г. Вологда |
Дело N А66-10032/2009 |
10 ноября 2009 г. |
|
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Ралько О.Б.,
судей Пестеревой О.Ю. и Тарасовой О.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Смыковой Ю.А.,
при участии от Управления Государственной жилищной инспекции Тверской области Шлякова К.С. по доверенности от 22.07.2009 N 124/06,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Пролетарского района города Твери"
на решение Арбитражного суда Тверской области от 11 сентября 2009 года
по делу N А66-10032/2009 (судья Голубева Л.Ю.),
УСТАНОВИЛ
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Пролетарского района города Твери" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Управлению Государственной жилищной инспекции Тверской области (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления от 12.08.2009 N 2900/741-г по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 11 сентября 2009 года по делу N А66-10032/2009 заявленные обществом требования удовлетворены частично. Постановление управления от 12.08.2009 года N 2900/741-г по делу об административном правонарушении изменено в части определения наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей, обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей. В удовлетворении остальной части требований обществу отказано.
Общество с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, ссылается на незаконность проведенной управлением внеплановой проверки. Управление в отзыве на апелляционную жалобу не согласно с ней, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным.
Общество надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Заслушав представителя управления, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, управлением на основании распоряжения от 30.06.2009 N 2900/741-г в связи с поступившим заявлением от 23.06.2009 проведено внеплановое мероприятие исполнения обязательных требований, установленных Федеральными законами, законами Тверской области и нормативно-техническими актами в сфере технического содержания и эксплуатации жилых зданий (помещений) и нежилых зданий (помещений) по адресу: город Тверь, проспект 50 лет Октября, дом 32, результаты которого оформлены актом проведения плановых, внеплановых мероприятий по государственному контролю от 06.07.2009 N 2900/741-г.
Главным специалистом-экспертом управления в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 07.07.2009 N 2900/741-г, предусмотренном статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в котором зафиксировано нарушение Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N170 (далее - Правила N 170), при обследовании дома выявлены следующие недостатки: в нарушение пунктов 3.1.1, 3.1.2, 4.2.1.1 Правил N 170: в квартире N 1 наличие темных пятен на внутренней поверхности наружных стен, возможно плесени, влажные пятна в нижней части торцевой наружной стены, в комнате площадью 15,9 кв. м относительная влажность составила 65,5 %, что превышает нормативы для теплого периода времени Межгосударственного стандарта "Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях", введенного в действие постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 06.01.1999 N 1 (далее - ГОСТ 30494-96); в нарушение пунктов 3.4.1, 3.4.2, 3.4.4, 4.1.1, 4.1.3, 4.1.4, 4.1.15, 5.8.3, 4.1.9, 4.1.10, 4.1.11, 4.2.1.4, 4.2.1.13 Правил N 170: в техническом подполье установлено наличие местами сырого и замоченного грунта пола, имеются течи системы холодного водоснабжения, нарушение местами теплоизоляции трубопроводов отопления, холодного и горячего водоснабжения, горизонтальной гидроизоляции стен цоколя, наличие захламления мусором подвального помещения, отсутствует сквозное проветривание через продухи, относительная влажность воздуха составила от 88,3 % до 91,4 % при норме не более 65 %, под квартирой N 1 местами отсутствует заделка раствором сопряжений плит перекрытий со стеновыми панелями; в нарушение пунктов 4.1.6, 4.1.7, 4.1.15 Правил N 170: по периметру дома установлено наличие разрушений покрытий отмостки, местами отмостка отсутствует, уровень земли выше уровня отмостки более чем на 20 см; в нарушение пунктов 3.2.1, 3.2.8, 4.2.1.1 Правил N 170: в подъездах N 1-3 установлено наличие местами высолов, разрушения окрасочного слоя стен в тамбуре и на площадке 1-го этажа лестничной клетки.
Заместитель начальника управления, рассмотрев протокол об административном правонарушении от 12.08.2009 N 2900/741-г и приложенные к нему материалы, вынес постановление по делу об административном правонарушении от 12.08.2009 N 2900/741-г. Этим постановлением общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Суд первой инстанции, принимая оспариваемое решение, правомерно руководствовался следующим.
