г. Челябинск |
N 18АП-8973/2009 |
29 октября 2009 г. |
Дело N А34-3167/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 29 октября 2009 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Карпусенко С.А.,
судей Махровой Н.В., Рачкова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Хрипиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального предприятия "Городская коммунальная служба"
на решение Арбитражного суда Курганской области от 18.08.2009 по делу N А34-3167/2009 (судья Широков В.Л.),
при участии:
от прокурора Курганской области - Смолиной Е.В. (удостоверение ТО N 069919 от 03.02.2009);
УСТАНОВИЛ:
прокурор Курганской области (далее - прокурор, истец) обратился в Арбитражный суд Курганской области с исковым заявлением к муниципальному предприятию "Городская коммунальная служба" (далее - МП "ГКС", ответчик) и открытому акционерному обществу "Зауральский крекер" (далее - ОАО "Зауральский крекер", ответчик) о признании договора N 56 на пользование полигоном твердых бытовых отходов от 01.01.2009 недействительным.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 18.08.2009 (резолютивная часть от 11.08.2009) исковые требования прокурора удовлетворены.
В апелляционной жалобе МП "ГКС" просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на то, что из текста договора N 56 от 01.01.2009 не следует, что указанные в нём твердые бытовые отходы являются опасными и относятся к отходам 4 и 5 класса опасности. Также ссылается на то, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Курганской области от 27.04.2009 по делу А34-1635/2009, установлено, что МП "ГКС" осуществляет деятельность с отходами, практически не опасными, с низкой и очень низкой степенью воздействия на окружающую природную среду. Полагает, что прокурор не представил надлежащих доказательств, подтверждающих осуществление МП "ГКС" на основании договора N 56 от 01.01.2009 деятельности по обращению с бытовыми отходами, отнесенными именно к 4 и 5 классу опасности, требующей обязательного наличия лицензии. Истец представил возражение на апелляционную жалобу, в котором указал, что решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. Основываясь на перечне основных видов деятельности ОАО "Зауральский крекер", указанном в п.2.2. Устава общества, истец считает, что отходы, транспортировку и утилизацию которых осуществляет МП "ГКС" на основании спорного договора, являются опасными, относятся к 4 и 5 классам опасности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители ответчиков не явились. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в их отсутствие.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения прокурора, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 01.01.2009 между МП "Городская коммунальная служба" (исполнитель) и ОАО "Зауральский крекер" (заказчик) заключен договор N 56 на пользование полигоном твердых бытовых отходов (л.д. 7).
В соответствии с условиями настоящего договора исполнитель обязался оказывать заказчику услуги по пользованию полигоном бытовых отходов за определенную плату.
Стоимость услуг, предоставляемых по настоящему договору, определяется тарифами, утвержденными решением Щучанской городской Думы (пункт 3.1. договора).
Согласно пункту 6.1. договора N 56 от 01.01.2009 договор вступает в силу с 01.01.2009 и действует до 31.12.2009.
Ссылаясь на то, что МП "ГКС" оказывает ОАО "Зауральский крекер" возмездные услуги по вывозу твердых бытовых отходов, которые относятся к отходам 4 и 5 класса опасности, не имея лицензии на данный вид деятельности, прокурор в порядке ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд с настоящим требованием.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что отходы, транспортировку и утилизацию которых согласно спорному договору осуществляет МП "Городская коммунальная служба", являются опасными, относятся к 4 и 5 классам опасности, исходя из основных видов деятельности ОАО "Зауральский крекер", перечень которых содержится в пункте 2.2. Устава. Доказательства сортировки отходов ответчиками суду не представлены (пункт 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). На деятельность по обращению с указанными отходами необходима лицензия, которая у МП "ГКС" отсутствует. Между МП "Городская коммунальная служба" и ОАО "Зауральский крекер" спорный договор заключен с нарушением порядка, установленного статьёй 9 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" N 89-ФЗ от 24.06.1998, подпунктом 74 пункта 1 статьи 17 Федерального закона N 128-ФЗ от 08.08.2001 "О лицензировании отдельных видов деятельности", что в соответствии со статьёй 173 Гражданского кодекса Российской Федерации влечет недействительность сделки.
Данные выводы суда первой инстанции являются правильными, основаны на представленных доказательствах и требованиях закона.
В соответствии со ст. 173 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, совершенная юридическим лицом в противоречии с целями деятельности, определенно ограниченными в его учредительных документах, либо юридическим лицом, не имеющим лицензию на занятие соответствующей деятельностью, может быть признана судом недействительной по иску этого юридического лица, его учредителя (участника) или государственного органа, осуществляющего контроль или надзор за деятельностью юридического лица, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о ее незаконности.
Согласно ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" опасные отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.06.2001 N 511 "Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды" утверждены критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды. Согласно данным критериям все отходы производства и потребления классифицируются как опасные в соответствии с пятью классами опасности, в том числе, 5 класс опасности - практически неопасные отходы.
Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 N 786, твердые бытовые (коммунальные) отходы отнесены к 4-5 классу опасности: мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) - код отходов 91200400 01 00 4; мусор от бытовых помещений организаций крупногабаритный - код отходов 91200500 01 00 5.
Таким образом, твердые бытовые отходы являются опасными отходами.
Согласно основным видам деятельности ОАО "Зауральский крекер", перечень которых содержится в п.2.2. Устава ОАО "Зауральский крекер" (л.д. 32-41), отходы, размещение которых на полигоне твердых бытовых отходов согласно спорному договору осуществляет МП "ГКС", являются опасными, относятся к 4 и 5 классам опасности. В соответствии со ст. 9 Федерального закона Российской Федерации "Об отходах производства и потребления", деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Лицо собирающее, транспортирующее и размещающее отходы I - IV класса опасности, в силу пп.74 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" обязано иметь лицензию на осуществление данной деятельности.
В соответствии с п. 74 ст. 17 Федерального закона Российской Федерации от 08.08.2001 N 128-ФЗ, а также в соответствии с Перечнем Федеральных органов власти, осуществляющих лицензирование, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 N 45, специальным уполномоченным органом, осуществляющим лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов на территории Российской Федерации является Федеральная служба Ростехнадзор. Согласно письму Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Курганской области от 29.05.2009, МП "ГКС" не обращалось за получением лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов (деятельности по обращению с опасными отходами) в период с 01.01.2005 по настоящее время (л.д. 43-44).
В соответствии с ч.3 ст. 4 Федерального закона Российской Федерации "Об отходах производства и потребления" собственник отходов I - IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.
В соответствии с ч. 3 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
При таких обстоятельствах, учитывая, что МП "ГКС" не имеет лицензии на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами, то заключенный между ответчиками договор N 56 от 01.01.2009 на пользование полигоном твердых бытовых отходов является недействительным.
Поскольку Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок лицензирования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, официально опубликованы и доступны широкому кругу лиц, следовательно, ОАО "Зауральский крекер" должен был знать об отсутствии у МП "ГКС" лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию и размещению опасных отходов.
В тексте оспариваемого договора отсутствуют сведения о наличии у МП "ГКС" соответствующей лицензии.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерно удовлетворены требования прокурора о признании договора на пользование полигоном твердых бытовых отходов N 56 от 01.01.2009, заключенного между МП "ГКС" и ОАО "Зауральский крекер", недействительным в порядке ст. 173 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что факт осуществления деятельности по обращению именно с опасными отходами не подтверждён материалами дела, подлежит отклонению.
Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 N 786, отходы от жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) и мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) относятся к 4 классу опасности (код 91100100 01 00 4 и 91200400 01 00 4); отходы из жилищ крупногабаритные относятся к 5 классу опасности "практически неопасные" (код 91100200 01 00 5); отходы упаковочного картона незагрязненные относятся к 5 классу опасности (код 18710202 01 00 5).
В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 N 786 твердые бытовые отходы являются опасными, относятся к 4 и 5 классам опасности.
Согласно условиям договора N 56 от 01.01.2009 исполнитель обязался оказывать услуги по размещению на полигоне твердых бытовых отходов заказчика. Из материалов дела следует, что ответчик осуществляет производство сухих хлебобулочных и мучных изделий, производство шоколада и сахаристых изделий, безалкогольных напитков, муки из зерновых и растительных культур и готовых мучных смесей и теста, также осуществляет розничную торговлю преимущественно пищевыми продуктами, что не исключает наличие в результате указанной деятельности твердых бытовых отходов (л.д. 19-20). В нарушение ст. 65-65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств отсутствия указанных твердых бытовых отходов ОАО "Зауральский крекер" не представлено.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Курганской области от 27.04.2009 по делу А34-1635/2009 установлено, что МП "ГКС" осуществляет деятельность с отходами, практически неопасными с низкой и очень низкой степенью воздействия на окружающую среду, несостоятельна.
В соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.06.2001 N 511 "Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды" 4-ый класс опасности - это отходы с низкой степенью воздействия на окружающую природную среду, 5-ый класс опасности - отходы с очень низкой степенью воздействия на окружающую природную среду.
Представленные в материалы дела доказательства не содержат данных о сортировке отходов ответчиками на классы (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного следует, что вырабатываемые ОАО "Зауральский крекер" отходы следует отнести к опасным, на размещение которых на полигоне твердых бытовых отходов МП "ГКС" требуется наличие лицензии.
Освобождение МП "ГКС" от административной ответственности вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Курганской области от 27.04.2009 по делу А34-1635/2009 не свидетельствует о том, что деятельность по размещению на полигоне твердых бытовых отходов ОАО "Зауральский крекер" не требует лицензии.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии с правилами, установленными ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 18.08.2009 по делу N А34-3167/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального предприятия "Городская коммунальная служба" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
Карпусенко С.А. |
Судьи |
Махрова Н.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-3167/2009
Истец: Прокурор Курганской области
Ответчик: ОАО "Зауральский крекер", МП "Городская коммунальная служба"
Хронология рассмотрения дела:
29.10.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-8973/2009