27 октября 2009 г. |
15АП-8602/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 октября 2009 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Х.Тимченко судей В.В. Галова, М.В. Ильиной
при ведении протокола судебного заседания секретарем Крючковой М.В.
при участии:
от заявителя: Прасоцкая М.В., доверенность N 127 от 16.09.2009 г.; Ермакова Н.В., доверенность N 126 от 16.09.2009 г.;
от заинтересованного лица: Лукьянова Н.П., доверенность N 1822 от 06.08.2009г.;
от третьего лица - ФГУП "Земля" по ЮФО: Михайлов Ю.А., доверенность от 09.06.2009 г.; Соловьева С.С., доверенность от 27.05.2009 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ФГУП "Земля" филиал по ЮФО и Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 03 августа 2009 года
по делу N А53-11180/2009, принятое в составе судьи Паутовой Л.Н.
по заявлению открытого акционерного общества "Новочеркасский завод синтетических продуктов"
к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ростовской области
при участии третьего лица: филиала ФГУП "Земля" по ЮФО
о признании незаконными действий по внесению в Государственный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельных участков
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Новочеркасский завод синтетических продуктов" (далее- ОАО "НЗСП", общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании с момента совершения незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра по Ростовской области (далее -УФАКОН, Управление Роснедвижимости по РО) по внесению в государственный земельный кадастр экономических характеристик:
- сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 61:55:0:147 (в том числе 61:55:02 10 02, 61:55:02 10 04) в размере 1 013 760 640,22 (в том числе 702518800,10 руб. и 311 241 840,12 руб.); номером 61:55:0:146 (в том числе 61:55:02 10 02, 61:55:02 10 03) в размере 933 104 749,52 (в том числе 272 074 951,98 руб. и 661 029 797,54 руб.); номером 61:55:02 10 03:16 в размере 585 026 508,22 руб.; номером 61:55:02 10 03:17 в размере 344 851 713,22 руб.; номером 61:55:02 10 03:15 в размере 747 380 740,40 руб.; номером 61:55:02 10 02:13 в размере 734 846 094,50 руб., расположенных по адресу: г. Новочеркасск, Харьковское шоссе, 10; - сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 61:55:020904:12 в размере 1963 688 412,00 руб., расположенного по адресу: г.Новочеркасск, Харьковское шоссе, 9;
- сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 61:55:02 20 02:3 в размере 878 434 936,40 руб., расположенного по адресу: г.Новочеркасск, Багаевское шоссе, 4; - сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 61:28:600022:30 в размере 38 836 400,00 руб., расположенного по адресу: г. Новочеркасск, Багаевское шоссе, 12;
- сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 61:55:0:2 (в том числе 61:55:02 09 03:10, 61:55:02 10 02:2) в размере 42 004 902,01 руб. (в том числе 21 893 724,63 руб., 20 111 177,38 руб.), расположенного по адресу: г.Новочеркасск, ст. Локомотив до новой площадки завода и обязании заинтересованное лицо исключить из Государственного кадастра недвижимости указанные экономические характеристики с момента внесения.
В процессе разбирательства в суде первой инстанции истцом было заявлено ходатайство об уточнении требований в порядке ст.49 АПК РФ (том 1, лист дела 69-70). Определением суда от 30.06.2009 г. ходатайство отклонено. (том 1 лист дела 155).
Заявление мотивировано тем, что постановлением Администрации Ростовской области от 28.04.2008г. N 212 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ростовской области" утверждены представленные Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ростовской области средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель (УПКСЗ) в разрезе кадастровых кварталов населенных пунктов Ростовской области. В результате оценки стоимость земельных участков ОАО "НЗСП" увеличилась в 4,7 раз по сравнению с 2008 годом. Объектом гражданских прав в соответствии с абзацем 1 пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации является земельный участок. Цель проведения государственной кадастровой оценки земель- определение кадастровой стоимости каждого конкретного земельного участка как объекта гражданских прав, входящего в состав земель соответствующей категории. Однако, постановлением N 212 от 28.04.2008г. утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов населенных пунктов, но не кадастровая стоимость конкретных участков. Следовательно, государственная кадастровая оценка земель ОАО "НЗСП не проводилась и УФАКОН не вправе был вносить в Государственный кадастр недвижимости данные о кадастровой стоимости земельных участков общества. Действиями ОАО "НЗСП" нарушены права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что явилось основанием для обращения в суд с заявлением о признании незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра по Ростовской области.
