г. Челябинск |
N 18АП-9740/2009 |
16 ноября 2009 г. |
Дело N А47-3981/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 16 ноября 2009 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Серковой З.Н.,
судей Бабкиной С.А., Столяренко Г.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Киреевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Оренбургской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области
на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15.09.2009
по делу N А47-3981/2009 (судья Жарова Л.А.),
при участии: от общества с ограниченной ответственностью "СВС-Термотехника" - Симоненко А.В. (доверенность от 10.02.2009),
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области - Юдина В.В. (доверенность от 11.01.2009),
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Оренбургской области - Трацук Т.Л. (доверенность от 16.02.2009),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СВС-Термотехника" (далее - ООО "СВС-Термотехника", общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области (далее - МИФНС России N 10 по Оренбургской области, регистрирующий орган, ответчик) с заявлением о признании незаконным решения от 09.04.2009 об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица при его ликвидации по решению учредителей (участников), обязании провести государственную регистрацию прекращения деятельности в связи с ликвидацией по решению единственного участника общества.
Определением арбитражного суда от 15.05.2009 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Оренбургской области (далее - МИФНС России N 7 по Оренбургской области, налоговый орган).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 15.09.2009 заявленные ООО "СВС-Термотехника" требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе МИФНС России N 10 по Оренбургской области просит решение арбитражного суда отменить, в удовлетворении заявления отказать. В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на то, что решение является незаконным, необоснованным, принято в нарушение арбитражным судом норм материального и процессуального права, нарушает публичные интересы. Требование общества и соответствие решение арбитражного суда об обязании государственной регистрации прекращения деятельности ООО "СВС-Термотехника" не основано на нормах права. Признание недействительным (незаконным) решения регистрирующего органа не может являться основанием для удовлетворения требования об обязании государственной регистрации прекращения деятельности общества. Требование ООО "СВС-Термотехника" об обязании регистрирующего органа совершить определенные действия должно быть рассмотрено по правилам искового производства с учётом главы 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. О подобном порядке рассмотрения данной категории дел указано в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.12.2007 N 65 "О некоторых процессуальных вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами заявлений налогоплательщиков, связанных с защитой права на возмещение налога на добавленную стоимость по операциям, облагаемым названным налогом по ставке процентов" (далее - Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.12.2007 N 65). Установленный пунктом 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации срок предъявления требований кредиторов не является пресекательным, не препятствует предъявлению требований кредиторами после истечения указанного срока. Наличие решения налогового органа о привлечении ООО "СВС-Термотехника" к налоговой ответственности препятствует внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации указанного юридического лица. О наличии у общества задолженности по налогам и о проведении выездной налоговой проверки учредителю общества было известно на момент принятия решения о ликвидации. Невозможность своевременного предъявления требования налоговым органом обусловлена недобросовестными действиями ООО "СВС-Термотехника". Неисполнение налогоплательщиком налогового обязательства является основанием для принудительного взыскания. Обжалуемый судебный акт нарушает публичные интересы государства, препятствует взысканию задолженности по налоговым обязательствам.
В апелляционной жалобе МИФНС России N 7 по Оренбургской области просит решение арбитражного суда отменить, в удовлетворении заявления отказать. В обоснование доводов апелляционной жалобы привела довод о том, что о проведении выездной налоговой проверки ООО "СВС-Термотехника" было извещено соответствующим образом. Решение о ликвидации общества принято с целью уклонения от уплаты налогов, доначисленных в ходе проведения налоговой проверки. На дату подачи в регистрирующий орган заявления у общества имелась непогашенная задолженность по пене по налогу на пользователей автомобильных дорог в размере 127 руб. 94 коп. Отсутствие у ООО "СВС-Термотехника" имущества и денежных средств, является основанием для его ликвидации только в порядке, установленном статьей 65 Гражданского кодекса Российской Федерации вследствие признания его несостоятельным (банкротом).
ООО "СВС-Термотехника" отзыв на апелляционные жалобы не представило.
В судебном заседании представители подателей жалоб поддержали доводы, изложенные в апелляционных жалобах. Представитель общества в судебном заседании пояснил, что с доводами апелляционных жалоб не согласен, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения. Также представитель ООО "СВС-Термотехника" полагает, что ошибочен довод регистрирующего органа о необходимости применения при рассмотрении настоящего дела разъяснений, изложенных в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.12.2007 N 65.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "СВС-Термотехника" зарегистрировано 16.10.2002 в Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 18 по Оренбургской области. В соответствии с пунктом 2.2 устава учредителем общества является Гонышев Алексей Александрович (далее - Гонышев А.А.).
12.01.2009 участником общества Гонышевым А.А. принято решение о ликвидации юридического лица. Обязанности ликвидатора общества Гонышев А.А. возложил на себя. 15.01.2009 в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о принятии решения о ликвидации юридического лица, а также о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора.
Информация о ликвидации ООО "СВС-Термотехника" опубликована 21.01.2009 в журнале "Вестник государственной регистрации" за N 2 (207). Кредиторам предлагалось заявить требования в двухмесячный срок.
В срок до 23.03.2009 требования кредиторами не заявлены. 25.03.2009 обществом составлен и участником общества утвержден промежуточный ликвидационный баланс. Регистрирующим органом выдано свидетельство от 31.03.2009 о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
26.03.2009 обществом составлен и участником общества утвержден ликвидационный баланс.
