12 ноября 2009 г. |
15АП-9592/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 ноября 2009 г..
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Н.
судей Смотровой Н.Н., Ткаченко Т.И.
при ведении протокола судебного заседания председательствующим судьей, в отсутствие участвующих в деле лиц,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Новороссийской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17 августа 2009 года по делу N А32-20301/2009
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Брокер-МТ" к заинтересованному лицу - Новороссийской таможне
о признании незаконными действий Новороссийской таможни по корректировке таможенной стоимости товаров по ГТД N 10317100/180109/0000374, принятое судьей Ивановой Н.В.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Брокер-МТ" (далее - ООО "Брокер-МТ") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Новороссийской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании незаконными действий Новороссийской таможни по корректировке таможенной стоимости товаров по ГТД N 10317100/180109/0000374. Требование мотивировано тем, что корректировка таможенной стоимости произведена без представления доказательств, свидетельствующих о невозможности применения первого метода определения таможенной стоимости, признаков недостоверности или документальной неподтвержденности как самой сделки, так и таможенной стоимости, не выявлено; таможня не обосновала невозможность применения методов определения таможенной стоимости со второго по пятый; определяя таможенную стоимость шестым резервным методом, таможенный орган принял за основу ценовую информацию, не применимую к заявленному товару.
Решением суда от 17 августа 2009 года заявленные требования общества удовлетворены. Суд исходил из достаточности и достоверности представленных документов, представленных в подтверждение заявленной таможенной стоимости по цене сделки; запрос дополнительных документов суд счел не обоснованным необходимостью подтверждения или проверки каких-либо сведений; непредставление ряда дополнительно запрошенных документов суд счел обусловленным объективными причинами; принял во внимание отсутствие доказательств невозможности применения предшествующих шестому методов определения таможенной стоимости; счел несопоставимыми условия рассматриваемой сделки и сделки, по которой производилась корректировка таможенной стоимости.
Не согласившись с указанными выводами, Новороссийская таможня обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ и просила его отменить, в удовлетворении требований отказать. Податель жалобы настаивает на том, что применен третий, а не шестой метод корректировки таможенной стоимости, указывает на низкий ценовой уровень, как основание произвести корректировку таможенной стоимости, обязанность декларанта представить дополнительные документы и правомерности проведенной корректировки.
Судом апелляционной инстанции получен нечитаемый отзыв на апелляционную жалобу от общества В судебное заседание лица, участвующие в деле, представителей не направили. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие участвующих в деле лиц.
Апелляционная жалоба рассматривается судом в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в январе 2009 года в рамках внешнеторгового контракта от 03.11.08г. N BR-3/08, заключенного с компанией "FIL PLASTIC SANAYI VE TICARET LIMITED SIRKETI) (Турция), в адрес общества осуществлена поставка товара - поливинилхлорида синтетического в первичной форме (в виде белого порошка) непластифицированного, марки RESIN S-1001, без содержания этилового спирта, не для розничной продажи (являющегося основным сырьем для производства поливинлхлоридпрофиля), упакованного в бумажные мешки по 25 кг нетто в каждом мешке, всего 20 400 мешков, изготовитель - "Канека Корпорейшн", Япония, по цене 0,77 долларов за кг.
Таможенное оформление товара производилось на Новороссийском юго-восточном таможенном посту Новороссийской таможни.
При таможенном оформлении общество представило предусмотренный приказом ГТК N 536 от 25.04.2007 г. пакет документов, а именно паспорт сделки, контракт с приложением, инвойс, справку по отгрузкам. Таможенная стоимость составила 12 792 084,69 руб., таможенные платежи 392 700 рублей.
Таможня направила обществу запросы о предоставлении дополнительных документов, необходимых для подтверждения правильности определенной декларантом таможенной стоимости, а именно: экспортной декларации страны отправителя, прайс-листа производителя, ценовой информации по однородным (идентичным) товарам; транспортного инвойса, оплаты по перевозке товара, данных предприятия (в т.ч. документов бухгалтерского учета), о цене ввезенного товара и других расходах, связанных с приобретением товара, его реализации на внутреннем рынке (документально подтвержденных) в случае условной оценки, других документов, которые декларант считает возможным представить в подтверждение заявленной таможенной стоимости, уведомления об обеспечении уплаты таможенных платежей по расчету либо предоставлении запрашиваемых документов в соответствии с вышеуказанным запросом; требования о необходимости корректировки таможенной стоимости товара из расчета 1,15 долларов США за 1 кг, предоставления запрашиваемых документов либо осуществления обеспечения уплаты таможенных платежей по расчету (условной оценке).