Решением суда от 03.08.2009 г., заявленные ОАО "НЗСП" требования, удовлетворены. Решение мотивировано тем, что Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ростовской области не представило в материалы дела документы, на основании которых определены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов населенных пунктов Ростовской области, не обосновало правомерность своих действий по внесению в Государственный земельный кадастр экономических характеристик -сведений о кадастровой стоимости земельных участков. Указанными действиями нарушены права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку завышение суммы земельного налога, подлежащего уплате исходя из установленной кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащих ОАО "НЗСП", возлагает на налогоплательщика неисполнимые финансовые обязательства и создает реальную угрозу для существования предприятия.
Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ростовской области обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ и просило решение отменить и принять новый судебный акт. В обоснование жалобы управление привело следующие доводы:
- в решении суда не указан закон, который был нарушен УФАКОН при осуществлении действий в пределах установленных ему полномочий; - судом необоснованно указано, что действия УФАКОН повлекли нарушение прав заявителя в силу завышения суммы земельного налога и возложения на ОАО "НЗСП" неисполнимых финансовых обязательств. Судом не дана надлежащая оценка тому факту, что результаты ГКОЗ, как и кадастровая стоимость конкретного земельного участка не являются налогом, и сами по себе не возлагают на налогоплательщика обязанность уплачивать земельный налог определенного размера. При выполнении расчетов кадастровой стоимости земельных участков, согласно Методическим указаниям, не учитываются различные социальные и политические факторы;
- суд не учел, что постановление Администрации Ростовской области N 212 от 28.04.2008 года "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ростовской области", которое опубликовано в Собрании правовых актов Ростовской области N 4 за 2008 год (статья 489) в соответствии со статьей 5 Областного закона "О порядке опубликования и вступления в силу Устава Ростовской области, областных законов, постановлений Законодательного Собрания Ростовской области, правовых актов Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области и органов исполнительной власти Ростовской области", принято уполномоченным органом в установленном порядке, является действующим правовым актом и может быть оспорено в суде общей юрисдикции при условии предъявления требований к принявшему его органу, то есть основания для неприменения указанного постановления отсутствуют.
Филиал ФГУП "ФКЦ "Земля" также обратился с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда РО от 03.08.2009 г. и просил решение отменить. В обоснование жалобы центром приведены следующие доводы. Выводы суда о том, что в действиях заинтересованного лица имеются нарушения Земельного кодекса РФ, Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" ", утв. приказом Минэкономразвития РФ от 28 июня 2007 г. N 215, не соответствуют материалам дела, так как действия заинтересованного лица по установлению кадастровой стоимости земельных участков заявителя совершены в рамках компетенции.
Выводы суда о том, что постановлением Администрации Ростовской области от 28.04.2008г. N 212 должны быть утверждены (и вместе с ним опубликованы) сведения о кадастровой стоимости конкретных земельных участков, противоречат положениям абзаца 2 пункта 2 статьи 66 ЗК РФ и п. 10 Административного регламента. Заинтересованным лицом был выполнены все предусмотренные Административным регламентом административные процедуры, необходимые для внесения сведений об экономических характеристиках земельных участков в ГЗК.
Довод о незаконности внесения в ГЗК заинтересованным лицом сведений о кадастровой стоимости земельных участков ввиду недоведения этой стоимости до сведения заявителя путем официального опубликования кадастровой стоимости земельных участков не основан на положениях законодательства.
В отзыве на апелляционную жалобу ОАО "НЗСП" указало, что действиями Управления Роснедвижимости по Ростовской области по внесению в кадастр недвижимости данных о необоснованной (многократно завышенной) кадастровой стоимости земельных участков на ОАО "НЗСП" фактически была возложена обязанность по уплате земельного налога за 2009 год в завышенном размере.
Таким образом, очевидно, что необоснованное установление завышенной кадастровой стоимости земельных участков и, как следствие, завышение суммы земельного налога, подлежащего уплате, устанавливает существенные препятствия для осуществления ОАО "НЗСП" предпринимательской деятельности, возлагает на налогоплательщика неисполнимые финансовые обязательства и создает реальную угрозу для существования предприятия. В судебном заседании представители УФАКОН по РО и филиала ФГУП "ФКЦ "Земля" доводы апелляционных жалоб поддержали, просили отменить решение суда первой инстанции.
Представитель ОАО "НЗСП" против удовлетворения жалоб возражал, считает решение законным и обоснованным, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Представитель истца в судебном заседании заявил устное ходатайство об отложении рассмотрения апелляционной жалобы с целью ознакомления с материалами дела и представленными пояснениями УФАКОН по РО и ФГУП "Земля" по ЮФО.
В части 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий.
