г. Тула |
03 ноября 2009 года |
|
Дело N А54-4598/2008 С16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2009 года
Постановление в полном объеме изготовлено 03 ноября 2009 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Никуловой М.В.,
судей Каструба М.В., Юдиной Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Андреевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-3836/2009) общества с ограниченной ответственностью "Специализированное карьерное управление", г.Сургут Тюменской области,
на решение Арбитражного суда Рязанской области от 17 июля 2009 года
по делу N А54-4598/2008 С16 (судья Картошкина Е.А.), принятое
по иску открытого акционерного общества "Мостотрест", г.Москва, к обществу с ограниченной ответственностью "Специализированное карьерное управление", г.Сургут Тюменской области,
третье лицо: государственное учреждение Федеральное управление автомобильных дорог "Большая Волга", г.Пенза,
об исполнении гарантийных обязательств,
при участии в заседании:
от истца: Ивановой О.И., представителя, доверенность N 5018-МО-22-03 от 29.12.2008;
от ответчика: не явился, извещен судом надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Мостотрест" (далее - ОАО "Мостотрест"), г.Москва, обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Специализированное карьерное управление" (далее - ООО "Специализированное карьерное управление"), г.Сургут Тюменской области, об обязании выполнить гарантийные обязательства по устранению дефектов по договору субподряда N 3/02-ПД от 10.10.2002.
До рассмотрения спора по существу истец, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, неоднократно уточнял заявленные исковые требования и окончательно просил ответчика выполнить работы по восстановлению верхнего и нижнего слоев асфальтобетона по всей площади моста (длина моста - 28,2 п.м, ширина - 12,07 м, покрытие проезжей части на мосту - двухслойный асфальтобетон 5 см + 4 см) в соответствии с требованиями для Типа Б марки I ГОСТ 9128-97 в период гарантийных обязательств на объекте - мост через реку Цна на федеральной автодороге М-5 Москва-Самара Рязанской области (т.2, л.д. 116). Судом уточнения приняты.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, привлечено государственное учреждение Федеральное управление автомобильных дорог "Большая Волга", г.Пенза.
Определением суда от 10.03.2009 производство по делу было приостановлено в связи с назначением экспертизы (т.2, л.д. 85-87). Определением суда от 23.04.2009 производство по делу возобновлено в связи с поступлением заключения эксперта (т.2, л.д. 103-104).
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 17 июля 2009 года (судья Картошкина Е.А.) исковые требования удовлетворены в полном объеме. Суд обязал ООО "Специализированное карьерное управление" выполнить работы по восстановлению верхнего и нижнего слоев асфальтобетона по всей площади моста (длина моста - 28,2 п.м, ширина - 12,07 м, покрытие проезжей части на мосту - двухслойный асфальтобетон 5 см + 4 см) в соответствии с требованиями для Типа Б марки I ГОСТ 9128-97 в период гарантийных обязательств на объекте - мост через реку Цна на федеральной автодороге М-5 Москва-Самара Рязанской области (т.2, л.д. 150-156).
Не согласившись с такой позицией арбитражного суда области, ООО "Специализированное карьерное управление" обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе истцу в иске. Обосновывая свои доводы, заявитель ссылается на отсутствие между сторонами договорных правоотношений. Указывает, что дополнительным соглашением от 22.01.2003 стороны расторгли договор субподряда. В связи с этим отмечает, что обязательства сторон по договору подряда были прекращены с 22.01.2003. Настаивает на ничтожности дополнительного соглашения от 15.05.2003 к договору субподряда N 13/02, поскольку, по его мнению, невозможно возобновить обязательства по прекращенному договору.
Истец представил письменные возражения на доводы апелляционной жалобы, изложенные в отзыве. Отмечает, что в процессе строительства между сторонами сложились договорные отношения в соответствии со статьей 432 Гражданского кодекса Российской Федерации. Указывает, что в период гарантийного срока был выявлен дефект в виде разрушения нижнего слоя асфальтобетонного покрытия на мостовом полотне проезжей части площадью 58 кв. м, который ответчик отказался устранить. Полагая законным и обоснованным принятый судебный акт, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Ответчик в судебное заседание апелляционной инстанции своего представителя не направил, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом. С учетом мнения представителя истца дело рассматривалось в отсутствие представителя ответчика в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав мнение представителя истца, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены судебного акта в силу следующего.