Обществом для обеспечения выпуска товара, на основании условной оценки таможенной стоимости было подано заявление о зачете авансовых платежей в счет обеспечения уплаты дополнительно начисленных платежей, которые таможенными расписками были приняты в качестве залога обеспечения уплаты таможенных платежей. Общество представило часть запрошенных документов, таможня письмами сообщила обществу о том, что предоставленные им дополнительные документы не подтверждают заявленную таможенную стоимость и избранный первый метод определения таможенной стоимости товара, в связи с чем необходимо произвести корректировку таможенной стоимости, что общество сделать отказалось, и таможней была самостоятельно определена таможенная стоимость задекларированного товара по шестому методу, что составило 2 253 732,74 руб., ООО "Брокер-МТ было доначислено 586 500 руб. таможенных платежей.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определяющей порядок судебного разбирательства по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, обязанность доказывания правомерности оспариваемых актов и действий, а также обстоятельств, на которых они основаны, возложена на орган или лицо, которые приняли оспариваемый акт, решение либо совершили действие. Принимая решение, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о неправомерности оспариваемых действий.
В соответствии со статьей 124 ТК РФ декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным настоящим Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
В силу частей 1 и 2 статьи 323 Таможенного кодекса Российской Федерации, пунктом 3 статьи 12 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" от 21 мая 1993 года N 5003 таможенная стоимость определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством Российской Федерации с соблюдением принципом достоверности и документальной подтвержденности информации (документов и сведений), на основе которой она определяется.
Суд апелляционной инстанции полагает обоснованным вывод суда первой инстанции о документальной подтвержденности заявленной таможенной стоимости. Предусмотренная пунктом 2 статьи 15 Закона "О таможенном тарифе" обязанность предоставлять по требованию таможенного органа документы, необходимые для подтверждения заявленной таможенной стоимости, может быть возложена на декларанта только в отношении документов, которыми тот реально располагает или должен их иметь в силу закона либо обычая делового оборота.
Перечень документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров, определен приказом ГТК РФ от 25.04.2007 г. N 536 (пункт 1 Перечня). Указанные документы таможенному органу были представлены.
Запрос таможенным органом иных документов в силу пункта 2 Перечня производится, если представленные декларантом документы и сведения, перечисленные в подпунктах "а" - "д" пункта 1 настоящего приложения, не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товаров и (или) таможенным органом обнаружены признаки, указывающие на то, что заявленные при декларировании товаров сведения могут являться недостоверными или должным образом не подтверждены.
Несмотря на то, что Новороссийская таможня не обосновала, чем не устроили таможенный орган с точки зрения достаточности и достоверности представленные обществом документы, ООО "Брокер-МТ" добросовестно исполнило запрос и представило следующие дополнительные документы с переводом (приложение к делу): экспортную декларацию (электронную копию) с переводом, поправку к документарному аккредитиву, пояснительное письмо поставщика, указывающее производителя и цену товара, пояснительное письмо поставщика относительно изменения цены в аккредитивном документе, прайс-лист отправителя товара "Mitsubishi Corporation"", контракт между "Fil Plastik" и "Mitsubishi Corporation", письмо "Mitsubishi Corporation" (по запросу "Fil Plastik") в подтверждение экспортной цены, сертификат происхождения, оригинал инвойса, оригинал страхового полиса, документы, подтверждающие оплату данной поставки -заявления на перевод N 4,6,7,8 и письма, договор купли-продажи между ООО "Астэк" и ОАО "Единая торговая компания" на поставку идентичного товара для подтверждения цены реализации товара на российском рынке, платежные и товароспопроводительные документы к нему; платежные, товарно-сопроводительные, бухгалтерские документы в подтверждение цены реализации на российском рынке ( компании Астэк) по цене 31,06 руб. за 1 кг., информационное письмо от "Кортес-информация" о падении цен на ПВХ, пояснительную записку, письмо "Mitsubishi Corporation" с информацией по фрахту и копией диплома переводчика N ВСА 0238191 от 12.05.2008г., т.е. те документы, возможность получения и представления которых у декларанта имелась.
