г. Челябинск |
N 18АП-9045/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 октября 2009 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кузнецова Ю.А., судей Дмитриевой Н.Н.. Чередниковой М.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Пироговой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Курганской области на решение Арбитражного суда Курганской области от 24.08.2009 по делу N А34-3221/2009 (судья Крепышева Т.Г.), с участием от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Курганской области Макаровой С.В. (доверенность N 4067 от 01.04.2009)
УСТАНОВИЛ:
17.06.2009 в Арбитражный суд Курганской области обратилась государственное унитарное предприятие Курганской области "Иванковский лесхоз" (далее - лесхоз, плательщик, предприятие) с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Курганской области (далее - инспекция, налоговый орган) N 146 от 30.03.2009 о привлечении к ответственности по п.1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), начислении налогов и пени.
Приводятся следующие основания:
-произведено начисление налога на добавленную стоимость за 3 квартал 2006 года в сумме 7 305 руб., однако, в акте проверки и решении не содержатся ссылки на первичные документы, выводы о занижении налога сделаны на основании расхождений книги продаж и налоговой декларации без ссылок на конкретные хозяйственные операции, -ответственность по ст.ст. 119, 122 НК РФ применена по причине необходимости уплаты НДС не ежеквартально, а по месяцам, т. к. сумма выручки превышает 2 млн. руб. Это противоречит выводам решения, где речь идет о налоговом периоде квартале, неверно определены суммы доходов, куда включены авансовые платежи в счет оплаты продукции до момента реализации товара. Налоговые периоды для исчисления НДС определены неправильно,
-незаконно начисление транспортного налога, поскольку, транспортные средства в установленном порядке зарегистрированы не были, -предприятие не имеет задолженности перед бюджетом по перечислению налога на доходы физических лиц (далее НДФЛ), поэтому ответственность по ст. 123 НК РФ применена без законных оснований,
-отсутствуют основания для начисления единого социального налога (далее ЕСН) (л.д.2-6 т.1).
Требования дополнены - регистрация плательщика произведена 02.04.2009, следовательно, решение вынесено в отношении несуществующего лица (л.д.144-146 т.4). Уточнено, что единственным основание для признания решения недействительным является довод об отсутствии государственной регистрации (л.д.80 т.5).
Решением суда первой инстанции от 24.08.2009 требования плательщика удовлетворены - решение признано недействительным, признано, что оспариваемым решением к налоговой ответственности привлечено ГУП КО "Иванковский лесхоз". Решение вынесено 30.03.2009, а указанная организация зарегистрирована в качестве юридического лица только 02.04.2009, о чем в государственный реестр юридических лиц (далее ЕГРЮЛ) внесена запись. На момент вынесения оспариваемого решения привлеченное к ответственности лицо юридическим не являлось и не могло рассматриваться в качестве самостоятельного плательщика. Довод инспекции о допущенной технической ошибки не может быть принят, т.к. данные о реорганизации указаны в акте проверки, данное лицо называется и в других проверочных документах (л.д.109-115 т.5).
30.09.2009 года от инспекции поступила апелляционная жалоба, где поставлен вопрос об отмене судебного решения и отказе в удовлетворении требований плательщика.
24.12.2008 инспекцией принято решение о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, выдано свидетельство о государственной регистрации ГУП КО "Иванковский лесхоз". 02.04.2009 данная запись признана ошибочной, но до этого - на дату 30.03.2009 запись о регистрации от 24.12.2008 действовала, т.е. наименование существующей организации совпадало с указанным в решении инспекции.
Индивидуальный налоговый номер (далее ИНН) изменен только 02.04.2009, а до этого действовал ИНН, указанный в решении. До 02.04.2009 ГУП КО "Иванковский лесхоз" совершало юридически значимые действия - открыло расчетный счет, уплачивало налоги, представляло налоговые декларации, должностные лица этой организации получали под роспись документы проверки. С учетом этих действий можно сделать вывод о том, что ГУП КО "Иванковский лесхоз" действовало в период с 24.12.2008 по 02.04.2009, решение было вынесено в отношении реально существующего лица.
Плательщик извещен о дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы, не явился. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившегося лица.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и выслушав инспекцию, установил следующие обстоятельства.
Распоряжением Правительства Курганской области N 368-р от 29.09.2008 государственные учреждения - лесхозы преобразованы в государственные унитарные предприятия Курганской области, в том числе Иванковский лесхоз (л.д.147 т.4). В регистрирующий орган от ГУ "Иванковский лесхоз" поступили документы о регистрации (л.д.68 т.5).
18.12.2008 предприятию по акту передано имущество (л.д.83 т.5), 29.12.2008 был открыт расчетный счет (л.д.133 т.5), представлялись налоговые декларации (л.д.142-161 т.5).
На основании этого распоряжения государственное унитарное предприятие "Иванковский лесхоз" зарегистрировано в качестве юридического лица свидетельством от 24.12.2008 за единым регистрационным номером 1034587000147 (л.д.29 т.1). Принято решение о государственной регистрации N 578 от 24.12.2008, присвоен основной регистрационный номер 1034587001470 (л.д.76, 77-78 т.5).
02.04.2009 принято решение N 175 о внесении изменений в ЕГРЮЛ в связи с технической ошибкой - ошибочными являются сведения о записи ГУП КО "Иванковсий лесхоз" (л.д.79 т.5), 02.04.2009 в реестр внесены исправления (л.д.02.04.2009) (л.д.80 т.5).
