09 ноября 2009 г. |
15АП-9571/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 ноября 2009 г..
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Н.
судей Смотровой Н.Н., Ткаченко Т.И.
при ведении протокола судебного заседания председательствующим судьей,
в отсутствие участвующих в деле лиц,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МИФНС России N 6 по Хабаровскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11 августа 2009 года по делу N А32-16516/2009 по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю к Инспекции Федеральной налоговой службы по Тимашевскому району Краснодарского края; обществу с ограниченной ответственностью "МеталлПлюс", о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица ООО "МеталлПлюс" от 25 апреля 2008 года и применении последствий недействительности государственной регистрации, принятое судьей Лесных А.В.,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю (далее - Инспекция по Хабаровскому краю, инспекция) обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Тимашевскому району Краснодарского края (далее - Инспекция по Тимашевскому району, регистрирующий орган) о признании недействительными решений признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица ООО "Металл Плюс" от 25 апреля 2008 года и применении последствий недействительности государственной регистрации, Заявленные требования мотивированы неправомерностью произведенной Инспекцией по Тимашевскому району государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице на основании заявленных ООО "Металл Плюс" недостоверных сведений.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Металл Плюс". Решением суда от 11 августа 2009 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что регистрирующий орган не вправе требовать предоставления не предусмотренных статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон) документов и на него не возложена обязанность по проверке достоверности сообщаемых сведений, а также право отказать в государственной регистрации вносимых изменений по результатам такой проверки.
Не согласившись с указанным решением, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просила его отменить. Инспекция указывает, что достоверность сведений - необходимое условие регистрации изменений, вносимых в Единый государственный реестр юридических лиц; иное толкование статьи 17 Закона означает возможность сохранения в ЕГРЮЛ - федеральном информационном ресурсе указанных недостоверных сведений. Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие представителей указанных лиц.
Апелляционная жалоба рассматривается судом в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, ООО "Металл Плюс" зарегистрировано в качестве юридического лица в ИФНС по Тимашевскому району Краснодарского края 23 ноября 2006 года за основным государственным регистрационным номером 1062353009884. 12 сентября 2008 года ООО "Металл Плюс" в Инспекцию по Тимашевскому району подано заявление о внесении в ЕГРЮЛ изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, касающиеся местонахождения юридического лица, а именно г.Хабаровск, ул.Чайковского, 48.
В заявлении указано, что изменения, вносимые в учредительные документы Общества, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, а сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны, и соблюден установленный Федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы общества. На основании представленных для государственной регистрации документов 19 сентября 2009 года регистрирующим органом вынесено решение о государственной регистрации указанных изменений, в связи с чем общество поставлено на налоговый учет в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю.
Инспекцией по Хабаровскому краю с выходом на место установлено отсутствие ООО "МеталлПлюс" по адресу регистрации г. Хабаровск, ул.Чайковского, 48, из чего сделан вывод о недостоверности представленной при регистрации информации.
По изложенным основаниям несогласие Инспекции по Хабаровскому краю с регистрационными действиями послужило основанием обращения в суд. В соответствии с п. п. 2, 3 ст. 54 Гражданского кодекса РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации и указывается в его учредительных документах.
Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506, закреплено, что налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств. При этом ФНС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.
В порядке, установленном п. 2 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Из смысла статей 9, 18 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" следует, что государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, осуществляется регистрирующим органом на основании документов, представленных в этот орган.
Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в регистрирующий орган для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы и в сведения о юридическом лице, представляются подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ, решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица, изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, документ об уплате государственной пошлины.
Требования к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439.
Указанные требования обществом выполнены и регистрирующим органом проверены; в силу части 4 статьи 9 Закона о регистрации регистрирующий орган не вправе требовать представления иных документов.
В силу подпунктов "а", "б" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган. Обязанность по проведению проверки достоверности сведений, вносимых в учредительные документы участниками юридического лица, и экспертизы представленных документов Законом о регистрации на регистрирующий орган не возложена.
Следовательно, доводы Инспекции по Хабаровскому краю относительно недостоверности сведений о новом местонахождении общества не могут быть приняты во внимание; подпункт а) пункта 1 статьи 17 Закона о регистрации требует указания в заявлении подтверждающей записи заявителя на тот счет, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством РФ требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица. Таким образом, ответственность за достоверность сведений несет заявитель; как правильно указал суд первой инстанции, обнаружение указанных признаков дает право привлечь лицо, заявившее недостоверные сведения, к административной ответственности по статье 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а при установлении фактов грубого нарушения законодательства, носящих неустранимый характер, обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица, т.е. использовать другие правовые средства в решении задач, на которые ссылается регистрирующий орган.
На основании изложенного апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, в силу пункта 4) части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являющихся безусловным основаниями отмены решения, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 Налогового кодекса государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11 августа 2009 года по делу N А32-16516/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N6 по Хабаровскому краю - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Иванова |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-16516/2009
Истец: МИФНС России N6 по Хабаровскому краю
Ответчик: общество с ограниченной ответственностью "МеталлПлюс", ИФНС России по Тимашевскому району Краснодарскому краю
Хронология рассмотрения дела:
09.11.2009 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-9571/2009