г. Вологда |
|
28 октября 2009 г. |
Дело N А52-4222/2009 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Осокиной Н.Н.,
судей Кудина А.Г. и Чельцовой Н.С.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лущик Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агентство недвижимости "Четыре угла"
на решение Арбитражного суда Псковской области от 28 августа 2009 года
по делу N А52-4222/2009 (судья Зотова И.М.),
УСТАНОВИЛ
общество с ограниченной ответственностью "Агентство недвижимости "Четыре угла" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов г. Пскова и Псковского района Антропцевой Юлии Александровны (далее - судебный пристав-исполнитель) от 24.07.2009 об окончании исполнительного производства.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Государственный комитет Псковской области по имущественным отношениям (далее - Комитет).
Решением Арбитражного суда Псковской области от 28 августа 2009 года в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано. Общество с решением суда не согласилось и обратилось в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Судебный пристав-исполнитель в отзыве на апелляционную жалобу просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Считает, что оспариваемое постановление принято в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 6, 14 и 47 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ).
Комитет в отзыве на апелляционную жалобу просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения. Считает, что он исполнил решение Арбитражного суда Псковской области от 06.11.2008 N А52-3322/2008, в связи с чем судебным приставом-исполнителем обоснованно вынесено постановление об окончании исполнительного производства.
Общество, судебный пристав-исполнитель и Комитет надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Псковской области от 06.11.2008 по делу N А52-3322/2008 признано незаконным решение Комитета от 18.06.2008 о невозможности предоставления Обществу земельного участка по его заявлению от 12.05.2008 как не соответствующее статьям 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В порядке устранения допущенного нарушения суд обязал Комитет выполнить в соответствии со статьями 30, 31 ЗК РФ находящиеся в его компетенции необходимые действия по предоставлению Обществу земельного участка под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта.
На основании указанного решения судом выдан исполнительный лист от 06.11.2008, на основании которого судебным приставом-исполнителем 18.11.2008 возбуждено исполнительное производство N 58/20/129520/45/2008.
Судебный пристав-исполнитель 24.07.2009 вынес постановление об окончании указанного исполнительного производства в связи с его фактическим исполнением.
Общество не согласилось с постановлением об окончании исполнительного производства и обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции правомерно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 47 Закона N 229-ФЗ исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Согласно пункту 3 указанной нормы об окончании исполнительного производства выносится постановление с указанием на полное или частичное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, либо на их неисполнение. В данном случае при принятии оспариваемого постановления судебный пристав-исполнитель посчитал, что Комитетом совершены предусмотренные законодательством входящие в его компетенцию действия во исполнение решения суда по делу N А52-3322/2008. В обоснование чего сослался на запросы Комитета в администрацию города Пскова от 27.11.2008, от 16.12.2008 и от 06.04.2009, проект распоряжения, внесенный 23.04.2009 Комитетом на рассмотрение в администрацию Псковской области.
Исходя из положений статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В случае признания судом недействительным отказа в предоставлении земельного участка для строительства суд в своем решении обязывает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, определенные статьей 29 ЗК РФ, предоставить земельный участок с указанием срока и условий его предоставления.
В соответствии со статьей 31 ЗК РФ установлено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории согласно возможным вариантам их выбора.
В случае предполагаемого изъятия, в том числе путем выкупа, земельного участка для государственных или муниципальных нужд к акту о выборе земельного участка также прилагаются расчеты убытков собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.
Компетенция Комитета при осуществлении процедур выбора земельных участков для строительства (статья 31 ЗК РФ) и предоставления земельных участков для строительства (статья 30 ЗК РФ) определена Порядком принятия решений по распоряжению земельными участками в городе Пскове, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением администрации Псковской области от 06.12.2007 N 435 (далее - Порядок принятия решений). Пунктом 12 данного Порядка на Комитет возложена обязанность по направлению в администрацию города Пскова запроса для осуществления выбора земельного участка и осуществление выбора земельного участка, результаты которого оформляются актом о выборе земельного участка. Пунктом 13 Порядка принятия решений установлено, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, или об отказе в размещении объекта оформляется актом администрации Псковской области, проект которого вносит Комитет.
