г. Вологда
12 ноября 2009 г. |
Дело N А05-10120/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 ноября 2009 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Федосеевой О.А.,
судей Писаревой О.Г. и Романовой А.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Берая Т.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального органа Департамента лесного комплекса Архангельской области - Северодвинское лесничество
на решение Арбитражного суда Архангельской области от 09 сентября 2009 года
по делу N А05-10120/2009 (судья Тюпин А.Н.),
установил
Территориальный орган Департамента лесного комплекса Архангельской области - Северодвинское лесничество (далее - Лесничество) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к сельскохозяйственному производственному кооперативу "Рыболовецкий колхоз имени Калинина" (далее - СПК "Рыболовецкий колхоз имени Калинина") с требованием о взыскании 978 руб. 70 коп. неустойки за нарушение лесохозяйственных требований.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 09 сентября 2009 года в удовлетворении исковых требований отказано. Лесничество с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и удовлетворить исковые требования. Доводы жалобы сводятся к тому, что судом неправильно применены нормы материального права. При осуществлении СПК "Рыболовецкий колхоз имени Калинина" лесопользования на основании лесорубочного билета от 29.12.2006 N 216 он обязан осуществлять правила лесопользования, которые существовали на момент возникновения правовых отношений. Факт нарушения лесохозяйственных требований установлен актом освидетельствования заготовленной древесины от 18.08.2008, в связи с этим податель жалобы считает, что начисленная неустойка подлежит взысканию. Считает вывод суда о том, что неустойка за нарушение лесохозяйственных требований, установленная Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.1998 N 551 (далее - Правила), является административной санкцией, необоснованным.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. В связи с этим апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, СПК "Рыболовецкий колхоз имени Калинина" на основании лесорубочного билета от 29.12.2006 N 216 использовал для рубок главного пользования участок лесного фонда в выделе N 1 квартала N 675 Верхнеозерского участкового лесничества Северодвинского лесничества.
После окончания срока действия названного лесорубочного билета Лесничество 18.08.2008 произвело освидетельствование мест рубок заготовленной древесины, о чем составлен соответствующий акт освидетельствования от указанной даты. За выявленные в результате проведения освидетельствования нарушения лесохозяйственных требований Лесничеством ответчику начислена неустойка в сумме 978 руб. 70 коп. Поскольку СПК "Рыболовецкий колхоз имени Калинина" добровольно не произвел уплату неустойки, Лесничество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что у истца отсутствовали правовые основания для возбуждения предусмотренной Правилами процедуры привлечения лесопользователя к ответственности и начисления неустойки, установленной Правилами.
Порядок и основания применения к лесопользователям, допустившим нарушения лесохозяйственных требований, такой меры ответственности, как неустойка, и ее размеры определялись Правилами. В соответствии с разделом VI которых освидетельствование мест рубок и подсочки древостоев является способом контроля за соблюдением лесопользователями требований данных Правил.
Акт освидетельствования в случае выявления нарушений служил основанием для начисления неустоек и являлся официальным документом при рассмотрении в судах дел о взыскании неустоек за нарушения требований названных Правил (пункт 65 Правил). Однако постановлением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2008 года N 169 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации по вопросам, регулирующим лесные отношения" Правила признаны утратившими силу и после 1 апреля 2008 года применению не подлежат.
Неустойка, предусмотренная разделом VIII Правил "Ответственность за нарушения лесохозяйственных требований", являлась, по сути, административной санкцией, установленной актом публичного права за определенные нарушения правил поведения, общеобязательных для неограниченного круга лесопользователей.
Поскольку к моменту проведения освидетельствования (18.08.2008) и выявления нарушений лесохозяйственных требований Правила как нормативный правовой акт, регламентирующий порядок и условия привлечения к ответственности, а также устанавливающий размер административной санкции, были отменены, у истца отсутствовали правовые основания для возбуждения предусмотренной Правилами процедуры привлечения лесопользователя к ответственности и начисления неустойки, определенной ими.
В случае выявления нарушений лесного законодательства после отмены Правил органы, уполномоченные в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, вправе принять меры по привлечению виновных лиц к административной либо уголовной ответственности, а также меры, обязывающие таких лиц устранить выявленные нарушения и возместить причиненный ими вред в порядке, установленном действующим законодательством.
Таким образом, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований Лесничества о взыскании неустойки в сумме 978 руб. 70 коп., заявленной на основании недействующего нормативного правового акта.
С учетом вышеуказанных обстоятельств апелляционная инстанция считает, что выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 09 сентября 2009 года по делу N А05-10120/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального органа Департамента лесного комплекса Архангельской области - Северодвинское лесничество - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Федосеева |
Судьи |
О.Г. Писарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-10120/2009
Истец: Территориальный орган департамента лесного комплекса Архангельской области - Северодвинское лесничество
Ответчик: Сельскохозяйственный производственный кооператив "Рыболовецкий колхоз имени Калинина"
Хронология рассмотрения дела:
12.11.2009 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-5680/2009