Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 10 ноября 2006 г. N КА-А41/10902-06
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 9 ноября 2006 г.
Инспекция Федеральной налоговой службы по Луховицкому району Московской области (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением о взыскании с открытого акционерного общества "Электросталь" (далее - общество) 23520 руб. 70 коп. налоговых санкций за непредставление в установленный срок декларации по земельному налогу за 2005 год.
Решением названного арбитражного суда от 18.04.06, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 03.07.06, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, инспекция подала кассационную жалобу, в которой просит их отменить как незаконные. При этом сослалась на ошибочность вывода судов двух инстанций о том, что срок подачи декларации следует исчислять с даты ее первоначального представления в инспекцию.
Отзыв на жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал жалобу по изложенным в ней доводам. Общество уведомлено о месте и времени судебного разбирательства по жалобе, его представитель на заседание не явился.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд кассационной инстанции находит принятые по делу акты судов первой и апелляционной инстанции подлежащими отмене по следующим основаниям.
Предметом взыскания по данному делу являются налоговые санкции в сумме 23520 руб. 70 коп., наложенные на общество решением налоговой инспекции от 04.10.05 N 395.
Согласно ч. 1 ст. 213 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании и с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Вступившим в силу с 01.01.06 Федеральным законом от 04.11.05 N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров" изменена редакция п. 7 ст. 114 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно названной норме Кодекса налоговая санкция взыскивается с налогоплательщика на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа в порядке, предусмотренном названным Кодексом, в случае, если сумма штрафа, налагаемого на налогоплательщика - индивидуального предпринимателя, не превышает пять тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, на организацию - пятьдесят тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах.
Таким образом, законом предусмотрен иной порядок взыскания санкций в установленных пределах: они взыскиваются по решению налогового органа без обращения в суд.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 22.06.06 N 30 "О некоторых вопросах применения статьи 103(1) Налогового кодекса Российской Федерации в части регулирования внесудебного порядка взыскания сумм налоговых санкций" разъяснил, что поскольку статьи 103(1), п. 7 ст. 114 НК РФ не содержат отсылки к ст. 46 Кодекса, а предусматривают специальный порядок взыскания сумм налоговых санкций с налогоплательщиков (налоговых агентов), положение п. 3 ст. 46 НК РФ о предельном сроке взыскания этих сумм во внесудебном порядке не применяется.
В п. 1 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.02.06 N 105 "О некоторых вопросах, связанных с вступлением в силу Федерального закона от 04.11.05 N 137-Ф3 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров" указано, что при обращении налоговых органов в арбитражные суды после 31.12.05 с заявлением о взыскании санкций, которые в соответствии с Законом взыскиваются ими самостоятельно, такие заявления возвращаются арбитражным судом применительно к п. 1 ч. 1 ст. 129 АПК РФ. В случае принятия к производству заявления о взыскании санкций, которые должны быть взысканы во внесудебном порядке, производство по делу подлежит прекращению на основании ч. 1 п. 1 ст. 150 АПК РФ.
С заявлением о взыскании с общества налоговой санкции в сумме 23520 руб. 70 коп., т.е. ниже установленного предела, инспекция обратилась в суд 18.02.06.
При таких обстоятельствах данное требование не подлежало рассмотрению судом по существу, т.к. для взыскания штрафа в указанном размере установлен иной (внесудебный) порядок взыскания.
На основании изложенного принятые по делу судебные акты являются незаконными и подлежат отмене с вынесением нового решения о прекращении производства по делу.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 18.04.06 по делу N А41-К2-5216/06, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 03.07.06 по тому же делу отменить. Производство по делу прекратить.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 10 ноября 2006 г. N КА-А41/10902-06
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании