г. Владивосток |
Дело |
29 марта 2011 г. |
N А59-660/2010 |
Резолютивная часть постановления оглашена 28 марта 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 марта 2011 года .
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: З.Д. Бац
судей: Т.А. Солохиной, Е.Л. Сидорович
при ведении протокола секретарем судебного заседания: А.с. Барановой
при участии: стороны не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "ЮССА-ДОМ"
апелляционное производство N 05АП-1168/2011
на решение от 04.06.2010
судьи Белоусова А.И.
по делу N А59-660/2010 Арбитражного суда Сахалинской области
по иску (заявлению) Товарищества собственников жилья "ЮССА-ДОМ"
к МИФНС России N 1 по Сахалинской области, УФНС России по Сахалинской области
о признании недействительными решений
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья (кондоминиум) "ЮССА-ДОМ" (далее - ТСЖ "ЮССА-ДОМ", Товарищество, Налогоплательщик, ТСЖ) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 1 по Сахалинской области (далее - Инспекция, Налоговый орган, Межрайонная ИФНС России N 1 по Сахалинской области) о признании недействительным в полном объеме решения от 05.02.2009 N 12-21/23, которым ТСЖ "ЮССА-ДОМ" было привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст. 122 Налогового кодекса РФ, за неуплату (неполную уплату) сумм налога на прибыль, подлежащего зачислению в Федеральный бюджет, в виде штрафа в размере 4.033 руб. 60 коп., налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджет субъекта РФ, - в виде штрафа в размере 10.859 руб. 69 коп., налога на добавленную стоимость - в виде штрафа в размере 9.046 руб. 82 коп., предусмотренной п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ, за непредставление в установленный срок документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, в виде штрафа в размере 2.150 руб., Налогоплательщику предложено уплатить налог на прибыль за 2005 год в размере 22.128 руб. 82 коп., за 2006 год - в размере 30.692 руб. 24 коп, за 2007 год - в размере 43.774 руб. 19 коп., налог на добавленную стоимость - в размере 60.277 руб. 79 коп. и пени в сумме 5.696 руб. 58 коп. по налогу на прибыль, зачисляемому в Федеральный бюджет, в сумме 15.336 руб. 98 коп. - по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта РФ, в сумме 9.469 руб. 45 коп. - по налогу на добавленную стоимость.
Налогоплательщик также просил суд признать недействительным решение Управления ФНС России по Сахалинской области (далее - Управление, УФНС России по Сахалинской области) от 13.04.2009 N 054, которым решение Инспекции от 05.02.2009 N 12-21/23 было оставлено без изменения, а жалоба ТСЖ "ЮССА-ДОМ" - без удовлетворения.
Дополнением к заявлению от 02.06.2010 ТСЖ "ЮССА-ДОМ" в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ уточнило заявленные требования и просило суд признать недействительным решение Инспекции от 05.02.2009 N 12-21/23 в части доначисления налога прибыль в размере 96.595 руб. 25 коп.
В судебном заседании в суде первой инстанции представитель ТСЖ "ЮССА-ДОМ" уточненное требование поддержал по основаниям, изложенным в заявлении и дополнениях к заявлению. Руководствуясь ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, заявил отказ от остальной части требований.
Одновременно налогоплательщик заявил ходатайство о восстановлении срока для обжалования спорного судебного акта. В обоснование заявленного ходатайства Товарищество указало, что является некоммерческой организацией, в связи с чем не имеет средств на оплату юридических услуг. Отсутствие штатного юриста препятствует ТСЖ "ЮССА-ДОМ" реализовать свое право оспорить решение налогового органа в судебном порядке, кроме того, пропуску срока обжалования во многом способствовало то, что в устной беседе сотрудниками Инспекции и Управления было указано на трехлетний срок обжалования решений налоговых органов.
