26 октября 2009 г. |
15АП-4985/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 октября 2009 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.
судей Галова В.В., Ломидзе О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Решетниковым Р.А.
при участии:
от заинтересованного лица - Зыкова А.П. по доверенности от 12.01.2009г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Сладковское"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.04.2009 по делу N А32-24755/2008-69/365 принятое в составе судьи Гладкова В.А.,
по заявлению закрытого акционерного общества "Сладковское"
к Администрации муниципального образования Славянский район Краснодарского края
при участии третьих лиц:
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю
Управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Краснодарского края
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Сладковское" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации муниципального образования Славянский район о признании незаконным бездействия выразившегося в ненаправлении истцу проектов договоров аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения площадью 178,62 га с кадастровым номером 05 01 000:0195 и площадью 181,14 га с кадастровым номером 05 01 000:0194 и обязании заинтересованного лица направить проект договора аренды указанных земельных участков.
Заявление мотивировано тем, что за ЗАО "Сладковское" для осуществления уставных задач было закреплено в бессрочное и бесплатное пользование 10401,81га земли сельскохозяйственного назначения, о чем составлен государственный акт. Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.05.2008г. ЗАО "Сладковское" признано несостоятельным (банкротом). ЗАО "Сладковское" обратилось к заинтересованному лицу с заявлениями о заключении договоров аренды на земельные участки, однако проекты договоров направлены не были. Бездействие заинтересованного лица не соответствует ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и нарушает права общества на приобретение земельного участка. Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 13.04.2009г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение суда мотивировано тем, что доказательства рассмотрения поступившего на имя главы муниципального образования Славянский район заявления отсутствуют, что подтверждает доводы о бездействии органа местного самоуправления. Однако, установив, что заявление оформлено неправильно, к заявлению не приложены документы, индивидуализирующие земельные участки, установленные законодательством на момент обращения в орган местного самоуправления (кадастровый паспорт земельного участка (статья 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ), а также документы, подтверждающие полномочия представителя и сведения о юридическом лице, суд пришел к выводу о невозможности удовлетворения требований.
ЗАО "Сладковское" обжаловало решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.04.2009г. в установленном гл.34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации порядке, просило его отменить, признать бездействие администрации, выразившееся в ненаправлении проектов договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 23:27:05 01 000:0195 и 23:27:05 01 000:0194, незаконным. Жалоба мотивирована тем, что после вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации для подготовки к приведению права пользования земельным участком в соответствие с требованиями земельного законодательства и определения границ земельных участков заявителем поставлены используемые земельные участки на кадастровый учет. При направлении заявления обществом соблюдены все необходимые формальности для переоформления права. Бездействие администрации нарушает права заявителя на приобретение земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства. Определением суда от 24.07.2009г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю, Управление по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Краснодарского края.
В судебном заседании представитель администрации муниципального образования Славянский район апелляционную жалобу не признал, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Пояснил, что поддерживает доводы, изложенные в отзыве на заявление. Согласно сведениям Управления УФАКОН по Краснодарскому краю спорные земельные участки входят в границы государственного природного заказника "Приазовский", ограничены в обороте и могут использоваться только для сохранения и изучения природных комплексов и объектов (ч.3 ст.95 ЗК РФ). Данные виды деятельности не относятся к уставной деятельности ЗАО "Сладковское".
ЗАО "Сладковское", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю, Управление по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Краснодарского края в судебное заседание не явились, отзывы на апелляционную жалобу не представили. В соответствии с п.п.3,5 ст.156, ст.266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства, в установленном ст.ст. 121-123 АПК РФ порядке.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя администрации МО Славянский район, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в соответствии с государственным актом А-I N 247524 от 24.01.1988г. рисоводческому совхозу "Славянский" предоставлено на праве бессрочного и бесплатного пользования 10401,81 га земли для сельскохозяйственного использования (л.д. 28-30).
Согласно уставу ЗАО "Сладковское" создано в результате реорганизации рисосовхоза "Сладковский", является его правопреемником (л.д.19-22).
