г. Тула |
|
16 ноября 2009 года |
Дело N А09-353/2009 |
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Полынкиной Н.А.,
судей Тиминской О.А., Тучковой О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником Соколовой Т.А.,
при участии:
от истца - Тимашкова Е.Н. - пред. по дов. N 407-П-15 от 13.02.2009, паспорт 15 04 N 063207,
от ответчика - МО "Город Брянск" в лице Финансового управления Брянской городской администрации - Романов Б.С. - по дов. N 27/15 от 13.01.2009, паспорт 15 01 N 419128,
другие лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МО "Город Брянск" в лице Финансового управления Брянской городской администрации
на решение Арбитражного суда Брянской области от 03 сентября 2009 года
по делу N А09-353/2009 (судья Богданова М.В.),
установил:
открытое акционерное общество "Брянские коммунальные системы" обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к открытому акционерному обществу "Электроаппарат" о взыскании 12 500 руб.
Определением Арбитражного суда Брянской области от 05.02.2009 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на основании ст.51 АПК РФ привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Брянской области и Брянская городская администрация.
Определением суда от 26.02.2009 к участию в деле в качестве ответчика привлечена Брянская городская администрация с исключением ее из числа третьих лиц.
Определением от 20.04.2009 по ходатайству истца на основании ст.47 АПК РФ Арбитражным судом Брянской области произведена замена ненадлежащего ответчика - Брянской городской администрации на муниципальное образование "город Брянск" в лице Финансового управления Брянской городской администрации. Кроме того, указанным определением Брянская городская администрация привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на основании ст.51 АПК РФ.
Определением от 25.05.2009 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на основании ст.51 АПК РФ привлечен Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации. Определением суда от 20.08.2009 произведена замена третьего лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Брянской области - его правопреемником - Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области (сокращенное наименование - ТУ Росимущества в Брянской области).
В процессе рассмотрения дела от истца поступило ходатайство об увеличении размера исковых требований до 285 416 руб. 96 коп., составляющих задолженность за период с июля по ноябрь 2008 года. Ходатайство было удовлетворено судом в соответствии со ст.49 АПК РФ. Кроме того, истцом был заявлен отказ от иска к ответчику - ОАО "Электроаппарат".
До принятия решения по делу от истца поступило ходатайство об уменьшении размера исковых требований до 258 867 руб. Ходатайство было удовлетворено судом в соответствии со ст.49 АПК РФ.
Принятым по делу решением Арбитражного суда Брянской области от 03.09.2009 исковые требования ОАО "Брянские коммунальные системы" к муниципальному образованию "город Брянск" в лице Финансового управления Брянской городской администрации о взыскании 258 867 руб. удовлетворены. С муниципального образования "город Брянск" в лице Финансового управления Брянской городской администрации за счет казны муниципального образования "город Брянск" в пользу открытого акционерного общества "Брянские коммунальные системы" взыскан долг в сумме 258 867 руб. В части исковых требований к открытому акционерному обществу "Электроаппарат" производство по делу прекращено в связи с отказом истца от иска.
Не согласившись с решением, МО "город Брянск" в лице Финансового управления Брянской городской администрации обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение по данному делу об отказе в удовлетворении исковых требований. Заявитель жалобы ссылается на то обстоятельство, что с ответчика подлежит взысканию только часть предъявленной задолженности в объеме предусмотренных в бюджете субсидий на компенсацию выпадающих доходов, задолженность по оплате в части, составляющей долю населения, подлежит взысканию в рамках отдельного иска как убытки истца. По мнению заявителя, МО "город Брянск" в лице Финансового управления Брянской городской администрации является ненадлежащим ответчиком по иску, поскольку распределение бюджетных средств на компенсацию соответствующих выпадающих доходов получателю бюджетных средств - ОАО "Брянские коммунальные системы" является компетенцией комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации. Заявитель считает недоказанным фактический объем теплоэнергии, поставленной истцом в сентябре-ноябре 2008 года, указывая, что акты приемки-сдачи выполненных работ истцу не выставлялись и им не подписывались. Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Брянской области от 03.09.2009 проверены в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ. При этом судом апелляционной инстанции оснований для его отмены, предусмотренных ст. 270 АПК РФ, не установлено.