Таким образом, удовлетворение ходатайства лица, участвующего в деле, об отложении судебного разбирательства является правом суда, а не обязанностью.
Статья 41 АПК РФ предусматривает, что лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии; заявлять отводы; представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, представленными другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного разбирательства.
Таким образом, суд не усматривает оснований для удовлетворения ходатайства, поскольку то обстоятельство, что представитель истца не знакомился с материалами дела, не может служить основанием для отложения судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ОАО "Новочеркасский завод синтетических продуктов" имеет на праве собственности следующие земельные участки в г. Новочеркасске, Ростовской области: Харьковское шоссе, 10 с кадастровыми номерами:
N 61:55:0:147 площадью 503 119 кв. м. (в том числе 61:55:02 10 02, 61:55:02 10 04), N 61:55:0:146 площадью 473 105 кв. м. (в том числе 61:55:02 10 02, 61:55:02 10 03),
N 61:55:02 10 03:16 площадью 297 781 кв.м., N 61:55:02 10 03:17 площадью 175 531 кв. м.,
N 61:55:02 10 03:15 площадью 380 420 кв. м., N 61:55:02 10 02:13 площадью 369 045 кв. м., Харьковское шоссе, 9
N 61:55:02 09 04:12 площадью 917 650 кв. м., Багаевское шоссе, 4 N 61:55:02 20 02:3 площадью 553 195 кв. м., Багаевское шоссе, 12
N 61:28:60 00 22:30 площадью 40 000 кв. м., ст. Локомотив до новой площадки завода, N 61:55:0:2 площадью 50 084 кв. м. (в том числе 61:55:02 09 03:10, 61:55:02 10 02:2).
Постановлением Администрации Ростовской области от 28.04.2008 г. N 212 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ростовской области" утверждены представленные Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ростовской области средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель (УПКСЗ) в разрезе кадастровых кварталов населенных пунктов Ростовской области. По результатам указанной оценки стоимость земельных участков ОАО "НЗСП" составила для участков ОАО "НЗСП" с 01.01.2009 г.:
Харьковское шоссе, 10 -кад. N 61:55:0:147 (в том числе 61:55:02 10 02,61:55:02 10 04) - 1 013 760 640,22 ( в том числе 702 518 800,10 руб. и 311 241 840,12 руб. соответственно),
кад. N 61:55:0:146 ( в том числе 61:55:02 10 02, 61:55:02 10 03) - 933 104 749,52 (в том числе 272 074 951,98 руб. и 661 029 797,54 руб. соответственно), кад. N 61:55:02 10 03:16 - 585 026 508,22 руб.,
кад. N 61:55:02 10 03:17-344 851 713,22 руб., кад. N 61:55:02 10 03:15-747 380 740,40 руб.,
кад. N 61:55:02 10 02:13 - 734 846 094,50 руб., Харьковское шоссе, 9
кад. N 61:55:02 09 04:12 - 1 963 688 412,00 руб., Багаевское шоссе, 4
кад. N 61:55:02 20 02:3 - 878 434 936,40 руб., Багаевское шоссе, 12
кад. N 61:28:60 00 22:30 - 38 836 400,00 руб., . Ст. Локомотив до новой площадки завода - кад. N 61:55:0:2 (в том числе 61:55:02 09 03:10, 61:55:02 10 02:2) - 42 004 902,01 руб. (в том числе 21 893 724,63 руб., 20 111 177,38 руб. соответственно).
Считая, что действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ростовской области по изменению кадастровой стоимости земельного участка не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 8 апреля 2000 года утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее Правила). Организаций, осуществляющей проведение государственной кадастровой оценки земель, является Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы (пунктом 1 Правил). С целью проведения работ по оценке привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Ростовской области проводилась в 2007 году во исполнение постановления Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области от 25.04.2007 г. N163 "Об организации работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов". ГКОЗ РО проводилась в соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, на основании Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утв. приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 г. N 39 и с применением Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утв. приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29 июня 2007 г. NП/0152 (далее - Технические рекомендации), в которых приводится определенная технологическая последовательность выполнения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Во исполнение п.1 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель и п.4 Административного регламента УФАКОН был заключен государственный контракт N 2 от 20 апреля 2007 г. на выполнение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов Ростовской области с ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" в лице филиала по Южному федеральному округу, выдано техническое задание (лист дела 132,141).
Результатом проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов РО в 2007 году явилось: определение кадастровой стоимости земельных участков населенных пунктов Ростовской области в разрезе видов разрешенного использования по состоянию на 01.01.2007г. (п. 1.2., 2.2.1. Методических указаний, п. 3.2-3.7 Технических рекомендаций);определение средних значений удельных показателей кадастровой стоимости в целях реализации пункта 2 Статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и приказа Минэкономразвития России от 12.08.2006 г. N 222 (п. 3.8 Технических рекомендаций).