02.04.2009 в регистрирующий орган представлено заявление формы Р16001 с комплектом документов для государственной регистрации ликвидации юридического лица: ликвидационный баланс на 26.03.2009, документ об уплате государственной пошлины, справка из Пенсионного фонда.
09.04.2009 регистрирующим органом принято решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов.
Из текста оспариваемого решения регистрирующего органа от 09.04.2009 следует, что основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации общества явилось признание регистрирующим органом ликвидационного баланса непредставленным, поскольку в нем содержались недостоверные сведения, а именно не указана непогашенная задолженность по пене налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 127 руб. 94 коп., а также сумма недоимки, которая будет доначислена по итогам выездной налоговой проверки. Полагая, что отказ в государственной регистрации юридического лица осуществлен с нарушением Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", ООО "СВС-Термотехника" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявление общества, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации. В регистрирующий орган ООО "СВС-Термохника" представлены все документы, необходимые для государственной регистрации. Доказательств недостоверности сведений в заявлении и ликвидационном балансе на момент обращения с заявлением о регистрации не представлено. У общества не имелось оснований для включения в промежуточный и ликвидационный балансы требований налогового органа, которые не были предъявлены в установленные законом сроки. Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, соответствуют материалам дела и законодательству.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации юридическое лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта государственного органа, если полагает, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации) для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Пунктом 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации установлен закрытый перечень оснований для отказа в государственной регистрации: непредставление определенных законом необходимых для государственной регистрации документов; представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган; в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 20 и пунктом 4 статьи 22.1 Закона о государственной регистрации.
Материалами дела подтверждается фактическое представление ООО "СВС-Термотехника" заявления и ликвидационного баланса в регистрирующий орган. Оценивая доводы ответчика о недостоверности сведений, указанных в ликвидационном балансе, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Пунктом 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен двухмесячный срок заявления кредиторами требований к ликвидируемому лицу, исчисляемый с момента публикации сообщения о ликвидации этого юридического лица.
В соответствии с пунктом 2 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационной комиссией составляется ликвидационный баланс (пункт 5 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации). Из акта совместной сверки расчётов по налогам, сборам, пеням и штрафам N 943 по состоянию на 09.04.2009 усматривается, что по сведениям налогового орган у общества имелась непогашенная задолженность по пеням по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 127 руб. 94 коп. По сведениям общества задолженность по обязательным платежам у него отсутствует (т. 1, л.д.72). Акт сверки подписан обществом с разногласиями по данной сумме.
В срок до 23.03.2009 МИФНС России N 7 по Оренбургской области требование о погашении задолженности по пене по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 127 руб. 94 коп. обществу не предъявило, что исключает возможность внесения сведений о задолженности по обязательным платежам в промежуточный и соответственно в ликвидационный баланс.
В период с 16.06.2008 по 03.04.2009 МИФНС России N 7 по Оренбургской области проведена выездная налоговая проверка ООО "СВС-Термотехника" уплаты налогов за период с 01.01.2005 по 31.12.2007, составлен акт выездной налоговой проверки N 17-14/228дсп от 20.04.2009 о доначислении налогов: налога на добавленную стоимость в сумме 28 025 081 руб., налога на прибыль организаций в сумме 37 348 303 руб., налога на доходы физических лиц в сумме 917 руб. На момент обращения общества в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации в связи с ликвидацией, обществу не было известно о претензиях налогового органа, решение о доначислении обязательных платежей по итогам выездной налоговой проверки принято не было. Требование о добровольном погашении доначисленных сумм налога МИФНС России N7 по Оренбургской области обществу не направлялось.
Учитывая данные обстоятельства, оснований для включения ООО "СВС-Термотехника" требования налогового органа в промежуточный и ликвидационный балансы не имелось. В связи с тем, что кредиторы не предъявили в течение установленного законом срока требования к ликвидируемому лицу, у ликвидатора не имелось оснований для обращения в арбитражный суд с заявлением о признании общества несостоятельным (банкротом) согласно пункту 2 статьи 224 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции пришел к правильным выводам о том, что у регистрирующего органа отсутствовали основания считать заявление и ликвидационный баланс общества непредставленными, решение регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации принято с нарушением пункта 1 статьи 21, пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации и является недействительным.
В силу части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должны содержаться: указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Довод регистрирующего органа о том, что требование об обязании устранить допущенные нарушения подлежало рассмотрению в исковом производстве, противоречит вышеназванным положениям Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ссылка МИФНС России N 10 по Оренбургской области на Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.12.2007 N 65 несостоятельна, поскольку разъяснения, на которые ссылается регистрирующий орган, даны в связи с возникающими в правоприменительной практике вопросами о порядке принятия к производству и рассмотрения заявлений налогоплательщиков, предъявленных в суд в защиту права на возмещение налога на добавленную стоимость, и не относимы к вопросам государственной регистрации юридических лиц.
При названных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции отмене, а апелляционные жалобы - удовлетворению не подлежат.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15.09.2009 по делу N А47-3981/2009 оставить без изменения, апелляционные жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Оренбургской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
З.Н.Серкова |
Судьи |
С.А.Бабкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-3981/2009
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "СВС-Термотехника"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N7 по Оренбургской области