Тот факт, что не был представлен ряд документов, в том числе, прайс-лист производителя, не влияет на вопрос документальной подтвержденности и достоверности заявленной таможенной стоимости. Указанный документ не входит в число документов, имеющих отношение к сделке с российским покупателем, поэтому иностранный контрагент общества не имел обязанности ее представления покупателю. Покупатель, в свою очередь, не располагает возможностью ее представления российскому таможенному органу. Следовательно, таможенный орган не вправе был ссылаться на непредставление, как основание полагать сделку документально неподтвержденной. Те же выводы следуют относительно доводов подателя жалобы о недостатках перевода представленной декларантом копии экспортной декларации продавца.
Таможня исходит из неверного тезиса о том, что добросовестный контрагент располагает возможностью получить от иностранного контрагента любые документы, а следовательно, таможня вправе их требовать. Заключение договора порождает взаимные обязательства, им определенные; соответственно, ни одна из сторон не располагает возможностью получить что-либо сверх договора, в том числе и документы. В свою очередь, право таможни потребовать документы определяется нормами закона, а не возможностями декларанта по их получению. И наконец, право таможенного органа запросить дополнительные документы безусловную обязанность их представления не создает, а потому непредставление само по себе основанием для корректировки таможенной стоимости служить не может.
Контракт был заключен на условиях CFR Новороссийск; согласно Инкотермс-2000 указанное условие означает несение транспортных расходов продавцом, т.е. включение их в цену сделки, следовательно, представление для проверки достоверности заявленной таможенной стоимости по первому методу (по цене сделки) транспортного инвойса не требуется. Более того, "Mitsubishi Corporation" (грузоотправитель), у которого был запрошен поставщиком "Fil Plastik" транспортный йнвойс, сообщило об отказе в предоставлении указанной внутренней информации (приложение к делу, л.д.132) Иных признаков документальной неподтвержденности заявленной таможенной стоимости, на которые указывает пункт 1 постановления Пленума ВАС РФ от 26 июля 2005 года N 29 "О некоторых вопросах практики применения рассмотрения споров, связанных с таможенной стоимостью", таможня не указывает.
Согласно пункту 2 указанного постановления Пленума, признаки недостоверности сведений о цене сделки либо о ее зависимости от условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости, могут проявляться в значительном отличии цены сделки от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов по сделкам с идентичными и однородными товарами, ввезенными на территорию Российской Федерации. Отсюда следует, что признак недостоверности ценовой информации может иметь место только при существенном различии заявленной декларантом цены и информации о ценах на сопоставимый товар, имеющихся в базах данных таможенного органа, и указанные различия должны иметь место в отношении товаров, ввезенных при сопоставимых условиях поставки. Проверяя довод таможни относительно того, что корректировка была произведена третьим, а не шестым, как указал суд первой инстанции, методом, суд апелляционной инстанции установил, что податель жалобы не проанализировал собственную информацию. В приложении к делу, представленном в суд первой инстанции таможней, имеется решение Новороссийской таможни от 13 мая 2009 года N 18, удовлетворившее жалобу декларанта и отменившее решение Новороссийского юго-восточного таможенного поста, выразившегося в корректировке таможенной стоимости по третьему методу от 12.03.2009 г., по причине необоснованности и применения ценовой информации более чем годичной давности (ГТД 10317060/040308/0004171) к товару, ввезенному в январе 2009 года. После отмены таможенный пост в июле 2009 года применил корректировку по шестому методу по ГТД N 10317110/131108/0002972 (ДТС-2, КТС-1 и дополнение к ней (л.д.28-29), при этом как в первом, так и во втором случае скорректированная таможенная стоимость определена как 19 105 061,56 руб.