Согласно статье 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Субъектами данных правонарушений может быть должностное лицо жилищно-коммунальной службы, иная организация или юридическое лицо, ответственное за содержание жилых домов и (или) жилых помещений. Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила N 170), которые определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью: обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Как усматривается из материалов дела, протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: город Тверь, проспект 50 лет Октября, дом 32 (л. д. 64-65), принято решение о выборе способа управления многоквартирным домом в виде управления управляющей организацией - обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Пролетарского района города Твери", а также утверждена редакция договора управления многоквартирным домом. Собственниками помещений в многоквартирном доме (домовладельцами) и обществом (управляющим) 01.02.2009 заключен договор об управлении многоквартирным домом N 32 (л. д. 66-78).
Согласно пункту 1.1 договора управляющий по заданию домовладельцев в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества дома 32, расположенного по адресу: город Тверь, проспект 50 лет Октября, и обеспечивать предоставление коммунальных услуг домовладельцам и пользующимся помещениями в указанном доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Следовательно, общество является лицом, ответственным за содержание жилого дома, соблюдение правил содержания и ремонта жилых домов.
Правила N 170 разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" (с изменениями и дополнениями) и пунктом 53 Положения о Государственном комитете Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.99 N 1289, и определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.
Пунктом 3.1.1. Правил N 170 предусмотрено, что инженерно-технические работники организаций по обслуживанию жилищного фонда во время периодических осмотров жилых и подсобных помещений и наладок инженерного оборудования должны обращать внимание на техническое состояние ограждающих конструкций и оборудования, температурно-влажностный режим и санитарное состояние в помещениях.
Согласно пункту 3.1.2 указанных Правил помещения необходимо содержать в чистоте при температуре, влажности воздуха и кратности воздухообмена в соответствии с установленными требованиями.
В пункте 4.2.1.1 Правил N 170 предусмотрено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: заданный температурно-влажностный режим внутри здания; исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность); устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; теплозащиту, влагозащиту наружных стен.
Управлением при проведении проверки зафиксировано, что в нарушение указанных норм в квартире N 1 установлено наличие темных пятен на внутренней поверхности наружных стен, возможно плесени, влажные пятна в нижней части торцевой наружной стены, в комнате площадью 15,9 кв. м относительная влажность составила 65,5 %, что превышает нормативы ГОСТ 30494-96 для теплого периода времени.
Пунктом 3.4.1 вышеназванных Правил предусмотрено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить температурно-влажностный режим помещений подвалов и технических подполий, препятствующий выпадению конденсата на поверхностях ограждающих конструкций; чистоту и доступность прохода ко всем элементам подвала и технического подполья.
В пункте 3.4.2 Правил N 170 указано, что подвалы и технические подполья должны иметь температурно-влажностный режим согласно установленным требованиям.
В соответствии с пунктом 3.4.4 указанных Правил в случае выпадения на поверхностях конструкций конденсата или появления плесени необходимо устранить источники увлажнения воздуха и обеспечить интенсивное проветривание подвала или технического подполья через окна и двери, устанавливая в них дверные полотна и оконные переплеты с решетками или жалюзи. В подвалах и подпольях с глухими стенами при необходимости следует пробить в цоколе не менее двух вентиляционных отверстий в каждой секции дома, расположив их в противоположных стенах и оборудовав жалюзийными решетками или вытяжными вентиляторами.
Согласно пункту 4.1.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить нормируемый температурно-влажностный режим подвалов и техподполий; исправное состояние фундаментов и стен подвалов зданий; устранение повреждений фундаментов и стен подвалов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; предотвращения сырости и замачивания грунтов оснований и фундаментов и конструкций подвалов и техподполий; работоспособное состояние внутридомовых и наружных дренажей.
В силу пункта 4.1.3 данных Правил подвальные помещения должны быть сухими, чистыми, иметь освещение и вентиляцию. Температура воздуха должна быть не ниже +5 град. С, относительная влажность воздуха - не выше 60 %.
