27 октября 2009 г |
N 15АП-7481/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 октября 2009 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Малыхиной М.Н.,
судей О.Г. Ломидзе, О.Х. Тимченко,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Юсуповой Л.А.
при участии:
от истца: не явился, извещен надлежащим образом (уведомления N 34400217760365, 34400217760389)
от ответчиков: не явились, извещены надлежащим образом (уведомления NN34400217768170, 34400217768187)
от третьего лица: явился, извещен надлежащим образом (уведомления N N 34400217760396, 34400217768194),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы индивидуального предпринимателя Кудиновой Олесе Викторовне, Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.06.2009г.
по делу N А32-11597/2009-36/162, принятое в составе судьи Карпенко Т.Ю.,
по иску Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения Главное управление внутренних дел по Краснодарскому краю,
к ответчикам индивидуальному предпринимателю Кудиновой Олеси Викторовны, Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар
при участии третьего лица муниципального учреждения "Городское бюро наружной рекламы и информации"
о признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции и обязании демонтировать рекламную конструкцию,
УСТАНОВИЛ:
Управление государственной инспекции безопасности дорожного движения Главное управление внутренних дел по Краснодарскому краю (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к индивидуальному предпринимателю Кудиновой Олесе Викторовне, Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар (далее - ответчики) о признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции от 04.03.2008 г. за N 00416, выданного ИП Кудиновой О.В. Департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар; и обязании ИП Кудиновой О.В. в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу демонтировать рекламную конструкцию, установленную на основании разрешения на установку рекламной конструкции от 04.03.2008 г. за N 00416, выданного Департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодара. Исковые требования мотивированы тем, что установка рекламной конструкции нарушает законные интересы неопределенного круга лиц, создавая угрозу безопасности дорожного движения, вследствие значительного снижения зрительных габаритов проезжей части по ул. Селезнева и создает условия, понуждающие водителей транспортных средств к нарушению требований безопасности дорожного движения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено муниципальное учреждение "Городское бюро наружной рекламы и информации".
Решение от 30.06.2009г. по делу N А32-11597/2009-36/162 Арбитражный суд Краснодарского края признать недействительным разрешение на установку рекламной конструкции от 04.03.2008г. N 00416, выданное индивидуальному предпринимателю Кудиновой Олесе Викторовне Департаментом архитектуры и градостроительства муниципального образования г. Краснодара. Кроме того, суд обязал индивидуального предпринимателя Кудинову Олесю Викторовну, г. Краснодар самостоятельно за свой счет в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу демонтировать рекламную конструкцию, установленную на основании разрешения на установку рекламной конструкции от 04.03.2008г. N 00416, выданным ИП Кудиновой О.В. Департаментом архитектуры и градостроительства муниципального образования г. Краснодара. Суд пришел к выводу о том, что разрешение на установку объекта наружной рекламы и информации от 04.03.08 года N00416 выдано Департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар ИП Кудиновой О.В. с нарушением пунктов 6.1, 6.2, 6.6 ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельский поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения" и нарушением законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку создается угроза безопасности дорожного движения.
Не согласившись с указанным решением, ответчики обжаловали его в порядке гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просили обжалуемое решение отменить.
По мнению индивидуального предпринимателя Кудиновой Олеси Викторовны (далее - предприниматель), суд не в полной мере исследовал все существенные обстоятельства дела, неверно применил и истолковал нормы материального права. В частности, предприниматель, ссылаясь на п. 5 ч. 20 ст. 19 ФЗ "О рекламе", полагает, что истец может обратиться в суд только по ограниченному перечню оснований - нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта. Также предприниматель полагает неподлежащим применению ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельский поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения" ввиду отсутствия сведений о его регистрации и публикации в установленном законом порядке. Предприниматель указывает, что установка рекламной конструкции произведена им в полном соответствии с действующим законодательством, при наличии всех необходимых согласований, и согласно выданному разрешению и заключенному договору. В апелляционной жалобе Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар (далее - департамент) указывает, что при выдаче предпринимателю разрешения на установку рекламной конструкции 04.03.2008г. N 00416 сведения о территориальном размещении, внешнем виде и технических параметрах рекламной конструкции были согласованы с департаментом и ГАИ УВД г. Краснодара. В своем заявлении управление ГИБДД ГУВД по Краснодарскому краю, как орган, наделенный полномочиями в области осуществления контроля за обеспечением безопасности дорожного движения, не указало ни одной нормы в области безопасности дорожного движения, которая была бы нарушена размещение рекламной конструкции. Истец ссылается на нарушение требований ГОСТов, не являясь при этом уполномоченным органом в данной сфере, и, соответственно не имеющим право обращения в суд. Департамент также ссылается на невозможность применения ГОСТа Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельский поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения", поскольку из письма Министерства Юстиции Ростовской области от 29.04.2009г. N 0/190-АА следует, что указанный ГОСТ на государственную регистрацию в установленном порядке не представлялся.