Направляя документы по корректировке, таможенный орган не указал никакой информации, идентифицирующая указанную ГТД (какой декларант, какие контракты, по какому товару и на каких условиях). Суд первой инстанции, изучив представленные сведения из АИС "Мониторинг-Анализ" по указанной ГТД (приложение к делу, л.д.168-169), пришел к верному выводу о несопоставимости условий сделки, информацией о которой руководствовалась таможня, с условиями сделки, по которой ввезен задекларированный товар, что не позволяет, следуя пункту 2 постановления Пленума ВАС РФ от 26 июля 2005 года N 29 сделать вывод о существенности различий между заявленной ценой, и ценой на аналогичные товары при аналогичных условиях поставки, как признака недостоверности заявленной цены. Соответственно, не доказана и правомерность корректировки с точки зрения сопоставимости товаров и условиях ввоза на территорию Российской Федерации. Так, не совпадают:
- марка товара: ввезен ПВХ марки RESIN S-1001, скорректирован по товару марка SG-5, - изготовитель: ввезен товар производства - "Канека Корпорейшн", Япония, скорректирован по товару "ШААНКАСИ ЖИНТАН ХЛОР-АЛКАЛИ", Китай
- страна отправления: ввезен товар из Турции, скорректирован по товару, ввезенному из Швейцарии, и т.д.
Законом Российской Федерации "О таможенном тарифе" от 21 мая 1993 года N 5003-1 (статья 12) установлено, что определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, основывается на принципах определения таможенной стоимости товаров, установленных нормами международного права и общепринятой международной практикой, и производится путем применения одного из следующих методов определения таможенной стоимости товаров:
1) метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами (статья 19 Закона РФ "О таможенном тарифе"; 2) метода по стоимости сделки с идентичными товарами (статья 20 Закона РФ "О таможенном тарифе");
3) метода по стоимости сделки с однородными товарами (статья 21 Закона РФ "О таможенном тарифе"); 4) метода вычитания (статья 22 Закона РФ "О таможенном тарифе");
5) метода сложения (статья 23 Закона РФ "О таможенном тарифе"); 6) резервного метода (статья 24 Закона РФ "О таможенном тарифе");
Первоосновой для определения таможенной стоимости товаров является стоимость сделки в значении, установленном пунктом 1 статьи 19 Закона, согласно которому таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию и в соответствии со статьей 19.1 настоящего Закона дополненная указанными в ней начислениями.
Если таможенная стоимость товаров не может быть определена по стоимости сделки с ввозимыми товарами, таможенная стоимость товаров определяется в соответствии с положениями, установленными статьями 20, 21, 22, 23 Закона, применяемыми последовательно.
Как разъяснено в пункте 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26 июля 2005 года N 29 согласно изложенному в пункте 2 статьи 18 Закона правилу последовательного применения методов определения таможенной стоимости товаров при невозможности использования основного метода каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода. Данное правовое положение означает, что таможенный орган, реализующий предусмотренное пунктом 2 статьи 16 Закона право самостоятельно определять таможенную стоимость декларируемого товара по избранному им методу, обязан обосновать невозможность применения предыдущих методов. При этом ссылка таможенного органа на отсутствие у него ценовой и иной информации для использования какого-либо метода определения таможенной стоимости может быть принята во внимание как обоснование неприменения этого метода лишь в случае подтверждения объективной невозможности получения или использования такой информации, в том числе содержащейся в базах данных таможенных органов.
В данном случае таможенный орган не представил в материалы дела доказательства, свидетельствующие об отсутствии в базах данных таможенного органа ценовой информации, позволяющей применить последовательно методы корректировки таможенной стоимости со второго по пятый. При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что оснований корректировки таможенной стоимости, заявленной декларантом, у таможенного органа не имелось.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17 августа 2009 года по делу N А32-20301/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Новороссийской таможни - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Иванова |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-20301/2009
Истец: общество с ограниченной ответственностью "Брокер-МТ"
Ответчик: Новороссийская таможня
Третье лицо: Новороссийская таможня
Хронология рассмотрения дела:
12.11.2009 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-9592/2009