г. Челябинск |
N 18АП-9021/2009 |
17 ноября 2009 г. |
Дело N А76-8303/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 17 ноября 2009 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Карпусенко С.А.,
судей Махровой Н.В., Рачкова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Хрипиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АНП-Карго-Челябинск"
на решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.08.2009 года
по делу N А76-8303/2009 (судья Скрыль С.М.),
при участии: от ООО ТЭК "Маяк" - Овчинникова С.В. (доверенность N 4 от 12.05.2009),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "АНП-Карго-Челябинск" (далее - ООО "АНП-Карго-Челябинск", истец) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью ТЭК "Маяк" (далее - ООО ТЭК "Маяк", ответчик) о взыскании ущерба в сумме 12 690 рублей 90 копеек, возникшего в результате несохранной перевозки груза. Решением арбитражного суда первой инстанции от 26.08.2009 (резолютивная часть от 26.08.2009) исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взыскано 4 164 рубля 84 копейки, расходы по оплате государственной пошлины в размере 166 рублей 60 копеек, в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе ООО "АНП-Карго-Челябинск" просит решение суда отменить в части отказа во взыскании ущерба в размере 8 526 рублей 06 копеек и оплате государственной пошлины в размере 341 рубль, исковые требования в указанной части удовлетворить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
В обоснование доводов жалобы указано на то, что судом применен Устав автомобильного транспорта РСФСР, в то время как к правоотношениям сторон следовало применить нормы ФЗ N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта". Товарно-транспортная накладная N 3057215/0001 от 27.01.2009 и акт приемки продукции по количеству и качеству свидетельствуют о том, что водитель сдал груз, который имел бой и брак (потеря товарного вида) при транспортировке. Водителем груз к перевозке принят без замечаний, возражений, требований по погрузке груза (укладке и крепления) в транспортное средство, о чем имеется отметка в накладной, то есть погрузка произведена надлежащим образом. Форма акта, составляемого при обнаружении расхождения по количеству и качеству, не предусматривает подробного описания, где именно находилась бракованная продукция. Истцом направлена заявка с указанием наименования груза и при необходимости ответчик вправе был запросить дополнительную информацию о свойствах перевозимого груза, условиях его перевозки, что перевозчиком не сделано. Отсутствие в заявке указания о температурном режиме не может являться основанием для освобождения ответчика от ответственности. Заявитель жалобы считает, что факт ненадлежащего исполнения ответчиком перевозки подтверждается товарно-транспортной накладной и актом приемки продукции. Ответчиком доказательств того, что брак груза произошел не по его вине, не представлено.
ООО ТЭК "Маяк" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало, что с доводами апелляционной жалобы не согласно, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения. Также ответчик в отзыве пояснил, что водитель не принимал участие в приемки продукции и не был включен в состав комиссии, поэтому акт не может служить доказательством повреждения груза по вине перевозчика. Также акт не содержит сведений о наличии приспособлений для крепежа, что по смыслу п. 2 ст. 10, п.п. 6, 8, 9 ст. 11 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта является обязательным, и выводов комиссии о виновности ответчика в повреждении груза. Истцом не доказан факт возникновения обстоятельств, которые могли бы способствовать повреждению груза в пути. Запрос дополнительной информации о свойствах груза и особенностях его перевозки является правом, а не обязанностью перевозчика. Истцом сведений о соблюдении температурного режима по спорной перевозке представлено не было.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представитель истца не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. С учетом мнения представителя ООО ТЭК "Маяк" и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя ООО "АНП-Карго-Челябинск".
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу.
В отсутствие возражений сторон в соответствии с ч. 5 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение пересматривается арбитражным апелляционным судом в обжалуемой истцом части.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение представителя ответчика, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 28.01.2009 ООО "АНП-Карго-Челябинск" направило в адрес ООО ТЭК "Маяк" заявку на перевозку товара (пиво) по маршруту Новотроицк-Челябинск (л.д. 16).
ООО ТЭК "Маяк" подписало указанную заявку, согласно которой стоимость перевозки составила 13 000 руб. Срок доставки груза определен 27.01.2009. Для перевозки пива ООО ТЭК "Маяк" предоставило автомашину регистрационный номер М 633 ВХ 174, водитель Надолько А.Ф.
Груз - пиво "ПИТ Акапулько" в количестве 3 300 бутылок, "ПИТ крепкое" в количестве 22 464 банки, "ПИТ светлое" в количестве 8 640 банок принят водителем Надолько А.Ф. к перевозке по товарно-транспортной накладной N 0003057215/0001 от 26.01.2009 (л.д. 17-18).