Третье лицо отзывы на апелляционные жалобы не представило. 19.10.2009г. от департамента поступило ходатайство о рассмотрении апелляционных жалоб в отсутствие его представителя.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Суд рассматривал апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц в порядке частей 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель Кудинова О.В. является собственником рекламной конструкции (щитовая установка размером 3.00 х 6.00 м.) по адресу: г. Краснодар, ул. Селезнева напротив N 126.
Указанная рекламная конструкция установлена на основании разрешения от 04.03.2008г. N 00416, выданного предпринимателю Департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар.
Актом выявленных недостатков в содержании рекламных средств от 17.04.2009г., составленным в ходе проведенной проверки, установлено, что при размещении указанной рекламной конструкции нарушены требования нормативных актов по безопасности движения транспорта, а именно:
- рекламное средство находится над бордюром, п. 6.1 ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях сельских поселений Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила применения" определено не менее 5 метров от бордюрного камня; - расстояние от средства наружной рекламы до дорожных знаков 1.1 метра п. 6.6 ГОСТ Р 52044-2003 определено не менее 60 метров;
- высота установки рекламного средства 3.79м., п. 6.2 ГОСТ Р 52044-2003 определено не менее 4.5м.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящими требованиями. Заявители жалоб полагают неприменимым к спорным правоотношениям ГОСТ Р 52044-2003 ввиду того, что указанный стандарт не относится к нормативным актам по безопасности движения транспорта; указывают, что лишь нарушение требований таких нормативных актов может явиться основанием для признания недействительным разрешения на установку рекламной конструкции; полагают, что судом неправомерно применен ГОСТ, не опубликованный официально для всеобщего сведения и не прошедший государственную регистрацию, а следовательно, нарушение требований такого стандарта не может являться основанием для удовлетворения требований истца.
Данный довод отклоняется апелляционным судом как несостоятельный.
Государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения" принят и введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 22.04.2003 N 124-ст с 1 июля 2003 года. Указанное постановление опубликовано в "Вестнике Госстандарта России", N за 2003 год.
Текст стандарта опубликован в Москве, издательством ИПК (Издательско-полиграфический комплекс) "Издательство стандартов" в 2003 году.
Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" согласно статье 48 введен в действие по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования. Закон опубликован в "Собрании законодательства РФ" 30.12.2002 (N 52 (ч. 1), ст. 5140) и соответственно вступил в действие 30.06.2003г., то есть после издания Постановления Госстандарта РФ от 22.04.2003 N 124-ст. Поэтому установленный статьей 16 указанного закона порядок разработки и утверждения национальных стандартов на момент принятия ГОСТ Р 52044-2003 не применялся.
Соответственно до даты введения в действие Федерального закона "О техническом регулировании" подлежал применению Закон Российской Федерации от 10 июня 1993 г. N 5154-1 "О стандартизации". Порядок опубликования информации о нормативных документах по стандартизации был установлен статьей 10 указанного закона.