Как усматривается из материалов дела, 10.10.2002 между ОАО "Мостотрест" (генеральный подрядчик) и ООО "Специализированное карьерное управление" (субподрядчик) был заключен договор субподряда N 13/02-ПД (т.1, л.д.8-19).
В соответствии с условиями совершенной сделки субподрядчик обязался выполнить комплекс работ по устройству подходов к мосту через реку Цну и работы по устройству дорожной одежды проезжей части моста на федеральной автодороге М-5 Москва-Самара, обусловленный настоящим договором и проектной документацией. Границы объекта, объемы строительно-монтажных работ, сроки их начала и завершения устанавливаются проектной документацией и графиком производства работ.
В разделе 2 договора стороны согласовали цену и порядок расчетов, определив стоимость работ, поручаемых субподрядчику, на основе смет, ведомостей объемов работ и положений настоящего договора. При этом стоимость услуг генерального подрядчика ежемесячно удерживается им при расчетах с субподрядчиком за выполненные работы. В случае, если при рабочем проектировании существенно изменяются технические параметры конструктивных элементов, объекта в целом, физические объемы, перечень и виды работ, стоимость по договору может быть уточнена дополнительным соглашением сторон с согласованием заказчика (ФУА "Большая Волга"). Срок выполнения работ определен в пункте 5.1 договора, согласно которому субподрядчик обязался полностью завершить работы и сдать генеральному подрядчику и заказчику полностью готовый к эксплуатации объект (комплекс работ) согласно утвержденному генподрядчиком графику. Окончание всех работ по подходам и укладке асфальтобетона - 01.06.2003.
Дополнительным соглашением от 22.01.2003 стороны расторгли договор субподряда N 13/02-ПД от 10.10.2002 с 22.01.2003 (т.1, л.д. 20). Позднее, в соответствии с дополнительным соглашением от 15.05.2003 к договору субподряда его действие было возобновлено на прежних условиях, за исключением пункта 5.1 (т.1, л.д. 21).
При этом стороны в пункте 1 соглашения определили, что дополнительное соглашение от 22.01.2003 считается утратившим силу с 15.05.2003.
Пункт 5.1 договора изложен в следующей редакции: "Окончание работ: укладка асфальтобетона 1 очереди на новом мосту - 2-4 июня 2003 года; окончание отсыпки земполотна подходов и конусов моста - 30 июня 2003 года; укладка первого слоя асфальтобетона на подходах с переключением движения на новый мост - 1-5 июля 2003 года; укладка асфальтобетона на старом мосту в проектном объеме и 2-го слоя на новом мосту - 1-5 октября 2003 года".
Во исполнение условий совершенной сделки субподрядчиком были выполнены работы по устройству подходов к мосту через реку Цну и работы по устройству дорожной одежды проезжей части моста на федеральной автодороге М-5 Москва-Самара и приняты генподрядчиком без замечаний. Данные обстоятельства подтверждаются актами о приемке выполненных работ за июль, ноябрь 2003 года, справками о стоимости выполненных работ и не оспариваются сторонами (т.1, л.д.48-57). В соответствии с актом приемочной комиссии от 27.11.2003 принят в эксплуатацию предъявленный к приемке законченный капитальным ремонтом мост через реку Цна км 383+800 на автомобильной магистрали М-5 "Урал" от Москвы через Рязань, Пензу, Самару, Уфу до Челябинска (т.1, л.д. 146-148).
Позднее, 14.07.2008, на рабочем совещании с участием представителей заказчика и генподрядчика по вопросу устранения дефектов согласно гарантийным обязательствам на объекте - мост через реку Цна км 383+800 автодороги М-5 "Урал" в Рязанской области было принято решение об устранении выявленных дефектов субподрядчиком в срок до 01.08.2008, о чем свидетельствует протокол совещания от 14.07.2008(т.1, л.д. 22-23).
Претензией от 08.09.2008, направленной ответчику, ОАО "Мостотрест" указало на наличие дефектов асфальтобетонного покрытия на объекте - мост через реку Цна на федеральной автодороге М-5 "Урал" в Рязанской области и потребовало их устранить в срок до 20.09.2008 (т.1, л.д. 30).
Однако данная претензия была оставлена ООО "Специализированное карьерное управление" без ответа.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из установленного им факта ненадлежащего качества выполненных ответчиком работ в рамках заключенного договора субподряда и, руководствуясь нормами статей 309, 722, 723 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о наличии у последнего обязательств по устранению недостатков в работе, выявленных в период гарантийного срока.
