г. Санкт-Петербург |
|
24 ноября 2009 года |
Дело N А56-30311/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2009 года
Постановление изготовлено в полном объеме 24 ноября 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шульги Л.А.
судей Савицкой И.Г., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Лесковой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
(регистрационный номер 13АП-11020/2009)
Выборгской таможни
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.05.2009
по делу N А56-30311/2008 (судья Ульянова М.Н.),
принятое по заявлению ООО "Межотраслевой инновационный центр "ИНФО"
к Выборгской таможне
3-е лицо Экспертно-криминалистическая служба - региональный филиал в г. Санкт-Петербурге ЦЭКТУ ФТС
о признании недействительным решения о классификации товара
при участии:
от заявителя: Есикова М.И., протокол от 01.02.2008 Николаевой С.А., дов от 12.10.2009
от ответчика: Сандомирской И.К., дов. от 17.04.2009 N 05-01/09919 Шахиной М.Е., дов. от 10.11.2009 N 05-01/30356 Волковой Е.В., дов. от 31.12.2008 N 05-01/23482
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Межотраслевой инновационный центр "ИНФО" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Выборгской таможни (далее - таможенный орган) о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД N 10206000/11-04-17/017 от 05.08.2008.
Решением от 4 мая 2009 года суд удовлетворил заявление Общества.
Выборгская таможня заявила апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда от 04 мая 2009 года и оставить заявление Общества без удовлетворения.
В апелляционной жалобе таможенный орган ссылается на то, что Испытательный центр является самостоятельным структурным подразделением созданным на базе ЭКС ЦЭКТУ с целью проведения испытаний, идентификации и оценки качества продукции, заявленной в области аккредитации. Экспертизы, проведенные ЭКС ЦЭКТУ по настоящему делу, Испытательным центром не проводились, о чем свидетельствуют пункты 1,3,9 Акта инспекционной проверки Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.
Утверждение Общества о том, что заключения вышеуказанного экспертного учреждения не имеют юридической силы, так как ЦЭКТУ ЭКС не имеет аккредитации на проведение испытаний по методам АСТМ, является неправомерным, поскольку аккредитация является обязательным условием только для аналитических лабораторий, выполняющих испытания продукции для целей сертификации (подтверждения соответствия). Экспертно-криминалистические службы - региональные филиалы ЦЭКТУ, не проводящие исследования (испытания) и измерения продукции для целей сертификации, могут добровольно проходить процедуру аттестации или аккредитации в любой из существующих в Российской Федерации систем аккредитации, при этом наличие или отсутствие аттестата или аккредитации не является поводом для признания полученных результатов недействительными. При проведении испытаний нефтепродуктов в целях таможенного оформления и контроля в экспертно-криминалистической службе - Региональном филиале г. СПб ЦЭКТУ ФТС используются проверенные средства измерений и аттестованное испытательное оборудование, испытания проводятся в соответствии с методиками выполнения измерений.
Таможенный орган не согласен с выводом суда о составлении экспертного заключения, послужившего основанием для принятия оспариваемого решения о классификации товара, за пределами допустимых сроков хранения проб. По мнению таможенного органа исследование пробы проводилось в срок, установленный ТУ 0272-001-27434264-2000 и физико-химические показатели в экспертных заключениях N 68/03-2008 и N 438/03-2008 совпадают, а экспертное заключение N 438/03-2008 дает только более полное описание результатов проведенных исследований.
По мнению таможенного органа, Технологический регламент производства фракции нефтегазоконденсатных легких углеводородов по ТУ 0272-001-27434264-2000 подтверждает отсутствие производства: происходит простое смешивание основного и корректирующего компонентов. В условиях нефтебазы производство по получению нефтепродуктов не возможно из-за отсутствия специального оборудования. Основной компонент - стабильные газовые конденсаты, стабильные газовые конденсаты компаундированные нефтью, дистилляты газового конденсата легкого и др., придает смеси свойство "сырого смесевого продукта". Данный факт подтверждается как соотношением основного и корректирующего компонентов, так и углеводородным составом (смесь состоит из насыщенных углеводородов), широким фракционным составом (перегоняется от 35 град.С до 360 град.С и выше), показателями воды, хлористых солей и наличием механических примесей, в связи с чем таможенный орган принял законное и обоснованное решение о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД N 10206000/11-04-17/017.