Принятый к перевозке груз доставлен по указанному в заявке адресу и вручен непосредственно грузополучателю, что подтверждается соответствующими отметками в товарно-транспортной накладной N 0003057215/0001 от 26.01.2009. 27.01.2009 составлены акты отбраковки товара, согласно которым комиссией грузополучателя ООО "Хайникен Логистик-Ч" установлено, что 480 банок пива "ПИТ крепкое" заморожено, 234 банки пива "ПИТ крепкое" имеет бой, 33 банки "ПИТ крепкое" имеют деформацию, 18 банок "ПИТ светлое" - бой (л.д. 20, 21).
03.02.2009 составлен акт уничтожения некачественного товара, из которого следует, что уничтожено 480 банок пива "ПИТ крепкое" (замороженное), 234 банки пива "ПИТ крепкое" (бой), 33 банки "ПИТ крепкое" (деформация), 18 банок "ПИТ светлое" (бой) на общую сумму 12 690 рублей 90 копеек (л.д. 73).
29.01.2009 ООО "Пивоварня Ивана Таранова" в адрес ООО "АНП-Карго-Челябинск" выставило претензию N 126/08-Ш о возмещении убытков в сумме 12 690 рублей 90 копеек в отношении товара, отгруженного в адрес ООО "Хайникен Логистик-Ч" по накладной N 0003057215/0001 от 26.01.2009 (л.д. 9). Ответчик произвел уплату претензионной суммы в полном размере платежным поручением N 226 от 17.02.2009 (л.д. 43).
В связи с уплатой претензионной суммы истец обратился к ответчику с иском о возмещении ущерба. Судом первой инстанции исковые требования удовлетворены в части возмещения ущерба, причиненного в результате боя банок, в размере 4 164 рубля 84 копейки, поскольку доказательств отсутствия при погрузке боя банок не установлено.
Решение суда в указанной части сторонами в апелляционном порядке не обжалуется.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в размере 8 526 рублей 06 копеек, суд первой инстанции исходил из того, что истцом не доказан факт ненадлежащего исполнения ответчиком перевозки, приведшей к утрате товарного вида груза, а также факт того, что перевозчик знал или обязан был знать о соблюдении температурного режима перевозки.
Выводы суда первой инстанции являются правильными, основанными на представленных сторонами доказательствах и требованиях закона.
Согласно ст. 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Статьей 796 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. В соответствии со ст. 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств.
Размер убытков определяется по правилам, установленным положениями ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Таким образом, по смыслу ст.ст. 15, 393 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, обратившееся с иском о взыскании убытков, должно доказать следующие обстоятельства: наличие убытков, факт нарушения обязательства, наличие причинной связи между понесенными убытками и действиями ответчика, противоправные действия ответчика, размер убытков.
Указанные обстоятельства в совокупности образуют состав гражданского правонарушения, являющийся основанием для применения ответственности в виде взыскания убытков. В соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Как правильно установлено судом первой инстанции, между ООО ТЭК "Маяк" и ООО "АНП-Карго-Челябинск" возникли договорные отношения по перевозке груза (пиво "ПИТ Акапулько" в количестве 3 300 бутылок, "ПИТ крепкое" в количестве 22 464 банки, "ПИТ светлое" в количестве 8 640 банок) автомобильным транспортом по маршруту: город Новотроицк - город Челябинск, что подтверждается товарно-транспортной накладной N 0003057215/0001 от 26.01.2009 (л.д. 17-18). Однако доказательств наличия вины ответчика в причинении имущественного вреда, выразившегося в потере товарного вида банок с пивом (деформация, потертость), причинно-следственной связи между виновными действиями ответчика и возникновением вреда, ООО "АНП-Карго-Челябинск" не представило.
Согласно товарной накладной N 0003057215/0001 от 26.01.2009 водителем ответчика принят к перевозке груз, который находился в вакуумных упаковках, расположенных на поддонах, о чем водитель расписался в накладной (л.д. 17). Суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае водитель расписался в накладной за приемку к перевозке груза, согласившись с тем, что груз принят за исправной тарой и упаковкой, без замечаний к качеству погрузки, а не качеству погруженной продукции.
Ни договором, заключенным между сторонами, ни правовыми актами на ответчика не возложена обязанность по проверке того, в каком состоянии находится груз (банки с пивом), помещенный внутри вакуумной упаковки.
