г. Вологда |
Дело N А66-14478/2004 |
29 октября 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 октября 2009 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Митрофанова О.В.,
судей Елагиной О.К. и Моисеевой И.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казаковцевой О.Н.,
при участии от открытого акционерного общества "Тверьоблгаз" Львова Г.М. по доверенности от 05.05.2009, от муниципального образования "Город Тверь" в лице Финансового управления администрации города Твери Аваева Д.В. по доверенности от 26.10.2009 N 27/2540, от Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери Аваева Д.В. по доверенности от 30.09.2009 N 252,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования "Город Тверь" в лице Финансового управления администрации города Твери
на решение Арбитражного суда Тверской области от 17 июля 2009 года
по делу N А66-14478/2004 (судья Рощупкин В.А., арбитражные заседатели Глухов Н.А. и Галкина Г.В.),
УСТАНОВИЛ
открытое акционерное общество "Тверьоблгаз" обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к муниципальному образованию "Город Тверь" в лице Финансового управления администрации города Твери о взыскании за счет казны муниципального образования "Город Тверь" 5 194 390 руб. 72 коп. задолженности по оплате природного газа, поставленного в период с января по сентябрь 2002 года муниципальному жилищному фонду г. Твери в целях газоснабжения населения. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечены городское муниципальное учреждение "Дирекция единого заказчика на жилищно-коммунальное обслуживание" (далее - ГМУ "ДЕЗ") и Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери (далее - Департамент).
Впоследствии истец уменьшил размер исковых требований до 5 184 617 руб. 72 коп. Уточнение размера иска судом принято.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 17 июля 2009 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Финансовое управление администрации города Твери с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение и неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение отменить. В обоснование жалобы указывает, что истец просил взыскать сумму задолженности за природный газ, предоставленный населению города, проживающему в муниципальном жилищном фонде. Под муниципальным жилищным фондом истец понимает жилищный фонд, принятый в казну муниципального образования "Город Тверь". Соответствующими постановлениями главы города Твери внесены изменения с указанием на прием в муниципальную собственность не жилых домов в целом, а квартир, предоставленных на условиях социального найма. Ссылается на то, что в материалах дела имеются сведения о муниципальном жилищном фонде, находящемся в казне муниципального образования "Город Тверь". Вместе с тем, жилищный фонд, указанный в Перечне муниципального жилищного фонда, предоставленный ГМУ "ДЕЗ" в ПТП "Тверьмежрайгаз при расчетах за природный газ в 2002 году", по мнению подателя жалобы, не является в полной мере жилищным фондом, находящимся в муниципальной собственности. Муниципальное образование "Город Тверь" не является лицом, в ведении которого находились все объекты жилья, перечисленные в Перечне 2002 года. Однако, как указывает податель жалобы, данные обстоятельства, имеющие значение для дела, судом не выяснялись. Ссылается на то, что недоплата по объектам муниципального жилищного фонда могла составить 235 831 руб. 43 коп., но не 5 184 617 руб. 72 коп. Также считает, что судом необоснованно взысканы с него судебные расходы по уплате госпошлины. Считает, что в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) госпошлина взыскивается со стороны только в том случае, если данная сторона не освобождена от уплаты госпошлины.
Истец и третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
ГМУ "ДЕЗ", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). В судебном заседании апелляционной инстанции представители ответчика и третьего лица поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, а представитель истца возражал против ее удовлетворения и просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав в судебном заседании объяснения представителей истца, ответчика и Департамента, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы. Как следует из материалов дела, в период с января по сентябрь 2002 года истец осуществлял газоснабжение муниципального жилищного фонда г. Твери по своим сетям, к которым присоединены энергопринимающие устройства муниципальных жилых домов (внутридомовое газовое оборудование), а объекты муниципального жилья отбирали газ без оформления соответствующего договора.
При таких обстоятельствах абонентами являются лица, в ведении которых в спорный период находились энергопринимающие устройства (внутридомовое газовое оборудование).
