в согласовании материалов по обоснованию санитарного разрыва от проектируемого подъездного железнодорожного пути с точкой примыкания станция "Балтийский лес" до причала N 2 по улице Портовая дом 1 в городе Светлом.
05.06.2009 Обществу выдано отрицательное санитарно-эпидемиологическое заключение. Полагая, что действия ответчика, выраженные в форме не согласования материалов по обоснованию санитарного разрыва и выдачи отрицательного санитарно - эпидемиологического заключения противоречат пункту 6 Порядка выдачи санитарно-эпидемиологических заключений утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19.07.2007 N 224 Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что комплексная оценка воздействия железнодорожной ветки на условия проживания населения по улицам Советской и Портовой проведена в полном объеме, в соответствии с действующим законодательством, кроме того, окончательный расчет величины санитарного разрыва определяется непосредственно после ввода железнодорожных путей в эксплуатацию.
Как установлено судом первой инстанции, согласно пункту 3 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии со статьей 20 Закона N 52-ФЗ критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздух в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологической заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.
Пунктом 2 статьи 42 Закона N 52-ФЗ предусмотрено, что санитарно-эпидемиологические заключения выдаются главными государственными врачами в соответствии со статьей 511 Закона на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытании и токсикологических гигиенических и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "статьей 511 Закона" имеется в виду "статьей 51 Закона"
В соответствии с пунктом 2.6 санитарно-эпидемиологических привил и нормативов 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее - СанПиН), величина санитарного разрыва (расстояния от источника химического, биологического и/или физического воздействия, уменьшающее эти воздействия до значений гигиенических нормативов), в том числе для линий железнодорожного транспорта, устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации, электромагнитных полей и др.) с последующим проведением натурных исследований и измерений.
Согласно пункту 2.2. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 санитарно-защитная зона промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.), установленная (окончательная) на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.
Из выше перечисленных норм, заявитель сделал ошибочный вывод о том, что окончательный расчет величины санитарного разрыва определяется после ввода железнодорожных путей в эксплуатацию. Однако, из смысла пункта 2.2 и 2.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 следует, что все необходимые исследования и расчеты должны быть проведены в полном объеме до непосредственной эксплуатации объекта, а натуральные наблюдения должны только подтвердить уже произведенные расчеты.
Утверждение заявителя о том, что создаваемые им уровни загрязнения не превышают предельно-допустимых концентраций, не доказано, поскольку расчет предполагаемого химического загрязнения атмосферы осуществлялся на основании фоновых концентраций вредных веществ в воздухе, измеренных в 2005, 2006 годах. Кроме того, фоновые концентрации замерялись в районе улиц Рыбацкая, Кржижановского (т. 1 л.д. 92-104), в то время как в проектных материалах указывается, что ближайшая жилая застройка находится по улицам Портовая и Советская. Исследования уровня шума согласно заключению ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области" проводилось только в точке по улице Советской относительно замеров по улице Портовой данных нет. Заявителем доказательств опровергающих, указанный вывод не представлено. Довод представителя Общества о том, что спорные данные отсутствуют, ввиду того, что ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области" забыло их включить в экспертное заключение, так же ни чем не подтверждается.
Судом первой инстанции установлено, что Обществом в представленных на согласование материалах по обоснованию величины санитарного разрыва размерами до 50 м. от проектируемого подъездного железнодорожного пути с точкой примыкания станция "Балтийский лес" до причала N 2 находящегося в собственности ООО "Порт Светлый", расположенного по улице Портовая 1 в городе Светлом Калининградской области расчет проведен без учета существующей параллельной железнодорожной ветки ЗАО "Балтнафта" и транспортной нагрузки на все проходящие железнодорожные ветки от станции "Балтийский лес".
Кроме того, судом первой инстанции установлен факт отсутствия расчетов акустической и химической нагрузки на жилую застройку образующейся, при эксплуатации, земельного участка шириной 80 м., который будет использоваться как выставочный путь.
В соответствии с актом санитарно-эпидемиологического обследования Управления от 26.12.2008 по результатам проверки проекта выявлено, что экспертиза охватывает только часть вопросов и не учитывает ряд факторов, необходимых для объективной оценки воздействия объекта планируемого строительства на окружающую среду. Таким образом, Общество в нарушение пункта 3.11. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не предоставило проектную документация в объеме, позволяющем дать оценку соответствия проектных решений санитарным нормам и правилам.
С учетом выше изложенного суд первой инстанции сделал верный вывод о том, что Управление обоснованно и правомерно отказало ООО "Порт Светлый" в согласовании размера санитарного разрыва.
Более того, в силу положений Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а так же Временного регламента взаимодействия территориальных управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и федеральных государственных учреждений здравоохранения, получение Обществом положительного экспертного заключения от ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области" о соответствии представленных материалов по обоснованию санитарного разрыва нормативам и санитарно-эпидемиологическим нормам не влечет автоматически выдачу заключения о соответствии такого обоснования.
Для согласования проекта обоснования величины санитарного разрыва, так же требуется положительное решение Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации в исключительные полномочия, которого входит выдача санитарно-эпидемиологических заключений. Однако, вследствие того, что заявитель не провел все необходимые исследования письмом исх. N 217 в согласовании материалов по обоснованию санитарного разрыва от проектируемого подъездного железнодорожного пути с точкой примыкания станция "Балтийский лес" до причала N 2 по улице Портовая 1 в городе Светлом, было отказано.
Направление санитарно-эпидемиологического заключения Управлением по истечении шести месяцев с момента поступления заявления Общества при отсутствии в законодательстве обязательного срока для его выдачи, не может являться основанием для признания заключения незаконным. Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что оспариваемое заключение соответствуют нормам действующего законодательства, пунктам 6, 11 Порядка, утвержденного приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19.07.2007 N 224 и не нарушает права заявителя.
При данных обстоятельствах, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Калининградской области от 10.08.2009.
Поскольку ООО "Порт Светлый" в порядке статьи 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при подаче жалобы была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины, то последняя подлежит взысканию с подателя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.08.2009 по делу N А21-3511/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Порт Светлый" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
И.А. Дмитриева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-3511/2009
Истец: ООО "Порт Светлый"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калининградской области
Кредитор: Управление Федеральной налоговой службы по Калининградской области
Третье лицо: ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области"
Хронология рассмотрения дела:
05.11.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-12370/2009