06 ноября 2009 г. |
15АП-4822/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 ноября 2009 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Л.А судей Винокур И.Г., Шимбаревой Н. В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яицкой С. И.
при участии:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Краснодарскому краю - представитель - Щербина Владислав Алексеевич, доверенность от 27.04.2009г.,
от Дирекции строящегося Лазаревского хлебозавода, Администрации Краснодарского края, Департамента имущественных отношений Краснодарского края - представители не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.04.2009г. по делу N А32-1586/2009,
принятое в составе судьи Марчук Т.И.
по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Краснодарскому краю к Государственному учреждению Дирекции строящегося Лазаревского хлебозавода г. Сочи и Департаменту имущественных отношений Краснодарского края
о взыскании недоимки и пени
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Краснодарскому краю (далее - МИФНС России N 7 по Краснодарскому краю) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Дирекции строящегося Лазаревского хлебозавода, Департаменту имущественных отношений Краснодарского края о взыскании с ответчиков в порядке статьи 45 Налогового кодекса РФ 37 564 руб. недоимки и пени по единому социальному налогу за 2007 год и авансовых платежей данного налога за 1-3 кварталы 2008 года, в том числе: 35 256 руб. - налога и 2 308 руб. - пени. Решением суда от 22.04.2009 г. требования заявителя оставлены без удовлетворения. Судебный акт мотивирован тем, что поскольку отыскиваемая заявителем сумма недоимки и пени входит в общую сумму кредиторской задолженности и отражена в промежуточном ликвидационном балансе первого ответчика, у суда отсутствуют правовые основания для взыскания c Дирекции заявленных ко взысканию сумм. Требования заявителя к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края о взыскании задолженности по единому социальному налогу и пени за его неуплату не подлежат удовлетворению ввиду того, что в силу статьи 235 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент имущественных отношений не является плательщиком единого социального налога, исчисленного Дирекцией строящегося Лазаревского хлебозавода г. Сочи.
Не согласившись с данным судебным актом, Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Краснодарскому краю обжаловала его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ и просила решение суда от 22.04.2009 г. отменить. В обоснование апелляционной жалобы налоговый орган указывает, что инспекция в порядке, предусмотренном законом о банкротстве, не предъявляла требований к ликвидационной комиссии для включения их в реестр требований кредиторов и промежуточный ликвидационный баланс. В связи с тем, что финансирование собственником имущества дирекции не открыто с момента создания до настоящего времени и Дирекция не располагает средствами для исполнения обязанности по уплате задолженности, при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность несет собственник его имущества - Департамент имущественных отношений Краснодарского края. В отзыве на апелляционную жалобу Департамент имущественных отношений Краснодарского края указывает, что действие Закона о банкротстве не распространяется на юридических лиц данной организационно-правовой формы. До настоящего времени промежуточный ликвидационный баланс ГУ Дирекция строящегося Лазаревского хлебозавода не представлен в департамент для утверждения в установленном порядке.
Определением суда апелляционной инстанции от 01.09.2009 г. к участию в деле в качестве ответчика привлечена администрация Краснодарского края. В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители Дирекции строящегося Лазаревского хлебозавода, Администрации Краснодарского края, Департамента имущественных отношений Краснодарского края в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом. От Департамента имущественных отношений Краснодарского края поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя департамента.
В соответствии с частью 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при неявке в судебное заседание иных лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Из материалов дела усматривается, что Дирекция строящегося Лазаревского хлебозавода создана приказом территориального производственного объединения "Краснодархлебпром" N 60-Л от 18.10.90, согласно приказу Министерства хлебопродуктов РСФСР N 81 от 11.04.89, в качестве заказчика - застройщика по строительству хлебозавода.
Распоряжением от 15.07.1994 г. N 05/485 Комитетом по управлению имуществом Краснодарского края как представителем территориального агентства госкомитета РФ по управлению государственным имуществом утверждено положение о государственной организации "Дирекция строящегося Лазаревского хлебозавода". Имущество, числящееся на балансе Дирекции по состоянию на 01.01.1994 г. в сумме 197 569 тыс. руб. закреплено на праве оперативного управления.
