22 октября 2009 г. |
15АП-8370/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 октября 2009 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуденица Т.Г.
судей А.В. Гиданкиной, С.И. Золотухиной
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ковалевой С. В.
при участии:
от заявителя:
1. Новиков В. В., по доверенности б/н от 04.05.2009 г.;
2. Кипрушев С. Б., по доверенности от 16.03.2009 г.
от заинтересованного лица:
1. начальник отдела архитектуры и градостроительства Администрации МО "Гулькевичский район" Петросян М. Л. удостоверение N 15 от 15.07.2009 г., по доверенности N 1515 от 24.04.2009 г.
2. главный специалист юридического отдела Бухтоярова И. В. удостоверение N 1 по доверенности N 1538 от 29.04.2009 г.
от третьих лиц:
1. ГАУ КК "Кранодаркрайгосэкспертиза": главный специалист Решетников А. Б., по доверенности N 01-03/336 от 16.06.2009 г.
2. Администрация Гулькевичского городского поселения: представитель не явился, извещен надлежаще
3. ТСЖ "Удача": председатель правления Ильенко С. П. паспорт 03 01 N 168791 выдан 31.08.2001 г. ОПВС Гулькевичского РОВД Краснодарского края, протокол N 1 от 25.06.2005 г., приказ N 1 от 25.06.2005 г. рассмотрев в открытом судебном заседании
апелляционную жалобу Администрации МО "Гулькевичский район"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30 июня 2009 г.
по делу N А32-8583/2009
принятое судьей Чабан А.И., по заявлению ИП Кипрушевой Л.А.
к Администрации МО "Гулькевичский район"
при участии третьих лиц: ГАУ КК "Кранодаркрайгосэкспертиза", Администрация Гулькевичского городского поселения
о признании недействительным постановления,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Кипрушева Людмила Александровна, (далее - предприниматель, заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным Постановления главы муниципального образования "Гулькевичский район" N 2472 от 12.12.2008 г. "Об отмене (аннулировании) разрешения на строительство".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.06.2009 г., с учетом определения от 10 июля 2009 г., требования удовлетворены, Постановление главы МО "Гулькевичский район" N 2472 от 12.12.2008 г. "Об отмене (аннулировании) разрешения на строительство" признано недействительным. Суд пришел к выводу, что предприниматель представила все необходимые для выдачи разрешения на строительство документы, проведение экспертизы для возведения данного объекта капитального строительства не требуется. Спорный земельный участок находится у Кипрушевой Л. А. на основании договора аренды, заключенного между ней и Администрацией МО "Гулькевичский район". Следовательно, основания для отмены выданного разрешения на проведение строительства отсутствуют. Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация МО "Гулькевичский район" обратилась с апелляционной жалобой, в которой в порядке ст. 201 АПК РФ возражает против восстановления заявителю пропущенного процессуального срока на обжалование Постановления главы МО "Гулькевичский район" N 2472 от 12.12.2008 г., просит отменить обжалуемый судебный акт.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрение жалобы в суде апелляционной инстанции откладывалось с целью привлечения к участию в деле третьего лица - ТСЖ "Удача", члены которого, по пояснению Администрации, выступают против строительства на спорном земельном участке. Суд пришел к выводу, что разрешение спора без заслушивания мнения лица, чьи права и законные интересы могут быть затронуты, невозможно. В судебном заседании апелляционной инстанции представители Администрации поддержали доводы, приведенные в апелляционной жалобе, считают, что, во-первых, причина пропуска срока для обращения в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления является неуважительной, во-вторых, жители соседних многоэтажных домов категорически возражают против строительства магазина, кроме того, одна из сторон участка выходит за "красную линию".
Представители предпринимателя в судебном заседании возражали против жалобы по доводам, изложенным в представленном отзыве, просят оставить решение без изменения, жалобу без удовлетворения.
Представитель третьего лица ГАУ КК "Кранодаркрайгосэкспертиза" в судебном заседании возражал против жалобы, просит оставить решение без изменения. Председатель правления ТСЖ "Удача" в судебном заседании пояснила, что апелляционную жалобу Администрации полностью поддерживают, просят отменить решение суда первой инстанции.
Третье лицо - Администрация Гулькевичского городского поселения, о дате и времени судебного заседания извещенная надлежащим образом, явку представителя не обеспечила, направила отзыв на жалобу (исх. N 3543 от 25.09.2009 г.), в котором просит оставить решение без изменения, жалобу без удовлетворения. Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда от 30.06.2009 г. подлежит отмене ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, предприниматель обратилась в Администрацию МО "Гулькевичский район" с ходатайством об утверждении материалов предварительного согласования места размещения здания магазина на земельном участке по адресу: ул. Короткова, между жилыми домами N 6 и N 8, г. Гулькевичи, Краснодарский край. На основании решения комиссии, созданной распоряжением Главы Гулькевичского района от 24.06.2003 г. N 359-р "Об образовании постоянно действующей районной комиссии по выбору и обследованию участка (трассы) для проектирования и строительства объектов недвижимости на территории Гулькевичского района", произведен выбор земельного участка площадью 323 кв. м., расположенного по адресу: ул. Короткова, между жилыми домами N 6 и N 8, г. Гулькевичи, Краснодарский край (Т. 1, л.д N 7).