Проверив в порядке апелляционного производства оспариваемый судебный акт, правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов Арбитражного суда Рязанской области фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, судебная коллегия пришла к следующим выводам. В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в частности, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему. В настоящем споре обязанности ответчика возникли из договора субподряда N 13/02-ПД от 10.10.2002.
Правовое регулирование данного вида сделки закреплено главой 37 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Среди подрядных сделок законодатель особо выделяет договор строительного подряда (пункт 2 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации), понятие которого содержится в статье 740 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу названной материальной нормы по договору строительного подряда подрядчик обязуется по заданию заказчика в установленный договором срок построить определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ.
Согласно пункту 1 статьи 721 Гражданского кодекса Российской Федерации качество выполняемой работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора - требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, результат выполненной работы должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями, и в пределах разумного срока быть пригодным для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, для обычного использования результата работы такого рода.
В соответствии с пунктом 1 статьи 722 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда законом, иным правовым актом, договором подряда или обычаями делового оборота предусмотрен для результата работы гарантийный срок, результат работы должен в течение всего гарантийного срока соответствовать условиям договора о качестве (пункт 1 статьи 721 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 723 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда работа выполнена подрядчиком с отступлениями от договора подряда, ухудшившими результат работы, или с иными недостатками, которые делают его не пригодным для предусмотренного в договоре использования, либо при отсутствии в договоре соответствующего условия непригодности для обычного использования, заказчик вправе, если иное не установлено законом или договором, по своему выбору потребовать от подрядчика:
безвозмездного устранения недостатков в разумный срок; соразмерного уменьшения установленной за работу цены;
возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право заказчика устранять их предусмотрено в договоре подряда (статья 397).
Предметом заключенного сторонами договора субподряда N 13/02-ПД от 10.10.2002 явилось выполнение субподрядчиком комплекса работ по устройству подходов к мосту через реку Цна и работ по устройству дорожной одежды проезжей части моста на федеральной автодороге М-5 Москва-Самара, обусловленного настоящим договором и проектной документацией. Границы объекта, объемы строительно-монтажных работ, сроки их начала и завершения устанавливаются проектной документацией и графиком производства работ.
Пунктом 9.3.1 договора субподряда предусмотрена обязанность субподрядчика организовать комплекс мер эффективного контроля качества производства работ, оборудования и материалов в соответствии с требованиями СНиП и проектной документации.
При этом субподрядчик гарантировал надлежащее качество используемых материалов, соответствие их проектным спецификациям, государственным стандартам и техническим условиям, обеспеченность их соответствующими сертификатами, техническими паспортами и другими документами, удостоверяющими их качество, а также качество выполнения всех работ в соответствии с проектной документацией, СНиПами, ГОСТами, техническими условиями и условиями договора. Субподрядчик также гарантировал своевременное устранение дефектов, выявленных при приемке работ и в период гарантийного срока (пункт 10.2 договора).
В соответствии с пунктом 10.3 договора гарантийный срок, в течение которого субподрядчик несет ответственность за выявленные дефекты и недоделки, допущенные по его вине, начинается с момента подписания сторонами акта приемки законченного строительством объекта. При этом гарантийный срок эксплуатации объекта установлен сроком на пять лет с даты подписания госкомиссией акта приемки законченного строительством объекта при условии надлежащего его использования и технического обслуживания.
Материалы дела свидетельствуют, что выполненные субподрядчиком работы по устройству подходов к мосту через реку Цну и работы по устройству дорожной одежды проезжей части моста на федеральной автодороге М-5 Москва-Самара были приняты генподрядчиком без замечаний, что подтверждается актами о приемке выполненных работ за июль, ноябрь 2003 года, справками о стоимости выполненных работ (т.1, л.д.48-57) и не оспаривается сторонами. Акт приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного капитальным ремонтом моста через реку Цна км 383+800 на автомобильной магистрали М-5 "Урал" был подписан 27.11.2003 (т.1, л.д. 146-148).
Именно с этой даты начинает течь предусмотренный пунктом 10.3 договора субподряда гарантийный срок эксплуатации объекта (пять лет).
