05 ноября 2009 г. |
Дело N А13-6687/2009 |
г. Вологда |
|
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Кудина А.Г.,
судей Осокиной Н.Н. и Чельцовой Н.С.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лущик Е.В.,
при участии представителей общества Владимирцевой Е.Г. по доверенности от 06.02.2009; таможенного органа Веселовой И.В. по доверенности от 29.12.2008 N 02-22/10390, Сараевой М.А. по доверенности от 25.06.2009 N 02-21/5027,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Аммофос"
на решение Арбитражного суда Вологодской области от 15 сентября 2009 года по делу N А13-6687/2009
(судья Логинова О.П.),
УСТАНОВИЛ
открытое акционерное общество "Аммофос" (далее - общество, декларант) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Вологодской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании недействительным требования от 03.04.2009 N 3-ю об уплате таможенных сборов и пеней и возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о возврате излишне уплаченных таможенных сборов в сумме 49 500 руб. и пеней в размере 3870 руб. 90 коп.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 15 сентября 2009 года в удовлетворении заявленных требований общества отказано.
Заявитель с данным судебным актом не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Вологодской области от 15 сентября 2009 года отменить, по делу принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на несоответствие выводов суда материалам дела, неправильное применение норм материального права. Считает, что неполная таможенная декларация N 10204040/260908/0018440 является повторной декларацией по отношению к временной периодической декларации N 10204040/040908/0017171, поскольку такая декларация оформлена на один и тот же товар (минеральные удобрения - диаммонийфосфат); в ней заявлен один и тот же таможенный режим (экспорт). Указывает, что при таможенном оформлении обществом уплачен сбор за таможенное оформление в сумме 500 руб., то есть по ставке, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров" (далее - постановление N 863). Кроме того, полагает, что законодательство не закрепляет рамки подачи повторной декларации в отношении поданной первоначально. Таможенный орган в отзыве отклонил доводы жалобы общества, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель общества поддержал доводы и требования, изложенные в жалобе, представители таможни - доводы и требования, содержащиеся в отзыве на нее.
Заслушав объяснения представителей общества и таможенного органа, исследовав представленные доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что обществом с таможенной территории Российской Федерации осуществлен вывоз минеральных удобрений.
В связи с этим заявителем 04.09.2008 оформлена временная периодическая декларация (далее - ВПД) N 10204040/040908/0017171, в которой заявлен к вывозу в режиме экспорта товар - минеральные удобрения (диаммонийфосфат) в количестве 33 000 тонн. При этом согласно железнодорожными накладным 27 960,5 тонны удобрений отправлено железнодорожным транспортом.
Обществом 24.09.2008 подана полная периодическая декларация (далее - ППД) N 10204040/240908/0018289, подтверждающая вывоз на экспорт в период с 06.09.2008 по 18.09.2008 диаммонийфосфата в количестве 27 141,288 тонны.
Факт вывоза удобрений в указанном количестве подтвержден поручением N 08/28/521, согласно которому к погрузке заявлено 23 830,5 тонны по двум ВПД: по ВПД N 10204040/040908/0017171 отгружено 23 760,5 тонны, по ВПД N 10204040/090908/0017428 отгружено 70 тонн продукции, и поручением N 08/28/523, согласно которому к погрузке заявлено 4200 тонн, фактически отгружено 3380,788 тонны, что следует из сообщения о недогрузе, спецификации к названному поручению.
При этом остаток груза по ВПД N 10204040/040908/0017171 в количестве 819,212 тонны впоследствии переоформлен по неполной таможенной декларации (далее - НЕД) N 10204040/260908/0018440, о чем свидетельствует отметка в графе 40 данной декларации. Общество, полагая, что НЕД N 10204040/260908/0018440 является повторной таможенной декларацией по отношению к ВПД N 10204040/040908/0017171 по отгрузке 819,212 тонны диаммонийфосфата, за ее таможенное оформление на основании пункта 7 постановления N 863 уплатило таможенный сбор в размере 500 руб.
Таможенным органом проведена проверка документов и сведений по НЕД N 10204040/260908/0018440 по вопросу правильности начисления и уплаты таможенных платежей, в ходе которой ответчик пришел к выводу о неправомерном применении обществом пункта 7 названного постановления N 863 и неуплате сборов за таможенное оформление в сумме 49 500 руб.
По результатам проверки таможней составлен акт от 27.03.2009 N 07-42/010, на основании которого в адрес общества выставлено оспариваемое требование от 03.04.2009 N 3-ю. Указанным требованием заявителю предложено уплатить таможенный сбор в сумме 49 500 руб. и пени в размере 3870 руб. 90 коп. Не согласившись с таким требованием ответчика, заявитель обратился в суд с соответствующим заявлением.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что выставленное таможенным органом требование соответствует положениям таможенного законодательства.
С такой позицией суда первой инстанции апелляционная коллегия согласна с учетом следующего.
Подпунктом 31 пункта 1 статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) определено, что таможенный сбор - это платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 357.7 указанного Кодекса таможенные сборы уплачиваются при декларировании товаров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 357.6 ТК РФ уплата таможенных сборов за таможенное оформление производится до подачи таможенной декларации или одновременно с ее подачей в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В силу статьи 357.10 ТК РФ ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 7 вышеназванного постановления N 863 установлено, что в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 рублей.