Постановлением главы администрации Лазаревского района г. Сочи N 826 от 05.09.1994 г. Дирекция зарегистрирована в качестве юридического лица.
В соответствии с распоряжением главы администрации Краснодарского края N 241-р от 31.03.2005 г. принято решение о ликвидации государственного учреждения "Дирекция строящегося Лазаревского хлебозавода".
19.03.2009 г. Дирекцией была представлена в налоговую инспекцию налоговая декларация по единому социальному налогу за 2007 год, в соответствии с которой сумма налога, подлежащего уплате за налоговый период составила 8 814 руб., в том числе ЕСН в федеральный бюджет в сумме 6 870 руб., ЕСН в ФСС в сумме 983 руб., ЕСН в фед. ФОМС 373 руб., ЕСН в ТФОМС в сумме 678 руб.
09.04.2008 г., 14.07.2008 г. и 07.10.2008 г. налогоплательщиком были представлены в налоговую инспекцию расчеты авансовых платежей по единому социальному налогу за 1-3 кварталы 2008 года, в том числе: за 1 квартал - сумма налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет в сумме 6 870 руб., в ФСС в сумме 983 руб., в фед. ФОМС 373 руб., в ТФОМС в сумме 678 руб.; за 2 квартал - в федеральный бюджет в сумме 6 870 руб., в ФСС в сумме 983 руб., в фед. ФОМС 373 руб., в ТФОМС в сумме 678 руб.; за 3 квартал - в федеральный бюджет в сумме 6 870 руб., в ФСС в сумме 983 руб., в фед. ФОМС 373 руб., в ТФОМС в сумме 678 руб.
За просрочку исполнения обязанности по уплате ЕСН Дирекции строящегося Лазаревского хлебозавода начислены пени в общей сумме 2 308 руб., в том числе - по ЕСН в федеральный бюджет - 1 834 руб. на задолженность по данному налогу в сумме 22 600 руб. за период с 26.02.08 по 30.12.08; по ЕСН в ФСС - 229 руб. на задолженность по данному налогу в сумме 2 952 руб. за период с 16.02.08 по 30.12.08; по ЕСН в фед. ФОМС - 87 руб. на задолженность по данному налогу в сумме 1 122 руб. за период с 16.02.08 по 30.12.08; по ЕСН в ТФОМС - 158 руб. на задолженность по данному налогу в сумме 2 034 руб. за период с 16.02.08 по 30.12.08 г.
В связи с неуплатой ЕСН, налогоплательщику были выставлены требования об уплате налога: N 103935-103938 от 11.04.2008 г., N 109892-109895 от 17.05.2008 г., N 119391-119394 от 11.06.2008 г., N 124488-124491 от 10.07.2008 г., N 132810-132813 от 13.08.2008 г., N 133664-133667 от 15.09.2008 г., N 143666-143669 от 17.11.2008 г., N 156774-156777 от 09.12.2008г.
Поскольку указанные требования не исполнены, инспекция обратилась с настоящим заявлением в арбитражный суд в порядке п. 2 ст. 45 НК РФ..
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции не учел следующих обстоятельств.
Дирекция строящегося Лазаревского хлебозавода является плательщиком единого социального налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога. Согласно статье 69 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени (пункт 1). Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
В силу статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, а требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое на основании решения налогового органа, принятого по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в десятидневный срок с даты вынесения решения.
В силу статьи 45 НК РФ неисполнение требования налогового органа является основанием для принудительного взыскания с налогоплательщика задолженности в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 названного Кодекса.
Наличие задолженности Дирекцией не отрицается, однако денежные средства отсутствуют, предприятие находится в стадии ликвидации, финансирование строительства не проводится.
Порядок ликвидации юридического лица установлен статьей 63 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 названной статьи после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 3 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой в соответствии со статьей 49 НК РФ.
Пунктом 1 статьи 49 НК РФ установлено, что обязанность по уплате налогов и сборов (пеней и штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.
В соответствии с пунктом 2 статьи 49 Налогового кодекса Российской Федерации, если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 15 постановления N 41/9 от 11.06.1999 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснили, что при применении пункта 2 статьи 49 Налогового кодекса Российской Федерации необходимо учитывать, что, поскольку в законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах не предусмотрено иное, такое возможно только в том случае, когда в соответствии с гражданским законодательством учредители (участники) ликвидируемого юридического лица несут субсидиарную ответственность по его долгам. На основании статьи 56 Гражданского кодекса юридическое лицо самостоятельно отвечает по своим обязательствам, в том числе налоговым.
В соответствии с пунктом 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по его обязательствам только при недостаточности у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств.
Следовательно, в силу приведенных норм при недостаточности имущества должника на собственника учреждения может быть возложена обязанность по уплате задолженности учреждения по обязательным платежам при ликвидации предприятия.
Обязанность по уплате налога или сбора в соответствии с пунктом 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Следовательно, обязанность по уплате налога может быть изменена, в том числе с привлечением в качестве плательщика налога учредителя лишь в порядке, предусмотренном законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 4.1.3 Положения о "Дирекции строящегося Лазаревского хлебозавода" Дирекция создана для осуществления строительства хлебозавода по индивидуально разработанному проекту. В силу пункта 1.2 Положения Дирекция является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, распоряжается денежными средствами, выделяемыми на финансирование капитальных вложений, а также всеми материальными ценностями, учитываемыми на балансе капитального строительства. Дирекция отвечает за результаты своей производственно-хозяйственной деятельности и выполнение обязательств перед поставщиками, потребителями, бюджетом, банками (пункт 1.5 Положения). Из представленных в суд апелляционной инстанции инвентаризационной ведомости на объекты незавершенного строительства Дирекции строящегося Лазаревского хлебозавода г. Сочи по состоянию на 01.01.2006 г., свидетельств о праве собственности от 23.01.2004 г. N 227291 и N 227289, от 12.02.2004 г. N 227494 усматривается, что Дирекции строящегося Лазаревского хлебозавода на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости: незавершенный строительством магазин лит. В, площадью 261 кв. м, незавершенный строительством склад , лит А, площадью 504 кв. м, незавершенный строительством комплекс противооползневых мероприятий подпорной стены лит. 1 площадью 162, 40 кв. м, лит. 2 площадью 183 кв. м, лит 3 площадью 43, 9 кв. м, лит. 5 площадью 249, 40 кв. м, лит. 6 площадью 552, 5 кв. м, лит. 7 площадью 63, 7 кв. м.
Таким образом, у Дирекции строящегося Лазаревского хлебозавода имеется достаточно имущества для оплаты доначисленных сумм налога и пени. Основания для взыскания задолженности по налогам и пени с субсидиарных должников отсутствуют.
При таких обстоятельствах в требованиях инспекции о взыскании задолженности по налоговым платежам с субсидиарного ответчика, следует отказать. Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции от 22.04.2009 г. подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22 апреля 2009 года отменить.
Взыскать с Дирекции строящегося Лазаревского хлебозавода в доход федерального бюджета 35 256 руб. недоимки по единому социальному налогу за 2007 год и авансовых платежей данного налога за 1-3 кварталы 2008 года и 2 308 руб. - пени, а всего 37 564 руб. В требовании к Администрации Краснодарского края и Департаменту имущественных отношений Краснодарского края - отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Л.А Захарова |
Судьи |
И.Г. Винокур |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-1586/2009
Истец: Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы N7 по Краснодарскому краю
Ответчик: Дирекция строящегося лазаревского хлебзавода, Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Третье лицо: Департамент имущ-ных отношений КК, Администрация Краснодарского края
Хронология рассмотрения дела:
06.11.2009 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-4822/2009