Согласно приведенной норме права Госстандарт России организует публикацию официальной информации о государственных стандартах, общероссийских классификаторах технико-экономической информации, международных (региональных) стандартах, правилах, нормах и рекомендациях по стандартизации, национальных стандартах других государств, а также информации о международных договорах в области стандартизации и правилах их применения; создает и ведет федеральный фонд государственных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической информации, а также международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации, национальных стандартов зарубежных стран. Порядок создания и правила пользования этим фондом устанавливаются Правительством Российской Федерации. Исключительное право официального опубликования в установленном порядке государственных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической информации принадлежит государственным органам управления, принявшим эти нормативные документы по стандартизации.
Порядок опубликования государственных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической информации определяется Правительством Российской Федерации (п.п. 2, 4, 5 ст.10).
Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 100 утверждено Положение о порядке опубликования государственных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической информации.
Согласно указанному Положению Комитету Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации и Государственному комитету Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства принадлежит исключительное право официального опубликования как вновь вводимых в действие, так и переиздаваемых государственных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической информации.
Официальными изданиями, содержащими государственные стандарты и общероссийские классификаторы, а также изменения, дополнения и поправки к ним, являются публикации на русском языке, выполненные типографским способом издательско-полиграфическими комплексами Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации и Государственного комитета Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства или другими организациями по договорам, заключенным с этими комитетами.
Таким образом, установленный законом порядок опубликования ГОСТ Р 52044-2003 соблюден. Доводы жалобы об обратном несостоятельны.
Заявители жалоб ссылаются на пункт 8 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти". Согласно указанному пункту нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер (далее именуются - нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
Пунктом 10 Постановления Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 "Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" закреплено, что государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер.
Согласно разделу 1 "Область применения" ГОСТ 52044-2003 устанавливает требования к техническим средствам стабильного территориального размещения рекламы и способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения. Таким образом, ГОСТ 52044-2003 не является актом, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающим правовой статус организаций, и не носит межведомственный характер, ввиду чего доводы жалобы об отсутствии государственной регистрации указанного ГОСТа отклоняются.
Письмо Министерства юстиции Ростовской области от 29.04.2009г. не является официальным заключением Министерства юстиции Российской Федерации о необходимости государственной регистрации ГОСТ 52044-2003 как акта, затрагивающего права, свободы и обязанности человека и гражданина, в связи с чем не может быть принято в качестве доказательства, обосновывающего необходимость такой регистрации.
Со дня вступления в силу Федерального закона "О техническом регулировании" в соответствии со статьей 46 указанного закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:
защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
В силу положений статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента (ч. 4).
Установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции (ч. 9).
Разрешение может быть признано недействительным в судебном порядке в случае несоответствия рекламной конструкции требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта по иску органа, осуществляющего контроль за безопасностью движения транспорта (п. 5 ч.20).
Согласно разделу 1 "Область применения" ГОСТ 52044-2003 устанавливает требования к техническим средствам стабильного территориального размещения рекламы и способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения. Таким образом, требования стандарта соответствуют целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества. На основании чего стандарт подлежит обязательному применению, а истец уполномочен на предъявление требования о признании недействительным выданного предпринимателю разрешения.
Как следует из материалов дела, при размещении рекламной конструкции предпринимателя установлены нарушения пунктов 6.1, 6.6, 6.2, ГОСТ Р 52044-2003. Следовательно, установленная рекламная конструкция создает угрозу безопасности дорожного движения, а соответственно и жизни или здоровью граждан, имуществу физических, юридических лиц или публично-правовых образований, ввиду чего заявленные истцом требования обоснованны и правомерно удовлетворены судом первой инстанции. Оснований для удовлетворения апелляционных жалоб не имеется. Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу об обоснованности заявленных требований, доводы апелляционной жалобы основаны на неверном понимании норм материального права заявителем, апелляционный суд не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции. Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемых судебных актах и которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права. Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы предпринимателя, подлежат отнесению на предпринимателя. На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.06.2009г. по делу N А32-11597/2009-36/162 оставить без изменения, а апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.Н. Малыхина |
Судьи |
О.Г. Ломидзе |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-11597/2009
Истец: УГИБДД ГУВД по Краснодарскому краю
Ответчик: индивидуальный предприниматель Кудинова Олеся Викторовна, Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г.Краснодар
Третье лицо: Муниципальное учреждение "Городское бюро наружной рекламы и информации"