На основании статей 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. Отсутствие договора не освобождает потребителя, чьи энергопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, от обязанности возместить стоимость отпущенной ему энергии. При этом оплата производится за фактически принятое абонентом количество энергии. Согласно пункту 1 статьи 299 ГК РФ право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Иное установлено пунктом 2 статьи 8 ГК РФ, в силу которого права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК РФ право оперативного управления недвижимым имуществом подлежит государственной регистрации.
Таким образом, моментом возникновения права оперативного управления недвижимым имуществом следует считать момент его государственной регистрации.
Исходя из положений статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон ФЗ-210) государственная регистрация права является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В материалах дела отсутствуют доказательства регистрации права оперативного управления муниципальным жилищным фондом города Твери за ГМУ "ДЕЗ" в установленном законодательством порядке, в связи, с чем у ГМУ "ДЕЗ" не возникло право оперативного управления на переданный ему жилой фонд в 2000 году.
Постановлением главы администрации г. Твери от 26.10.2001 N 2387 (пункт 4.2) Комитету по управлению имуществом города Твери (в настоящее время Департамент управления имуществом) совместно с Департаментом ЖКХ, ГМУ "ДЕЗ", муниципальными предприятиями ПЖРЭУ районов города предписано в срок до 25.11.2001 провести ревизию постановлений главы города о передаче жилищного фонда в хозяйственное ведение муниципальных предприятий. В случае отсутствия регистрации права хозяйственного ведения на объекты жилищного фонда - подготовить проект постановления главы города о признании соответствующих постановлений утратившими силу; в случае наличия зарегистрированного права хозяйственного ведения на объекты жилищного фонда - провести работу по передаче вышеуказанных объектов из хозяйственного ведения муниципальных предприятий ПЖРЭУ районов города в муниципальную казну города Твери и внести соответствующие изменения в реестр муниципальной собственности.
В настоящее время МП ПЖРЭУ Московского района г. Твери, г. Тверь; МП ПЖРЭУ Центрального района г. Твери, г. Тверь; МП ПЖРЭУ Пролетарского района г. Твери, г. Тверь и МП ПЖРЭУ Заволжского района г. Твери, г. Тверь, и ГМУ "ДЕЗ N 1 г. Твери", г. Тверь признаны банкротами.
При рассмотрении Арбитражным судом Тверской области дела N А66-1559/2004, был исследован вопрос о государственной регистрации права хозяйственного ведения на жилищный фонд г. Твери, ранее находившийся в хозяйственном ведении муниципальных предприятий ПЖРЭУ Московского, Центрального, Заволжского и Пролетарского районов города Твери и ГМУ "ДЕЗ N 1".
При этом судом установлено, что в основной массе жилые дома не были зарегистрированы за муниципальными предприятиями на праве хозяйственного ведения в связи с их передачей им до вступления в законную силу Закон ФЗ-210 и создания соответствующего регистрирующего органа в г. Твери. Те незначительные сведения о регистрации данного права, которые представлены суду, были выполнены в 1996-1999 годах (до создания соответствующих регистрирующего органа г. Твери) Тверской городской регистрационной палатой.
На основании постановления главы города Твери от 28.04.2000 N 1198 и распоряжения Комитета по управлению имуществом г. Твери от 10.05.2000 N 357 от ГМУ "ДЕЗ N 1 г. Твери", г. Тверь (правопреемника МП "УМО") согласно приложения N1 к постановлению Главы города Твери от 28.04.2000 N 1198 были изъяты и переданы ПЖРЭУ районов 20 жилых домов, которые в последующем согласно постановления Главы города Твери от 31.05.2000 N 1430 и распоряжения Комитета по управлению имуществом г. Твери от 14.06.2000 N 459 были изъяты у ПЖРЭУ и переданы ГМУ "ДЕЗ" и далее в казну МО г. Тверь.