Решением от 04 июля 2010 года суд отказал ТСЖ "ЮССА-ДОМ" в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока подачи заявления, указав при этом, что приведенные Товариществом причины нельзя отнести к уважительным причинам пропуска срока, поскольку они сами по себе не могут препятствовать обращению в арбитражный суд в установленный законом срок. Суд также указал, что указанные Налогоплательщиком обстоятельства не явились препятствием для оспаривания им решения Налогового органа от 05.02.2009 N 12-21/23 путем подачи в Управление апелляционной жалобы от 13.03.2009 N 049-ж.
В связи с отказом в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока суд отказал ТСЖ "ЮССА-ДОМ" в удовлетворении требований к Межрайонной ИФНС России N 1 по Сахалинской области о признании недействительным решения от 05 февраля 2009 года N 12-21/23 в части доначисления налога прибыль в размере 96 595 рублей 25 копеек и взыскал с Товарищества в Федеральный бюджет государственную пошлину в размере 2.000 рублей.
Не согласившись с вынесенным судом решением, ТСЖ обжаловало его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе Товарищество указало, что причины пропуска срока на обжалование являются уважительными, поскольку ТСЖ является некоммерческой организацией и не имеет возможности нанять юриста.
Согласно жалобе, Инспекция приняла незаконное решение, устанавливающее, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления.
Кроме того, ТСЖ считает незаконным предложение Инспекции уплатить налог на прибыль за период свыше трех лет.
На основании вышеуказанных доводов Товарищество просит отменить решение суда первой инстанции по настоящему делу.
В апелляционной жалобе ТСЖ также просит предоставить отсрочку уплаты государственной пошлины до рассмотрения дела по существу в связи с отсутствием у него денежных средств.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 05.10.2010 года решение МИФНС России N 1 по Сахалинской области от 05.02.2009 N 12-21/23 признано недействительным в части доначисления ТСЖ "Юсса Дом" налога на прибыль на целевые взносы в сумме 149 786р. 34к, доначисления пени и штрафа в соответствующих суммах.
Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа в своем постановлении от 02.02.2011 признал обоснованным выводы суда апелляционной инстанции о том, что денежные средства собственников жилых помещений были направлены непосредственно на содержание общего имущества собственников многоквартирного дома и на получение коммунальных услуг и не поступали в доход ТСЖ. Выводы суда об отсутствии факта реализации товариществом услуг, отсутствие дохода от релизации услуг и отсутствие объекта обложения налогом на прибыль соответствует НК РФ, указал Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа в своем постановлении от 02.02.2011.
Вместе с тем, суд кассационной инстанции отметил, что в решении налогового органа отсутствуют сведения об исчислении налога на прибыль от суммы 149 786р.34к. В решении налогового органа отражены такие суммы как 82 183 руб. и 67 603, 25руб, квалифицированные инспекцией доходом, полученным от физических лиц- собственников жилых помещений, но судом второй инстанции не указаны мотивы, по которым названные обстоятельства не были учтены, в то время как от их установления зависит определение суммы налога на прибыль, доначисление которой суд счел незаконным, а также размер штрафа по п.1 ст. 122 НК РФ и пени. В связи с этим ФАС ДВО постановление апелляционной инстанции в части признания недействительным доначисления налога на прибыль на целевые взносы в сумме 149 786р. 34к. отменил и в данной части направил дело на новое рассмотрение в апелляционный суд.
В соответствии с указанием ФАС ДВО на новом рассмотрении суд апелляционной инстанции пересматривает решение в части определения суммы налога на прибыль, вмененному товариществу как заниженный доход, в части штрафных санкций и пени.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы стороны своих представителей в судебное заседание не направили. Принимая во внимание неявку сторон и их надлежащее уведомление, коллегия на основании ст. 156 АПК РФ рассмотрела дело в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
На основании решения заместителя начальника Налогового органа от 20.06.2008 N 12-21/176 Инспекцией была проведена выездная налоговая проверка ТСЖ "ЮССА-ДОМ" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) в бюджет налога на прибыль, транспортного налога, единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2005 по 31.12.2007, налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2005 по 30.05.2008.
По результатам проведенной проверки Инспекцией был составлен акт от 27.11.2008 N 21-21/330.