Следовательно, выявленные заказчиком дефекты на объекте - мост через реку Цна км 383+800 автодороги М-5 "Урал" в Рязанской области, зафиксированные в протоколе совещания по рассмотрению гарантийных обязательств от 14.07.2008, были обнаружены в пределах установленного субподрядчиком пятилетнего гарантийного срока эксплуатации объекта.
С целью установления соответствия асфальтобетонной смеси, которая применялась при строительстве нижнего слоя покрытия проезжей части моста через реку Цна м 383+800 на автомобильной магистрали М-5 "Урал", требованиям качества, установленным проектом, СНиПами, ГОСТами, судом первой инстанции назначена судебная экспертиза, производство которой поручено Министерству транспорта и автомобильных дорог по Рязанской области (т.2, л.д. 85-87).
В результате проведенной экспертизы в материалы дела представлено заключение эксперта N ИЛ-3/09 (т.2, л.д. 98-101). Так, согласно упомянутому заключению качество асфальтобетона верхнего слоя моста соответствует нормативным требованиям для асфальтобетона типа Б марки I. При этом экспертом отмечено, что причиной локального разрушения асфальтобетонного покрытия являются нарушения подрядной организацией технологии работ при устройстве нижнего слоя асфальтобетонного покрытия (переохлаждение, недоуплотнение) асфальтобетонной смеси, в частности, несоблюдение температурного режима при уплотнении покрытия.
Как пояснила в судебном заседании первой инстанции эксперт Ефимова Т.Н., качество асфальтобетонной смеси нижнего слоя определить не представлялось возможным, поскольку отобранные керны (образцы) разваливались. Асфальтобетон верхнего слоя покрытия соответствует всем требованиям качества. Разрушение асфальтобетонного покрытия верхнего и нижнего слоев моста произошло в связи с нарушением технологии укладки нижнего слоя асфальтобетонного покрытия: смесь не была уплотнена, был нарушен температурный режим. Таким образом, нарушение технологии укладки асфальтобетонного покрытия нижнего слоя повлекло разрушение нижнего и верхнего слоя асфальтобетона моста через реку Цна на федеральной автодороге М-5 в Рязанской области. Данные пояснения зафиксированы в протоколе судебного заседания от 15.07.2009 (т.2, л.д. 147-148).
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии дефектов разрушения верхнего и нижнего слоев асфальтобетонного покрытия на мостовом полотне через реку Цна на автодороге М-5 в Рязанской области, возникших в период гарантийного срока. В то же время какие-либо доказательства, свидетельствующие о ненадлежащем использовании моста или его техническом обслуживании в период гарантийного срока, ответчиком не представлены.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно признал подлежащими удовлетворению заявленные требования об обязании ответчика устранить обнаруженные недостатки выполненных ответчиком работ по капитальному ремонту моста через реку Цна км 383+800 на автомобильной магистрали М-5 "Урал".
В ходе проверки обжалуемого решения не нашел своего подтверждения довод апеллянта об отсутствии между сторонами договорных правоотношений. Наличие между сторонами подрядных правоотношений подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, а именно: договором субподряда N 13/02-ПД от 10.10.2002, дополнительными соглашениями к нему от 22.01.2003 и от 15.05.2003 (т.1, л.д. 8-21).
То обстоятельство, что заключенный 10.10.2002 договор субподряда N 13/02-ПД стороны расторгли с 22.01.2003 в соответствии с дополнительным соглашением от 22.01.2003, не имеет правового значения, поскольку впоследствии его действие было возобновлено на прежних условиях, за исключением пункта 5.1, что подтверждается дополнительным соглашением от 15.05.2003 к договору субподряда. При этом, как указано в пункте 1 соглашения, дополнительное соглашение от 22.01.2003 считается утратившим силу с 15.05.2003.
С учетом изложенного судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции и отклоняет доводы заявителя о нарушении судом норм процессуального права.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом второй инстанции не установлено. В соответствии с пунктом 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Таким образом, расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в сумме 1 000 рублей подлежат отнесению на ответчика - ООО "Специализированное карьерное управление".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Рязанской области от 17 июля 2009 года по делу N А54-4598/2008 С16 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
М.В. Никулова |
Судьи |
М.В. Каструба |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-4598/2008
Истец: ОАО "Мостотрест" г.Москвы
Ответчик: ООО "Специализированное карьерное управление"
Третье лицо: ГУ Федеральное управление автомобильных дорог "Большая Волга"
Хронология рассмотрения дела:
03.11.2009 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-3836/2009