г. Челябинск |
Дело N А76-18779/2009 |
25 ноября 2009 г. |
N 18АП-10395/2009 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Тимохина О.Б.,
судей Плаксиной Н.Г., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коваленко А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Троицке и Троицком районе Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 05 октября 2009 года по делу N А76-18779/2009 (судья Васильева Т.Н.),
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Троицке и Троицком районе Челябинской области (далее - заявитель, пенсионный фонд, УПФР, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Таишевой Софьи Галиулловны (далее - заинтересованное лицо, предприниматель, ИП Таишева) финансовых санкций за не представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета в размере 258 рублей. Решением арбитражного суда первой инстанции от 05 октября 2009 года в удовлетворении заявленных пенсионным фондом требований отказано.
Заявитель не согласился с решением суда первой инстанции и обжаловал его в апелляционном порядке по следующим основаниям. Срок представления в Пенсионный фонд обязательных сведений физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, установлен. За неисполнение данной обязанности к предпринимателю применяются финансовые санкции в размере 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в УПФР согласно ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее Закон N 27-ФЗ).
Предприниматель отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей сторон. Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Таишева Софья Галиулловна зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 16.03.1999 (ОГРН 304741824600092). ИП Таишева зарегистрирована по месту своего нахождения в Государственном учреждении - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Троицке и Троицком районе Челябинской области в качестве страхователя за регистрационным номером 084-046-011558.
Сведения об утрате ответчиком статуса индивидуального предпринимателя в материалах дела отсутствуют.
В отношении предпринимателя пенсионным фондом проведена камеральная проверка, по итогам которой вынесено решение от 16.06.2009 N 610 о привлечении к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде взыскания финансовых санкций в размере 258 рублей. В связи с неисполнением требования об уплате штрафа от 18.06.2009 N 610 в добровольном порядке, заявитель обратился в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд исходил из отсутствия у физического лица, самостоятельно уплачивающего страховые взносы, обязанности ежегодно представлять до 1 марта сведения индивидуального (персонифицированного) учета в УПФР.
Выводы суда являются правильными, соответствуют установленным по делу обстоятельствам, материалам дела и действующему законодательству.
Согласно положению, изложенному в абз. 8 ст. 1 Закона N 27-ФЗ, индивидуальный (персонифицированный) учет представляет собой организацию и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с абз. 5 ст. 1 Закона N 27-ФЗ индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей, являются застрахованными лицами - физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы.
В силу ч. 1 ст. 8 Закона N 27-ФЗ физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, сами предоставляют сведения о себе в органы Пенсионного фонда. В соответствии с ч. 6 ст. 11 указанного Закона сведения о сумме уплаченных страховых взносов представляются в территориальный орган вместе с копией платежного документа.
На основании ч. 5 ст. 11 Закона N 27-ФЗ физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии. Данные сведения представляются вместе с копией платежного документа.
Во исполнение требований ст. 19 Закона N 27-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 N 318 "О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования" утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования (далее - Инструкция).
Согласно п. 38 Инструкции застрахованное лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет в территориальный орган сведения об уплаченных страховых взносах за расчетный период вместе с копией платежного документа.
Сведения представляются ежегодно, до 1 марта года, следующего за отчетным периодом.
Из содержания п. 57 Инструкции территориальный орган ежегодно, в частности, до 1 марта осуществляет прием индивидуальных сведений, производит в отношении каждого страхователя сверку сумм уплаченных им страховых взносов за расчетный период с данными о суммах платежей, учтенных в базе данных территориального органа. По результатам сверки составляет и передает страхователю протокол к ведомости по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, форма которого утверждается Пенсионным фондом Российской Федерации.
Статьей 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В качестве объективной стороны правонарушения предпринимателю вменено непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного страхования.
Согласно п. 1 ст. 10 указанного Закона физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения, предусмотренные пп. 1 - 8 п. 2 ст. 6 настоящего Закона N 27-ФЗ: страховой номер, фамилия, имя, отчество, фамилия, которая была у застрахованного лица при рождении, дата и место рождения, пол, адрес постоянного места жительства, серия и номер паспорта либо удостоверения личности, дата выдачи этих документов, гражданство.
