г. Вологда |
N 14АП-5772/2009 |
17 ноября 2009 г. |
Дело N А44-1911/2009 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Кудина А.Г.,
судей Мурахиной Н.В., Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лущик Е.В.,
при участии представителя общества Леонтьевой Е.С. по доверенности от 12.01.2009 N 1-8,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Новгородской области
на решение Арбитражного суда Новгородской области от 25 сентября 2009 года
по делу N А44-1911/2009 (судья Ларина И.Г.),
УСТАНОВИЛ
общество с ограниченной ответственностью СП "НБИ Транспорт-Сервис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Новгородской области (далее - административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 22.04.2009 N 49-09/96 о назначении обществу административного наказания по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 25 сентября 2009 года заявленные обществом требования удовлетворены; оспариваемое постановление административного органа от 22.04.2009 N 49-09/96 признано незаконным и отменено.
Ответчик с данным судебным актом не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Новгородской области от 25 сентября 2009 года отменить. В обоснование жалобы ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; неправильное применение норм материального права. Считает доказанным факт наличия состава вменяемого обществу административного правонарушения. Полагает необоснованным применение судом в данной ситуации положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Общество в отзыве отклонило доводы жалобы административного органа; просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель общества поддержал доводы и требования, изложенные в отзыве.
Административный орган, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направил, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие сторон в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Заслушав объяснения представителя заявителя, исследовав представленные доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что обществом с ограниченной ответственностью совместное предприятие "НБИ Транспорт-Сервис" (резидент) и фирмой NYK Logistics (CIS) Limited (Великобритания; нерезидент; далее - иностранная фирма)) заключен договор от 01.06.2004 N NBI/NYK/05 об осуществлении перевозок грузов в международном сообщении, по условиям которого оплата должна быть произведена в течение 60 дней с момента окончания перевозки; валюта платежа - евро.
В уполномоченном банке - филиале N 8629 Новгородского отделения Сбербанка России - оформлен паспорт сделки N 04070001/1481/0960/3/0.
В ходе проверки административным органом установлено, что 06.10.2008 обществом с ограниченной ответственностью совместное предприятие "НБИ Транспорт-Сервис" внесены изменения в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) в связи со сменой наименования на общество с ограниченной ответственностью "НБИ Транспорт-Сервис", а 27.11.2008 внесены изменения в ЕГРЮЛ в связи со сменой наименования на общество с ограниченной ответственностью СП "НБИ Транспорт-Сервис".
В соответствии с ведомостью банковского контроля 28.11.2008 совершена валютная операция на сумму 5390,00 евро. При этом информация в уполномоченный банк о внесении изменений в ЕГРЮЛ в связи с последним изменением наименования организации и переоформлением паспорта сделки представлена 16.12.2008; изменения в паспорт сделки внесены 16.12.2008.
Административный орган считает, что заявителем не соблюдены требования части 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) и пункта 3.15.1 Инструкции Банка России от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов следок" (далее - Инструкция). Ввиду того, что следующая валютная операция по указанному договору после внесения последних изменений в ЕГРЮЛ о наименовании организации совершена 28.11.2008, следовательно, паспорт сделки должен быть переоформлен не позднее указанной даты. Поскольку фактически паспорт сделки переоформлен заявителем 16.12.2008, то есть с нарушением установленного срока на 18 календарных дней, в деянии общества содержатся признаки состава правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
По данному факту должностным лицом административного органа в присутствии представителя общества составлен протокол об административном правонарушении от 31.03.2009 N 49-09/96, рассмотрение материалов дела назначено на 10.04.2009.
Определением от 10.04.2009 рассмотрение дела отложено на 22.04.2009 в связи с необходимостью получения дополнительной информации. Руководитель административного органа, рассмотрев материалы дела, без участия представителя общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, вынес оспариваемое постановление от 22.04.2009 N 49-09/96 о назначении административного наказания, которым признал заявителя виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, и назначил ему наказание в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с названным постановлением ответчика, общество обратилось в суд с заявлением о признании его незаконным и отмене. Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в деянии общества состава вмененного ему в вину правонарушения, но ввиду малозначительности деяния освободил заявителя от ответственности, признав оспариваемое постановление административного органа незаконным и отменив его.
С такой позицией суда первой инстанции апелляционная коллегия согласна с учетом следующего.
В соответствии с пунктом 80 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ протокол об административном правонарушении по части 6 статьи 15.25 данного Кодекса уполномочены составлять должностные лица органов и агентов валютного контроля.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 23.60 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных данной нормой Кодекса, правомочны руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля, его заместители.
Следовательно, протокол составлен и постановление вынесено должностными лицами в пределах полномочий, предусмотренных пунктом 80 части 2 статьи 28.3, пунктом 3 части 2 статьи 23.60 названного Кодекса.
Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность юридических лиц за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок в виде наложения административного штрафа в размере от сорока до пятидесяти тысяч рублей.
В силу положений пункта 4 статьи 5 Закона N 173-ФЗ Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.
В соответствии со статьей 20 названного Закона Банк России в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операция устанавливает единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспортов сделок при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами.
При определении нормы материального права, регулирующей правила оформления, переоформления и закрытия паспортов сделок, административный орган руководствовался пунктами 3.15, 3.151 Инструкции.
Так, согласно пункту 3.15 названной выше Инструкции в случае внесения в контракт изменений и дополнений, затрагивающих сведения, указанные в оформленном резидентом паспорте сделки, либо изменения иной информации, указанной в оформленном паспорте сделки, резидент представляет в банк два экземпляра паспорта сделки, переоформленного с учетом изменений, и документы, подтверждающие внесение изменения и дополнения в контракт.
На основании пункта 3.151 Инструкции перечисленные документы представляются резидентом после внесения соответствующих изменений в контракт либо изменения иной информации, указанной в оформленном паспорте сделки, но не позднее дня осуществления следующей валютной операции по контракту либо не позднее очередного срока представления в уполномоченный банк документов и информации в соответствии с требованиями Инструкции и нормативного акта Банка России, регулирующего порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций, в зависимости от того, какое из указанных событий наступит раньше.
Исходя из приложения N 4 к Инструкции в разделе 1 паспорта сделки указываются сведения о резиденте, в том числе о его наименовании (пункт 1.1).
В данном случае после внесения изменений в ЕГРЮЛ следующая валютная операция по договору от 01.06.2004 N NBI/NYK/05 с иностранной фирмой совершена 28.11.2008. Применительно к названным положениям Инструкции паспорт сделки должен быть переоформлен не позднее указанной даты. Вместе с тем, фактически паспорт сделки переоформлен заявителем 17.12.2008, что влечет нарушение установленного срока на 18 календарных дней.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
После получения выписки о государственной регистрации изменений в Устав общества (28.11.2008) заявителю было известно о необходимости внесения изменений в информацию, указанную в паспорте сделки, но им не принято мер для предупреждения правонарушения; соответствующие изменения внесены только 17.12.2008.
С учетом таких обстоятельств судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что в деянии общества содержатся признаки состава правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
В апелляционной жалобе ответчик ссылается на невозможность применения в данной ситуации положений статьи 2.9 настоящего Кодекса. Указанный довод был исследован судом первой инстанции, ему дана обоснованная оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
Статья 2.9 КоАП РФ предусматривает, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Приведенная норма является общей и может применяться к любому составу административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ, если судья, орган, рассматривающий конкретное дело, признает, что совершенное правонарушение является малозначительным.
Следовательно, применение статьи 2.9 КоАП РФ при рассмотрении дел об административном правонарушении является правом суда.
В силу статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Кроме того, согласно абзацу третьему пункта 18.1 названного постановления квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 данного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого предусмотрена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
В связи с изложенным отклоняется довод подателя жалобы о том, что значительный размер штрафа, годичный срок давности привлечения к ответственности, проведение административного расследования свидетельствуют о важности для контролирующего органа соблюдения сроков предоставления соответствующих документов, так как это не исключает применение к данному составу правонарушения статьи 2.9 КоАП РФ.
Оценив с учетом фактических обстоятельств дела степень социальной опасности деяния общества, суд первой инстанции правомерно признал совершенное правонарушение малозначительным. Апелляционная коллегия отклоняет ссылку подателя жалобы на то, что незначительность нарушенного срока не является обстоятельством, свидетельствующим о малозначительности деяния. Незначительное нарушение срока переоформления паспорта сделки хотя формально и содержит признаки состава вменяемого обществу административного правонарушения, однако существенной угрозы охраняемым интересам не представляет, что позволяет сделать вывод о малозначительности совершенного обществом административного правонарушения.
Довод административного органа в жалобе о систематичности противоправного поведения заявителя является несостоятельным.
В данном случае все 34 выявленных факта правонарушения совершены обществом в один и тот же период времени и по одной и той же причине - в связи с изменением наименования организации, сведения о котором внесены в ЕГРЮЛ 06.10.2008 и 27.11.2008 соответственно. Кроме того, правонарушения выявлены административным органом одновременно. Указанное обстоятельство не отражено ответчиком в постановлении как обстоятельство, отягчающее ответственность, а напротив, имеется запись о том, что общество в течение года к административной ответственности не привлекалось.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы и обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку, пришел к правильному выводу о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, но ввиду малозначительности деяния признал оспариваемое постановление административного органа незаконным, освободив заявителя от ответственности.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Новгородской области от 25 сентября 2009 года по делу N А44-1911/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Новгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-1911/2009
Истец: ООО СП "НБИ Транспорт-Сервис"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Новгородской области