Из статьи 60 ТК РФ следует, что при вывозе товара таможенное оформление начинается в момент представления таможенной декларации и завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с настоящим Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 07.11.2008 N 631-О-О разъяснил, что по смыслу статьи 60 ТК РФ в системной связи с подпунктом 21 пункта 1 его статьи 11, содержащим определение понятия "таможенная процедура", а также статей 123 и 138 данного Кодекса, периодическое временное декларирование как упрощенный порядок таможенного оформления вывозимых за рубеж российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, начинается, по общему правилу, в момент представления в таможенный орган временной таможенной декларации, а завершается представлением в таможенный орган полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 137 ТК РФ при вывозе российских товаров с таможенной территории Российской Федерации по желанию декларанта применяется упрощенный порядок декларирования в соответствии со статьями 135, 136 и 138 настоящего Кодекса. При этом упрощенный порядок декларирования российских товаров применяется, если это не препятствует осуществлению таможенного контроля и не освобождает декларанта от соблюдения требований и условий, установленных настоящим Кодексом и иными правовыми актами Российской Федерации, в части полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также соблюдения таможенных режимов.
В силу статьи 138 ТК РФ при вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации.
После убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени.
Период времени, в течение которого предполагается вывозить российские товары, декларируемые с использованием временной таможенной декларации, определяется декларантом. В отношении российских товаров, которые облагаются вывозными таможенными пошлинами или к которым применяются запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, этот период не может превышать один календарный месяц, а временная таможенная декларация принимается таможенным органом не ранее чем за 15 дней до начала этого периода.
Подача временной таможенной декларации и таможенная процедура убытия товаров с таможенной территории Российской Федерации являются составными частями вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации. Совершение указанных действий с нарушением установленного в ВПД периода вывоза товара признается нарушением порядка временного периодического декларирования.
В данном случае обществом в таможенный орган подана ВПД N 10204040/040908/0017171 в отношении экспорта минеральных удобрений в количестве 33 000 тонн. При этом в ВПД заявитель самостоятельно определил период времени предполагаемого вывоза товара - с 04.09.2008 по 30.09.2008.
В подтверждение вывоза минеральных удобрений в количестве 27 141,288 тонны общество 24.09.2008 оформило ППД N 10204040/240908/0018289.
Минеральные удобрения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2008 N 159 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на отдельные виды удобрений, вывозимые за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе" облагались таможенными пошлинами, в связи с чем период их вывоза при временном периодическом декларировании не мог превышать один календарный месяц.
Согласно отметке Балтийской таможни на НЕД N 10204040/260908/0018440 минеральные удобрения в количестве 819,212 тонны 05.10.2008 вывезены с таможенной территории Российской Федерации.
С учетом этого судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что минеральные удобрения в количестве 819,212 тонны вывезены после истечения срока, указанного во ВПД N 10204040/040908/0017171 и в статье 138 ТК РФ. Кроме того, в НЕД N 10204040/260908/0018440 не указан период времени предполагаемого вывоза товара.
Следовательно, НЕД N 10204040/260908/0018440 не может являться повторной декларацией по отношению к ВПД N 10204040/040908/0017171.
В силу пункта 1 статьи 131 ТК РФ подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения.
На основании пунктов 1, 2 статьи 135 ТК РФ, если декларант не располагает всей необходимой для заполнения таможенной декларации информацией по причинам, не зависящим от него, разрешается подача неполной таможенной декларации при условии, что в ней заявлены сведения, необходимые для выпуска товаров, исчисления и уплаты таможенных платежей, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также позволяющие идентифицировать товары по совокупности их количественных и качественных характеристик.
При подаче неполной таможенной декларации декларант принимает обязательство в письменной форме представить недостающие сведения в срок, установленный таможенным органом, который для иностранных товаров не может превышать 45 дней со дня принятия неполной таможенной декларации таможенным органом.
Для российских товаров срок, в течение которого декларант обязан представить недостающие сведения, устанавливается исходя из времени, необходимого для транспортировки товаров в место убытия, навигационных, иных условий и не может превышать восемь месяцев со дня принятия неполной таможенной декларации таможенным органом.
Если таможенный орган принимает неполную таможенную декларацию, применяются те же требования и условия таможенного законодательства Российской Федерации, включая порядок исчисления и уплаты таможенных платежей, которые применяются в случае, если изначально подается полная и надлежащим образом заполненная таможенная декларация.
С учетом названных правовых норм при подаче неполной декларации уплата таможенных платежей производится в порядке, установленном для подачи полной декларации. При подаче неполной декларации сбор за таможенное оформление должен уплачиваться в соответствии с постановлением N 863 в зависимости от величины таможенной стоимости.
Таможенным законодательством не предусмотрена возможность проведения периодического временного декларирования путем подачи в соответствии со статьей 135 ТК РФ неполной таможенной декларации. Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы и обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку, пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое обществом требование таможенного органа от 03.04.2009 N 3-ю об уплате таможенных сборов в сумме 49 500 руб. и пеней в размере 3870 руб. 90 коп. является соответствующим положениям Таможенного кодекса Российской Федерации, в связи с чем в удовлетворении требований заявителя отказал.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В жалобе приведены доводы, направленные на пересмотр выводов суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Вологодской области от 15 сентября 2009 года по делу N А13-6687/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Аммофос" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
Н.Н. Осокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-6687/2009
Истец: ОАО "Аммофос"
Ответчик: Вологодская таможня