г. Санкт-Петербург |
|
17 ноября 2009 года |
Дело N А56-25641/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2009 года
Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шульги Л.А.
судей Копыловой Л.С., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Лесковой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
(регистрационный номер 13АП-11904/2009)
ЗАО "Фактор-фирма "Энергия"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.06.2009
по делу N А56-25641/2009 (судья Анисимова О.В.),
принятое по заявлению ЗАО "Фактор-фирма "ЭНЕРГИЯ"
к МРУ Росфинмониторинга по СЗФО
о признании незаконным постановления
при участии:
от заявителя: Бекетовой Ю.К., дов. от 19.10.2009 N 73 Ивановой Н.Б., дов. от 19.10.2009 N 72
от ответчика: Иванова Ф.К., дов. от 02.07.2009 N 01-24/1364 Обижаевой О.С., дов. от 12.01.2009 N 04-12/32
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Фактор-фирма "ЭНЕРГИЯ" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному Федеральному округу (далее - МРУ Росфинмониторинга по СЗФО, административный орган) N06-09/29-1/2 от 02.04.2009 о привлечении ЗАО "Фактор-фирма "ЭНЕРГИЯ" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 50000 рублей, а также Представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 02.04.2009 N04-12/638.
Решением от 24 июня 2009 года суд в удовлетворении заявления Общества отказал.
ЗАО "Фактор-фирма "Энергия" заявило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования.
По мнению Общества в его действиях отсутствует событие вменяемого административного правонарушения, поскольку Общество 03 июля 2009 года в момент, когда сумма арендных платежей по договору составила 3 000 000 рублей, исполнило свою обязанность по сообщению сведений по сделке с недвижимым имуществом, подлежащей обязательному контролю.
Кроме того, Общество считает, что оно обязано уведомлять о сделках с недвижимым имуществом только в том случае, если его участие в такой сделке связано с профессиональной деятельностью, а в рассматриваемой сделке Общество является арендатором, а не финансовым агентом.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
МРУ Росфинмониторинга по СЗФО возражало против апелляционной жалобы и просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Представители административного органа поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество осуществляет финансирование под уступку денежного требования (факторинговые операции).На основании приказа от 24.02.2009 N 04-04/27-П в период с 04.03.2009 по 27.03.2009 МРУ Росфинмониторинга по СЗФО проведена проверка соблюдения ЗАО "Фактор-фирма "ЭНЕРГИЯ" законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма за период с 15.01.2008 по 28.02.2009.
Административным органом установлено, что 01.12.2008 Обществом (арендатор) заключен договор аренды нежилых помещений N4 с ООО "Форма плюс" (арендодатель) сроком на 11 месяцев. Согласно пункту 6.1. договор вступает в силу с момента его подписания и действует до 31 октября 2009 года. В соответствии с пунктом 3.1. указанного договора начисление арендной платы производится с момента передачи имущества арендатору до момента фактического возврата имущества арендодателю. Арендная плата в месяц по названному договору составляет 405 397 рублей (пункт 3.10 Договора). Таким образом, общая сумма сделки составляет 4 459 367 рублей, что превышает пределы, установленные пунктом 1.1 статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 N115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ.
По результатам проверки составлен акт от 27.03.2009 N 40, в котором отражено, что Обществом допущено нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю в соответствии со статьей 6 Закона N 115-ФЗ, выразившееся в непредставлении сведений в уполномоченный орган о заключении договора аренды нежилых помещений N 4 от 01.12.2008 на общую сумму 4459367 рублей.
27.03.2009 МРУ Росфинмониторинга по СЗФО составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
02.04.2009 административным органом вынесено постановление о назначении административного наказания N 06-09/29-1/2, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 50000 рублей.
Основанием привлечения к административной ответственности административный орган указал на нарушение Обществом пункта 1.1 статьи 6 и статьи 7 Закона N 115-ФЗ.
