г. Вологда |
Дело N А05-7702/2009 |
12 ноября 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 ноября 2009 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Пестеревой О.Ю.,
судей Потеевой А.В. и Тарасовой О.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Добродеевой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Холмогорский муниципальный район"
на решение Арбитражного суда Архангельской области от 03 сентября 2009 года по делу N А05-7702/2009 (судья Бабичев О.П.),
УСТАНОВИЛ
общество с ограниченной ответственностью "Эникс" (далее - общество, ООО "Эникс") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к администрации муниципального образования "Холмогорский муниципальный район" (далее - администрация) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе передать в собственность земельный участок площадью 0,16 га, расположенный примерно в 12 м по направлению на восток от ориентира - оси дороги, находящегося за пределами участка, адрес ориентира: Архангельская область, Холмогорский район, 170 км + 550 автодороги Москва-Архангельск, кадастровый номер 29:19:034201:0004, содержащемся в письме от 07.05.2009 N 788; возложении обязанности подготовить и направить проект договора купли-продажи.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 03.09.2009 по делу N А05-7702/2009 требования ООО "Эникс" удовлетворены.
Администрация с решением суда не согласилась и обратилась с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции ссылается на то, что решение о предоставлении земельных участков в пределах придорожных полос принимается по согласованию с соответствующими органами управления дорогами; оснований для расторжения договора аренды спорного земельного участка не имеется, орган местного самоуправления вправе по своему усмотрению определить правовой режим землепользования - аренда земельного участка либо предоставление его в собственность; Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" в рассматриваемом случае применению не подлежит.
От общества отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, поэтому разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ. Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, обществу на праве собственности принадлежит контейнерная автозаправочная станция общей площадью 60,03 кв. м, расположенная по адресу: Архангельская область, Холмогорский район, село Емецк, условный номер объекта - 29:19:030000:0041:002731/00 (свидетельство о государственной регистрации права от 20.10.2000 серии 29.00 N 0085087).
Между Комитетом по управлению имуществом администрации (арендодатель) и ООО "Эникс" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 15.06.2007 N 29-19-000160, на основании пункта 1.1 которого арендодатель передал, а арендатор принял в аренду земельный участок площадью 0,16 га, расположенный примерно в 12 м по направлению на восток от ориентира - оси дороги, находящегося за пределами участка, адрес ориентира: Архангельская область, Холмогорский район, 170 км + 550 автодороги Москва-Архангельск, кадастровый номер 29:19:034201:0004. В соответствии с пунктом 4.1 договор заключен на срок до 08.06.2017.
Общество обратилось в администрацию с заявлением от 24.04.2009 N 13 о подготовке и направлении в его адрес проекта договора купли-продажи данного земельного участка.
Письмом от 07.05.2009 N 788 глава администрации отказал обществу в приватизации спорного земельного участка в связи с отсутствием заинтересованности в расторжении договора аренды и заключении договора купли-продажи.
Общество посчитало отказ необоснованным и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с названным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с этим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.
Таким образом, юридические лица, в собственности которых находятся здания, строения, сооружения, имеют исключительное право на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в границах фактически используемой площади участка. Отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд (пункт 4 статьи 28 ЗК РФ).
По утверждению администрации, спорный земельный участок находится в придорожной полосе федеральной автомагистрали М-8, поэтому решение о предоставлении земельного участка принимается по согласованию с соответствующими органами управления дорогами.
Пунктом 3.1 части 3 статьи 90 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки в границах полос отвода автомобильных дорог могут предоставляться в установленном названным Кодексом порядке гражданам и юридическим лицам для размещения объектов дорожного сервиса. Для создания необходимых условий использования автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения соблюдения требований безопасности дорожного движения и обеспечения безопасности граждан создаются придорожные полосы автомобильных дорог.
Установление границ полос отвода автомобильных дорог и границ придорожных полос автомобильных дорог, использование таких полос отвода и придорожных полос осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогам и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах) придорожными полосами автомобильной дороги являются территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков.
При этом ни Закон об автомобильных дорогах, ни ЗК РФ (статья 27) не относят земельные участки, расположенные в границах придорожных полос, к земельным участкам, ограниченным в обороте.
Пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 27.06.1998 N 727 "О придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования" установлено, что решения о предоставлении земельных участков для размещения объектов дорожного сервиса принимаются уполномоченными на то органами в установленном порядке по согласованию, в том числе, с федеральными органами исполнительной власти, в функции которых входит контроль и надзор за безопасностью дорожного движения.
Согласно пункту 1 Правил установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.1998 N 1420 (далее - Правила), названные Правила определяют порядок установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования, являющихся зонами с особым режимом использования земель.
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что придорожные полосы федеральных автомобильных дорог общего пользования - это прилегающие с обеих сторон к полосе отвода указанной дороги участки земли шириной не менее 50 метров каждый, считая от границы полосы отвода.
Особый режим использования земель в пределах придорожных полос предусматривает ряд ограничений при осуществлении хозяйственной деятельности в пределах этих полос для создания нормальных условий эксплуатации автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения требований безопасности дорожного движения и безопасности населения.
Собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участков, расположенных в пределах придорожных полос, должны быть уведомлены соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации об особом режиме использования этих земель.
Земельные участки в пределах придорожных полос у их собственников, владельцев, пользователей и арендаторов не изымаются (пункт 3 Правил).
На основании пункта 15 Правил решения о предоставлении земельных участков в пределах придорожных полос или земельных участков, находящихся вне этих полос, но требующих специального доступа к ним (подъездов, съездов, примыканий и т.п.), а также земельных участков под площадки для стоянки и остановки автомобилей принимаются уполномоченными на то органами в установленном порядке по согласованию с соответствующими органами управления федеральными автомобильными дорогами и органами Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участков, расположенных в пределах придорожных полос, обязаны согласовывать с органом управления федеральной автомобильной дорогой и Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставление земельных участков в пределах придорожных полос, а также строительство на принадлежащих им таких земельных участках зданий и сооружений (пункт 18 Правил).
ООО "Эникс" приобрело автозаправочную станцию по договору купли-продажи от 28.03.1997, строительством этого объекта занималось другое лицо.
Следовательно, общество должно быть лишь уведомлено об особом режиме использования земельного участка.
Кроме того, в силу вышеназванных законов и нормативных правовых актов федеральной собственностью являются федеральные автомобильные дороги, соответственно, полосы отвода федеральных автомобильных дорог, а не придорожные полосы.
По мнению администрации, судом первой инстанции не учтено наличие действующего договора аренды от 15.06.2007 N 29-19-000160, приватизация земельного участка приведет к его досрочному расторжению.
Однако то обстоятельство, что срок договора аренды не истек, не ограничивает исключительное право общества на выкуп земельного участка в порядке статьи 36 ЗК РФ.
Также следует отметить, что в пункте 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ) предусмотрено, что собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу ЗК РФ.
Ошибочен вывод администрации о том, что право выбора правового режима землепользования (аренда или собственность) остается за органом местного самоуправления.
Положения статьи 36 ЗК РФ, прямо предусматривая преимущественное право собственника объекта недвижимости на приобретение в собственность земельного участка либо приобретение права аренды земельного участка под этим объектом недвижимости, именно собственнику объекта недвижимости предоставляют произвести выбор права на земельный участок под объектом недвижимости.
На основании пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом. Договор аренды земельного участка не является препятствием для выкупа земельного участка. Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Для применения названного закона не имеет значения, приобрел ли собственник эти объекты в процессе приватизации или на вторичном рынке купли-продажи недвижимости.
При таких обстоятельствах отказ в приобретении в собственность спорного земельного участка неправомерен.
В силу пункта 6 статьи 36 ЗК РФ во взаимосвязи с иными нормами данного Кодекса исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренный статьей 29 ЗК РФ, обязан принять решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, подготовить и направить заявителю проект договора купли-продажи участка. Требования законодательства администрацией не выполнены, поэтому суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявление общества.
Оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины, поэтому госпошлина администрацией в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Архангельской области от 03 сентября 2009 года по делу N А05-7702/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Холмогорский муниципальный район" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Ю. Пестерева |
Судьи |
А.В. Потеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-7702/2009
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Эникс"
Ответчик: Администрация муниципального образования "Холмогорский муниципальный район"
Хронология рассмотрения дела:
12.11.2009 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-5472/2009