В судебном заседании представители таможенного органа поддержали доводы апелляционной жалобы.
ООО Межотраслевой инновационный центр "ИНФО" возражало против апелляционной жалобы и просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Представитель Общества поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 28.08.2007 на железнодорожную станцию "Бусловская" Октябрьской железной дороги ЖДПП Лужайка прибыл грузовой поезд N 2027, следующий из России в Финляндию, в составе которого находилась железнодорожная цистерна N 74871237. В указанной цистерне, согласно ГТД N10210020/230807/0007178 перемещался товар - "фракции нефтегазоконденсатных легких углеводородов (ФНГЛУ), ТУ 0272-001-27434264-2000", код ТН ВЭД России 2710192900.
В ходе проведения таможенного контроля таможенным органом было принято решение о классификации товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности от 05.08.2008 N 10206000/11-04-17/017. Товар, вывезенный по указанной грузовой таможенной декларации, поименован таможенным органом как смесь сырьевого нефтепродукта с иными углеводородными фракциями "нефтепродукты сырые", и классифицирован по коду ТН ВЭД 2709 00 900 0.
Основанием для принятия решения о классификации товара послужили заключения экспертов экспертно-криминалистической службы - регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления г. Санкт-Петербурга NN 68/03-2008, 438/03-2008.
Общество не согласилось с решением таможенного органа и обратилось в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, апелляционный суд признал жалобу Выборгской таможни не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со статьей 40 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенные органы уполномочены классифицировать товары по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (далее ТН ВЭД). В случае установления нарушения правил классификации товаров при их декларировании таможенный орган вправе осуществлять классификацию товаров. Решения таможенного органа о классификации товара являются обязательными. Декларант вправе обжаловать такое решение в соответствии с главой 7 настоящего Кодекса.
В силу постановления Правительства Российской Федерации от 27.11.2006г. N 718 "Таможенный тариф Российской Федерации", правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с определенными (основными) правилами интерпритации товарных позиций (ОПИ ТН ВЭД).
Согласно Правилу 1 Основных правил интерпритации ТН ВЭД классификация товаров по ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам и группам. В товарную подсубпозицию 2709 00 900 0 включаются сырая нефть, а также сырые нефтепродукты, полученные из битуминозных пород прочие, в товарную подсубпозицию 2710 19 290 0 включены нефть и нефтепродукты, полученные из битуминозных пород, кроме сырых; продукты в другом месте не поименованные или не включенные, содержащие 70 мас.% или более нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород, причем эти нефтепродукты являются основными составляющими продуктов; отработанные продукты прочие.
В соответствии с Пояснениями к товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Российской Федерации в товарную позицию 2709 включается сырая нефть, а также сырые нефтепродукты, полученные из битуминозных пород (например, из сланцев, известковых пород, песчаников), то есть природные продукты, независимо от их состава, полученные из обычных или конденсатных залежей нефти или путем деструктивной перегонки битумных пород. Сырая нефть, полученная таким образом, включается в данную товарную позицию, даже если она подверглась следующим процессам: декантации; обессоливанию; дегидратации; стабилизации для того, чтобы нормализовать давление паров; удалению очень легких фракций с целью возвращения их в нефтяные залежи для повышения качества дренажа и поддержания пластового давления; добавлению только тех углеводородов, которые были ранее получены физическими методами в ходе вышеупомянутых процессов; любым другим незначительным процессам при условии, что они не изменяют основное свойство продукта.
В данную товарную позицию включаются также газовые конденсаты, то есть сырые нефтепродукты, получаемые при стабилизации природного газа, осуществляемой непосредственно после его добычи. Такая операция состоит из получения, в основном путем охлаждения и дросселирования конденсирующихся углеводородов из природного газа.
В пункте 2 примечания к группе 27 указано, что в товарной позиции 2710 термин "нефть и нефтепродукты, полученные из битумных пород" означает не только нефть и нефтепродукты, полученные из битумных пород, но и полученные любым способом аналогичные нефтепродукты, состоящие главным образом из смешанных ненасыщенных углеводородов, при условии, что масса неароматических составных частей превышает массу ароматических.