Согласно пункту 4 Административного регламента заинтересованное лицо осуществляет проверку результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов ГКОЗ органу исполнительной власти субъекта РФ на утверждение и только после этих процедур производится внесение сведений о кадастровой стоимости в Государственный земельный кадастр. Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости осуществило проверку результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Ростовской области, что отражено в акте проверки и в письме от 23.09.2008г. N ВК/4104 (лист дела 163-168).
Анализ части 2 пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 10 Правил проведения государственной оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (в редакции от 17.09.2007) позволяет сделать вывод, что правомочия по утверждению результатов среднего уровня государственной кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) возложены на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Пункт 10 Административного регламента:"Утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации", содержит ссылку на предоставление на утверждение органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации документов в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 66 ЗК РФ.
Таким образом, в Земельном кодексе РФ, Правилах проведения государственной оценки земель, а также в Административном регламенте отсутствуют требования об утверждении органами исполнительной власти субъектов РФ кадастровой стоимости конкретных земельных участков.
Вывод суда первой инстанции о том, что постановлением Администрации Ростовской области от 28.04.2008г. N 212 должны быть утверждены (и вместе с ним опубликованы) сведения о кадастровой стоимости конкретных земельных участков, в данном случае ОАО "НЗСП", противоречат положениям пункта 2 статьи 66 ЗК РФ и п. 10 Административного регламента.
Кадастровая стоимость земельных участков земель поселений определяется по видам разрешенного использования в соответствии с пунктами 1.2., 2.2.1. Методических указаний, пунктами 3.2-3.7 Технических рекомендаций и используется для налогообложения.
Средние значения удельных показателей кадастровой стоимости по видам разрешенного использования определяются в соответствии с п. 3.8 Технических рекомендаций на основании определенных значений удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков соответствующих видов разрешенного использования в целях реализации пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и приказа Минэкономразвития России от 12.08.2006 г. N 222 .Согласно п.3.8. Технических рекомендаций при проведении ГКОЗ населенных пунктов средний уровень кадастровой стоимости определяется в виде средних значений удельного показателя кадастровой стоимости (УПКС) по видам разрешенного использования.
УФАКОН были представлены на утверждение органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации результаты государственной кадастровой оценки земли по Ростовской области в виде средних значений удельного показателя кадастровой стоимости. Результаты работ в виде средних значений УПКС утверждены постановлением Администрации Ростовской области от 28.04.2008г. N 212 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ростовской области". (Постановление опубликовано в сборнике N 4, апрель 2008 г. "Сборник правовых актов Ростовской области".) Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что сведения о кадастровой стоимости земельных участков не могут применяться, так как не имеется доказательств надлежащего опубликования сведений о кадастровой стоимости земельных участков общества. Указанный довод неверен, поскольку, постановлением Администрации Ростовской области от 28.04.2008г. N 212 утверждены средние значения удельного показателя кадастровой стоимости, а не кадастровая стоимость конкретных земельных участков. Постановление принято уполномоченным органом в установленном порядке, является действующим правовым актом, основания для неприменения указанного постановления отсутствуют.
Представитель УФАКОН пояснил, что государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов (до 2007 года -поселений) Ростовской области , в том числе - города Новочеркасска, проводилась два раза: в 2001-2002гг. и в 2007 г.Для целей налогообложения результаты государственной кадастровой оценки земель применяются только с 2006 года, до 2008 год включительно применялись результаты ГКОЗ поселений 2001-2002 гг., а с 2009 года стали применяться результаты государственной кадастровой оценки земель 2007 г., утвержденные в 2008 году. Увеличение кадастровой стоимости земельных участков 2007 г. произошло по сравнению с показателями 2001-2002 г.г., с 2002 г. по 2009 показатели кадастровой стоимости не менялись.
В ходе рассмотрения жалобы представитель ОАО "НЗСП" заявил, что у общества нет оснований для оспаривания Постановления Администрации Ростовской области от 28.04.2008г. N 212, однако, УФАКОН обязано было определить кадастровую стоимость каждого земельного участка, принадлежащего обществу, что выполнено не было.
В дело представлено письмо Территориального отдела N 15 по г.Новочеркасску Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости (лист дела 47), в котором показано, что расчет кадастровой стоимости земельных участков общества осуществляется путем умножения УПКЗС 2007 г. на площадь земельного участка. Абзацем 2 пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ установлена обязанность органа исполнительной власти субъекта РФ только по утверждению среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а не по утверждению кадастровой стоимости каждого конкретного земельного участка.
