26 октября 2009 г. |
15АП-8985/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 октября 2009 г..
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смотровой Н.Н.
судей В.А. Александрова, С.И. Золотухиной
при ведении протокола судебного заседания судьей Смотровой Н.Н.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Росводсервис": представителя по доверенности N 007 от 19.10.2009 г. Плотниковой Т.П., представителя по доверенности N 006 от 19.10.2009 г. Каневской М.В.
от УФМС России по Ростовской области: старшего инспектора отдела иммиграционного контроля УФМС России по Ростовской области Мелентьевой В.Ю. по доверенности N 122 от 23.06.2009 г.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Росводсервис" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 10 сентября 2009 г. по делу N А53-19413/2009 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Росводсервис"
к заинтересованному лицу Управлению Федеральной миграционной службы России по Ростовской области о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ N 6108/025788/1512 от 18.08.09г. принятое в составе судьи Казаченко Г.Б.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Росводсервис" (далее -общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к УФМС России по Ростовской области (далее -УФМС) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.15. КоАП РФ N 6108/025788/1512 от 18.08.09 г.
Решением суда от 10.09.09 г. обществу в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что в деяниях общества имеются признаки совершения административного правонарушения по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, в связи с чем общество правомерно привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, ввиду доказанности самого факта совершения административного правонарушения и наличия состава административного правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт. Жалоба мотивирована тем, что обязанность извещения установленных органов о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина исполнена надлежащим образом. Общество не согласно с нарушением норм Федерального закона от 25.07.02г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" (далее - закон N 115-ФЗ) и Постановления Правительства РФ от 18.03.2008 г. N183, так как согласно п.9 ст.13.1 закона N 115-ФЗ работодатели или заказчики работ (услуг) вправе привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но с обязательным уведомлением о таких привлечениях и использовании территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Федерации. Форма и порядок подачи указанного уведомления устанавливаются Правительством РФ. По мнению общества, обязанность по уведомлению налогового органа данная статья не предусматривает, в связи с чем, УФМС ошибочно не верно и расширительно применила данную норму. Суд первой инстанции не верно установил факт того, что общество является принимающей стороной. Согласно записи в миграционной карте серии 6008 N0860523 от 01.12.2008 г. принимающей стороной является физическое лицо-гражданка Каневская В.М., которая подала 02.12.2008 г. уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания.
УФМС в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Представитель общества в судебном заседании поддержала изложенные в апелляционной жалобе доводы, настаивала на отмене решения суда первой инстанции. Считает, что суд первой инстанции незаконно применил положения ст. 18 закона N 115-ФЗ. Представитель УФМС возражала против отмены решения суда первой инстанции, сославшись на доводы, приведённые в отзыве на апелляционную жалобу. Относительно применения судом первой инстанции положений ст. 18 закона N 115-ФЗ пояснила, что эта статья по отношению к ст. 13.1 закона N 115-ФЗ являются общей нормой и распространяются на всех граждан независимо от режима пребывания на территории России. Сослалась на п.8 обзора законодательства и судебной практики Верховного суда Российской Федерации за 2 квартал 2009 года по аналогичному вопросу, из содержания которого следует, что обязанность по уведомлению налогового органа о привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина налогового органа возложена на работодателя независимо от того, в визовом или безвизовом порядке прибыл работник в Россию.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, изучив отзыв на апелляционную жалобу, выслушав представителей общества и УФМС, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 08.07.2009 г. на основании распоряжения N 469 от 08.07.2009 г. УФМС проведена плановая проверка общества, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Доватора, 148.
В ходе проверки установлен факт не исполнения обществом обязанности по уведомлению о привлечении к трудовой деятельности в РФ гражданки Украины Новиковой Т.С. налогового органа по месту нахождения общества, чем нарушено требование п.п. 4 п.8 ст. 18 закона N 115-ФЗ. 08.07.2009 г. по результатам проверки составлен акт N 469 (л.д. 27,28).
11.08.2009г. в отношении общества по данному нарушению УФМС составлен протокол об административном правонарушении N 6108 / 025788 / 1512, в котором совершённое обществом правонарушение квалифицировано на основании ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ.
18.08.2009 г. по результатам рассмотрения материалов проверки заместителем начальника отдела иммиграционного контроля УФМС вынесено постановление N 6108 / 025788 / 1512 о привлечении общества к административной ответственности на основании ч. 3 ст. 18.15. КоАП РФ в виде взыскания штрафа в сумме 400 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд.