Проанализировав материалы дела, обсудив доводы заявителя жалобы, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как усматривается из материалов дела, ОАО "Брянские коммунальные системы" (энергоснабжающая организация) осуществляло отпуск тепловой энергии в здание общежития, расположенного по адресу: г.Брянск, ул.Костычева, д.41, корп.2, на основании договора энергоснабжения тепловой энергией N 022-01010022 от 11.07.2006, заключенного с ОАО "Электроаппарат", сроком действия с 11.07.2006 по 08.07.2007, по истечении которого договор был продлен в соответствии с п.9.2.
На основании обращения ОАО "Электроаппарат" N 218/ю от 01.06.2007 и по поручению Росимущества N СС-0.7/19209, в соответствии с частью 11 ст.154 Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", п.5.10 постановления Правительства РФ N 691 от 27.11.2004, Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Брянской области было издано распоряжение N 203 от 19.07.2007 "О безвозмездной передаче имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования "город Брянск" (л.д.55-56). В соответствии с п.п.1, 2 указанного распоряжения ТУ Росимущества по Брянской области должно оформить передачу в собственность муниципального образования "город Брянск" имущества согласно приложению к настоящему распоряжению, в соответствии с актом приема-передачи. Согласно Приложению N 1 к распоряжению ТУ ФАУФИ по Брянской области N 203 от 19.07.2007 в перечень имущества, передаваемого в собственность муниципального образования "город Брянск", вошло общежитие площадью 6400,4 кв.м, расположенное по адресу: г.Брянск, ул.Костычева, д.41, корп.2.
В пункте 3 распоряжения указано, что муниципальному образованию "город Брянск" надлежит представить на утверждение в ТУ Росимущества по Брянской области подписанный акт приема-передачи в течение трех недель с момента получения акта. В случае, если в установленный ч.11 ст.154 Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 и настоящим распоряжением срок акт приема-передачи не подписан и (или) не представлен муниципальным образованием "город Брянск", акт приема-передачи утверждается ТУ Росимуществом по Брянской области в одностороннем порядке (п.4 распоряжения).
В силу пункта 5 распоряжения N 203 от 19.07.2007 оно является основанием для возникновения права собственности на передаваемое имущество, указанное в п.1 распоряжения. Право собственности муниципального образования "город Брянск" возникает с момента утверждения акта приема-передачи. 24.08.2007 во исполнение распоряжения ТУ Росимущества по Брянской области N 203 от 19.07.2007 ТУ Росимуществом по Брянской области был утвержден акт приема-передачи имущества (общежития площадью 6400,4 кв.м, расположенного по адресу: г.Брянск, ул.Костычева, д.41, корп.2), составляющего государственную казну Российской Федерации, передаваемого в собственность муниципального образования "город Брянск" (том 1, л.д.57).
18.11.2008 указанное здание исключено из реестра федерального имущества. Решением Арбитражного суда Брянской области от 04.02.2008 по делу N А09-6912/2007-21 исковые требования Брянской городской администрации к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Брянской области о признании недействительным распоряжения N 203 от 19.07.2007 "О безвозмездной передаче имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, в собственность Муниципального образования "город Брянск" в части передачи здания общежития, расположенного по адресу: г.Брянск, ул.Костычева, д.41, корп.2, Муниципальному образованию "город Брянск" и обязании муниципального образования "город Брянск" представить ТУ Росимущества по Брянской области подписанный акт приема-передачи указанного здания оставлены без удовлетворения. Указанное решение суда оставлено без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2008 и постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 09.09.2008 и вступило в законную силу.
В связи с безвозмездной передачей спорного объекта жилого фонда в собственность МО "город Брянск" по акту приема-передачи от 24.08.2007 ОАО "Электроаппарат" направило в адрес истца уведомление от 23.06.2008, в котором сообщило о вышеуказанных обстоятельствах и просило считать договор N 022-01010022 от 11.07.2006 расторгнутым с 01.07.2008. Ссылаясь на то, что переданная им в период с июля по ноябрь 2008 года на объект жилого фонда - общежитие тепловая энергия в сумме 258 867 руб. оплачена не была, истец обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того обстоятельства, что собственником имущества, на снабжение которого истцом подавалась тепловая энергия, являлся город Брянск с момента утверждения ТУ Росимущества по Брянской области акта приема-передачи (24.08.2007) во исполнение распоряжения о передаче имущества в собственность Муниципального образования "город Брянск", в связи с чем МО "город Брянск" как собственник имущества и должен нести расходы по его содержанию, в том числе по оплате поставленной на данный объект тепловой энергии. Суд апелляционной инстанции считает данный вывод арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 210 Кодекса собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как следует из содержания искового заявления, разногласия сторон возникли по вопросу о правомерности взыскания с ответчика задолженности за энергию, отпущенную истцом для нужд общежития, расположенного по ул.Костычева, 41/2, в июне 2008 года переданного в муниципальную собственность.