Постановлением главы администрации Славянского района Краснодарского края от 15.12.92г. N 883 "О перераспределении земель находящихся в пользовании сельскохозяйственных предприятий Славянского района" утверждена схема перераспределения земель по Славянскому району. Согласно приложениям NN1-3 к указанному постановлению акционерному обществу "Славянское" передано бесплатно в коллективно-долевую собственность 7172 га, в постоянное пользование 579 га, в фонд перераспределения Целинного сельского совета из земель АО "Сладковское" передано 255 га (л.д.41-43). Постановление главы администрации Славянского района Краснодарского края от 15.12.92г. N 883 не оспорено, недействительным не признано.
Учитывая изложенное, доводы заявителя о принадлежности ему на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка площадью 10401,81 га в границах, обозначенных в госакте А-I N 247524 от 24.01.1988г., в том числе спорных земельных участков, не доказаны.
21.05.2008г. ЗАО "Сладковское" обратилось к главе муниципального образования Славянский район с заявлением о заключении договора аренды сроком на 49 лет земельных участков площадью 178,62 га с кадастровым номером 23:27:05 01 000:0195 и площадью 181,14га с кадастровым номером 23:27:05 01 000:0194.
К заявлению приложены кадастровые планы указанных земельных участков, из которых следует, что земельные участки отнесены к категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства (л.д. 11-15).
Доказательства принятия администрацией МО Славянский район решения о предоставлении либо отказе в предоставлении земельного участка в аренду истцу отсутствуют. В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2010 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской.
При этом, к заявлению о переоформлении прав на земельный участок должны быть приложены документы, предусмотренные частью 2 пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ, в т.ч. копия документа, удостоверяющего личность представителя физического или юридического лица; копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц); копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка аренду на условиях, установленных земельным законодательством. Из текста приложений к заявлению, следует, что данные документы заявителем не прилагались.
Поскольку документы, подтверждающие, что заявитель имеет титул именно бессрочного пользователя в отношении спорных земельных участков, не представлены, выводы суда первой инстанции об отсутствии доказательств обращения заявителя в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками являются верными.
В соответствии со ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из смысла приведенной нормы следует, что для признания ненормативных правовых актов недействительными, а действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.3 ст.201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На запрос суда УФАКОН по Краснодарскому краю представило ответ ФГУ "Земельная кадастровая палата", согласно которому сведения о предоставлении спорных земельных участков для размещения государственного заказника "Приазовский" отсутствуют, земельные участки с кадастровыми номерами 23:27:05 01 000:0195 и 23:27:05 01 000:0194 образованы при разделе земельного участка 23:27:05 01 000:0190 поставленного на учет на основании постановления главы МО Славянский район от 08.02.2007г. N 419, категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства. Вместе с тем, Территориальный отдел по Красноармейскому и Славянскому району УФАКОН по Краснодарскому краю представил суду копию схемы установления границ особо охраняемых природных территорий и особо ценных земель краевого назначения в Славянском районе Краснодарского края, из которой усматривается, что земельные участки с кадастровыми номерами 23:27:05 01 000:0195 и 23:27:05 01 000:0194 расположены в границах государственного природного заказника "Приазовский".
Кроме того, из письма Территориального отдела по Красноармейскому и Славянскому району УФАКОН по Краснодарскому краю от 17.10.2008г. следует, что земельный участок с кадастровым номером 23:27:05 01 000:0195 площадью 178,62 га, в т.ч. 178, 62 га болота, входит в границы государственного заказника "Приазовский", вид права - пользование ЗАО "Сладковское"; земельный участок с кадастровым номером 23:27:05 01 000:0194 площадью 181,14 га, в том числе пастбищ заболоченных чистых - 17,7 га, под реками и ручьями - 5,1 га, болота низинные - 156,24 га, пастбище суходольное - 2 га, общественные постройки - 0,1 га; часть земельного участка входит в границы государственного заказника "Приазовский", вид права - пользование ЗАО "Сладковское" (л.д. 40).
Данные сведения документально не опровергнуты.
Исходя из указанных доказательств, суд приходит к выводу, что спорные земельные участки расположены на территории государственного природного заказника федерального значения "Приазовский".
Само по себе отсутствие у ФГУ "Земельная кадастровая палата" сведений о расположении спорных земельных участков в границах государственного природного заказника "Приазовский" и отсутствие в кадастровых планах данных об отнесении спорных земель к землям особо охраняемых территорий не опровергают данного факта, поскольку работы по установлению границ особо охраняемых природных территорий не завершены.
В силу ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 настоящего Кодекса).
В соответствии со статьями 94, 95 Земельного кодекса Российской Федерации земли государственных природных заказников относятся к землям особо охраняемых природных территорий, которые в свою очередь относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. Согласно пункту 6 статьи 94 названного Кодекса земли особо охраняемых природных территорий используются для соответствующих целей; использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных названным Кодексом, федеральными законами. Как установлено пунктом 3 статьи 95 того же Кодекса, на землях государственных природных заказников запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.
Согласно статье 24 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" на территориях государственных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. Задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника федерального значения определяются положением о нем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (в ред. Федерального закона от 29.12.2004 N 199-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008г. N 2055-р утвержден перечень особо охраняемых природных территорий федерального значения, в состав которых включен государственный природный заказник "Приазовский" Краснодарского края.
В соответствии с Положением о государственном природном заказнике федерального значения "Приазовский" (далее Положение) заказник образован Постановлением Совета Министров РСФСР от 11.04.1958г. N 336 с целью сохранения, воспроизводства и восстановления объектов животного мира, а также биоцензов плавневых экосистем Восточного приазовья. Плавневые биотопы заказника включены в перечень водно-болотных угодий, имеющих международное значение согласно Рамсарской конвенции 1977 года "О водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц".
В соответствии с пунктом 2.2. Положения на территории заказника выделяются зоны с различным режимом охраны и использования природных сообществ с учетом состояния объектов растительного и животного мира, в т.ч. зоны покоя с усиленным режимом охраны, где полностью или частично запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность, и зоны регулируемого рекреационного и хозяйственного использования по разрешению Краснодаркрайохотуправления. Доказательства того, что спорные земельные участки не входят в границы зоны покоя с усиленным режимом охраны, а проведение сельскохозяйственных работ на спорных участках согласовано с уполномоченным органом, отсутствуют.
Из устава ЗАО "Сладковское" не усматривается, что его деятельность связана с сохранением и изучением природных комплексов и объектов.
Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение (п. 6 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях").
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" исключительно к федеральной собственности относены охраняемые или особым образом используемые природные объекты (заповедники, в том числе биосферные, курорты, а также заказники, имеющие общереспубликанское значение).
В соответствии со статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.
Таким образом, особый статус и, соответственно, федеральный уровень государственной собственности спорных земельных участков, расположенных, в границах государственного природного заказника федерального значения "Приазовский" определен законом.
Содержание права государственной собственности на особо охраняемые природные территории, в том числе на находящиеся на них природные комплексы и объекты, устанавливается в порядке, предусмотренном статьями 129, 209 и 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не следует из Федерального закона. В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Статья 608 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, уполномоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что администрация муниципального образования Славянский уполномочена распоряжаться землями федерального уровня собственности, в частности передавать в аренду спорные земельные участки, входящие в состав государственного заказника "Приазовский".
При изложенных обстоятельствах понуждение администрации МО Славянский район к оформлению проекта договора аренды земельных участков с кадастровыми номерами 23:27:05 01 000:0195 и 23:27:05 01 000:0194 противоречит ст.95 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.24 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", ввиду чего требования заявителя не могут быть удовлетворены.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за обращение с апелляционной жалобой относятся на истца в порядке и размерах, установленных ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст.333.22 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.04.2009г. по делу N А32-24755/2008-69/365 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Сладковское" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
В.В. Галов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-24755/2008
Истец: закрытое акционерное общество "Сладковское" (конкурсный управляющий Хомутов Д.В.)
Ответчик: Администрация муниципального образования Славянский район Краснодарского края
Кредитор: Управление Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю , Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю
Третье лицо: Управление по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Краснодарского края, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю, ИФНС, Государственный природный заказник "Приазовский"
Хронология рассмотрения дела:
26.10.2009 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-4985/2009