г. Вологда |
N 14АП-5740/2009 |
18 ноября 2009 г. |
Дело N А66-6246/2009 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Виноградовой Т.В.,
судей Пестеревой О.Ю. и Тарасовой О.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Любишкиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Конаковского района
на решение Арбитражного суда Тверской области от 16 сентября 2009 года
по делу N А66-6246/2009 (судья Владимирова Г.А.),
УСТАНОВИЛ
администрация Конаковского района (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Тверской области с заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Тверской области (далее - Управление) о признании незаконными действий Управления, выразившихся в фактическом разделении земельного участка с кадастровым номером 15:00 00 13: 0198, площадью 226 406 кв. м, путем постановки на кадастровый учет земельного участка площадью 221 334 кв.м с кадастровым номером 69:15:0000013:230, расположенного относительно ориентира Конаковский район, Городенское сельское поселение и земельного участка площадью 5072 кв. м с кадастровым номером 69:15:0000013:229, расположенного относительно ориентира Конаковский район, Городенское сельское поселение, а также о признании недействительными кадастровых паспортов на земельные участки площадью 221 334 кв.м. с кадастровым номером 69:15:0000013:230, и площадью 5072 кв.м. с кадастровым номером 69:15:0000013:229, расположенных относительно ориентира Конаковский район, Городенское сельское поселение и возложении обязанности на ответчика аннулировать сведения государственного кадастра недвижимости о данных земельных участках. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Коромыслово" (далее - ООО "Коромыслово").
Решением суда в удовлетворении требования о признании незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Тверской области, выразившихся в фактическом разделении земельного участка с кадастровым номером 15:00 00 13: 0198 площадью 226 406 кв.м, путем постановки на кадастровый учет земельного участка площадью 221 334 кв.м с кадастровым номером 69:15:0000013:230, расположенный относительно ориентира Конаковский район, Городенское сельское поселение и земельного участка с кадастровым номером 69:15:0000013:229, расположенный относительно ориентира Конаковский район, Городенское сельское поселение, площадью 5072 кв.м. отказано. В остальной части производство по делу прекращено.
Администрация в апелляционной жалобе, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, неприменение закона, подлежащего применение, нарушение норм процессуального права, просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Ответчик, третье лицо в отзывах на апелляционную жалобу просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, однако представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, ООО "Коромыслово" на праве аренды по договору аренды от 29.04.2005 принадлежит земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 69:15000013:0198 общей площадью 226 406 кв.м. По заявлению арендатора из названного земельного участка сформированы два земельных участка с кадастровыми номерами 69:15:0000013:229 и 69:15:0000013:230. Образованные участки прошли кадастровый учет и имеют соответствующие кадастровые паспорта.
Полагая, что разделением земельного участка нарушены права собственника и нормы земельного законодательства, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. С учетом указанной нормы права для удовлетворения требования о признании решения незаконным необходима совокупность двух условий: несоответствие решения закону и нарушение им прав и законных интересов заявителя.
На основании статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в редакции, действовавшей в спорный период, государственный земельный кадастр представляет собой систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета и о правовом режиме земель в Российской Федерации. Государственный земельный кадастр ведется по единой для Российской Федерации системе. Объектами государственного кадастрового учета являются земельные участки и прочно связанные с ними иные объекты недвижимого имущества. Порядок ведения государственного земельного кадастра устанавливается федеральным законом о государственном земельном кадастре.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (далее - Закон N 28-ФЗ) под государственным кадастровым учетом земельных участков понимаются описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.
Земельные участки, расположенные на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и разрешенного использования земельных участков подлежат кадастровому учету (пункт 1 статьи 7 Закона N 28-ФЗ).
В силу пунктов 1 и 2 статьи 19 названного Закона государственный кадастровый учет земельных участков проводится по месту их нахождения в обязательном порядке на всей территории Российской Федерации по единой методике. Для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков.
По результатам проведения государственного кадастрового учета земельных участков заявителям выдаются удостоверенные в установленном порядке кадастровые карты (планы) земельных участков.
Материалами дела подтверждается, что земельные участки с кадастровыми номерами 69:15:0000013:229, 69:15:0000013:230 площадью 5072 кв. м и 221334 кв. м соответственно, расположенные относительно ориентира Конаковский район Городенское сельское поселение, образованы на основании заявления ООО "Коромыслово" путем разделения земельного участка с кадастровым номером 15:00 00 13: 0198 общей площадью 226 406 кв. м и поставлены на кадастровый учет как вновь образованные земельные участки.