Пунктом 4.1.4 Правил N 170 предусмотрено, что площадь продухов должна составлять примерно 1/400 площади пола техподполья или подвала; располагаются продухи на противоположных стенах для сквозного проветривания (не менее 2-х продухов на каждой секции дома); желательно оборудовать продухи жалюзийными решетками. С целью предохранения конструкций от появления конденсата и плесени, а также устранения затхлого запаха необходимо организовывать регулярно сквозное проветривание, открыв все продухи, люки, двери в сухие и не морозные дни.
На основании пункта 4.1.15 указанных Правил не допускается: подтопление подвалов и техподполий из-за неисправностей и утечек от инженерного оборудования; захламлять и загрязнять подвальные помещения; устанавливать в подвалах и техподпольях дополнительные фундаменты под оборудование, увеличивать высоту помещений за счет понижения отметки пола без утвержденного проекта; рытье котлованов, траншей и прочие земляные работы в непосредственной близости от здания (до 10 м) без специального разрешения; подсыпка грунта вокруг здания выше расположения отмостки на 10 - 15 см; использовать подвалы и технические подполья жителями для хозяйственных и других нужд без соответствующего разрешения.
Пунктом 5.8.3 Правил N 170 установлено, что организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать в том числе: проведение профилактических работ (осмотры, наладка систем), планово-предупредительных ремонтов, устранение крупных дефектов в строительно-монтажных работах по монтажу систем водопровода и канализации (установка уплотнительных гильз при пересечении трубопроводами перекрытий и др.) в сроки, установленные планами работ организаций по обслуживанию жилищного фонда; устранение утечек, протечек, закупорок, засоров, дефектов при осадочных деформациях частей здания или при некачественном монтаже санитарно-технических систем и их запорно-регулирующей арматуры, срывов гидравлических затворов, гидравлических ударов (при проникновении воздуха в трубопроводы), заусенцев в местах соединения труб, дефектов в гидравлических затворах санитарных приборов и негерметичности стыков соединений в системах канализации, обмерзания оголовков канализационных вытяжек и т.д. в установленные сроки; предотвращение образования конденсата на поверхности трубопроводов водопровода и канализации; обслуживание насосных установок систем водоснабжения и местных очистных установок систем канализации; инженерный контроль за своевременным исполнением заявок нанимателей на устранение неисправностей водопровода и канализации.
В соответствии с пунктом 4.1.9 указанных Правил следует обеспечить исправную, достаточную теплоизоляцию внутренних трубопроводов, стояков. Устранить протечки, утечки, закупорки, засоры, срывы гидравлических затворов, санитарных приборов и негерметичность стыковых соединений в системах канализации. Обеспечить надежность и прочность крепления канализационных трубопроводов и выпусков, наличие пробок у прочисток и так далее.
В силу пунктов 4.1.10 и 4.1.11 Правил N 170 помещение водомерного узла должно быть защищено от проникновения грунтовых, талых и дождевых вод; содержаться в чистоте, иметь освещение; вход в помещение водомерного узла посторонних лиц не допускается. Не допускаются зазоры в местах прохода всех трубопроводов через стены и фундаменты; мостики для перехода через коммуникации должны быть исправными. Вводы инженерных коммуникаций в подвальные помещения через фундаменты и стены подвалов должны быть герметизированы и утеплены.
Согласно пункту 4.2.1.4 данных Правил цоколь здания должен быть защищен от увлажнения и обрастания мхом; для этого слой гидроизоляции фундамента должен быть ниже уровня отмостки.
Пунктом 4.2.1.13 Правил N 170 предусмотрено, что увлажнение нижних частей стен грунтовой влагой необходимо устранять путем восстановления горизонтальной гидроизоляцией с использованием рулонных материалов и мастик или блокирование поступающей влаги электроосмотическим способом, или методом зарядной компенсации по проекту. После устранения источников увлажнения должна быть произведена сушка стен до нормативной влажности (5%) путем усиленной естественной вентиляции при одновременном дополнительном отоплении с помощью переносного отопительного оборудования. Стены, промерзающие или конденсирующие вследствие повышенной их теплопроводности, необходимо утеплять.