Как следует из материалов дела, при погрузке банки с пивом находились в вакуумных упаковках. При загрузке товара в автомашину приемка продукции осуществлялась путем пересчета упаковок, при этом отдельно каждая банка не осматривалась. Такой порядок приемки груза, с учетом вакуумной упаковки, соответствовал особенности перевозимого груза. Возможность осмотра банок, находящихся внутри, а не по наружному краю упаковки, у водителя отсутствовала.
Из составленных по результатам приемки продукции актов отбраковки товара при поступлении от поставщика следует, что приемка продукции произведена комиссией ООО "Хайникен Логистик-Ч", которой установлен бой 234 банок пива "ПИТ крепкое" и 18 банок пива "ПИТ светлое", деформация 33 банок и 480 банок пива заморожено (л.д. 20, 21).
Данный акт подписан сотрудниками ООО "Хайникен Логистик-Ч", а также водителем Надолько А.Ф.
Факт того, что акты отбраковки товара подписаны со стороны водителя ООО ТЭК "Маяк" не свидетельствует об участии представителя перевозчика в приемке продукции и не может служить основанием для признания ответчиком того обстоятельства, что брак в виде потери товарного вида банок с пивом произошел в результате несохранности груза при перевозке ответчиком. Также из актов приемки продукции невозможно определить, где были обнаружены банки, имеющие деформацию, потертости. Сведения о том, что спорные банки находились среди тех, которые подлежат перетарке, в актах приемки отсутствуют.
Доказательств того, что при погрузке товара в автомашину все банки с пивом имели товарный вид, а также того, что в пути следования автомобиля регистрационный номер М 633 ВХ 174, под управлением водителя Надолько А.Ф. при осуществлении спорной перевозки имели место обстоятельства, в результате которых у перевозимого груза мог возникнуть брак в виде деформации, потертости банок, не представлено. Таким образом, оснований считать, что повреждение груза имело место после принятия его к перевозке, не имеется.
Учитывая изложенное, доводы апелляционной жалобы о том, что факт ненадлежащего исполнения ответчиком перевозки подтверждается товарно-транспортной накладной и актом приемки продукции, судом апелляционной инстанции отклоняется.
Кроме того, судом первой инстанции правильно установлено, что истцом не доказан факт принятия при загрузке товара мер для обеспечения перевозчиком сохранной перевозки, а именно истцом не представлено доказательств того, что вакуумные упаковки с товаром были прикреплены в автомобиле способом, исключающим смещение пакетов с пивом.
Акты приемки продукции сведений о наличии в автомашине предметов крепежа, не содержат.
Также судом первой инстанции правильно указано, что товарно-транспортная накладная, на основании которой груз принят к перевозке ответчиком, не содержит данных о температурном режиме перевозки, в акт отбраковки товара сведения о нарушении температурного режима при перевозке не внесены. Доказательств того, что ответчик до начала перевозки достоверно знал о качествах перевозимого груза и необходимости соблюдения температурного режима, истец не представил (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции, оценив представленные сторонами доказательства по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса, считает, что истцом не доказано наличие вины ООО ТЭК "Маяк" в причинении ущерба и наличие причинно-следственной связи между действиями ответчика и повреждением груза в виде потертости, деформации и замораживания банок с пивом.
Поскольку доказательства ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по перевозке, осуществленной ООО ТЭК "Маяк" 27.01.2009 по маршруту город Новотроицк - город Челябинск, приведшей к повреждению товарного вида банок пива в виде деформации, потертости, а также замораживанию банок с пивом отсутствуют, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требования ООО "АНП-Карго-Челябинск" о взыскании ущерба в размере 8 526 рублей 06 копеек удовлетворению не подлежат.
Доводы апелляционной жалобы о том, что товарно-транспортная накладная N 0003057215/0001 от 26.01.2009 и акты отбраковки товара свидетельствуют о том, что водитель сдал груз, который был частично заморожен и имел деформацию при транспортировке, не являются основанием для отмены решения суда первой инстанции, так как сведения, содержащиеся в данных документах, не могут служить доказательством того, что все переданные перевозчику банки находились в целом, не поврежденном состоянии.
Утверждение ООО "АНП-Карго-Челябинск" в жалобе о том, что водителем груз к перевозке принят без замечаний, возражений, требований по погрузке груза (укладке и крепления) в транспортное средство, о чем имеется отметка в накладной N 0003057215/0001 от 26.01.2009, отклоняется, так как такие сведения в указанной товарной накладной отсутствуют.