Вывод суда о незаконности внесения в государственный земельный кадастр УФАКОНом сведений кадастровой стоимости земельных участков ввиду недоведения этой стоимости до сведения заявителя путем официального опубликования кадастровой стоимости земельных участков не основан на положениях законодательства.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". Преамбула Постановлении Администрации РО от 28.04.2009г. содержит ссылку на Постановление Правительства от 07.02.2008 N52.
Кроме того, как пояснил представитель УФАКОН, что сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Представитель заявителя утверждал в ходе рассмотрения жалобы, что установление в 2007 г. средних значений удельного показателя кадастровой стоимости земли привели к увеличению размера земельного налога, подлежащего уплате. В соответствии с пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в силу положений статьи 389 Кодекса. Помимо налоговой базы обязательным элементом налогообложения является налоговая ставка.
Согласно пункту 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, установленных НК РФ. Согласно пункту 2 статьи 394 Налогового кодекса РФ допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка. Следовательно, размер налога зависит от двух составляющих: кадастровой стоимости земельного участка и налоговой ставки. Согласно пункту 2 ст. 390 Налогового кодекса РФ кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. Из пункта 3 Правил проведения государственной оценки земель следует, что государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в пять лет и не чаще одного раза в три года.
Кадастровая стоимость земельных участков Ростовской области по данным 2007 г. увеличилась только по сравнению с 2001-2002 г., доказательств изменения кадастровой стоимости земельных участков общества в 2008 г. не представлено. Земельный кодекс РФ и Правила проведения государственной кадастровой оценки земель не содержат норм, указывающих на невозможность либо неправомерность увеличения кадастровой стоимости земельного участка по истечении межоценочного периода. Налоговый кодекс РФ также не содержит запрета на увеличение кадастровой стоимости земельного участка как налогооблагаемой базы. Кадастровая стоимость земли оценивается как экономическая категория и как производственный ресурс.
Представитель Управления Роснедвижимости пояснил, что за установленный законодательством межоценочный период произошло изменение методических основ производства ГКОЗ и это явилось существенным фактором изменения кадастровой стоимости. Изменение методических основ производства ГКОЗ не зависело от воли Управления Роснедвижимости, на которое возложена государственная функция организации проведения работ по ГКОЗ. Кроме того, помимо изменения методических основ производства ГКОЗ за межоценочный период произошли изменения иных факторов, влияющий на кадастровую стоимость земли.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что Управлением Роснедвижимости при проведении мероприятий по определению государственной кадастровой оценки земель, нарушений норм действующего законодательства, а также нарушение прав и законных интересов заявителя допущено не было.
Учитывая изложенное, решение арбитражного суда Ростовской области надлежит отменить, в удовлетворении заявления ОАО "Новочеркасский завод синтетических продуктов" отказать.
Судебные расходов распределить по правилам ст. 110 АПК РФ. При подаче апелляционной жалобы платежным поручением N 700000964 от 26.08.2009 г. оплачена государственная пошлина в размере 1000 руб. филиалом ФГУП "ФКЦ Земля", Управление Роснедвижимости в силу ст. 333.37 Налогового кодекса РФ освобождено от уплаты государственной пошлины.
При таких обстоятельствах с ОАО "Новочеркасский завод синтетических продуктов" надлежит взыскать 1000 руб. в федеральный бюджет, 1000 руб. в пользу филиала "Федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный кадастровый центр "Земля" по Южному федеральному округу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
ходатайство представителя ОАО "Новочеркасский завод синтетических продуктов" об отложении рассмотрения апелляционных жалоб отклонить.
Решение Арбитражного суда Ростовской области от 03 августа 2009 года по делу N А53-11180/2009 отменить, в удовлетворении заявления открытому акционерному обществу "Новочеркасский завод синтетических продуктов" отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества "Новочеркасский завод синтетических продуктов" в федеральный бюджет 1000 руб. государственной пошлины.
Взыскать с открытого акционерного общества "Новочеркасский завод синтетических продуктов" в пользу филиала "Федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный кадастровый центр "Земля" по Южному федеральному округу 1000 руб. государственной пошлины.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.Х. Тимченко |
Судьи |
В.В. Галов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-11180/2009
Истец: открытое акционерное общество "Новочеркасский завод синтетических продуктов"
Ответчик: Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ростовской области
Третье лицо: ФГУП "Земля" филиал по ЮФО