Управлением при проведении проверки в нарушение указанных норм в техническом подполье установлено наличие местами сырого и замоченного грунта пола, имеются течи системы холодного водоснабжения, нарушение местами теплоизоляции трубопроводов отопления, холодного и горячего водоснабжения, горизонтальной гидроизоляции стен цоколя, наличие захламления мусором подвального помещения, отсутствует сквозное проветривание через продухи, относительная влажность воздуха составила от 88,3% до 91,4% при норме не более 65%, под квартирой N 1 местами отсутствует заделка раствором сопряжений плит перекрытий со стеновыми панелями На основании пунктов 4.1.6 и 4.1.7 Правил N 170 отмостки и тротуары должны иметь поперечные уклоны от стен здания не менее 0,03. Поверхность отмостки, граничащей с проезжей частью, должна быть приподнята над ней на 15 см. Ширина отмостки устанавливается проектом (песчано-дерновые отмостки допускается заменять бетонными и асфальтовыми отмостками). Просадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостках и тротуарах, необходимо заделывать материалами, аналогичными покрытию: битумом, асфальтом, мастикой или мятой глиной с предварительной расчисткой поврежденных мест и подсыпкой песком.
Из материалов дела видно, что обществом допущено нарушение перечисленных норм: по периметру дома установлено наличие разрушений покрытий отмостки, местами отмостка отсутствует, уровень земли выше уровня отмостки более чем на 20 см.
В соответствии с пунктами 3.2.1 и 3.2.8 Правил N 170 содержание лестничных клеток может включать в себя: техническое обслуживание (плановые, внеплановые осмотры, подготовка к сезонной эксплуатации, текущий ремонт конструктивных элементов и инженерных систем и домового оборудования); капитальный ремонт в составе капитального или выборочного ремонта зданий; мероприятия, обеспечивающие нормативно-влажностный режим на лестничных клетках; обслуживание мусоропроводов; обслуживание автоматических запирающихся устройств, входных дверей, самозакрывающихся устройств; обслуживание лифтового оборудования; обслуживание системы ДУ; организация дежурства в подъездах; оборудование помещений для консьержек с установкой телефона. Окраску лестничных клеток допускается производить улучшенными высококачественными, безводными составами; поверхности, окрашенные малярными, безводными составами, должны иметь однотонную глянцевую или матовую поверхность; не допускается просвечивание нижележащих слоев краски, отслоения, пятна, потеки; не допускается в местах сопряжения поверхностей, искривления линий, закраски высококачественной окраски в различные цвета.
Однако управлением установлено, что в подъездах N 1-3 имеются местами высолы, разрушения окрасочного слоя стен в тамбуре и на площадке 1-го этажа лестничной клетки.
Событие правонарушения подтверждается актом от 06.07.2009 N 2900/741-г, заявлением Базевич С.Н., протоколом об административном правонарушении от 07.07.2009 N 2900/741-г и обществом не оспаривается. Административным правонарушением согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Из части 2 статьи 2.1 КоАП РФ следует, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае у общества имелась возможность для соблюдения Правил N 170 в рамках возложенных на него обязанностей по договору, однако им не были приняты своевременные меры по их выполнению.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод общества о нарушении управлением пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального Закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", поскольку в силу статьи 1.1 КоАП РФ указанный Федеральный закон не относится к законодательству об административных правонарушениях.
Аналогичная позиция содержится в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.06.2009 по делу N А21-1213/2009. Изложенные обстоятельства свидетельствуют о правомерности привлечения общества к административной ответственности.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности управлением не допущено. Судом первой инстанции дана надлежащая оценка представленным участвующими в деле лицами доказательствам, сделан правильный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.
Суд первой инстанции правомерно уменьшил размер назначенного штрафа до 40 000 рублей, принимая во внимание то, что обжалуемое постановление не содержит указания на наличие отягчающих вину обстоятельств, а также на наступление тяжких последствий в связи с совершением правонарушения.
Оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Тверской области от 11 сентября 2009 года по делу N А66-10032/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Пролетарского района города Твери" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Б. Ралько |
Судьи |
О.Ю. Пестерева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-10032/2009
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Пролетарского района города Твери"
Ответчик: Управление Государственная жилищная инспекция Тверской области
Хронология рассмотрения дела:
10.11.2009 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-5544/2009