Следовательно, в компетенцию Комитета при осуществлении процедур выбора земельных участков для строительства в соответствии с положениями статьи 31 ЗК РФ и указанного Порядка входит оформление акта о выборе земельного участка или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта должно быть принято исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления.
В данном случае, как следует из решения Арбитражного суда Псковской области от 06.11.2008 по делу N А52-3322/2008, Общество 12.05.2008 обратилось в Комитет с заявлением о выделении земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства, к которому приложило схему с примерными границами земельного участка. Одновременно копия заявления была направлена в адрес администрации Псковской области.
Комитет уведомил Общество о невозможности предоставления указанного в заявлении земельного участка.
Общество, не согласившись с данным отказом, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Комитета о невозможности предоставления земельного участка и бездействий администрации Псковской области по непринятию решения о выборе земельного участка.
Суд решением от 06.11.2008 по делу N А52-3322/2008 признал незаконным решение Комитета от 18.06.2008 о невозможности предоставления Обществу земельного участка по его заявлению от 12.05.2008 как не соответствующее статьям 30, 31 ЗК РФ. В удовлетворении требований о признании незаконными бездействий администрации Псковской области отказано.
В порядке устранения допущенного нарушения суд обязал Комитет выполнить в соответствии со статьями 30, 31 ЗК РФ находящиеся в его компетенции необходимые действия по предоставлению Обществу земельного участка под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта.
При этом судом в решении не было указано, какие именно действия Комитет должен совершить по предоставлению земельного участка под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта, также из решения не следует, что суд обязал предоставить Обществу земельный участок.
В порядке исполнения решения суда Комитетом были направлены запросы в администрацию города Пскова от 27.11.2008, от 16.12.2008 и от 06.04.2009, подготовлен проект распоряжения, который 23.04.2009 направлен в администрацию Псковской области.
Таким образом, Комитетом совершены все предусмотренные законодательством входящие в его компетенцию действия по исполнению решения суда по делу N А52-3322/2008. Суд первой инстанции правомерно не принял во внимание доводы Общества о том, что внесенный Комитетом в администрацию Псковской области проект распоряжения об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта противоречит оценкам суда, содержащимся в мотивировочной части решения по делу N А52-3322/2008, и потому не должен признаваться надлежащим исполнением указанного решения.
Как обоснованно указано судом, решением по делу N А52-3322/2008 дана оценка письму Комитета от 18.06.2008 как ненормативному правовому акту, проект распоряжения не является таким актом и не подлежит оценке судебным приставом-исполнителем в рамках исполнительного производства.
В случае принятия администрацией Псковской области решения об отказе в размещении объекта Общество вправе обжаловать это решение в соответствии с пунктом 9 статьи 31 ЗК РФ и главой 24 АПК РФ. Довод Общества о том, что до получения им решения администрации Псковской области решение суда по делу N А52-3322/2008 не может считаться исполненным, также обоснованно не принят судом первой инстанции, поскольку должником по исполнительному производству, возбужденному на основании решения по делу N А52-3322/2008, является Комитет. Данным решением суда на администрацию Псковской области никаких обязанностей не возлагалось.
В связи с вышеизложенным суд первой инстанции обоснованно сделал вывод о том, что постановление судебного пристава-исполнителя от 24.07.2009 принято в соответствии со статьей 31 ЗК РФ, пунктами 12, 13 Порядка принятия решений и подпунктом 1 пункта 1 статьи 47 Закона N 229-ФЗ.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда первой инстанции отсутствуют. Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Псковской области от 28 августа 2009 года по делу N А52-4222/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агентство недвижимости "Четыре угла" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-4222/2009
Истец: Общество с ограниченной ответственностью Агентство недвижимости "Четыре угла"
Ответчик: Управление Федеральной службы судебных приставов по Псковской области, СПИ Межрайонного отдела судебных приставов г. Пскова и Псковского района УФССП г. Пскова и Псковского района Антропцева Ю.А., Межрайонный отдел судебных приставов г. Пскова и Псковского района Управления Федеральной службы судебных приставов Псковской области
Третье лицо: Государственный комитет Псковской области по имущественным отношениям