г.Вологда |
|
30 октября 2009 г. |
Дело N А05-8563/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 октября 2009 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Тарасовой О.А.,
судей Кудина А.Г. и Пестеревой О.Ю.
при ведении протокола секретарём судебного заседания Смыковой Ю.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Нарянмарнефтегаз" Букина П.В. по доверенности от 16.10.2009 N 167/2009,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4
по Архангельской области и Ненецкому автономному округу
на решение Арбитражного суда Архангельской области от 28 августа 2009 года
по делу N А05-8563/2009 (судья Ипаев С.Г.),
УСТАНОВИЛ
общество с ограниченной ответственностью "Варандейнефтегаз" (далее - общество, ООО "Варандейнефтегаз") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с требованием, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - инспекция) от 06.04.2009 N 1326 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части неправомерного применения вычетов по налогу на добавленную стоимость в сумме 10 379 807 руб. и решения от 06.04.2009 N 08-24/3 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено закрытое акционерное общество "Северэкскавация" (далее - ЗАО "Северэкскавация").
Решением арбитражного суда от 28 августа 2009 года производство по делу о признании недействительными решений от 06.04.2009 N 1326 и N 08-24/3 об отказе в предоставлении вычета в сумме 17 651 руб. по счету-фактуре от 25.06.2009 N 00000049 прекращено в связи с отказом от заявленных требований в данной части, в остальной части требования общества с ограниченной ответственностью "Варандейнефтегаз" удовлетворены, оспариваемые ненормативные акты налогового органа признаны судом недействительными. Инспекция не согласилось с судебным решением в части признания недействительными решений от 06.04.2009 N 1326 и N 08-24/3, поэтому обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Архангельской области от 28 августа 2009 года в соответствующей части отменить.
Инспекция надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направила, в связи с этим дело рассмотрено без ее участия в порядке, предусмотренном статьями 123, 136, 210, 266 АПК РФ.
В связи с реорганизацией общества судом апелляционной инстанции в порядке статьи 48 АПК РФ произведена замена заявителя на его правопреемника общество с ограниченной ответственностью "Нарянмарнефтегаз".
Заслушав объяснения представителя общества, изучив доводы жалобы и письменные доказательства, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции. Как следует из материалов дела, заявитель по завершении капитального строительства объектов и постановки их на учёт представил в инспекцию налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2008 года, в которой заявил к вычету налог на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 82 700 925 руб., предъявленный в налоговых периодах 2001 - 2003 гг. подрядными организациями. Сумма налога на добавленную стоимость, исчисленная к возмещению из бюджета, согласно данной декларации составила 61 067 766 руб. (том 1, листы 28-39).
По результатам камеральной проверки указанной декларации инспекцией составлен акт от 02.02.2009 N 08-24/274 и вынесены решения от 06.04.2009 N 1326 и N 08-24/3, которыми налогоплательщику отказано в возмещении 10 574 205 руб. НДС. Заявитель обжаловал названные решения инспекции в вышестоящий налоговый орган.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 26.05.2009 N 07/10/1/07605 жалоба налогоплательщика частично удовлетворена, при этом отказ в предоставлении налогового вычета в сумме 10 379 807 руб. признан обоснованным. Заявитель оспаривал в Арбитражном суде Архангельской области решения инспекции от 06.04.2009 N 1326 и N 08-24/3 в части отказа в предоставлении вычета в сумме 10 362 156 руб. (с учётом последующих уточнений и частичного отказа от заявленных требований в сумме 17 651 руб.).
Суд посчитал незаконным отказ ответчика в предоставлении обществу налогового вычета в сумме 10 362 156 руб. и признал недействительными оспариваемые решения налогового органа в соответствующей части.
Податель жалобы полагает, что право на вычет в данной сумме обществом не подтверждён, поэтому считает решение суда первой инстанции в части признания недействительными решений от 06.04.2009 N 1326 и N 08-24/3 незаконным и подлежащим отмене. Апелляционная коллегия считает доводы инспекции подлежащими отклонению по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, инспекция фактически отказала обществу в предоставлении налоговых вычетов по НДС, заявленных на основании счетов-фактур, выставленных ЗАО "Северэкскавация" заявителю за выполненные работы в 2001 - 2003 гг. По мнению инспекции, ООО "Варандейнефтегаз" не подтвердило факт оплаты указанных счетов-фактур, поэтому неправомерно применило налоговые вычеты в оспариваемой сумме.
