Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 10 ноября 2006 г. N КА-А40/10941-06
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 8 ноября 2006 г.
ООО "Ди ЭЛЕКТРО" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным решения ИФНС России N 37 по г. Москве от 31.01.05 N 2Э и обязании налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем осуществления предусмотренных ст. 176 НК РФ действий по возмещению из федерального бюджета НДС, а также отмены штрафных санкций.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 11.05.06, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.07.06, заявленные требования удовлетворены со ссылкой на ст.ст. 164, 165 и 176 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность судебных актов проверяются в порядке статей 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой Инспекции, в которой налоговый орган, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований.
Налоговый орган указывает на то, что экспортная выручка поступила со счета, не указанного в контракте; не удается провести встречную проверку поставщиков товара; товарные накладные оформлены с нарушением установленного порядка.
Представитель Инспекции в заседании суда жалобу поддержал по изложенным в ней доводам.
Общество в отзыве и его представитель в заседании суда с доводами кассационной жалобы не согласились, считая, что судом правильно применены нормы материального и процессуального права и оснований для отмены судебных актов не имеется.
С учетом мнения представителя Инспекции отзыв заявителя на кассационную жалобу налогового органа приобщен к материалам дела.
Обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Московского округа не находит оснований для отмены судебных актов.
Как установлено судом, по результатам камеральной налоговой проверки документов, представленных Обществом в подтверждение правомерности применения налоговой ставки 0 процентов по НДС за июль 2005 г. Инспекцией вынесено решение от 31.01.05 N 2/Э, которым не подтверждена правомерность применения налоговой ставки 0 процентов по НДС по операциям по реализации товаров (работ, услуг) в сумме 769 597 руб., отказано в возмещении НДС в размере 103 118 руб. 48 коп.; доначислен НДС, пени и штраф.
Считая указанное решение налогового органа незаконным, Общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу о том, что заявитель подтвердил свое право на применение налоговой ставки 0 процентов по НДС и налоговых вычетов, представив в Инспекцию пакет документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.
Данный вывод соответствует фактическим обстоятельствам дела, установленным в ходе его рассмотрения.
Согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ суммы, предусмотренные в ст. 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1-6 пункта 1 статьи 164 Кодекса, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 Кодекса, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в п. 6 ст. 164 Кодекса и документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
Суд правильно указал на то, что Обществом порядок, предусмотренный действующим законодательством, соблюден.
Довод налогового органа о том, что экспортная выручка от иностранного покупателя поступила с корреспондентского счета, не указанного контракте от 24.06.05 N 000-74-06, является необоснованным и не может служить основанием для отказа в применении налоговой ставки 0 процентов.
В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 165 НК РФ для подтверждения правомерности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы представляется выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара на счет налогоплательщика в российском банке.
Названная норма права не предусматривает условия, при котором поступление экспортной выручки должно осуществляться непосредственно из банка и со счета, указанного инопокупателем в контракте. Единственным требованием является подтверждение поступления экспортной выручки путем представления в налоговый орган банковской выписки, что, как установлено судом со ссылкой на выписки банка, платежные поручения, паспорт сделки и письмо банка, заявителем было исполнено в полном объеме. Поступивший платеж идентифицирован как экспортная выручка по контракту от 24.06.05 N 000-74-06.
Переводы денежных средств могут осуществляться иностранным продавцом, а само условие перевода денежных средств через определенный корреспондентский счет не является обязательным и существенным условием внешнеторгового контракта, поскольку корреспондентский счет используется только банком и только при межбанковских расчетах.
Ссылка налогового органа на незавершенность встречных проверок российских поставщиков товара при документальном подтверждении налогоплательщиком правомерности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов за июль 2005 года не может служить основанием для отказа в возмещении НДС.
Из буквального содержания статей 164, 165, 171, 176 Налогового кодекса Российской Федерации не следует, что возникновение у налогоплательщика-экспортера права на возмещение суммы налога на добавленную стоимость связано с фактом перечисления соответствующей суммы налога в бюджет поставщиком товара, как это утверждает Инспекция.
Доводы кассационной жалобы о том, что не подтверждается уплата в бюджет НДС российскими поставщиками товара, являются необоснованными и противоречат закону, так как отсутствие данных о проведении встречных проверок поставщиков товара, производителе товара, доказательств уплаты поставщиками НДС в бюджет не может служить основанием для отказа в возмещении Обществу НДС, поскольку такие основания к отказу в возмещении налога действующим налоговым законодательством не предусмотрены.
Налогоплательщик не несет ответственности за действия (бездействие) третьих лиц по выполнению ими обязанности по уплате налога.
Кроме того, налоговый орган в суде не заявлял, и в материалах дела отсутствуют допустимые доказательства, свидетельствующие о том, что в действиях Общества имеются признаки недобросовестности.
Доводам Инспекции касательно отдельных поставщиков товара, в частности ООО "Латекс" и ООО "Инвест реал" судом дана соответствующая правовая оценка в судебных актах.
В соответствии с п. 2 ст. 171 Налогового кодекса РФ вычет НДС производится в отношении предъявленных налогоплательщику и уплаченных им сумм налога при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ для осуществления операций, облагаемых НДС.
Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 статьи 171 НК РФ.
Судом установлено, что право налогоплательщика на применение налоговых вычетов основано на положениях ст.ст. 171, 172 и 176 НК РФ, а представленные документы, в частности, договоры, платежные поручения, счета-фактуры, выписки банка оформлены в соответствии с установленным порядком.
Ссылка налогового органа на недостатки в оформлении товарных накладных не влияет на право заявителя на применение налоговых вычетов по НДС, поскольку действующее законодательство не предусматривает обязанность налогоплательщика представлять указанные документы в подтверждение обоснованности принятия к вычету НДС.
При наличии сомнений в правильности составления документов, в том числе, товарных накладных, представленных письмом Общества от 19.08.05, налоговый орган был вправе запросить у налогоплательщика исправленные и дооформленные документы в порядке ст. 88 НК РФ, что им сделано не было.
Кроме того, суд правильно указал на то, что налоговое законодательство не содержит обязательных требований к оформлению товарных накладных.
В соответствии с ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, принявшие решение.
Суды первой и апелляционной инстанций правильно пришли к выводу о том, что налоговый орган не представил доказательств законности оспариваемого решения и того, что налоговые вычеты по НДС Обществом применены неправомерно.
Следовательно, оснований для доначисления НДС, пени и штрафа у налогового органа также не имелось.
Нарушений норм процессуального права судом кассационной инстанции не установлено. Оснований для отмены принятых по делу судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.05.06 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.07.06 оставить без изменения, кассационную жалобу ИФНС России N 37 по г. Москве - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 10 ноября 2006 г. N КА-А40/10941-06
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании