05 ноября 2009 г. |
15АП-9542/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 ноября 2009 г..
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Н.
судей Захаровой Л.А., Смотровой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гермашевым А.Н.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Лоза Тамани": Амбарцумян А.Н, паспорт, доверенность N 38 от 01 октября 2009 года, выдана сроком на один год, без права передоверия; Шарковой Е.В., паспорт, доверенность б/н от 20 апреля 2009 года, выдана сроком на один год;
от Краснодарской таможни: Худяковой О.Б. - референта государственной гражданской службы РФ 1 класса, государственного таможенного инспектора Краснодарской таможни, удостоверение, доверенность N 06-66/18053, выдана 19 августа 2009 года, сроком до 31 декабря 2010 года; Кузнецовой С.П., - советника государственной гражданской службы РФ 3 класса, главного таможенного инспектора Краснодарской таможни, удостоверение, доверенность N 06-66/66 от 12 января 2009 года, выдана сроком до 31 декабря 2009 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Краснодарской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12 августа 2009 года по делу N А32-10980/2009 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лоза Тамани" к заинтересованному лицу - Краснодарской таможне о признании незаконным отказа Краснодарской таможни N 16-11/0286 от 30 января 2009 года и об обязании Краснодарской таможни устранить допущенные нарушения законодательства путем возврата ООО "Лоза Тамани" из бюджета излишне уплаченной таможенной пошлины в размере 433 501, 33 руб., принятое судьей Русовым С.В.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Лоза Тамани" (далее - общество, ООО "Лоза Тамани") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Краснодарской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании незаконным отказа Краснодарской таможни N 16-11/0886 от 30 января 2009 года и об обязании Краснодарской таможни устранить допущенные нарушения законодательства путем возврата ООО "Лоза Тамани" (ИНН 2352039973) из бюджета излишне уплаченной таможенной пошлины в размере 433 501, 33 (четыреста тридцать три тысячи пятьсот один) рубль 33 копейки (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 АПК РФ (т. 1 л.д. 138, 141)).
Заявленные требования мотивированы тем, что учредителями общества принято решение об увеличении уставного капитала. В пределах установленного для этих целей срока произведено увеличение уставного капитала общества за счет внесения дополнительного вклада иностранного участника корпорации "Укбант Ассоушиэтс, Лтд". Указанные изменения, вносимые в учредительные документы общества, зарегистрированы Инспекцией Федеральной налоговой службы по Темрюкскому району Краснодарского края 29 июля 2008 года за государственным регистрационным номером 20823520123774. При таможенном оформлении товара, ввозимого в качестве вклада в уставный капитал, общество представило в таможенный орган всю необходимую информацию, свидетельствующую о целевом назначении товара. В соответствии с требованиями статей 3, 34, 37 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 года N 50003-1 "О таможенном тарифе", в соответствии с пунктом 1 приостановления Правительства Российской Федерации от 23 июля 1996 года N 883 "О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятия с иностранными инвестициями" товар, ввозимый иностранным участником общества в качестве дополнительного вклада в уставный капитал, освобождается от обложения таможенными пошлинами. Таможенный орган в нарушение указанных выше положений законодательства отказал в возврате излишне уплаченной суммы таможенных пошлин. Решением суда от 12 августа 2009 года признан незаконным отказ Краснодарской таможни от 30 января 2009 года N 16-11/0286, как несоответствующий Таможенному кодексу Российской Федерации. Суд обязал Краснодарскую таможню устранить допущенные нарушения путем возврата ООО "Лоза Тамани" излишне уплаченной таможенной пошлины в размере 433 501, 33 руб. ООО "Лоза Тамани" возвращена из федерального бюджета государственная пошлина в размере 14 170, 03 руб..
Решение мотивировано тем, что в соответствии с положениями статьи 37 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 года N 5003-1 "О таможенном тарифе", постановления Правительства Российской Федерации от 23 июля 1996 года N 833, товар, ввозимый в на таможенную территорию Российскую Федерацию, освобождается от обложения таможенными пошлинами. Представленными в материалы дела доказательствами подтверждается факт внесения вклада в уставный капитал иностранным участником общества. Указанные изменения внесены в учредительные документы и зарегистрированы в установленном законом порядке. Требования, необходимые для предоставления освобождения от уплаты таможенных пошлин, предусмотренное постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 1996 года N 833, соблюдены в полном объеме, оснований для отказа не установлено. Кроме того, суд первой инстанции указал, что постановление Правительства Российской Федерации от 23 июля 1996 года N 833 не связывает право на получение льготы только с теми сведениями, которые указаны инвестором в грузовой таможенной декларации и не ограничивает право на получение льготы по уплате таможенных платежей только стадией таможенного оформления. Указанные при таможенном оформлении обществом сведения в грузовой таможенной декларации являются достаточными для подтверждения статуса ввозимого товара и, соответственно, получения льготы по уплате таможенных пошлин. Не согласившись с указанными выводами, Краснодарская таможня обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, и просила решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12 августа отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована следующим:
-на основании пункта 3 статьи 131 Таможенного кодекса Российской Федерации при таможенном оформлении товара декларант, претендующий на получение льгот по уплате таможенных платежей, обязан представить в таможенный орган документы, подтверждающие соответствующие заявленные условия; в данном случае декларант должен подтвердить заявленный статус товара - вклад в уставный (складочный) капитал организации, что является одним из условий предоставления указанных льгот; -на момент таможенного оформления товара, ввезенного в качестве вклада в уставный капитал общества, отсутствовали правовые основания для представления льготы, поскольку завершена процедура государственной регистрации итогов внесения дополнительных вкладов в уставный капитал общества, вещи, внесенные в качестве такого вклада, приобрели статус имущества общества;
-в соответствии со статьей 124 Таможенного кодекса Российской Федерации, а также в соответствии с пунктом "м" пункта 1 Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом", утвержденным приказом ФТС России от 24 апреля 2007 года, в соответствии с пунктом 35 раздела VI приказа ФТС России от 04 сентября 2007 года N 1057 "Об утверждении инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации" декларант обязан указать и подтвердить соответствующими документами факт наличия права на получения льгот по уплате таможенных платежей; льгота по уплате таможенных платежей представляется в момент таможенного оформления, однако на момент таможенного оформления заявитель в графе 36 "Преференции" грузовой таможенной декларации не указал на наличие льгот в соответствующей позиции графы, поставив букву "О", что соответствует отсутствию льгот по уплате таможенных платежей; -возврат суммы таможенных платежей на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 356 Таможенного кодекса Российской Федерации может быть осуществлен только в случае, если Правительством Российской Федерации установлена тарифная льгота в виде возврата уплаченной таможенной пошлины, в настоящее время случае предоставления тарифных льгот в виде возврата уплаченной таможенной пошлины Правительством Российской Федерации не установлены.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Лоза Тамани" указало, что таможенное оформление товара, ввозимого в качестве вклада в уставный капитал общества, осуществлено в январе-феврале 2008 года, в то время как регистрация изменений, вносимых в учредительные документы общества, связанная с формированием уставного капитала, осуществлена 29 июля 2008 года за государственным регистрационным номером 2082352012774. Таким образом, утверждение Краснодарской таможни, что ввоз дополнительного вклада иностранного участника в уставный капитал осуществлялся после подведения итогов и при наличии зарегистрированных учредительных документов, содержащих сведения об увеличении уставного капитала, не соответствует действительности. Независимо от даты регистраций изменений в учредительных документах и формирования уставного капитала имущество, внесенное в качестве вклада, не изменяет своего статуса. Представленная к таможенному оформлению грузовая таможенная декларация содержит в себе информацию, которая позволяет определить статус ввозимого товара - вклад в уставный капитал. Действующее законодательство не связывает право на получение налоговых льгот только с теми сведениями, которые указаны декларантом при таможенном оформлении, реализация права на получение льготы не ограничивается стадией таможенного оформления товара. В судебном заседании представители Краснодарской таможни огласили доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представители общества с ограниченной ответственностью "Лоза Тамани" огласили доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу. В соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции по имеющимся в деле доказательствам повторно рассматривает дело. Дополнительные доказательства не представлены.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Лоза Тамани" зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией Федеральной налоговой службы по Темрюкскому району Краснодарского края 22 октября 2006 года за основным государственным регистрационным номером 1062352024393, свидетельство серии 23 N 006675830, ИНН 2352039973.
26 ноября 2007 года ООО "Лоза Тамани", участниками которого являются корпорация "Укбар Ассоушиэйтс, Лтд", зарегистрированная на острове Невис в соответствии с положениями Указа о коммерческих корпорациях Невиса 1984 года, свидетельство о регистрации от 30 мая 2002 года N С 22204, место нахождения: Main Street, P.O. Box 556, Charlestown, Nevis и гражданка Российской Федерации Шибанова Галина Юрьевна, паспорт 40 05 851137 выдан 8 отделом милиции Кировского района Санкт-Петербурга 29 марта 2006 года, код подразделения 782-008, зарегистрированная по адресу: Санкт-Петербург, проспект Ветеранов, дом 55, квартира 125, было принято решение об увеличении .ставного капитала общества до 24 904 743,04 руб. за счет внесения дополнительных вкладов участниками общества, оформленное протоколом N 4 общего собрания участников общества.
На момент принятия решения уставный капитал общества составлял 10 000 рублей и был оплачен денежными средствами участников в полном объеме.
Протоколом N 4 от 26 ноября 2007 года были также утверждены изменения, вносимые в учредительные документы общества, связанные с намерением увеличения уставного капитала, и содержащие ассортимент саженцев, планируемых к внесению в качестве вклада в уставный капитал иностранным участником общества.
Указанные изменения были зарегистрированы Инспекцией Федеральной налоговой службы по Темрюкскому району Краснодарского края 28 ноября 2007 года за государственным регистрационным номером 2072352034291.
Согласно протоколу N 4 от 26 ноября 2007 года саженцы, вносимые в качестве дополнительного вклада иностранного участника в уставный капитал общества должны быть ввезены на таможенную территорию Российской Федерации и переданы на баланс общества, а денежный вклад российского частника оплачен в срок не позднее шести месяцев с момента государственной регистрации изменений к уставу и учредительному договору общества, то есть до 28 мая 2008 года.
За отсутствием финансовой возможности, обеспечивающей внесение дополнительного вклада денежными средствами в сроки, установленные протоколом N 4 от 28 ноября 2007 года, общество решением, оформленным протоколом N 4/1 от 25 апреля 2008 года, продлило срок внесения дополнительных вкладов участниками общества до 26 июня 2008 года.
В январе-феврале 2008 года, то есть в пределах срока, установленного протоколом Общего собрания участников, на территорию Российской Федерации по грузовым таможенным декларациям N 10309150/230108/0000016 и N 10309150/140208/0000051, были ввезены саженцы в качестве дополнительного вклада иностранного участника в уставный капитал общества.
27 июня 2008 года общим собранием участников общества были подведены итоги внесения дополнительных вкладов в уставный капитал общества, которые оформлены протоколом N 9.
На основании утвержденных итогов увеличения уставного капитала общества, участниками общества было принято решение об утверждении изменений в устав и учредительный договор общества и представлении указанных документов на государственную регистрацию в порядке, установленном действующим законодательством.
Указанные изменения, вносимые в учредительные документы общества, были зарегистрированы Инспекцией Федеральной налоговой службы по Темрюкскому району Краснодарского края 29 июля 2008 года за государственным регистрационным номером 2082352012774.
С момента осуществленной регистрации размер уставного капитала составил 17 636 523,58 руб. После государственной регистрации указанных изменений, саженцы, ввезенные в качестве дополнительного вклада в уставный капитал, были переданы на баланс общества.