Государственное унитарное предприятие "Иванковский лесхоз" зарегистрировано в качестве юридического лица свидетельством от 02.04.2009 за единым регистрационным номером 1094526000161 (л.д.37 т.1).
Налоговым органом произведена выездная налоговая проверка государственного учреждения "Иванковский лесхоз" (ИНН 4514001200), реорганизованного в период проведения проверки в государственное унитарное предприятие Курганской области "Иванковский лесхоз" свидетельством от 24.12.2008. Установлены нарушения, которые привели к занижению различных налогов (л.д.38-51 т.1), копия документа получена директором ГУП Вагановым В.Н. (л.д.51 т.1).
Уведомление о вызове для рассмотрения результатов проверки 27.02.2009 получено руководителем ГУП (л.д.83 т.3).
Решением N 146 от 30.03.2009 ГУП КО "Иванковский лесхоз" (ИНН - 4514001200) привлечено к налоговой ответственности по ст. 122 НК РФ (НДС, ЕСН, НДФЛ, транспортному налогу) (л.д.11-25 т.1).
В вышестоящий налоговый орган направлена апелляционная жалоба (л.д.26-29 т.1). Решением Управления Федеральной налоговой службы по Курганской области N 78 от 29.05.2009 решение инспекции оставлено в силе (л.д.31-36 т.1).
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам:
По мнению заявителя апелляционной жалобы - налогового органа на дату вынесения решения о привлечении к ответственности плательщик обладал государственной регистрацией, до 02.04.2009 совершал от имени ГУП юридически значимые действия. Нет оснований считать, что к ответственности привлечено ненадлежащее лицо.
Суд первой инстанции требования плательщика удовлетворил - решение налогового органа признано недействительным, так как к налоговой ответственности привлечено несуществующее ГУП КО "Иванковский лесхоз". Решение вынесено 30.03.2009, а указанная организация зарегистрирована в качестве юридического лица только 02.04.2009, о чем в государственный реестр юридических лиц (далее ЕГРЮЛ) внесена запись. На момент вынесения оспариваемого решения привлеченное к ответственности лицо юридическим не являлось и не могло рассматриваться в качестве самостоятельного плательщика.
Суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
По п.1 ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Пункт 2 ст. 11 НК РФ определяет, что организации - это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации (далее - иностранные организации). По п. 2 ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Таким образом, юридическое лицо, не имеющее государственной регистрации, не может рассматриваться как плательщик налогов, не имеет прав, предусмотренных ст. 21 НК РФ, не может быть привлечено к ответственности в порядке ст. 101 НК РФ.
Иванковский лесхоз как юридическое лицо состоит на налоговом учете с 14.04.1994, до 2009 года являлось государственным учреждением, с сентября 2008 года преобразовано в государственное унитарное предприятие. Лесхоз на всем периоде деятельности обладал правоспособностью юридического лица и не утрачивал этот статус.
По п. 9 ст.50 НК РФ при преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо. Обязанности, возникающие в силу правопреемства под сомнение не ставятся.
ГУП КО "Иванковский лесхоз" зарегистрировано после преобразования 24.12.2008, внесено в ЕГРЮЛ, данная регистрационная запись существовала на дату вынесения оспариваемого решения (30.03.2009), нет оснований считать, что к ответственности было привлечено несуществующее лицо.
Обнаружив ошибку порядка регистрации, инспекция решением N 175 от 02.04.2009 ее устранила - внесла исправления в реестр, действующие с этой даты. Выводы суда о том, что 02.04.2009 создано новое юридическое лицо, а в период с 24.12.2008 по 02.04.2009 лесхоз не обладал правоспособностью ошибочны - действующее законодательство не предусматривает таких последствий в случае изменения регистрационной записи. В этом случае ничтожны все совершенные им сделки, в том числе, по передаче имущества (л.д.83 т.5), открытию счета (л.д.133 т.5), операциям по счету, уплатой налогов и представлением деклараций, совершенные от имени ГУП КО "Иванковский лесхоз". Иные основания для признания решения инспекции недействительным плательщик не приводит.
В связи с изложенным, судебное решение следует отменить, в удовлетворении требований плательщика отказать.
С государственное унитарное предприятие Курганской области "Иванковский лесхоз" в федеральный бюджет взыскивается госпошлина в связи с рассмотрением апелляционной жалобы.
Не установлены нарушения, перечисленные в п.4 ст. 270 АПК РФ: имеется составленный в установленном порядке протокол судебного заседания, участники дела о рассмотрении извещены, судебные документы оформлены в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 24.08.2009 по делу N А34-3221/2009 отменить, в удовлетворении требований государственного унитарного предприятия Курганской области "Иванковский лесхоз" о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Курганской области N 146 от 30.03.2009 отказать.
Взыскать государственного унитарного предприятия Курганской области "Иванковский лесхоз" в федеральный бюджет государственную пошлину 1000 руб. в связи с рассмотрением апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
Ю.А. Кузнецов |
Судьи |
Н.Н.Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-3221/2009
Истец: ГУП "Ивановский лесхоз"
Ответчик: МИФНС России N 4 по Курганской области
Хронология рассмотрения дела:
12.05.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6287/10
05.05.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6287/10
27.01.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-11329/09-С2
30.10.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-9045/2009