город Тула |
Дело N А68-3933/09 |
05 ноября 2009 года. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 ноября 2009 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Стахановой В.Н.,
судей Тиминской О.А., Игнашиной Г.Д.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Стахановой В.Н.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-3899/2009) администрации муниципального образования города Алексин Алексинского района и Единой комиссии по размещению заказов на постановку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд муниципального образования города Алексин Алексинского района
на решение Арбитражного суда Тульской области от 03.08.2009 года по делу N А68-3933/09
(судья Пестрецова Н.М.),
принятое по заявлению администрации муниципального образования города Алексин Алексинского района и Единой комиссии по размещению заказов на постановку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд муниципального образования города Алексин Алексинского района к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тульской области, третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Строитель", государственное унитарное предприятие ТО "Алексинское ДРСУ", общество с ограниченной ответственностью "АвтоДорСтрой", общество с ограниченной ответственностью "Мегастрой", открытое акционерное общество "Дорснаб", о признании недействительными решения комиссии по контролю в сфере размещения заказов УФАС по Тульской области от 14.05.2009, предписаний от 14.05.2009 в отношении администрации муниципального образования города Алексин Алексинского района и Единой комиссии по размещению заказов на постановку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд муниципального образования города Алексин Алексинского района,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителей: администрации муниципального образования города Алексин Алексинского района - не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом; Единой комиссии по размещению заказов на постановку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд муниципального образования города Алексин Алексинского района - Червякова А.А., консультант юридического отдела, доверенность от 29.07.2009 N 15;
от ответчика: Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области - Фаткина М.Г., главный специалист-эксперт;
от третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Строитель" - не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом; государственного унитарного предприятия ТО "Алексинское ДРСУ" - не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом; общества с ограниченной ответственностью "АвтоДорСтрой" - не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом; общества с ограниченной ответственностью "Мегастрой" - не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом; открытого акционерного общества "Дорснаб" - не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования города Алексин Алексинского района (далее - администрация) и Единая комиссия по размещению заказов на постановку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд муниципального образования города Алексин Алексинского района (далее - Единая комиссия) обратились в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Управление, УФАС по ТО) о признании недействительным решения Комиссии по контролю в сфере размещения заказов УФАС по Тульской области от 14.05.2009; признании недействительным предписания комиссии УФАС по Тульской области от 14.05.2009 в отношении муниципального заказчика - администрации муниципального образования г. Алексин Алексинского района; признании недействительным предписания комиссии УФАС по Тульской области от 14.05.2009 в отношении Единой комиссии.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 03.08.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, администрация и Единая комиссия обратились в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просят отменить судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Представители администрации, третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, что подтверждается уведомлениями, имеющимися в деле.
Руководствуясь ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что неявка представителей администрации, третьих лиц не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Суд апелляционной инстанции, выслушав пояснения представителей Единой комиссии, Управления, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 03.04.2009 главой администрации утверждена документация об аукционе по проведению открытого аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту дорожного покрытия на территории муниципального образования г. Алексин Алексинского района (реестровый номер торгов 04/09-0006 (ОА)).
08.04.2009 извещение о проведении открытого аукциона размещено на официальном сайте Тульской области в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов и опубликовано в официальном печатном издании - газете "Алексинские вести".
При этом на официальном сайте также размещена документация об аукционе.
Согласно разделу 1.3 "Информационная карта аукциона" документации об аукционе информация и данные для конкретного аукциона о подлежащих закупке товарах, выполняемых работах и оказываемых услугах изменяют и/или дополняют положения раздела 1.2 "Общие условия проведения аукциона". При возникновении противоречий положения настоящего документа имеют приоритет над положениями раздела 1.2 "Общие положения проведения аукциона".
В пункте 15 "Привлечение субподрядчиков" раздела 1.3 "Информационная карта аукциона" документации об аукционе муниципальным заказчиком установлено, что участник размещения заказа не имеет права привлекать субподрядчиков.
Согласно п. 6.1 "Документы, входящие в состав заявки на участие в аукционе" раздела 1.3 "Информационная карта аукциона" документации об аукционе заявка на участие в аукционе должна содержать, в частности, пояснительную записку по каждому лоту, составленную по техническому заданию (приложение N 1 к заявке).