Рассмотрев материалы проверки, Инспекция вынесла решение от 05.02.2009 N 12-21/23 которым привлекла ТСЖ к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ, за неуплату (неполную уплату) сумм налога на прибыль, подлежащего зачислению в Федеральный бюджет, в виде штрафа в размере 4.033 руб. 60 коп., налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджет субъекта РФ - в размере 10.859 руб. 69 коп., налога на добавленную стоимость - в размере 9.046 руб. 82 коп., предусмотренной п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ, за непредставление в установленный срок документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, в виде штрафа в размере 2.150 руб.
Указанным решением Налоговый орган также предложил Налогоплательщику уплатить налог на прибыль за 2005 год в размере 22.128 руб. 82 коп., за 2006 год - в размере 30 692 руб. 24 коп, 2007 год - в размере 43.774 руб. 19 коп., налог на добавленную стоимость в размере 60.277 руб. 79 коп., а также доначислил Заявителю пени в сумме 5.696 руб. 58 коп. - по налогу на прибыль, зачисляемому в Федеральный бюджет, в сумме 15.336 руб. 98 коп. - по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта РФ, в сумме 9.469 руб. 45 коп. - по налогу на добавленную стоимость.
Решением Управления от 13.04.2009 N 054 указанное решение Инспекции было оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Товарищества - без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенными Инспекцией и Управлением решениями, ТСЖ обратилось с заявлением о признании их недействительными в арбитражный суд, который отказал в удовлетворении заявленных требований.
Как следует из материалов дела, в дополнениях к заявлению от 11.05.2010 (т.4 л.д. 106-108), от 02.06.2010 (т. 4 л.д. 131-121) ТСЖ уточнило заявленные им первоначально требования и просило отменить, как необоснованное, решение Инспекции от 05.02.2009 N 12-21/23 в части доначисления налога на прибыль в сумме 96.595,25 руб.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
Учитывая, что уменьшение ТСЖ заявленных в настоящем деле требований не противоречит закону и не нарушает права других лиц, коллегия принимает уточнение требований. В тоже время коллегия считает, что подлежат рассмотрению не только требования о признании недействительным решения Инспекции от 05.02.2009 N 12-21/23 в части доначисления налога на прибыль в сумме 96.595,25 руб., но и требования о признании недействительным указанного решения Налогового органа в части доначисления ТСЖ пеней и штрафных санкций за неуплату налога на прибыль в сумме 96.595,25 руб.
Как следует из материалов дела, основанием для доначисления Товариществу налога на прибыль в сумме 96.595,25 руб. явился тот факт, что ТСЖ "ЮССА-ДОМ" за 2005, 2006, 2007 годы в целях налогообложения не были учтены доходы, полученные:
1. от сдачи в аренду имущества ЗАО "Мобиком-Хабаровск" по договору аренды N 1 от 21.03.2005, в сумме 466.963,88 руб.,
2. от оказания ООО "Альянт" услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, электроснабжению, техническому и капительному ремонту, оказанных ТСЖ по договорам от 31.12.2004, от 30.12.2006, от 29.12.2006, в сумме 104.800,08 руб.,
3. от оказания ООО "Оренсах" услуг по техническому обслуживанию, обслуживанию лифта, водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, электроснабжению, вывозу мусора, техническому обслуживанию и обслуживанию лифта в сумме 36.000 руб.,
4. от оказания услуг ОАО "Сахалинэнерго" по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, электроснабжению, вывозу мусора, техническому обслуживанию, охране, капитальному ремонту по договору 594-1814 от 30.09.2004 в сумме 43.506,68 руб.,
5. от оказания коммунальных услуг, в том числе, услуг по обслуживанию жилищного фонда, ремонту, капитальному ремонту, услуг дежурных собственникам квартир домов, подведомственных Товариществу и расположенных по адресам: г.Южно-Сахалинск, пр-т Победы, 6А, пр-т Победы, 10Б, ул. Горького, 50Б. в сумме 149786р. 34к.
