г. Вологда |
N 14АП-5534/2009 |
16 ноября 2009 г. |
Дело N А05-9014/2009 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Осокина Н.Н.,
судей Кудина А.Г. и Мурахиной Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лущик Е.В.,
при участии от казначейства Кузнецова С.И. по доверенности от 07.10.2009,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Архангельской области
на решение Арбитражного суда Архангельской области от 18 сентября 2009 года
по делу N А05-9014/2009 (судья Меньшикова И.А.),
УСТАНОВИЛ
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Архангельску (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федерального казначейства по Архангельской области (далее - казначейство), выразившихся в отказе принять к исполнению постановления о взыскании со страхователя недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также о возложении обязанности на казначейство устранить нарушение его прав путем принятия к исполнению постановлений от 31.10.2006 N 226278, от 22.11.2007 N 238234, от 22.05.2008 N 238076, от 15.01.2009 N 238001, от 19.02.2009 N 238038.
Казначейство с решением суда не согласилось и обратилось в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование жалобы ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применением судом норм материального права.
Учреждение отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Учреждение надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Заслушав объяснения представителя казначейства, исследовав доказательства по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Управлением в связи с неисполнением страхователем - государственным учреждением "Редакция газеты "Архангельск" (далее - учреждение) требований об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов вынесены решения от 31.10.2006 N 226278, от 22.11.2007 N 238234, от 22.05.2008 N 238076, от 15.01.2009 N 238001, от 19.02.2009 N 238038 о взыскании задолженности по страховым взносам и пени.
На основании данных решений Управлением приняты постановления от 31.10.2006 N 226278, от 22.11.2007 N 238234, от 22.05.2008 N 238076, от 15.01.2009 N 238001, от 19.02.2009 N 238038 о взыскании с учреждения недоимки по страховым взносам и пени на общую сумму 108 954 руб. 20 коп., которые направлены для исполнения в Отдел судебных приставов по Ломоносовскому округу г. Архангельска. На основании указанных постановлений Отделом судебных приставов по Ломоносовскому округу г. Архангельска были возбуждены соответствующие исполнительные производства.
В ходе исполнения требований исполнительных документов Отделом судебных приставов по Ломоносовскому округу г. Архангельска установлено, что они подлежат возврату взыскателю в связи с отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание и отсутствием внебюджетных фондов, о чем вынесены соответствующие постановления об окончании исполнительного производства. В связи с этим Управление 06.05.2009 направило в адрес казначейства постановления от 31.10.2006 N 226278, от 22.11.2007 N 238234, от 22.05.2008 N 238076, от 15.01.2009 N 238001, от 19.02.2009 N 238038 для исполнения путем обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с ОГУ "Издательский дом "Двина" (правопреемник) в отношении ГУ "Редакция газеты "Архангельск" (правопредшественник).
Казначейство письмом от 14.05.2009 N 24-39-05/3045 вернуло постановления без исполнения в связи с тем, что они не входят в перечень исполнительных документов, установленный статьей 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), и к ним не приложены надлежащим образом заверенные копии судебных актов, на основании которых они выданы.
Управление не согласилось с данным отказом казначейства и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции правомерно признал незаконными действия казначейства, выразившиеся в отказе принять к исполнению постановления о взыскании со страхователя недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, и обязал принять их к исполнению по следующим основаниям.
В силу статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении юридических лиц пятидесяти тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 названного Федерального закона.
Внесудебная процедура взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает определенного предела, подлежит применению ко всем юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы. Законом N 167-ФЗ не предусмотрено исключений в отношении бюджетных учреждений и не установлены правила о судебном порядке взыскания указанной задолженности.
В силу статьи 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, установленных статьями 93.3, 93.4, 142.2, 142.3, 166.1, 218 и 242 настоящего Кодекса. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных названным Кодексом. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 настоящего Кодекса.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в постановлении от 17.05.2007 N 31, при неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, принятого в соответствии с пунктом 3 статьи 25 Закона N 167-ФЗ, данное решение (постановление) обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждениях Банка России или в кредитной организации. В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что размер задолженности бюджетного учреждения, взыскиваемой Управлением во внесудебном порядке, по каждому отдельному постановлению не превышает пятидесяти тысяч рублей.
Также из постановлений судебного пристава-исполнителя следует, что взыскание недоимки за счёт внебюджетных средств государственного учреждения (должника) оказалось невозможным ввиду отсутствия таковых.
В связи с этим судом первой инстанции сделан правильный вывод о незаконности отказа казначейства от исполнения постановлений, вынесенных на основании решений Управления.
Суд апелляционной инстанции не может принять во внимание доводы казначейства о том, что на него не может быть возложена обязанность по принятию к исполнению спорных постановлений, так как в Управлении отсутствует лицевой счет должника, по следующим основаниям.
Исходя из положений статьи 242.4 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации, по месту открытия должнику как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов бюджета субъекта Российской Федерации, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (далее в настоящей статье - лицевые счета должника).
Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
При наличии оснований, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 242.1 настоящего Кодекса, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации, возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата.
На основании статьи 166.1 БК РФ Федеральное казначейство осуществляет в установленном им порядке открытие и ведение лицевых счетов для учета операций администраторов доходов бюджетов, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), а также по поручению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрации муниципального образования) в соответствии с заключенным соглашением открывает и ведет лицевые счета для учета операций главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита, главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов).
При этом согласно Положению о Федеральном казначействе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 703, Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями.
В соответствии с Положением об управлениях Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина РФ от 4 марта 2005 N 33н, Управление Федерального казначейства по Архангельской области является территориальным органом Федерального казначейства. Оно осуществляет свою деятельность непосредственно и через подчиненные ему отделения во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, территориальными учреждениями Банка России, общественными объединениями и иными организациями.
Исходя из указанного Положения на Управление возложены функции по открытию и ведению лицевых счетов для учета операций со средствами федерального бюджета, со средствами от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Также из указанных норм следует, что территориальные управления казначейства и его отделения входят в единую централизованную систему органов федерального казначейства, состоящую из федерального казначейства и подчиненных ему территориальных органов.
В связи с чем не принимаются ссылки Управления на то, что отделение является юридическим лицом.
Отказ от принятия к исполнению постановлений Управления был дан в данном случае Управлением Федерального казначейства по Архангельской области, при этом в письме от 14.05.2009 N 24-39-05/3045 казначейство не ссылалось в качестве основания отказа в принятии спорных постановлений Управления к исполнению на отсутствие лицевого счета должника.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения апелляционной жалобы казначейства и отмены решения суда первой инстанции отсутствуют. Руководствуясь статьями 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Архангельской области от 18 сентября 2009 года по делу N А05-9014/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-9014/2009
Истец: Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске
Ответчик: Управление федерального казначейства по Архангельской области
Хронология рассмотрения дела:
30.03.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2980/10
04.03.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2980/10
20.01.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А05-9014/2009
09.12.2009 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-12604/2009
16.11.2009 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-5534/2009