19 октября 2009 г. |
15АП-7299/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 октября 2009 г..
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Золотухиной С.И., судей Смотровой Н.Н., Ткаченко Т.И.
при ведении протокола судебного заседания судьей Золотухиной С.И.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом, от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строй Монолит"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.06.2009г.
по делу N А32-14612/2009
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строймонолит"
к заинтересованному лицу Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении, принятое в составе судьи Буренкова Л.В.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Строймонолит" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю о признании незаконным и отмене постановления N 08-070-0131КН-2 от 19.05.09г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Решением суда от 29.06.2009 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что в деянии общества имеется состав вменяемого ему правонарушения.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Строймонолит" обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что получение лимитов на размещение отходов осуществляется только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, которого у общества не имеется, совершенное правонарушение является малозначительным и совершено впервые. Управление Росприроднадзора отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В судебное заседании представители сторон, надлежаще извещенных о месте и времени судебного разбирательства, не явились, дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ в их отсутствие. Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, по поручению прокуратуры, изложенному в письме от 09.04.2009 г., на основании распоряжения заместителя руководителя Управления N 1.09/393 от 20.04.09г. сотрудниками Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю проведена внеплановая проверка соблюдения обществом "Строймонолит" природоохранного законодательства при строительстве объекта (больницы) по ул. Турчинского 24, в п. Красная Поляна г. Сочи. В ходе проверки установлено, что при осуществляемых обществом строительных работах образуются отходы производства и потребления: лом черных металлов, шлам асбестоцементный, огарки сварочных электродов, отходы цемента, отходы железобетонных изделий, грунт от земляных работ, ветошь промасленная, отходы, образующиеся при эксплуатации и мелком ремонте транспорта, пластиковые канистры, фильтры масляные, картон, пенопласт, куски шифера, деревянные обрезки, куски проволоки, цинковой ленты упаковочной. Указанные отходы хранятся на грунте без твердого покрытия, под открытым небом. Место складирования отходов не определено и не оборудовано. В обществе не ведется журнал учета образования и движения отходов на период строительства. Лимиты на размещение отходов на территории объекта и передачу их другим природопользователям на период строительства отсутствуют.
По результатам проверки, зафиксированным актом от 08.05.09г. N 08-070-0117КН-1, в отношении ООО "Строймонолит" составлен протокол от 13.05.09г. N 08-070-0131КН-1 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ.
Постановлением Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю от 19.05.09г. N 08-070-0131КН-2 общество "Строймонолит" привлечено к ответственности за совершение административного правонарушения по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Указанное постановление оспорено обществом в судебном порядке.
Принимая решение, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований ввиду наличия в деянии ООО "Строймонолит" состава вменяемого ему правонарушения. Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии со статьей 22 Закона N 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 3.7 СанПина 2.1.7.1322-03 при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями; поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
В соответствии со статьей 11 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов (ст. 19 Закона N 89-ФЗ).
Актом проверки и представленными в материалы дела фотографиями (л.д. 71-82) подтверждается, что в ходе строительной деятельности, осуществляемой обществом "Строймонолит", образуются отходы, место хранения которых не оборудовано в соответствии с требованиями приведенных выше Санитарных норм и правил (отходы хранятся на грунте без твердого покрытия, под открытым небом), общество не ведет журнал учета образования и движения отходов на период строительства, лимиты на размещение отходов на территории объекта и передачу их другим природопользователям на период строительства отсутствуют.
Приведенные обстоятельства подтверждают наличие в деянии общества объективной стороны правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Вина общества в совершении правонарушения также является доказанной, поскольку в материалах дела отсутствуют сведения о том, что обществом предприняты все зависящие от него меры к соблюдению законодательства РФ в области обращения с опасными отходами. Доводы апелляционной жалобы не опровергают наличие в деянии ООО "Строймонолит" состава правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ. Напротив, общество фактически признает совершенное им правонарушение, ссылаясь на его малозначительность.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Нарушение, допущенное обществом, характеризуется значительной степенью опасности, которая выражается в угрозе причинения существенного вреда окружающей среде, жизни и здоровью людей, работающих на строительстве объекта, в связи с чем оснований для признания данного правонарушения малозначительным не имеется. Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении Управлением Росприроднадзора не допущено и общество на их наличие не ссылается.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований является законным и обоснованным. Оснований к его отмене не установлено.
В силу ч.4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности госпошлиной не облагается, следовательно, госпошлина по апелляционной жалобе, поданной по результатам рассмотрения соответствующего заявления, также не подлежит уплате.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Краснодарского края от 29 июня 2009 года оставить без изменения.
В удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
С.И. Золотухина |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-14612/2009
Истец: общество с ограниченной ответственностью "Строй Монолит"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю
Хронология рассмотрения дела:
19.10.2009 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-7299/2009