Вышеуказанные нарушения, согласно оспариваемому решению Инспекции, повлекли неправомерное занижение Налогоплательщиком налоговой базы по налогу на прибыль за 2005, 2006, 2007 годы на 801.056,98 руб.
Согласно оспариваемому решению Инспекции Товариществом при рассмотрении материалов проверки были представлены Налоговому органу возражения, в которых ТСЖ заявило о произведенных им расходах по содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
По возражениям Налогоплательщика Инспекция приняла расходы в сумме дохода, полученного ТСЖ, как было установлено проверкой, от оказания услуг по обслуживанию жилфонда, что составило 398.576,73 руб, в том числе из суммы 149 786р. 34к были приняты расходы в сумме 82 183р. 09к, полученные от собственников жилых помещений- физических лиц- за услуги по обслуживанию жилищного фонда. В остальной сумме 402 480р.25к. инспекция не приняла заявленные ТСЖ расходы, в том числе по обслуживанию жилищного фонда в сумме 67 603р. 25к. и начислила налог на прибыль в сумме 96 595р. 26к., штраф по п.1 ст. 122 с этой суммы и пени.
Рассмотрев материалы дела, коллегия пришла к выводу о том, что Товариществу неправомерно был доначислен налог на прибыль, а также пени и штраф за его неуплату на суммы, полученные ТСЖ за оказанные коммунальные услуги собственникам квартир домов, подведомственных Товариществу и расположенных по адресам: г.Южно-Сахалинск, пр-т Победы, 6А, пр-т Победы, 10Б, ул. Горького, 50Б, и не принятые налоговым органом в сумме 67 603р. 25к.
В соответствии со ст. 50 Гражданского кодекса РФ коммерческой является организация, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
Согласно п. 1 ст. 135 Жилищного кодекса РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
В соответствии со статьями 153 - 154 Жилищного кодекса РФ на членов товарищества возложена обязанность внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, которая включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, плату за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в этом доме. При этом в случае неисполнения собственниками помещений в многоквартирном доме своих обязанностей по участию в общих расходах товарищество вправе в силу пунктов 3 - 4 статьи 137 Жилищного кодекса РФ потребовать в судебном порядке возмещения убытков, взыскания обязательных платежей и взносов.
Таким образом, обязательные платежи и взносы собственников помещений в многоквартирном доме, используемые товариществом на оплату стоимости содержания, обслуживания и ремонта жилого фонда, а также на оплату коммунальных услуг, являются целевыми поступлениями собственников помещений в многоквартирном доме на содержание созданной им некоммерческой организации и ведение товариществом уставной деятельности по управлению комплексом недвижимого имущества и обеспечению эксплуатации этого комплекса.
В соответствии с пунктами 1.1, 1.2 Устава товарищества домовладельцев "ЮССА-ДОМ" данное товарищество создано физическими и юридическими лицами, владеющими на праве собственности жилыми помещениями в доме N 50Б по ул.Горького, домах N 6А и 10Б по пр-ту Победы в г.Южно-Сахалинске в целях реализации ими своих прав по владению, пользованию и распоряжению общей собственностью в данных домах.
Согласно пунктам 2.4, 2.8 Устава товарищество самостоятельно определяет организацию по обслуживанию дома, включая государственные жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные организации, кооперативы, частные фирма и иные субъекты хозяйствования, заключает с ними соответствующие договоры. Кроме того, Товарищество выступает заказчиком на коммунальные и иные услуги (водо-, тепло-, электро-, газоснабжение и др.), заключает договоры с ответствующими организациями на оказание этих услуг.
Статьей 137 Жилищного кодекса РФ предусмотрено право товарищества заключать договоры о содержании и ремонте общего имущества в этом доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества; определять смету доходов и расходов на год и на основе принятой сметы устанавливать размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в этом доме.
В соответствии со статьей 247 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью в целях главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации признаются для российских организаций полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с данной главой.
Статьей 249 Налогового кодекса РФ установлено, что в целях названной главы Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
Пунктом 1 статьи 38 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.
В силу пункта 1 статьи 39 Налогового кодекса РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных названным Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39 Жилищного кодекса РФ расходы на содержание общего имущества в многоквартирном доме - это обязательные расходы. Члены ТСЖ вносят и обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей в проверенном периоде) при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателями и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.
К указанным целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся: осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, целевые взносы и отчисления в публично-правовые профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства, паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Из вышеизложенного следует, что денежные средства, поступившие в ТСЖ от собственников жилых помещений в многоквартирном доме на оплату коммунальных услуг, являются целевыми поступлениями, направлены на ведение Товариществом уставной деятельности, т.е. деятельности для которой ТСЖ и было создано собственниками жилых помещений - содержание общего имущества многоквартирного дома.
Как следует из материалов дела, перечисленные членами ТСЖ "ЮССА-ДОМ" Димитрашем Н.С., Орешкиной Е.В., Мутыло И.А., Новиковым В.Н., Ахманаевой П.В. в 2005-2007 годах денежные средства направлены на оплату обслуживания жилого фонда, капитального ремонта, холодной и горячей воды, отопления, работы дежурных, водоотведение, электроплиту. Данное обстоятельство подтверждается имеющимися в материалах дела копиями квитанций, копиями квитанций к приходным кассовым ордерам (л.д. 23 - 66).
Определением от 30.08.2010 по настоящему делу коллегия предложила ТСЖ "ЮССА-ДОМ" представить письменные пояснения о том, как расходовались суммы, полученные от жильцов, кем выполнялись услуги по обслуживанию дома, и представить доказательства заключения соответствующих договоров.
Во исполнение данного определения ТСЖ представило в материалы дела договор энергоснабжения тепловой энергией от 01.01.2006 N 1178, заключенный им с ОАО "Сахалинская коммунальная компания", договор на отпуск тепловой энергии в горячей воде от 01.10.2004 N 1178, заключенный с ОАО "Сахалинэнерго", договор на вывоз твердых бытовых отходов, уборку и обслуживанию мест сбора и складирования ТБО, заключенный с МУП "Жилищно-эксплуатационное управление N 9", договор на вывоз твердых бытовых отходов, уборку и обслуживанию мест сбора и складирования ТБО от 01.11.2007, заключенный с ООО "Чистый город-4", договор на оказание услуг по вывозу бытового мусора N 2-Ж от 15.11.2006, заключенный с ООО "ЭкоСити", договор на вывоз твердых бытовых отходов, уборку и обслуживанию мест сбора и складирования ТБО N7/002 от 01.01.2004, заключенный с МУП "Жилищный производственно-эксплуатационный трест", договор на энергоснабжение N 1469 от 24.03.1999, заключенный с ОАО "Сахалинэнерго", договоры абонементного технического обслуживания приборов учета тепловой энергии N 62 от 12.09.2005, N 42 от 05.09.2006, N 8 от 05.09.2007, заключенные с ООО "Сервисно-Технический Центр "Экотерм".
Рассмотрев данные договоры, коллегия установила, что денежные средства, полученные от жильцов, расходовались ТСЖ на оплату коммунальных услуг.
То есть денежные средства были направлены непосредственно на содержание общего имущества многоквартирного дома и на получение коммунальных услуг и не поступали в доход ТСЖ, Товарищество не осуществляло реализацию услуг и не получало доходов от такой реализации, в связи с чем объекта обложения налогом на прибыль не возникло.
В соответствии с п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 05.10.2007 N 57 при рассмотрении дел с участием налоговых органов и товариществ собственников жилья (далее - ТСЖ), касающихся обложения НДС услуг, связанных с эксплуатацией, содержанием и ремонтом жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах (в том числе коммунальных услуг), судам следует исходить из статуса указанных лиц в структуре соответствующих договорных связей.