02.04.2009 МРУ Росфинмониторинга по СЗФО вынесено Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения N04-12/638.
Считая постановление и представление незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, суд апелляционной инстанции признал апелляционную жалобу ЗАО "Фактор-фирма "Энергия" не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 6 Закона N 115-ФЗ сделка с недвижимым имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3000000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3000000 рублей, или превышает ее.
В пункте 3.1.2 Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма ЗАО "Фактор-фирма "ЭНЕРГИЯ", утвержденных 20.02.2008, сделка с недвижимым имуществом, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 000 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 рублей, или превышает ее (л.д.40-59 т.1) отнесена к операциям, подлежащих контролю.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, установленные указанным пунктом Закона.
Статьей 5 Закона N 115-ФЗ определен перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в число которых включены также и факторинговые компании.
Административным органом установлено, что в нарушение подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ Обществом не направлено в МРУ Росфинмониторинга по СЗФО одно сообщение по одной операции (сделке) с недвижимым имуществом, подлежащей в соответствии с пунктом 1.1 статьи 6 Закона N 115-ФЗ обязательному контролю.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правильно указал, что факт неисполнения Обществом законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, подтвержден имеющимися в деле доказательствами.
Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Поскольку заключенный Обществом договор аренды нежилого помещения от 01.12.2008 является сделкой, заключенной на сумму более 3000000 рублей, в соответствии с подпунктом 1.1 статьи 6, подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ Общество было обязано представить сведения о данной сделке в уполномоченный орган в установленный срок, однако не приняло все зависящие от него меры по соблюдению положений Закона N 115-ФЗ.
Довод Общества о том, что по договору аренды нежилого помещения N 4 от 01.12.2008 Общество выступает в качестве арендатора офисных помещений для собственных нужд, а не финансового агента, следовательно, не обязано представлять сведения по указанному договору, поскольку Закон N 115-ФЗ обязывает представлять сведения только об операциях с денежными средствами или иным имуществом, указанных в статье 6 Закона N 115-ФЗ и производимых финансовыми агентами в рамках исполнения договоров финансирования под уступку денежного требования (факторинг), исследовался судом первой инстанции и обоснованно отклонен.
В статье 6 Закона N 115-ФЗ определен исчерпывающий перечень операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, сведения о которых должны быть направлены в уполномоченный орган. В Законе N 115-ФЗ отсутствует указание на то, что организации, перечисленные статье 5 Закона N 115-ФЗ, представляют в уполномоченный орган сведения только по операциям, являющимися видом деятельности хозяйствующего субъекта.
Довод Общества о том, что обязанность по представлению сведений о совершенной сделке возникла после того, когда сумма платежей по договору составила 3 000 000 рублей, является ошибочным, поскольку в момент заключения договора аренды Общество имело возможность определить общую сумму сделки.
Согласно статье 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий. Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.
Во исполнение указанной нормы 02.04.2009 МРУ Росфинмониторинга по СЗФО вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (исх.N 04-12/638 от 06.04.2009).
Нарушений при вынесении представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 02.04.2009 (исх.N 04-12/638 от 06.04.2009) судом не установлено.
Суд первой инстанции принял решение в соответствии с нормами материального и процессуального законодательства, апелляционная инстанция не усматривает оснований для переоценки выводов суда.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. Излишне уплаченная Обществом государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1000 рублей подлежит возврату в порядке, предусмотренном статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24 июня 2009 года по делу N А56-25641/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу ЗАО "Фактор-фирма "ЭНЕРГИЯ" - без удовлетворения
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Шульга |
Судьи |
Л.С. Копылова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-25641/2009
Истец: ЗАО "Фактор-фирма "ЭНЕРГИЯ"
Ответчик: МРУ Росфинмониторинга по СЗФО
Хронология рассмотрения дела:
03.08.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10045/10
20.07.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10045/10
02.04.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1017/2010
17.11.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-10344/2009