Поскольку данный участок принадлежит ответчику на праве аренды, он как его правообладатель вправе был обратиться с заявкой о постановке на кадастровый учет земельного участка, образуемого в результате раздела земельного участка.
В результате раздела принадлежащего Администрации на праве собственности земельного участка, образовалось два земельных участка, площади которых соответствуют общей площади разделенного участка, все участки находятся в границах одной территориальной зоны и право собственности на все вновь образованные земельные участки также зарегистрировано за заявителем.
Кадастровый учет земельных участков с упомянутыми кадастровыми номерами в данном случае осуществлялся не в связи с изменением их площади и (или) изменением описания местоположения их границ, а как ранее учтенные, сведения о которых соответствуют сведениям государственного земельного кадастра.
Таким образом, принятие решения о разделение земельного участка не является основанием для возникновения, изменения и прекращения права собственности на него. Действия по разделению земельного участка не обладают признаками сделки, также не являются сделкой и действия по кадастровому учету и землеустройству, поскольку такие действия представляют собой описание, учет земельных участков и не порождают новые права и обязанности.
При наличии названных обстоятельств апелляционный суд считает, что заявитель не доказал, что разделением земельного участка на части нарушены его права и законные интересы.
Податель жалобы указывает, что раздел земельного участка произведен в нарушение пункта 3 статьи 20 Закона N 28-ФЗ, согласно которому в проведении государственного кадастрового учета земельных участков должно быть отказано в случае, если площадь земельного участка, в отношении которого должен проводиться государственный кадастровый учет земельных участков, меньше минимального размера, установленного в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления для земель различного целевого назначения и разрешенного использования.
Вместе с тем, доказательства того, что площадь земельного участка с кадастровым номером 69:15:0000013:229 меньше минимального размера, установленного в указанном выше порядке, Администрацией не представлены.
Граждане вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 АПК РФ).
Под ненормативным актом, который в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть оспорен и признан недействительным судом, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом, содержащий обязательные предписания, распоряжения, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица и влекущий неблагоприятные юридические последствия.
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую необходимые для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения об объекте недвижимости, и выдается заявителю органом кадастрового учета при постановке на учет такого объекта недвижимости, учете его изменений, части или снятии с учета, а также любому лицу по его запросу.
Суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из того, что кадастровые паспорта от 28.04.2009 N 02-69/09-2-805602, 02-69/09-2-86059 содержат сведения на названную дату в государственном кадастре недвижимости о земельных участках с кадастровыми номерами 69:15:0000013:229 и 69:15:0000013:230 .
С учетом изложенного следует признать правильным вывод Арбитражного суда Тверской области о том, что кадастровые паспорта от 28.04.2009 N 02-69/09-2-805602, 02-69/09-2-86059 не являются ненормативными правовыми актами или решениями государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа или должностного лица, которые могут быть оспорены в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Производство по делу в указанной части правомерно прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о том, что производство по делу в части возложения обязанности на ответчика аннулировать сведения государственного кадастра недвижимости о земельных участках площадью 221334 кв.м. с кадастровым номером 69:15:0000013:230 и площадью 5072 кв.м. с кадастровым номером 69:15:0000013:229, расположенных относительно ориентира Конаковский район, Городенское сельское поселение, также подлежит прекращению, поскольку Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации не относит к подведомственности арбитражных судов споры об обязании совершить какое-либо действие. Производство по таким требованиям в соответствии со статьей 150 АПК РФ прекращается.
По мнению подателя жалобы, данное требование не является самостоятельным, а является устранением нарушения прав и законных интересов Администрации.
Вместе с тем, как правильно указано Арбитражным судом Тверской области, требование о возложении обязанности на ответчика аннулировать сведения государственного кадастра недвижимости о земельных участках площадью 221334 кв.м. с кадастровым номером 69:15:0000013:230, и площадью 5072 кв.м. с кадастровым номером 69:15:0000013:229, расположенных относительно ориентира Конаковский район, Городенское сельское поселение, могло быть заявлено только в качестве устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя при признании незаконными действий ответчика путем внесения в Единый государственный реестр земель записи о прекращении существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета. Оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Тверской области от 16 сентября 2009 года по делу N А66-6246/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Конаковского района - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Виноградова |
Судьи |
О.Ю. Пестерева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-6246/2009
Истец: Администрация Конаковского района
Ответчик: Управление Роснедвижимости по Тверской области
Третье лицо: ООО "Коромыслово"
Хронология рассмотрения дела:
18.11.2009 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-5740/2009