Согласно указанному пункту Постановления из толкования во взаимосвязи подпунктов 1, 4 пункта 1 статьи 137 ЖК РФ следует, что ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ. Соответствующие обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами ТСЖ, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), например, услуг по энергоснабжению, ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
Таким образом, ТСЖ, заключая договоры на оказание коммунальных услуг, на эксплуатацию, содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах, а также трудовые договоры со специалистами, выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах членов ТСЖ.
В связи с этим ТСЖ не представляют соответствующих налоговых деклараций и не исчисляют сумму НДС по операциям, связанным с обеспечением жилых помещений коммунальными услугами и с содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества многоквартирных домов.
Несмотря на то, что правовая позиция Пленума ВАС РФ в указанном выше Постановлении выражена в отношении доначисления НДС по операциям, связанным с обеспечением жилых помещений коммунальными услугами, коллегия считает, что она применима также и в отношении доначисления ТСЖ налога на прибыль.
Руководствуясь вышеизложенным, коллегия считает, что у Налогового органа отсутствовали основания для доначисления ТСЖ "ЮССА-ДОМ" налога на прибыль с целевых денежных средств в сумме 149 786р.34к, уплаченных членами ТСЖ - собственниками жилых помещений за оказание им коммунальных услуг. Но поскольку налоговым органом из 149786, 34р. сумма в размере 82 183р. 09к. была исключена из дохода и включена в расходы, являясь составляющей суммы 398 576р. 73к., то необоснованно включенной в доход в размере 402 480р.25к.( 801056,98 - 398576р.73к.) является сумма 67 603р.25к., с которой необоснованно доначислены налог, штраф и пени.
Следовательно, сумма дохода, с которого налоговым органом правомерно начислен налог на прибыль, пени и штраф по п.1 ст.122 НК РФ, составляет 334 877р.(402480, 25р. - 67603,25р.), сумма налога на прибыль составит 80 370р. 48к., а неправомерно доначислен налог на прибыль с суммы 67 603р25к., который составит 16 224р. 78к., из которых за 2005 год- 2070р.52к., за 2006 год- 3448р.02к., за 2007 год- 10 706р.23к., штраф по п.1 ст 122 НК РФ- 2830р.85к. (с суммы налога за 2005 штраф не начислялся в связи с истечением срока), и пени в размере 2890р.86к.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, решение Межрайонной ИФНС России N 1 по Сахалинской области от 05.02.2009 N 12-21/23 в части доначисления ТСЖ "ЮССА-ДОМ" налога на прибыль на целевые взносы в сумме 16 224р. 78к., доначисления пеней в сумме 2890р. 86к. и штрафа в сумме 2830р.85к. является незаконным, так как не соответствует в этой части Налоговому кодексу Российской Федерации и нарушает права и законные интересы Товарищества в сфере осуществления предпринимательской деятельности.
В связи с тем, что ТСЖ "ЮССА-ДОМ" была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины по рассмотрении настоящего дела в судах первой и апелляционной инстанций, и, следовательно, расходов по уплате государственной пошлины Заявитель не понес, а Налоговый орган в силу пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобожден, коллегия не взыскивает государственную пошлину по настоящему делу ни с одной из сторон.
Согласно пп. 2 ст. 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 4 июня 2010 года по делу N А59-660/2010 изменить. Признать незаконным Решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Сахалинской области от 05.02.2009 N 12-21/23 в части доначисления товариществу собственников жилья налога на прибыль в сумме 16 224р. 78к., доначисления пеней в сумме 2890р. 86к. и штрафа в сумме 2830р.85к. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий: |
З.Д. Бац |
Судьи |
Т.А. Солохина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-660/2010
Истец: Товарищество собственнико жилья "ЮССА-ДОМ", ТСЖ "Юсса-Дом"
Ответчик: МИФНС России N 1 по Сахалинской области, МИФНС России N1 по Сахалинской области, УФНС России по Сахалинской области
Третье лицо: ТСЖ "Юсса-Дом", УФНС по Сахалинской области, Межрайонная ИФНС N1 по Сах.обл., УФНС России по Сахалиской области, ФНС г. Москва