Таможенный орган, принимая решения и классификации товара в товарной подсубпозиции ТН ВЭД России 2709 00 900 0, руководствовался заключениями Экспертно-криминалистической службы - региональный филиал Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления г. Санкт-Петербург (далее ЭКС) N 68/03-2008 от 04.02.2008 и N 438/03-2008 от 07.06.2008.
Согласно экспертному заключению N 68/03-2008 от 04.02.2008, по фракционному составу исследованная проба товара является смесью легкой, средней и тяжелой углеводородных фракций.
Из постановления N 2 о назначении дополнительной экспертизы от 15 февраля 2008 года (л.д.51-52 т.1) усматривается, что таможенный орган посчитал данное экспертное заключение неполным, так как в нем не даны ответы на все поставленные перед экспертом вопросы в постановлении N 19 от 28.08.2007, а именно: является ли данный товар нефтью сырой (газовым конденсатом) и соответствует ли описание товара в графе 31 ГТД предоставленному на исследование товару.
Согласно экспертному заключению N 438/03-2008 от 07.06.2008 исследованная проба товара представляет собой смесевой продукт, содержащий бензиновую фракцию (63%), дизельную фракцию (16%) и остаточную углеводородную фракцию (21%).
Пунктом 4.9 ГОСТа 2517-85 "Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб" для нефти и нефтепродуктов, предназначенных для экспорта, срок хранения проб на случай разногласий в оценке качества составляет: для нефти - 3 месяца, для нефтепродукта - 4 месяца.
Согласно акту N 10206020/280807/00422 взятие проб из цистерны N 74871237 осуществлено 28 августа 2007 года, а повторная экспертиза проводилась в период с 12.05.2008 по 07.06.2008, т.е. за пределами допустимых сроков хранения.
Довод таможенного органа о том, что гарантийный срок хранения нефтепродукта, изготовленного по ТУ 0272-001-27434264-2000 ООО "МИЦ "ИНФО" составляет 6 месяцев, а исследование по экспертизе N 68/03-2008 аналитической пробы проводилось в период с 03.09.2007 по 04.02.2008, т.е. в срок, установленный ТУ 0272-001-27434264-2000, признан судом не обоснованным, поскольку в материалы дела не представлены протоколы испытаний, и соответственно, отсутствуют сведения о периоде исследования аналитической пробы.
Кроме того, если исходить из позиции таможенного органа о том, что исследованная проба является смесью нефтепродукта с иными углеводородными фракциями - "нефтепродукты сырые", как это указано в решении о классификации товара N 10206000/11-04-17/017 (л.д.39 т.1), то безусловно при определении срока хранения пробы следует руководствоваться положениями ГОСТа 2517-85.
Суд первой инстанции правильно указал, что экспертные заключения, послужившие основанием для принятия таможенным органом оспариваемого решения, вынесены за пределами допустимых сроков хранения проб, установленных ГОСТом 2517-85, иное таможенным органом не доказано.
Согласно Технологическому регламенту производства фракции нефтегазоконденсатных легких углеводородов (ФНГЛУ) по ТУ 0272-001-27434264-2000 процесс производства ФНГЛУ основан на смешении стабильных газовых конденсатов с различными легкими и средними фракциями переработки нефти и попутных газов нефти- и газодобычи.
Актом составления смесей N 29 от 23.08.2009 зафиксировано, что в результате смешения в соответствии с ТУ 0272-001-27434264-2000 и Техническим регламентом конденсата из природных газов, нефтегазоконденсатной смеси и бензина газового стабильного получен продукт - фракция нефтегазоконденсатных легких углеводородов (ФНГЛУ).
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Надлежащие доказательства того, что товар, поименованный в ГТД N 10210020/230807/0007178, не соответствует акту составления смесей N 29 от 23 августа 2007 года и то, что указанная смесь является "нефтепродуктом сырым" таможенным органом не представлены.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно указал на наличие неустранимых сомнений в достоверности результатов исследований, проведенных ЭКТУ ЭКС г. Санкт-Петербурга и обоснованно признал незаконным решение таможенного органа о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД, принятого по результатам этих исследований.
Представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют о том, что спорный товар представляет собой продукт, полученный в процессе смешения углеводородных компонентов, и является продуктом переработки нефти с добавлением других компонентов, а не нефтью сырой и не может быть отнесено к непосредственно добытому природному продукту. Следовательно, экспортируемый по ГТД N 10210020/230807/0007178 товар не может быть включен в товарную позицию 2709, поскольку, к данной товарной позиции относятся только природные продукты, в том числе газовые конденсаты, получаемые при стабилизации природного газа, осуществляемой непосредственно после его добычи.
Как указано в положении III пояснений к Правилу 1 ОПИ ТН ВЭД России, вторая часть данного Правила говорит о том, что классификацию следует проводить:
а) исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам, и
б) если такими текстами не предусмотрено иное, то в соответствии с положениями Правил 2, 3, 4 и 5, где это применимо.
Из изложенного следует, что наименования товарных позиций и примечания к разделам или группам являются приоритетными, то есть учитываются в первую очередь при классификации товара. Это означает, что в примечаниях ставится условие, что к определенным товарным позициям относятся только определенные товары. Следовательно, эти товарные позиции не могут быть расширены с целью включения в них товаров, которые иначе могли бы попасть в них в соответствии с Правилом 2 "б".
В пояснениях к правилу 2 "б" установлено, что готовые смеси, описанные как таковые в примечаниях к разделам или группам или в товарной позиции, следует классифицировать в соответствии с Правилом 1.
Так в примечаниях к товарной позиции 2710 указано, что в данную позицию включаются как нефть и нефтепродукты, полученные из битуминозных пород, так и нефть и нефтепродукты, состоящие главным образом из смешанных ненасыщенных углеводородов, получаемых любым способом, при условии, что масса неароматических составных частей превышает массу ароматических.
Из текста товарной позиции 2709 следует, что к данной позиции могут быть отнесены только природные нефтепродукты и газовые конденсаты, получаемые непосредственно после добычи природного газа. Отнесение к данной товарной позиции смеси из природных продуктов и продуктов переработки, которая описана в товарной позиции 2710, не допустимо в силу вышеуказанных правил интерпретации и пояснений к ним.
Таможенный орган, анализируя технологический регламент производства фракций нефтегазоконденсатных легких углеводородов (ФНГЛУ) пришел к ошибочному выводу о том, что процесс смешения стабильных газовых конденсатов с различными легкими и средними углеводородными фракциями переработки нефти и попутных газов нефте- и газодобычи не является производственным процессом.
Согласно пункту 12а ГОСТа 26098-84 "Нефтепродукты. Термины и определения" под производством нефтепродуктов понимается совокупность технологических операций, технологического оборудования, а также систем обеспечения их функционирования (технического обслуживания и ремонта, метрологического обеспечения и т.п.), предназначенных для изготовления нефтепродуктов, соответствующих требованиям стандартов или технических условий, любыми способами, в том числе смешением двух или более марок нефтепродуктов.
Утверждение таможенного органа, со ссылкой на электронную базу, о том, что по ряду грузовых таможенных деклараций в июле 2008 года Общество вывозило товар - фракции нефтеконденсатных легких углеводородов (ФНГЛУ) под классификационным кодом ТН ВЭД 2709009000, признано судом апелляционной инстанции противоречащим фактическим обстоятельствам, поскольку сведения, указанные в электронной базе таможенного органа, не соответствуют сведениям, указанным в этих грузовых таможенных декларациях, представленных в материалы дела.
Суд первой инстанции оценил полно и всесторонне доказательства по делу и принял решение в соответствии с нормами материального права, апелляционная инстанция не усматривает оснований для переоценки выводов суда и отмены решения.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04 мая 2009 года по делу N А56-30311/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Выборгской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Шульга |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-30311/2008
Истец: ООО "Межотраслевой инновационный центр"ИНФО"
Ответчик: Выборгская таможня
Кредитор: Экспертно-криминалистическая служба - региональный филиал в г. Санкт-Петербург ЦЭКТУ ФТС, Экспертно-криминалистическая служба - региональный филиал в г. Санкт-Петербург ЦЭКТУ ФТС