В качестве доказательств, свидетельствующих о фактической передаче указанного объекта жилого фонда в муниципальную собственность, в материалы дела представлено распоряжение ТУ Росимущества N 203 от 19.07.2007, которым на администрацию муниципального образования "город Брянск" возложена обязанность принять в муниципальную собственность, в частности, общежитие по адресу: г.Брянск, ул.Костычева, д.41, корп.2, акт приема-передачи имущества, составляющего государственную казну РФ, передаваемого в собственность МО "город Брянск" от 27.08.2007, постановление Брянской городской администрации от 20.11.2008 N 1271-П "О приеме в муниципальную собственность города Брянска общежития, расположенного по адресу: г.Брянск, ул.Костычева, д.41, корп.2".
Согласно ст.54 ФЗ от 22.08.2004 N 122-ФЗ, п.5 постановления Правительства РФ от 13.06.2006 N 374 , распоряжению ТУ Росимущества N 203 от 19.07.2007 право собственности муниципального образования "город Брянск" на объект жилого фонда - общежитие, расположенное в г.Брянске, по ул.Костычева, д.41, корп. 2, возникло с момента утверждения акта приема-передачи, то есть с 24.08.2007.
Вследствие этого наличие документов, свидетельствующих о фактически состоявшейся передаче имущества, влечет обязанность для администрации муниципального образования "город Брянск" после состоявшейся передачи нести расходы по содержанию находящихся в муниципальной собственности объектов жилого фонда, в силу статьи 210 ГК РФ.
Из содержания статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 35-ФЗ "Об энергетике" и статьи 1 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" следует, что электрическую и тепловую энергию оплачивают потребители, потребляющие и пользующиеся электрической и тепловой энергией для собственных и (или) производственных нужд.
С учетом содержания указанных норм, а также пункта 1 статьи 539 ГК РФ ответчик - МО "город Брянск" явился потребителем спорного объема тепловой энергии (с июля по ноябрь 2008 года) ввиду того, что в указанный период объект жилищно-коммунального хозяйства, для снабжения которого была поставлена указанная энергия, обладал статусом муниципальной собственности.
С учетом изложенного муниципальное образование, как собственник муниципального жилого фонда и надлежащий ответчик, обязано возместить расходы истца на теплоснабжение общежития.
Следовательно, требование истца о взыскании расходов по теплоснабжению общежития с ответчика обоснованно и подлежит удовлетворению.
При этом не может быть принят во внимание довод заявителя жалобы о том, что с ответчика подлежит взысканию только часть предъявленной задолженности в объеме предусмотренных в бюджете субсидий на компенсацию выпадающих доходов, задолженность по оплате в части, составляющей долю населения, подлежит взысканию в рамках отдельного иска как убытки истца. Как следует из материалов дела и пояснений представителей сторон, спор возник в связи с неуплатой ответчиком задолженности за теплоэнергию, поставленную в комнаты N 101-112, 200-213, 301-313, 400-413, 501-513, 600-613, 701-713, 800-812, 901-913 общежития, расположенного по адресу: г.Брянск, ул.Костычева, д.41, корп.2.
Согласно пояснениям представителя ответчика, данным в ходе судебного заседания в суде апелляционной инстанции, в 2008 году сборы с населения, проживающего в муниципальном жилом фонде, за поставленную теплоэнергию осуществляло ООО "Региональный информационно-расчетный центр".
При этом в материалы дела представлено письмо ООО "Региональный информационно-расчетный центр" N 303/01 от 22.05.2009, направленное в адрес истца, из содержания которого следует, что в спорный период - июль-ноябрь 2008 года - ООО "РИРЦ" производились населению начисления и последним производилась оплата по следующим комнатам спорного общежития: 119-126, 214-219, 221-226, 300, 314-326, 414-426, 500, 514-526, 614-626, 700, 714-726, 813-826, 900, 914-926, денежные средства перечислялись на расчетный счет ОАО "Брянские коммунальные системы"; с декабря 2008 года также производилось начисление за отопление и горячее водоснабжение по следующим комнатам: 101-112, 200-213, 301-313, 400-413, 501-513, 600-613, 701-713, 800-812, 901-913 (т.2, л.д.103).