Согласно распоряжению Комитета по управлению имуществом г. Твери от 14.06.2000 N 459, вынесенного во исполнение постановления Главы города Твери от 31.05.2000 N 1430, жилой фонд, указанный в приложениях к нему, в том числе спорный, изымался у муниципальных предприятий ПЖРЭУ Московского, Центрального, Заволжского и Пролетарского районов города Твери на основании обращений руководителей муниципальных унитарных предприятий - ПЖРЭУ районов г. Твери (исх. N581 от 01.06. 2000, исх. б/н от 08.06.2000, исх. N518/7 от 08.06.2000, исх. N490 от 19.05.2000) об отказе от имущества (жилых домов). Данный факт подтвержден представителем Департамента управления имуществом (правопреемника КУИ г. Твери) в судебном заседании при рассмотрении дела NА66-1559/2004. На запрос суда при рассмотрении дела NА66-1559/2004 данные отказы не были представлены Департаментом управления имуществом в виду их отсутствия.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу о том, что КУИ г. Твери изъял (ст.ст. 125, 215, 235 и 299 ГК РФ) у данных предприятий муниципальное имущество - жилые дома с последующей передаче ГМУ "ДЕЗ" и далее в казну МО г. Тверь.
Данные обстоятельства также подтверждаются: перечнями актов приема - передачи жилых домов от ПЖРЭУ районов к ГМУ "ДЕЗ" за 2000 год, постановлением Главы администрации г. Твери от 26.10.2001 N 2387 о признании утратившим силу постановления Главы администрации г. Твери от 31.05.2000 N1430 "О передаче жилого фонда в оперативное управление ГМУ "ДЕЗ", вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тверской области от 29.12.2006 по делу N А66-1559/2004, имеющим преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела (т. 7 л. 1-21). С учетом изложенного в период с января по сентябрь 2002 года спорный жилой фонд, в который поставлялся газ, находился в муниципальной собственности МО г. Тверь, в казне МО г. Тверь и не был закреплен за муниципальными предприятиями (т. 7, л. 36-74), в связи с чем энергопринимающие устройства (внутридомовое газовое оборудование), расположенные в данных домах, присоединенные к сетям истца, также принадлежат МО г. Тверь. Следовательно, МО г. Тверь является надлежащим ответчиком по данному делу.
Перечень жилого фонда г. Твери за 2002 год (т. 7, л. 36-73) аналогичен перечню, фигурирующему в деле N А66-1559/2004, в котором рассматривался аналогичный спор о взыскании задолженности по оплате природного газа, отпущенного в жилые дома в 2001 году (т. 6, л. 113-150).
Ссылка Департамента управления имуществом и ответчика на то, что Главой г. Твери были изданы постановления о внесении изменений в ранее вынесенные постановления о принятии жилых домов в муниципальную собственность г. Твери (т.2 л. 145 -158, т. 5 л. 1-77), обоснованно признана судом несостоятельной ввиду отсутствия доказательств.
С выводом суда об обоснованности заявленной истцом суммы иска в размере 5 184 617 руб. 72 коп. и взыскании данной суммы с МО г. Тверь, как надлежащего ответчика апелляционная инстанция согласна, поскольку данный вывод сделан судом первой инстанции на основании тщательного анализа представленных суду доказательств и правильной правовой оценки.
В связи с удовлетворением иска расходы истца по госпошлине взысканы с ответчика в порядке статьи 110 АПК РФ правомерно.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Тверской области от 17 июля 2009 года по делу N А66-14478/2004 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального образования "Город Тверь" в лице Финансового управления администрации города Твери - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.В. Митрофанов |
Судьи |
О.К. Елагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-14478/2004
Истец: Открытое акционерное общество "Тверьоблгаз"
Ответчик: Муниципальное образование "Город Тверь" в лице Финансового управления администрации г. Твери
Третье лицо: Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации г. Твери, Городское муниципальное учреждение "Дирекция единого заказчика на жилищно-коммунальное обслуживание"
Хронология рассмотрения дела:
02.08.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7910/10
30.06.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7910/10
07.06.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7910/10
15.04.2010 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2750/2010
11.03.2010 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-354/2010
20.01.2010 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А66-14478/2004
29.10.2009 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-4952/2009