Повторно рассмотрев заявление общества, суд апелляционной инстанции признал законным и основанным на обстоятельствах дела вывод суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава вменённого ему в вину административного правонарушения.
В ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.
В п. 4.1 ст. 13 закона N 115-ФЗ установлено, что особенности осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, определяются статьей 13.1 данного Федерального закона.
Пункт 9 ст. 13.1 закона N 115-ФЗ определяет, что работодатели или заказчики работ (услуг) вправе привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но с обязательным уведомлением о таких привлечении и использовании территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Согласно п.п. 4 п.8 ст. 18 закона N 115-ФЗ работодатель или заказчик работ (услуг), пригласившие иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности либо заключившие с иностранным работником в Российской Федерации новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), обязаны уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников в течение десяти дней со дня заключения с иностранным работником в Российской Федерации нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), либо приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, либо приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, либо аннулирования разрешения на работу иностранному работнику.
Из содержания данной нормы следует, что обязанность по уведомлению налогового органа о привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина возложена на работодателя независимо от того, в визовом или безвизовом порядке прибыл работник в Российскую Федерацию.
Таким образом, действия лица, не уведомившего налоговый орган по месту своего учета о привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ.
На этом основании судом первой инстанции правомерно отклонён довод общества, о том, что субъекты предпринимательской деятельности (работодатели) обязаны уведомлять налоговый орган только в случае приема на работу иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы. Положения ст. 13.1 закона N 115-ФЗ должны применяться с учётом общих требований, установленных п.п. 4 п.8 ст. 18 закона N 115-ФЗ и подлежащих применению вне зависимости от порядка прибытия иностранного гражданина на территорию России - визовый или безвизовый.
Факт привлечения обществом как работодателем гражданки Украины Новиковой Т.С. с 24.02.2009 г. к трудовой деятельности и заключения трудового договора 24.02.2009 г. подтверждается материалами дела (л.д.52-54). Из письма ИФНС по Ленинскому району г. Ростова-на-Дону от 28.07.2009 г. (налогового органа по месту регистрации общества) следует, что информация о поступлении уведомления от общества о привлечении гражданки Украины Новиковой Т.С. к трудовой деятельности в ИФНС т общества или кого-либо ещё не поступала (л.д.70).
Общество так же является надлежащим субъектом вменённого ему в вину правонарушения, так как является в отношении гражданки Украины Новиковой Т.С. - её работодателем. На этом основании судом апелляционной инстанции как не основанный на законе так же отклоняется довод общества о том, что обязанность по уведомлению налогового органа о привлечении к трудовой деятельности Новиковой Т.С. лежала на принимающей стороне - родственнице работника общества. В связи с изложенным судом первой инстанции сделан основанный на обстоятельствах дела и на законе вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч.3 ст. 18.15 КоАП РФ.
Как правильно установлено судом первой инстанции, установленная КоАП РФ процедура привлечения общества к административной ответственности не нарушена. Общество было надлежащим образом извещено УФМС о составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении материалов дела об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ должностным лицом УФМС, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 ст. 18.15. КоАП РФ в присутствии Каневской М.В., - бухгалтера общества, имеющей доверенность N 001 от 05.01.2009 г. на участие в составлении протокола об административном правонарушении и получении протокола об административном правонарушении; постановление вынесено также в присутствии представителя общества - Каневской М.В., имеющей доверенность N 001 от 05.01.2009 г., срок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный ст.29.6 КоАП РФ соблюден, поскольку постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст.4.5. КоАП РФ, порядок рассмотрения дела об административном правонарушении регламентированный ст.29.7, 29.11 КоАП РФ административным органом соблюден; применена минимальная санкция, установленная ч.3 ст. 18.15 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и для удовлетворения апелляционной жалобы общества.
Государственная пошлина в размере 1000 руб., уплаченная обществом по квитанции от 18.09.2009 г. (л.д. 92) при подаче апелляционной жалобы, подлежит возврату обществу из федерального бюджета, поскольку в силу ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.09.09 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Росводсервис" из федерального бюджета 1000 рублей, уплаченных в качестве госпошлины за подачу апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
В.А. Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-19413/2009
Истец: общество с ограниченной ответственностью "Росводсервис"
Ответчик: УФМС России по Ростовской области
Хронология рассмотрения дела:
26.10.2009 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-8985/2009