Апелляционная коллегия приходит к выводу, что факт оплаты спорных вычетов обществом подтверждён, отказ в возмещении 10 362 156 руб. НДС по основаниям, приведённым в оспариваемых ненормативных актах, является неправомерным.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) и уплаченные им при проведении капитального строительства, которые не были приняты к вычету до 1 января 2005 года, подлежат вычету по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства, используемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, или вычету при реализации объекта незавершенного капитального строительства в порядке, установленном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в установленном порядке, на суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения. Основанием предоставления налоговых вычетов в силу пункта 1 статьи 172 НК РФ являются счета-фактуры, выставленные продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документы, подтверждающие фактическую уплату сумм налогов после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) (в редакции, действовавшей до 01.01.2006). Как следует из материалов дела, разногласий в отношении постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства, используемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, у инспекции и заявителя не имеется.
В подтверждение оплаты счетов-фактур, выставленных ЗАО "Северэкскавация" за выполненные работы, включая спорные суммы НДС, обществом представлены платёжные поручения о перечислении денежных средств контрагенту от 26.07.2002 N 3720, от 19.08.2002 N 4175, соглашения о проведении взаимозачетов от 30.06.2002, от 31.03.2003 (с приложением справки к нему), от 31.05.2003 (с приложением справки к нему), 30.06.2003 (с приложением справки к нему), от 01.06.2003 (том 2, листы 52, 53, 54, 65-67, 68, 69-71, 73-75).
Довод инспекции, приведённый в жалобе, о том, что представленные соглашения не соответствуют требованиям, установленным в пункте 2 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учёте), судом апелляционной инстанцией отклоняется, поскольку каких-либо конкретных требований к оформлению зачётов действующее законодательство не предусматривает.
Так, в статье 410 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что для зачета достаточно заявления одной стороны.
Статьей 9 Закона о бухгалтерском учёте предусмотрено, что все хозяйственные операции, проводимые организациями, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Согласно пункту 2 указанной статьи первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать реквизиты, перечисленные в данном пункте статьи 9 Закона о бухгалтерском учёте. Однако законодательство о бухгалтерском учете установило основные требования к оформлению документов, а налоговое законодательство предусмотрело, что право налогоплательщика на применение вычетов должно быть подтверждено документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 172 НК РФ обуславливает вычет сумм налога, предъявленных налогоплательщику при приобретении им товаров, принятием на учет, оплатой указанных товаров и наличием соответствующих первичных документов. Главным при оценке первичных документов является, подтверждают ли они факты получения товаров, выполнения работ, оказания услуг и факты их оплаты.
Внесение исправления в соглашения о проведении взаимозачётов в одностороннем порядке контрагентом заявителя и конкретизация им документов, участвующих в зачёте взаимных требованиях в прилагаемых к соглашениям справках, не опровергает факт оплаты счетов-фактур, на основании которых заявлены вычеты. Из представленных соглашений и справок к ним можно установить, какой конкретно счет-фактура оплачен путём зачетов взаимных требований. Как следует из материалов дела и пояснений представителя общества, стороны фактически согласовали проведение взаимозачётов, провели их и отразили у себя в учёте, претензий по оплате счетов-фактур, выставленных заявителю ЗАО "Северэкскавация", а равно как и к погашению последним встречной задолженности общества у участников данных операций не имеется.
Более того, в материалах дела имеется отзыв ЗАО "Северэкскавация" (том 2, листы 95-97), копии книг продаж указанного поставщика за период с 1997 года по 2004 год. Из данных документов следует, что факт оплаты выполненных работ путем проведения взаимозачетов и перечислением денежных средств по платежным поручениям от 26.07.2002 N 3720, от 19.08.2002 N 4175 в том порядке, на который ссылается заявитель, ЗАО "Северэкскавация" подтверждён. Довод заявителя о том, что данные операции отражены в общем объеме реализации товаров (работ, услуг) ЗАО "Северэкскавация", ответчик не опровергал.
К платежным поручениям от 26.07.2002 N 3720, от 19.08.2002 N 4175 претензий у инспекции не имеется, в указанных платёжных документах имеется ссылка на счет-фактуру, по которому производилась оплата (от 02.12.2001 N 558). При таких обстоятельствах оспариваемые решения ответчика в части отказа в предоставлении налоговых вычетов в сумме 10 362 156 руб., заявленных по счетам-фактурам, выставленным ЗАО "Северэкскавация", являются незаконными и правомерно признаны судом первой инстанции в соответствующих частях недействительными.
Таким образом, апелляционная коллегия приходит выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества не имеется. Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Архангельской области от 28 августа 2009 года по делу N А05-8563/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Тарасова |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-8563/2009
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Варандейнефтегаз"
Ответчик: МИФНС России N 4 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу
Третье лицо: Закрытое акционерное общество "Северэкскавация"
Хронология рассмотрения дела:
30.10.2009 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-5308/2009