Также п. 1 ст. 10 Закона N 27-ФЗ определяет, что указанные сведения предоставляются физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, в следующих случаях: при начальной регистрации его для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования; при первичной регистрации застрахованного лица в качестве страхователя; при снятии с учета в качестве страхователя; при утрате им страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования в соответствии с п. 5 ст. 7 настоящего Федерального закона; при изменении сведений, предусмотренных пп. 2 - 5 п. 2 ст. 6 настоящего Федерального закона, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете.
Пунктом 2 ст. 10 Закона N 27-ФЗ установлен порядок и сроки представления необходимых документов в каждом из указанных случаев.
Таким образом, Закон N 27-ФЗ установил для физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, исчерпывающий перечень сведений и случаи, при которых они представляются в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ обязанность ежегодно до 1 марта представлять сведения за застрахованных лиц возложена только на страхователя.
Исходя из заявления в суд первой инстанции, решения УПФР от 16.06.2009 N 610 предприниматель привлечен к ответственности в качестве страхователя.
Учитывая положения Закона N 27-ФЗ, индивидуальный предприниматель может быть отнесен к категории "страхователь" только в том случае, если он осуществляет прием на работу по трудовому договору, а также заключает договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.
Между тем в рассматриваемом деле данные обстоятельства пенсионным фондом не доказаны и не подтверждены материалами дела.
Следовательно, предприниматель к страхователям, по смыслу Закона N 27-ФЗ, не относится и у него, как у физического лица, самостоятельно уплачивающего страховые взносы, отсутствует обязанность ежегодно представлять до 1 марта сведения индивидуального (персонифицированного) учета в орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Довод апелляционной жалобы о наличии у предпринимателя, как у застрахованного лица, самостоятельно уплачивающего страховые взносы, обязанности предоставлять сведения индивидуального (персонифицированного) учета ежегодно до 1 марта подлежит отклонению, поскольку у физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, отсутствует обязанность ежегодно представлять до 1 марта сведения индивидуального (персонифицированного) учета в орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Предусмотренная п. 5 ст. 11 Закона N 27-ФЗ обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, представлять страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования, другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии, не обусловлена каким-либо сроком, следовательно, за нарушение этой обязанности ответственность, установленная частью третьей ст. 17 Закона N 27-ФЗ, неприменима.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных пенсионным фондом требований, верно отметил наличие нарушений ст. ст. 100, 101 Налогового кодекса РФ, допущенных пенсионным фондом, а именно в нарушение ч. 8 ст. 101 Налогового кодекса РФ ни в акте проверки, ни в решении о привлечении к ответственности не изложены надлежащим образом обстоятельства совершения правонарушения: не указано, за непредставление каких конкретно сведений и в качестве какого субъекта (страхователя или физического лица, самостоятельно уплачивающего страховые взносы) предприниматель привлекался к ответственности, а также не отражены документы и иные сведения, подтверждающие обстоятельства указанного правонарушения, отсутствуют ссылки как в целом на действующее законодательство, которым установлена обязанность индивидуальных предпринимателей представлять сведения в пенсионный фонд, так и на конкретные нормы, устанавливающие перечень и порядок представления сведений для той или иной категории страхователей или иных лиц. На основании изложенного судом первой инстанции, с учетом требований ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии обжалуемого решения правильно применены нормы материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, имеющимся в нем доказательствам.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба УПФР удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании частей 3 и 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда от 05 октября 2009 года по делу N А76-18779/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Троицке и Троицком районе Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
О.Б. Тимохин |
Судьи |
В.Ю. Костин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-18779/2009
Истец: УПФР в г. Троицке и Троицком районе Челябинской области
Ответчик: ИП Таишева Софья Галиулловна
Хронология рассмотрения дела:
26.11.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-10395/2009