По результатам выполненных работ по установлению размеров и точных границ земельного участка Постановлением Главы МО "Гулькевичский район" N 2310 от 18.11.2005 г. утвержден проект размеров и точных границ - земельный участок площадью 236 кв. м. расположен примерно в 50 м от ориентира по направлению на запад, ориентир - жилой пятиэтажный дом, почтовый адрес ориентира - и ул. Короткова, 6, г. Гулькевичи, Краснодарский край, и установлен вид разрешенного использования сформированного земельного участка - строительство здания магазина (Т. 1, л.д. N 11).
Гулькевичским районным филиалом ФГУ ЗКП по Краснодарскому краю сформированный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового N 23:06:19 02 084:0030 (Т. 1, л. д. 13).
Постановлением Главы МО "Гулькевичский район" N 556 от 24.03.2006 г. указанный земельный участок предоставлен Кипрушевой Л. А. в аренду сроком на 10 лет для строительства здания магазина. (Т. 1, л.д. N 12). На основании постановления между администрацией и предпринимателем заключен договор аренды от 03.04.2006 г. N 0600001913 (Т. 1, л.д. N 14-19). До настоящего времени договор аренды спорного земельного участка не расторгнут. В связи с обращением жителей г. Гулькевичи о проверки законности строительства вышеуказанного объекта соответствующими службами был проведен анализ исходно-разрешительной документации, в результате которой установлено, что предпринимателем был нарушен под. 4 п. 7 ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ, а именно: не представлено положительное заключение государственной экспертизы проектной документации здания магазина. Согласно заключению ООО "Стройинвест Девелопмент" N 54 от 10.12.2008 г. проект строительства данного объекта подлежит обязательной государственной экспертизе в соответствии с п. 4 ст. 49 Градостроительного Кодекса РФ.
Постановлением Главы муниципального образования Гулькевичский район N 2472 от 12.12.2008 г. разрешение от 12.12.2007 г. N RU23507000-162 на строительство отменено (аннулировано).
Из материалов дела (Т. 1, л.д. N 23), и пояснений в судебном заседании суда апелляционной инстанции представителя Кипрушевой Л. А., следует, что об оспариваемом Постановлении ей стало известно 15.12.2008 г.
Полагая, что указанное Постановление является незаконным и нарушающим законные права и интересы в сфере ее предпринимательской деятельности, Л. А. Кипрушева обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В силу ч.1 ст. 198, ч.4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 АПК РФ и п. 6 постановления Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания арбитражным судом ненормативного правового акта государственного органа недействительным необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
По правилам ч. 1 ст. 65 и ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
Согласно ст. 11, 29 Земельного кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками органами местного самоуправления осуществляется в пределах их полномочий.
Право на получение земельного участка в аренду возникает в порядке и по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.31 Земельного кодекса РФ, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного Кодекса РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно ч. 2 ст. 30 Земельного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 18.12.2006 г. N 232-ФЗ) предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного Кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Процедура выбора земельного участка предусматривает, в том числе, обязанность органов местного самоуправления городских или сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
В материалах дела отсутствуют доказательства выполнения Главой МО "Гулькевичский район" этой нормы Земельного Кодекса РФ при предоставлении земельного участка в аренду Кипрушевой Л. А. для целей строительства объекта недвижимости. При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что постановление Главы МО "Гулькевичский район" N 556 от 24.03.2006 г. "О предоставлении Кипрушевой Л. А. в аренду земельного участка_" принято с нарушением ст. 30 Земельного кодекса РФ, что влечет его недействительность.
Порядок выдачи разрешения на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов регламентирован в статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом.
Согласно части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводят проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению; проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям, в случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Кроме того, несогласование места расположения предполагаемого строительства со смежными правообладателями привело к нарушению прав и законных интересов ТСЖ "Удача", расположенном на земельных участках, примыкающих к спорному. По мнению членов товарищества, спорный земельный участок должен быть включен в общую площадь земельного участка их ТСЖ, поскольку его фактическая площадь недостаточна для безопасной и эффективной эксплуатации жилых домов и их объектов жизнеобеспечения. При таких обстоятельствах, с учетом нарушения Земельного кодекса РФ, допущенного при предоставлении земельного участка в аренду Кипрушевой Л. А., суд апелляционной инстанции считает, что разрешение на строительство было выдано с нарушением законодательства, вследствие чего, принятое в порядке последующего контроля Постановление главы муниципального образования "Гулькевичский район" N 2472 от 12.12.2008 г. "Об отмене (аннулировании) разрешения на строительство", не может быть признано недействительным.
В соответствии с под. 12 п. 1 ст. 333.21 НК РФ при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера, что составляет в данном случае с учетом под. 3 п.1 ст. 333.21 НК РФ 50 рублей. Следовательно, с индивидуального предпринимателя Кипрушевой Л. А. подлежит взысканию в федеральный бюджет государственная пошлина в размере 50 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30 июня 2009 года по делу N А32-8583/2009 с учетом определения от 10 июля 2009 года отменить, отказать в удовлетворении заявления Кипрушевой Людмилы Александровны о признании недействительным постановления главы муниципального образования Гулькевичский район N 2472 от 12.12.2008 г.
Взыскать с Кипрушевой Людмилы Александровны в доход федерального бюджета 50 рублей госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.Г. Гуденица |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-8583/2009
Истец: ИП Кипрушева Л.А.
Ответчик: Администрация МО Гулькевичский район
Третье лицо: ТСЖ "Удача", ГАУ КК "Кранодаркрайгосэкспертиза", администрация Гулькевичского городского поселения
Хронология рассмотрения дела:
22.10.2009 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-6913/2009