В пункте 16 "Требования к описанию участником выполняемых работ" раздела 1.3 "Информационная карта аукциона" документации об аукционе муниципальным заказчиком установлено, что описание участником выполняемых работ должно производиться согласно пояснительной записке по каждому лоту (приложение N 1 к заявке), составленной по техническому заданию. Объем и характеристики выполняемых работ должны соответствовать техническому заданию (часть III документации об аукционе) и локальному сметному расчету.
Как следует из протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе от 29.04.2009 (рассмотрение заявок начато 09 часов 30 минут, окончено 16 часов 55 минут) участникам размещения заказа ГУП ТО "Алексинское ДРСУ" и ОАО "Дорснаб" было отказано в допуске к участию в открытом аукционе по лотам N 1-5 на основании отсутствия ведомости ресурсов, указанной в технической части документации об аукционе; участнику размещения заказа ООО "Строитель" было отказано в допуске к участию в открытом аукционе по лоту N 1 на основании несоответствия ресурсов подрядчика ведомости ресурсов, указанной в технической части документации об аукционе.
Полагая, что такой отказ является незаконным, ГУП ТО "Алексинское ДРСУ", ОАО "Дорснаб", ООО "Строитель" обратились в Управление с жалобой на действия аукционной комиссии администрации муниципального образования город Алексин Алексинского района при проведении торгов в форме открытого аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту дорожного покрытия на территории муниципального образования город Алексин Алексинского района.
Рассмотрев указанную жалобу, 14.05.2009 комиссией по контролю в сфере размещения заказов УФАС по ТО принято решение, в соответствии с которым муниципальный заказчик - администрация признана нарушившей требования ч. 9 ст. 7, ч. 4 ст. 11, ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственным и муниципальных нужд" (далее - Закон N94-ФЗ) (п. 4 резолютивной части решения); Единая комиссия признана нарушившей требования ч. 2 ст. 12, ч. 3 ст. 36 Закона N94-ФЗ (п. 5 резолютивной части решения), в связи с чем Управлением решено выдать муниципальному заказчику - администрации обязательное для исполнения предписание (п. 6 резолютивной части решения); решено выдать Единой комиссии обязательное для исполнения предписание (п. 7 резолютивной части решения).
На основании вышеуказанного решения в отношении муниципального заказчика - администрации 14.05.2009 УФАС по ТО вынесено предписание об устранении нарушений требований ч. 4 ст. 11, ч. 3 ст. 35 Закона N 94-ФЗ путем внесения изменений в извещение и в документацию об аукционе на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту дорожного покрытия на территории муниципального образования г. Алексин Алексинского района, а именно:
- устранить нарушения требований ч. 4 ст. 11 Закона путем исключения из пункта 15 "Привлечение субподрядчиков" раздела I.3 "Информационная карта аукциона" документации об аукционе требования к участникам размещения заказа о запрете привлечения участникам размещения заказа субподрядчиков к исполнению муниципального контракта; - устранить нарушения требований ч. 3 ст. 35 Закона N 94-ФЗ путем исключения из документации об аукционе требований к представлению участниками заказа в составе заявки на участие в аукционе документов, не предусмотренных положениями ч. 2 ст. 35 Закона, - пояснительной записки по каждому лоту, составленной по техническому заданию (приложение N 1 к заявке).
При этом срок подачи заявок на участие в аукционе должен быть продлен так, чтобы со дня опубликования в официальном печатном издании и размещения на официальном сайте изменений, внесенных в извещение о проведении открытого аукциона и в документацию об аукционе, до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе такой срок составлял не менее, чем пятнадцать дней (п. 1.2. предписания).
Срок исполнения предписания установлен до 25.05.2009.
На основании вышеуказанного решения в отношении Единой комиссии 14.05.2009 УФАС по ТО вынесено предписание об устранении нарушений требований ч. 2 ст. 12, ч. 3 ст. 36 Закона N 94-ФЗ путем отмены протокола рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту дорожного покрытия на территории муниципального образования г. Алексин Алексинского района от 29.04.2009 N 1 в срок до 25.05.2009.
Полагая, что указанные решение и предписания являются недействительными, администрация и Единая комиссия обратились в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая дело по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В силу подп. 1 ч. 1 ст. 10 Закона N94-ФЗ размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона.
В соответствии со ст. 32 Закона N94-ФЗ под аукционом на право заключить государственный или муниципальный контракт понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного или муниципального контракта.
Согласно ч. 1 ст. 36 Закона N94-ФЗ аукционная комиссия рассматривает заявки на участие в аукционе на соответствие требованиям, установленным документацией об аукционе, и соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным ст. 11 данного Закона.