Таким образом, из содержания указанного письма следует, что в спорный период - июль-ноябрь 2008 года - за тепловую энергию, поставленную истцом в комнаты N 101-112, 200-213, 301-313, 400-413, 501-513, 600-613, 701-713, 800-812, 901-913 общежития, стоимость которой составляет предмет настоящего иска, платежи с населения организацией, осуществляющей начисление и сбор платежей, не взыскивались и не перечислялись истцу.
Ответчиком тот факт, что в период с сентября по ноябрь 2008 года плата за теплоэнергию, поставляемую в спорные помещения общежития по ул.Костычева, д.41, корп. 2, с населения не взималась, не оспаривается ввиду отсутствия данных о том, кому принадлежат и на чьем балансе находятся спорные комнаты общежития.
Вместе с тем, с момента передачи спорного объекта в муниципальную собственность на муниципальном образовании "город Брянск" как собственнике лежала обязанность совершить действия по принятию и распоряжению принадлежащим ему имуществом, которые возложены на него законом, в частности, определить лицо, являющееся балансодержателем объекта, осуществляющее его содержание и управление, в том числе функции по сбору с населения и уплате коммунальных платежей.
Ответчиком указанная обязанность исполнена не была, оплата теплоэнергии, поставленной истцом в принадлежащий ему объект жилого фонда, не была произведена ни в объеме платежей, подлежащих уплате населением, ни в объеме дотаций, предусмотренных в муниципальном бюджете, в связи с чем вся сумма задолженности, составляющая стоимость поставленной истцом теплоэнергии, подлежит взысканию с ответчика как с собственника объекта.
Необоснован и довод заявителя о том, что МО "город Брянск" в лице Финансового управления Брянской городской администрации является ненадлежащим ответчиком по иску, поскольку распределение бюджетных средств на компенсацию соответствующих выпадающих доходов получателю бюджетных средств - ОАО "Брянские коммунальные системы" является компетенцией комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации.
В соответствии с п.1 ст.124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности (п.1 ст.126 ГК РФ).
Поскольку содержание объектов жилого фонда относится на органы местного самоуправления, источником содержания являются бюджетные средства ввиду прямого указания закона.
Согласно Положению о Финансовом управлении Брянской городской администрации последнее является функциональным органом Брянской городской администрации, выполняет функции управления денежными средствами городской казны, совместно с другими участниками бюджетного процесса осуществляет бюджетный процесс в городе Брянске, обеспечивает составление проекта бюджета города Брянска, организует исполнение бюджета города, а также осуществляет предварительный и текущий контроль за его исполнением.
Учитывая, что содержание спорного объекта (общежития) относится к ведению органов местного самоуправления, источником содержания являются бюджетные средства (казна муниципального образования), исковые требования предъявлены к надлежащему ответчику.
Ссылка заявителя на недоказанность фактического объема поставленной истцом в сентябре-ноябре 2008 года теплоэнергии, также несостоятельна. Отсутствие письменного договора с энергоснабжающей организацией не освобождает ответчика от обязанности возместить стоимость фактически потребленной тепловой энергии.
Поскольку в спорный период на объекте жилого фонда - общежитии отсутствовал прибор учета энергии, количество отпущенной истцом тепловой энергии правомерно определено истцом расчетным путем, представленный расчет подтверждается свидетельскими показаниями Скачковой Р.С. Расчет фактически отпущенной тепловой энергии произведен в соответствии с Методикой определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения МДС 41-4.2000, утвержденной приказом Госстроя России от 06.05.2000 N 105, с учетом общего объема здания, подтвержденного справкой МУПТИ, фактически сложившейся температуры наружного воздуха, ветровой нагрузки, удельной отопительной характеристики здания, нормативной температуры внутри отапливаемого помещения, количества часов подачи тепловой энергии в сутки и продолжительности отопительного периода и с учетом количества жильцов, зарегистрированных и проживающих в общежитии.
При вышеуказанных обстоятельствах решение суда подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Брянской области от 03 сентября 2009 года по делу N А09-353/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Полынкина |
Судьи |
О.А. Тиминская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-353/2009
Истец: ОАО " Брянские коммунальные системы"
Ответчик: ОАО " Электроаппарат", МО в лице Финансового управления Брянской городской администрации
Кредитор: Скачкова Р.С.
Третье лицо: ТУ ФАУГИ по Брянской облатси, Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации, Брянская городская администрация