г. Санкт-Петербург |
|
06 ноября 2009 года |
Дело N А21-10550/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 ноября 2009 года
Постановление изготовлено в полном объеме 06 ноября 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савицкой И.Г.
судей Зотеевой Л.В., Тимошенко А.С.
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Барминой И.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13128/2009) Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области
на решение Арбитражного суда Калининградской области от 27.08.09
по делу А21-10550/2008 (судья Залужная Ю.Д.),
принятое по заявлению открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Янтарьэнерго"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области
об оспаривании постановления
при участии:
от заявителя: Федорова М.А. по доверенности от 12.01.09; Супрун М.П. по доверенности от 02.11.09;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Янтарьэнерго" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее - управление, антимонопольный орган) от 24.12.08 N 143 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении, ответственность за которое установлена статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в размере 1 332 820 руб.
Решением от 27.08.09 суд заявленные требования удовлетворил.
В апелляционной жалобе управление, ссылаясь на несоответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела, а также на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда от 27.08.09 отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, поскольку электрическая сеть на территории п. Заречное Гвардейского района Калининградской области является неотъемлемой частью сети, принадлежащей заявителю, то расчет штрафа обоснованно произведен управлением, исходя из выручки общества, полученной им за 2007 год от реализации услуг по технологическому присоединению ко всем его сетям в пределах всей территории Калининградской области.
Представители управление, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения дела без их участия.
Представители общества в судебном заседании просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как усматривается из материалов дела, по результатам рассмотрения жалобы Иванова В.А. на действия заявителя по необоснованному отказу в заключении договора на технологическое присоединение к электрическим сетям его электроустановки, а также создании ему дискриминационных условий в виде требования о получении дополнительных технических условий у общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Калининградморнефть" - владельца подстанции О-43 "Ушаковская" УФАС решением от 17.11.08 признало общество нарушившим пункт 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.06 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) в части экономически и технологически необоснованного уклонения от заключения договора технологического присоединения к электрическим сетям (том дела I , листы 92-93; 95-97).
Не согласившись с законностью ненормативного правового акта управления, общество обратилось в арбитражный суд.
Решением от 18.03.09 по делу N А21-10549/2008 Арбитражный суд Калининградской области заявленные требования удовлетворил.
Постановлением от 04.06.09, оставленным без изменения постановлением кассационной инстанции от 02.10.09, Тринадцатый арбитражный апелляционный суда решение суда первой инстанции от 18.03.09 по указанному делу отменил и в удовлетворении заявления о признании недействительным решения УФАС по Калининградской области от 17.11.08 ОАО "Янтарьэнерго" отказал. При этом суды апелляционной и кассационной инстанций согласились с доводами управления о наличии в действиях общества вмененного нарушения положений Закона N 135-ФЗ.
В то же время по факту выявленного нарушения и на основании решения от 17.11.08 УФАС определением от 04.12.08 возбудило в отношении ОАО "Янтарьэнерго" дело об административном правонарушении по статье 14.31 КоАП РФ и о проведении административного расследования (том дела I, лист 100).
Считая названное постановление антимонопольного органа незаконным, ОАО "Янтарьэнерго" обжаловало его в арбитражный суд в рамках настоящего дела.
Ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, закреплена в статье 14.31 КоАП РФ.
Материалами дела также подтверждается соблюдение управлением процедуры привлечения заявителя к административной ответственности.
Вместе с тем, признавая незаконным и отменяя оспоренное постановление, суд первой инстанции посчитал, что исходной величиной для исчисления штрафа является выручка, полученная обществом от реализации соответствующих услуг в границах п. Заречье Гвардейского района Калининградской области, то есть территории, на которой было непосредственно совершено заявителем нарушение антимонопольного законодательства.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 3.5 КоАП РФ административный штраф может выражаться в величине, кратной сумме выручки правонарушителя, полученной от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.
Санкция статьи 14.31 КоАП РФ предусматривает наказание юридическим лицам в виде штрафа в пределах от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг).
Таким образом, исходя из названной нормы, основополагающим для исчисления административного штрафа является правильное определение размера выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение.
Согласно примечанию к статье 14.31 КоАП РФ выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется в соответствии со статьями 248 и 249 Налогового кодекса Российской Федерации.
В статье 248 НК РФ установлен порядок определения доходов и классификация доходов. В статье 249 НК РФ, посвященной доходам от реализации, дается понятие выручки от реализации товаров (работ, услуг) или имущественных прав. Указанная выручка определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной форме.
С учетом приведенных положений исходной величиной для исчисления административного штрафа по статье 14.31 КоАП РФ является весь совокупный размер выручки, полученной от реализации всех товара (работы, услуги), на рынке которого выявлено правонарушение вне зависимости от конкретного места совершения этого нарушения.
Следовательно, исходной величиной для определения размера санкции в настоящем споре будет являться выручка общества, полученная в 2007 году от услуг по передаче электрической энергии, включая технологическое присоединение (продуктовые границы), в пределах всей территории Калининградской области.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда о нарушении антимонопольным органом порядка исчисления размера штрафа.
Поскольку рассмотрение дела об административном правонарушении по статье 14.31 КоАП РФ в силу части 3 статьи 23.1 КоАП РФ не отнесено к подведомственности арбитражного суда, то у последнего отсутствуют полномочия должностного лица или административного органа по назначению административного наказания, предоставленные им при рассмотрении дел об административных правонарушениях по названной статье.
При рассмотрении дел по правилам параграфа 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд действует в рамках состязательного судопроизводства, а не административной процедуры, в силу чего полномочия административного органа, привлекающего к административной ответственности, у него отсутствуют.
Изменение арбитражным судом меры административной ответственности допустимо в силу пункта 3 части 4 статьи 211 АПК РФ лишь как результат судебной проверки законности и обоснованности выводов административного органа, а не как следствие реализации им административных полномочий, которыми он не наделен.
Учитывая изложенное, жалоба управления подлежит отклонению.
В то же время согласно части 2 статьи 211 АПК РФ суд вправе признать незаконным и отменить оспариваемое решение административного органа в части либо изменить его в случае, если отсутствуют основания для применения конкретной меры ответственности. В данном случае материалами дела подтверждаются состав вмененного заявителю правонарушения и соблюдение управлением порядка привлечения общества к административной ответственности.
Принимая во внимание данное обстоятельство, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции надлежит изменить, а оспоренное постановление антимонопольного органа - отменить только в части назначенного наказания.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 27.08.09 по делу А21-10550/2008 изменить, изложив решение суда в следующей редакции:
"Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 24.12.08 N 143 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении, ответственность за которое установлена статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в части назначения открытому акционерному обществу энергетики и электрификации "Янтарьэнерго" административного наказания в виде 1 332 820 руб. штрафа.
В удовлетворении остальной части заявления открытому акционерному обществу энергетики и электрификации "Янтарьэнерго" отказать".
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-10550/2008
Истец: ОАО "Янтарьэнерго"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области