г. Вологда |
N 14АП-5879/2009 |
26 ноября 2009 г. |
Дело N А13-13925/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 ноября 2009 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Пестеревой О.Ю.,
судей Виноградовой Т.В. и Тарасовой О.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вальковой Н.В.,
при участии от муниципального унитарного предприятия "Теплоэнергосеть" Рыбакова М.В. по доверенности от 09.09.2009 N 1752, от Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области в Сокольском, Усть-Кубинском, Вожегодском, Сямженском, Харовском, Верховажском районах Сорокина С.В. по доверенности от 11.01.2009 N 01-05/21,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области в Сокольском, Усть-Кубинском, Вожегодском, Сямженском, Харовском, Верховажском районах
на решение Арбитражного суда Вологодской области от 12 октября 2009 года
по делу N А13-13925/2009 (судья Киров С.А.),
УСТАНОВИЛ
муниципальное унитарное предприятие "Теплоэнергосеть" (далее - предприятие, МУП "Теплоэнергосеть") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области в Сокольском, Усть-Кубинском, Вожегодском, Сямженском, Харовском, Верховажском районах (далее - территориальный отдел, территориальный отдел управления Роспотребнадзора) о признании незаконным и отмене постановления от 18.09.2009 N 524/1594-с о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в сумме 10 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 12.10.2009 по делу N А13-13925/2009 требования МУП "Теплоэнергосеть" удовлетворены.
Территориальный отдел управления Роспотребнадзора с решением суда не согласился и обратился с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции ссылается на то, что предприятие правомерно привлечено к административной ответственности по статье 6.3 КоАП РФ, поскольку отключение горячего водоснабжения произведено на срок более 15 суток.
Предприятие отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы. Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 21.08.2009 N 1594-с должностным лицом территориального отдела проведена внеплановая документарная проверка соблюдения МУП "Теплоэнергосеть" законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в сфере защиты прав потребителей; оформлен акт от 04.09.2009.
По результатам проверки составлен протокол от 04.09.2009 N 1594-с об административном правонарушении, в котором зафиксировано, что предприятие в период ежегодного профилактического ремонта осуществляет отключение горячего водоснабжения в городе Соколе. Согласно графику на 2009 год микрорайон "Центр" отключен от горячего водоснабжения на период с 09.07.2009 по 02.08.2009, то есть в течение 25 суток, при этом плановая остановка промкотельных открытого акционерного общества "Сокольский ЦБК" (далее - ОАО "Сокольский ЦБК") производилась с 27.07.2009 по 30.07.2009; микрорайон "Печаткино" также отключен с 09.07.2009 по 02.08.2009 в течение 25 суток, в то время как плановая остановка промкотельных общества с ограниченной ответственностью "Сухонский ЦБК" (далее - ООО "Сухонский ЦБК") производилась с 27.07.2009 по 30.07.2009. Кроме того, в микрорайоне "Центр" по улице Куйбышева и Набережной Свободы горячее водоснабжение отсутствует до настоящего времени в связи с тем, что МУП "Теплоэнергосеть" осуществляет капитальный ремонт на Суворовской магистральной тепловой сети, отключение составило 58 суток. В результате чего предприятием нарушены пункт 4.4 Санитарных правил устройства и эксплуатации систем централизованного горячего водоснабжения, утвержденных заместителем Министра здравоохранения СССР, Главным государственным санитарным врачом СССР 15.11.1988 N 4723-88 (далее - СП N 4723-88), пункты 9, 10 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, статья 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, и.о. Главного государственного санитарного врача по Вологодской области в Сокольском, Усть-Кубинском, Вожегодском, Сямженском, Харовском, Верховажском районах вынес постановление от 18.09.2009 N 524/1594-с, которым предприятие признано виновным в совершении административного правонарушения по статье 6.3 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
МУП "Теплоэнергосеть" с постановлением от 18.09.2009 N 524/1594-с не согласилось и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
В соответствии со статьей 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективная сторона правонарушения выражается в нарушении (несоблюдении) гигиенических нормативов, санитарно-эпидемиологических требований, определенных санитарными правилами, а также в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
На основании статьи 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
В силу статьи 11 Закона N 52-ФЗ юридические лица обязаны в соответствии с осуществляемой ими деятельностью выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц. В соответствии с пунктом 9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Согласно пункту 10 Правил N 307 при предоставлении коммунальных услуг перерывы для проведения ремонтных и профилактических работ, а также работ по подключению новых потребителей допускаются после предварительного уведомления (в письменной форме) потребителя в установленном указанными Правилами порядке. Продолжительность указанных перерывов устанавливается в соответствии с данными Правилами и иными требованиями законодательства Российской Федерации. Допускаются также перерывы в связи со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями.
Пунктом 4.4 СП N 4723-88 предусмотрено, что в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 15 суток.
Вместе с тем согласно пункту 5.1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, рекомендуемый срок ремонта, связанный с прекращением горячего водоснабжения, - 14 дней. В каждом конкретном случае продолжительность ремонта устанавливается органами местного самоуправления.
Материалами дела подтверждается, что администрацией города Сокола утвержден график отключения горячего водоснабжения на летний период 2009 года, согласно которому запланировано отключение от котельных поставщиков тепловой энергии ОАО "Сокольский ЦБК" и ООО "Сухонский ЦБК" на период с 09.07.2009 по 02.08.2009. Этот график опубликован в средствах массовой информации.
Предприятием произведено отключение микрорайона "Центр", за исключением улицы Куйбышева и Набережной Свободы, и микрорайона "Печаткино" в строгом соответствии с вышеназванным графиком. Отключение по улице Куйбышева и Набережной Свободы произведено на более продолжительный срок в связи с осуществлением капитального ремонта на Суворовской магистральной тепловой сети.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое этим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность. В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
Поскольку МУП "Теплоэнергосеть" произвело отключение горячего водоснабжения микрорайона "Центр", за исключением улицы Куйбышева и Набережной Свободы, и микрорайона "Печаткино" в пределах срока, установленного графиком, виновность в его действиях отсутствует.
Не имеет правового значения срок остановки котельных ОАО "Сокольский ЦБК" и ООО "Сухонский ЦБК", так как в срок, установленный в графике, предприятие осуществляло профилактический ремонт своих теплосетей. Кроме того, на просьбу МУП "Теплоэнергосеть" начать горячее водоснабжение раньше срока с 16.07.2009 ООО "Сухонский ЦБК" ответило отказом в связи с проведением ремонтных работ на бойлерной установке и тепловых сетях на территории общества.
По поводу капитального ремонта, произведенного на Суворовской магистральной тепловой сети, необходимо отметить следующее.
Пункт 4.4 СП N 4723-88 регулирует отключение горячего водоснабжения только в период профилактических ремонтов, и не содержит срока приостановления горячего водоснабжения в период капитального ремонта сетей.
Понятия профилактического (текущего) и капитального ремонта неравнозначны.
К капитальному ремонту зданий, сооружений и коммуникаций относятся работы по восстановлению или замене отдельных частей зданий (сооружений и коммуникаций) или целых конструкций, деталей и инженерно-технического оборудования в связи с их физическим износом и разрушением на более долговечные и экономичные, улучшающие их эксплуатационные показатели.
Профилактический или предупредительный (текущий) ремонт заключается в систематически и своевременно проводимых работах по предупреждению износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, а также работах по устранению мелких повреждений и неисправностей (постановление Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 05.03.2004 N 15/1).
Ввиду того, что на Суворовской магистральной тепловой сети произведена замена более 1000 метров труб, осуществлен капитальный ремонт, проведение которого не ограничено сроком, установленным пунктом 4.4 СП N 4723-88.
С учетом изложенных обстоятельств, суд первой инстанции правомерно признал незаконным и отменил постановление от 18.09.2009 N 524/1594-с.
Таким образом, оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, госпошлина в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Вологодской области от 12 октября 2009 года по делу N А13-13925/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области в Сокольском, Усть-Кубинском, Вожегодском, Сямженском, Харовском, Верховажском районах - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Ю. Пестерева |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-13925/2009
Истец: МУП "Теплоэнергосеть"
Ответчик: Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области в Сокольском, Усть-Кубинском, Вожегодском, Сямженском, Харовском, Верховажском районах
Хронология рассмотрения дела:
30.03.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3147/10
10.03.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3147/10
02.02.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А13-13925/2009
26.11.2009 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-5879/2009