22 января 2009 года ООО "Лоза Тамани", после завершения формирования уставного капитала общества путем внесения дополнительных вкладов в уставный капитал его участниками, и государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы в налоговом органе, в установленном законом порядке, обратилось в Краснодарскую таможню с заявлением о возврате денежных средств, уплаченных при ввозе на территорию Российской Федерации саженцев, являющихся дополнительным вкладом иностранного участника в уставный капитал общества. К заявлению был приложен полный пакет необходимых документов.
30 января 2009 года обществом получено решение Краснодарской таможни об отказе в возврате денежных средств, оформленное письмом исх. N 16-11/0886. Отказ таможни мотивирован тем, что при фактическом ввозе имущества, внесенного в качестве вклада в уставный капитал общества, правовых оснований для возврата таможенной пошлины не имеется, так как после завершения процедуры государственной регистрации итогов внесения дополнительных вкладов, такие вклады приобретают статус имущества общества.
Не согласившись с указанным решением, выразившимся в письме от 30 января 2009 года N 16-11/0886, общество обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с требованием о признании его незаконным и обязании Краснодарской таможни устранить допущенные нарушения законодательства путем возврата излишне уплаченной таможенной пошлины.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принимая решение, суд первой инстанции исходил из наличия правовых оснований для предоставления льгот (преференций), связанных с внесением в уставный капитал общества дополнительного вклада, а также из отсутствия оснований, препятствующих представлению льгот по уплате таможенных платежей. Суд апелляционной инстанции считает указанный вывод обоснованным.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 37 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" от 23.05.1993г. N 5003-1 установлено, что при осуществлении торговой политики Российской Федерации в пределах ее таможенной территории допускается предоставление тарифных льгот в виде возврата уплаченной пошлины, снижения ставки пошлины и освобождения в исключительных случаях от пошлины в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий, а также вывозимых этими предприятиями отдельных видов товаров собственного производства в случаях, предусмотренных соглашениями о разделе продукции, заключенными Правительством Российской Федерации или уполномоченным им государственным органом в соответствии с законами Российской Федерации, или в течение периода окупаемости иностранных инвестиций в порядке, определяемом Верховным Советом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 23.07.1996г. N 883 "О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями" товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал, освобождаются от обложения таможенными пошлинами при условии, что товары:
-не являются подакцизными; -относятся к основным производственным фондам;
-ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного (складочного) капитала.
Из представленных материалы дела доказательств следует и сторонами не оспаривается, что саженцы, ввезенные иностранным участником в качестве дополнительного вклада в уставный капитал, не являются подакцизным, относятся к основным производственным фондам, ввезены в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного (складочного капитала). Таким образом, оснований для непредставления налоговой льготы по уплате таможенных платежей не имеется. Суд апелляционной инстанции не может согласиться с доводом апеллянта о том, что основанием для отказа в представлении налоговой льготы стал ввоз товара, предназначенного для внесения в уставный капитал общества, после государственной регистрации итогов формирования уставного капитала общества.
Из представленных в материалы доказательств, а именно устава общества с ограниченной ответственностью "Лоза Тамани", учредительного договора "Лоза Тамани" следует, что изменения, связанные с формированием уставного капитала зарегистрированы Инспекцией Федеральной налоговой службы по Темрюкскому району Краснодарского края 29 июля 2008 года за государственным регистрационным номером 2082352012774. Таможенное оформление товара, предназначенного для внесения в уставный капитал общества, осуществлялось в период времени с января по февраль 2008 года. Следовательно, таможенное оформление произведено до регистрации соответствующих изменений в учредительных документах.