Ссылка апелляционной жалобы на то, что форма акта, составляемого при приемке товара, не предусматривает подробного описания, где именно находилась бракованная продукция, судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку данные обстоятельства значения для дела не имеют, представленными доказательствами в совокупности наличие оснований для взыскания ущерба по правилам пункта 1 статьи 796 Гражданского кодекса Российской Федерации не подтверждено. Считая ошибочными выводы суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований о взыскании ущерба, причиненного в результате замораживания 240 банок с пивом, истец в апелляционной жалобе ссылался на то, что им была направлена заявка с указанием наименования груза и при необходимости ответчик вправе был запросить дополнительную информацию о свойствах перевозимого груза, условиях его перевозки, что перевозчиком не сделано. Отсутствие в заявке указания о температурном режиме не может являться основанием для освобождения ответчика от ответственности.
Указанные доводы являются несостоятельными.
Ответчиком груз принят к перевозке в соответствии с условиями заявки на перевозку от 28.01.2009, в которой сторонами согласованы все существенные условия договора перевозки, а также на основании товарно-транспортной накладной N 0003057215/0001 от 26.01.2009, грузом являлось пиво "ПИТ" в жестяных банках. В данных документах температурный режим перевозки груза не указан.
Таким образом, истец не уведомил ответчика до начала перевозки о необходимости соблюдения температурного режима, т.к. в заявке на перевозку и товарно-транспортной накладной, оформленной при погрузке такие сведения и отметки отсутствуют. Иных доказательств, достоверно свидетельствующих о таком уведомлении, истцом не представлено. Ссылку истца на ч. 4 ст. 3 ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности", согласно которой экспедитор вправе не приступать к исполнению обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, до представления клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груз, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей, нельзя признать обоснованной, поскольку указанная норма содержит право экспедитора, а не его обязанность, тогда как согласно ч. 1 ст. 5 указанного Федерального закона клиент обязан своевременно представить экспедитору полную, точную и достоверную информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки и иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором договорных обязанностей.
Частью 1 ст. 804 Гражданского кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что клиент обязан своевременно представить экспедитору полную точную и достоверную информацию о свойствах груза, об условиях перевозки.
Сохранность грузов при перевозке обеспечивается соблюдением соответствующих правил перевозки, обращения с грузом в пути и т.п. В зависимости от свойств груза для обеспечения его сохранности устанавливаются кроме общих правил еще и особые меры и правила предосторожности при перевозке. В них учитываются особые свойства груза, способные вызвать неблагоприятные последствия, если не будут приняты необходимые меры защитного и предупредительного характера.
Необходимость соблюдения особых условий и мер предосторожности для сохранения груза обусловливает обязательность включения всех сведений о перевозимом грузе в перевозочные документы. Перевозчик не несет ответственности за утрату, повреждение либо порчу груза, которые наступили вследствие сдачи груза к перевозке без указания в накладной его особых свойств, требующих особых условий или мер предосторожности для его сохранения при перевозке. Невыполнение обязанности по указанию на необходимость соблюдения особых условий для сохранения груза лишает перевозчика возможности обеспечить сохранность перевозимого груза.
Довод апелляционной жалобы на то, что судом применен Устав автомобильного транспорта РСФСР, в то время как к правоотношениям сторон следовало применить нормы ФЗ N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", также подлежит отклонению. Принимаемые арбитражным судом решения должны быть законными, обоснованными и мотивированными (ч. 3 ст. 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 1 ст. 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу. Следовательно, соблюдая принцип законности и обоснованности судебного акта, при принятии решения суд самостоятельно определяет, какой закон подлежит применению к спорным правоотношениям.
Поскольку выводы суда первой инстанции основаны на требованиях закона (ст. 796 Гражданского кодекса Российской Федерации), применение судом первой инстанции в данном случае Устава автомобильного транспорта РСФСР к принятию неправильного решения по существу спора не привело.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции обстоятельства дела исследованы полно и всесторонне, всем доказательствам дана надлежащая оценка, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Решение Арбитражного суда Челябинской области является законным и обоснованным, отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии с правилами, установленными ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.08.2009 по делу N А76-8303/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АНП-Карго-Челябинск" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
С.А. Карпусенко |
Судьи |
Н.В. Махрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-8303/2009
Истец: ООО "АНП-Карго-Челябинск"
Ответчик: ООО ТЭК "Маяк"