В соответствии с ч. 3 ст. 36 Закона N94-ФЗ на основании результатов рассмотрения заявок на участие в аукционе аукционной комиссией принимается решение о допуске к участию в аукционе участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в аукционе, участником аукциона или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ст. 12 данного Закона.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 12 Закона N94-ФЗ при рассмотрении заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе в случае несоответствия заявки на участие в аукционе требованиям документации об аукционе.
Статьей 34 Закона N94-ФЗ установлено, что документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом. При этом документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
В соответствии с п. 2.1 ст. 34 Закона N94-ФЗ не допускается включать в документацию об аукционе (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена названным Законом.
Пунктом 1 части 4 статьи 34 Закона N94-ФЗ определено, что документация об аукционе помимо сведений, предусмотренных п. 2 - 4, 4.2 - 7 и 10 ч. 4 ст. 22 данного Закона, должна содержать требования к содержанию, составу и форме заявки на участие в аукционе в соответствии с ч. 2 и 3 ст. 35 Закона N94-ФЗ.
Из анализа указанных норм следует, что в ч. 2 ст. 35 Закона N 94-ФЗ определены требования к заявке, на участие в аукционе, при этом требовать от участников размещения заказа иное, за исключением сведений, предусмотренных ч. 2 ст. 35 Закона N 94-ФЗ, не допускается (ч. 3 ст. 35 Закона); несоответствие заявки на участие аукционе требованиям документации об аукционе является самостоятельным основанием для отказа в допуске соответствующей комиссией на участие в торгах (п. 4 ч. 1 ст. 12 Закона N 94-ФЗ). Вместе с тем, положения ст.ст. 35, 36 Закона N 94-ФЗ дают основания полагать, что требования, излагаемые в документации об аукционе, должны быть законодательно определены, то есть заказчик вправе истребовать у участника размещения заказа только те документы, наличие которых установлено каким-либо законодательным актом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 03.04.2009 главой администрации утверждена документация об аукционе по проведению открытого аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту дорожного покрытия на территории муниципального образования г. Алексин Алексинского района (реестровый номер торгов 04/09-0006 (ОА)).
08.04.2009 извещение о проведении открытого аукциона опубликовано на официальном сайте Тульской области в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов и опубликовано в официальном печатном издании газете "Алексинские вести".
При этом на официальном сайте также размещена документация об аукционе.
Согласно разделу 1.3 "Информационная карта аукциона" документации об аукционе информация и данные для конкретного аукциона о подлежащих закупке товарах, выполняемых работах и оказываемых услугах изменяют и/или дополняют положения раздела 1.2 "Общие условия проведения аукциона". При возникновении противоречий положения настоящего документа имеют приоритет над положениями раздела 1.2 "Общие положения проведения аукциона".
В пункте 15 "Привлечение субподрядчиков" раздела 1.3 "Информационная карта аукциона" документации об аукционе муниципальным заказчиком установлено, что участник размещения заказа не имеет права привлекать субподрядчиков.
Согласно п. 6.1 "Документы, входящие в состав заявки на участие в аукционе" раздела 1.3 "Информационная карта аукциона" документации об аукционе заявка на участие в аукционе должна содержать, в частности, пояснительную записку по каждому лоту, составленную по техническому заданию (приложение N 1 к заявке).
В пункте 16 "Требования к описанию участником выполняемых работ" раздела 1.3 "Информационная карта аукциона" документации об аукционе муниципальным заказчиком установлено, что описание участником выполняемых работ должно производиться согласно пояснительной записке по каждому лоту (приложение N 1 к заявке), составленной по техническому заданию. Объем и характеристики выполняемых работ должны соответствовать техническому заданию (часть III документации об аукционе) и локальному сметному расчету.
Как усматривается из протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе от 29.04.2009, участникам размещения заказа ГУП ТО "Алексинское ДРСУ" и ОАО "Дорснаб" было отказано в допуске к участию в открытом аукционе по лотам N 1-5 на основании отсутствия ведомости ресурсов, указанной в технической части документации об аукционе; участнику размещения заказа ООО "Строитель" было отказано в допуске к участию в открытом аукционе по лоту N 1 на основании несоответствия ресурсов подрядчика ведомости ресурсов, указанной в технической части документации об аукционе.