Более того, законодатель не связывает право на представление налоговой льготы с ввозом его после соответствующей регистрации изменений в учредительных документах или после таковой, юридически значимым является осуществление ввоза товара в пределах срока, установленного для этих целей учредительными документами.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с доводом апеллянта о том, что декларант при таможенном оформлении товара не указал и не представил документы, свидетельствующие о наличии налоговых льгот по уплате таможенных платежей. Значимым в вопросе предоставления льготы не является факт того, заявлена ли была в ГТД льгота и представлены ли соответствующие документы непосредственно при ввозе товара. Как следует из названных выше нормативных актов, право на льготу не связано с моментом ее заявления и оформления. Кроме того, изначальное назначение товара, как вклада в уставный капитал, вытекает из следующего.
В соответствии с пунктом 35 раздела IV Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации, утвержденной приказом Федеральной таможенной службы от 4 сентября 2007 года N 1057, в графе 44 "Дополнительная информация/Представленные документы/Сертификаты и разрешения" под номером три указывается: "Без договора", если товары ввезены на таможенную территорию Российской Федерации или выпускаются для свободного обращения при изменении или завершении действия ранее заявленного таможенного режима по односторонней внешнеэкономической сделке или без совершения какой-либо сделки.
При таможенном оформлении товара в грузовых таможенных декларациях N N 10309150/230108/0000016,10309150/140208/0000051 в графе 44 декларант указал: "Без договора", что свидетельствует о ввозе декларируемого товара применительно к обстоятельствам данного дела по односторонней внешнеэкономической сделке.
Согласно Классификатору особенностей перемещения товаров, являющегося приложение N 2 к Приказу ФТС России от 21 августа 2007 года N 1003 "О классификаторах и перечнях нормативно-справочной информации, используемых для таможенных целей" код 13 означает товары, ввозимые в качестве вклада в уставный капитал организаций с иностранными инвестициями, за исключением товаров, поименованных кодом 65.
В ходе таможенного оформления товара, ввезенного по грузовым таможенным декларациям N N 10309150/230108/0000016,10309150/140208/0000051, в графе 37 "Процедура" декларантом указан код 13, свидетельствующий о ввозе товара в качестве вклада в уставный капитал организаций с иностранными инвестициями.
Кроме того, в пакете документов, прилагаемом к указанным выше грузовым таможенным декларациям, декларант представил протокол общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью "Лоза Тамани" N 4 от 26 ноября 2007 года, которым подтверждается статус ввозимого товара - вклад в уставный капитал общества. В качестве приложения к грузовой таможенной декларации N10309150/230108/0000016 декларантом также представлен товаро-сопроводительный документ, а именно инвойс-проформа от 12 января 2008 года, из которого также следует, что ввозимый товар является вкладом в уставный капитал.
Таким образом, декларант на момент таможенного оформления указал достаточную информацию и представил достаточное количество документов, подтверждающих статус ввозимого товара - вклад в уставный капитал, то есть выполнил требования пункта 3 статьи 131 Таможенного кодекса Российской Федерации. Суд апелляционной инстанции не может согласится с доводом апеллянта о возможности получения налоговой льготы по уплате таможенных платежей только непосредственно при таможенном оформлении товара и невозможности возврата излишне уплаченных таможенных платежей в последующем.
Согласно пункту 2 статьи 355 Таможенного кодекса Российской Федерации возврат таможенных пошлин, налогов в случаях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, производится при подаче заявления об этом не позднее одного года со дня, следующего за днем наступления обстоятельств, влекущих за собой возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов, в соответствии со статьей 355 настоящего Кодекса применительно к возврату излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей. При этом положения пункта 7 статьи 355 настоящего Кодекса не применяются.
Таким образом, законодатель предусмотрел возможность последующего возврата излишне уплаченной таможенной пошлины, обусловив указанную возможность не моментом таможенного оформления, а наступлением обстоятельств, влекущих за собой возврат уплаченных сумм таможенных пошлин.
На основании изложенного апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являющихся безусловным основанием отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12 августа 2009 года по делу N А32-10980/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Краснодарской таможни - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Иванова |
Судьи |
Л.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-10980/2009
Истец: общество с ограниченной ответственностью "Лоза Тамани"
Ответчик: Краснодарская таможня
Хронология рассмотрения дела:
05.11.2009 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-9542/2009