Вместе с тем, документация об аукционе не содержит требований предоставления участниками размещения заказа в составе своих заявок на участие в данном открытом аукционе ведомости ресурсов как отдельного документа.
Кроме того, такой документ, как ведомость ресурсов, его составление и обязательное наличие каким-либо законодательным актом не предусмотрен.
Муниципальный заказчик обосновал необходимость истребования ведомости ресурсов целью контроля за качеством выполненных работ. Между тем исполнитель работ несет предусмотренную законом ответственность за качество их выполнения.
Требования к качеству работ предусмотрены в соответствующих ГОСТах, Технических регламентах, сертификатах. Каждый из участников размещения заказа самим фактом подачи заявки на участие в аукционе подтверждает свое согласие с требованиями аукционной документации, и дублирование документов аукционной документации является излишним.
Судом первой инстанции также обоснованно отмечено, что требование аукционной документации к участникам размещения заказов о запрете привлечения участниками размещения заказов субподрядчиков при исполнении муниципального контракта не соответствует положениям ст.ст. 702-729 ГК РФ, а также ч. 1-4 ст. 11 Закона N 94-ФЗ.
Статья 34 Закона N 94-ФЗ содержит прямой запрет государственному заказчику включать в документацию об аукционе следующие указания: на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, его производителю, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Действия Единой комиссии не соответствовали требованиям, установленным ч. 2 ст. 12, ч. 1, 3 ст. 36 Закона N 94-ФЗ, что повлекло нарушение прав участников размещения заказа, которым необоснованно было отказано в допуске к участию в аукционе.
Суд первой инстанции правомерно согласился с выводами УФАС по ТО в части, касающейся нарушений Единой комиссией ст. 7 Закона N 94-ФЗ, а именно наделение ее функциями, не предусмотренными указанной правовой нормой.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал администрации и Единой комиссии в удовлетворении заявленных требований.
Довод жалобы о том, что сведения о качестве работ должны были в рассматриваемом случае устанавливаться в пояснительной записке, не может быть принят во внимание, поскольку ч.2 ст. 35 Закона N 94-ФЗ не предусмотрено, что в состав заявки на участие в аукционе может входить пояснительная записка, составленная по техническому заданию.
В связи с чем установление в документации об аукционе требования предоставления участникам размещения заказа пояснительной записки по каждому лоту, составленной по техническому заданию, в качестве приложения N 1 к заявкам с учетом заполнения табличных форм с указанием ресурсов подрядчика (материалы), является нарушением требований ч.3 ст. 35 Закона N 94-ФЗ.
Ссылка апеллянта на то, что предписание, выданное Единой комиссии, частично было исполнено, о чем сообщалось Управлению, несостоятельна.
Согласно положениям ст. ст. 198, 200, 201 АПК РФ, п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N6/8 основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием. При этом законность ненормативного акта проверяется судом с учетом тех фактических обстоятельств, которые были на момент вынесения ненормативного акта.
Кроме того, само по себе исполнение предписания доказывает законность и обоснованность его принятия и не является основанием для признания его недействительным на момент вынесения.
Доводы жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, с которой суд апелляционной инстанции соглашается.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным.
При подаче апелляционной жалобы администрацией уплачена государственная пошлина в размере 1000 руб. по платежному поручению от 30.09.2009 N 1677.
Поскольку администрация является органом местного самоуправления и в силу п.п.1.1 п.1 ст.333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) освобождена от уплаты государственной пошлины, на основании ст. 333.40 НК РФ ей подлежит возврату из федерального бюджета госпошлина в размере 1000 руб., как излишне уплаченная.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 03.08.2009 по делу N А68-3933/09 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить администрации муниципального образования город Алексин Алексинского района (301361, Тульская область, г. Алексин, ул. Героев Алексинцев, д.10) из федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1000 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 30.09.2009 N 1677.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок.
Председательствующий |
В.Н. Стаханова |
Судьи |
О.А. Тиминская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-3933/2009
Истец: Единая комиссия по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд МО г.Алексин Алексинского района, Администрация муниципального образования г.Алексин Алексинского района
Ответчик: Управление федеральной антимонопольной службы по Тульской области
Третье лицо: ООО "Строитель", ООО "Мегастрой", ООО "АвтоДорСтрой", ОАО "Дорснаб", ГУП ТО "Алексинское ДРСУ", ГУП ТО "Алексинское ДРСУ"
Хронология рассмотрения дела:
05.11.2009 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-3899/2009