город Ростов-на-Дону |
дело N А53-22425/2010 |
05 апреля 2011 г. |
15АП-2587/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 апреля 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Барановой Ю.И., Величко М.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Косеевой М.С.
при участии:
от истца - представитель Хомякова А.В. по доверенности от 17.12.2010;
от ответчика: представитель Репях Е.С. по доверенности от 28.12.2009;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Таганрогский морской торговый порт" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.02.2011 по делу N А53-22425/2010
по иску - ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала Северо-Кавказского территориального центра фирменного транспортного обслуживания
к ответчику - ОАО "Таганрогский морской торговый порт"
о взыскании задолженности
принятое в составе судьи Корецкого О.А.
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к открытому акционерному обществу "Таганрогский морской торговый порт" о взыскании задолженности в размере 348256 руб. 70 коп.
Решением от 07.02.2011 иск удовлетворен, с ответчика в пользу истца взыскано 348256 руб. 70 коп. платы за пользование вагонами.
Решение мотивировано тем, что задержка вагонов связана с непринятием их станцией Таганрог в связи с отсутствием складских емкостей и занятости фронтов выгрузки. Истцом представлены надлежащие доказательства задержки вагонов на пути следования, в актах общей формы указано время задержки и причины. Поскольку задержка вагонов произошла по вине грузополучателя, плата за пользование вагонами подлежит взысканию с ответчика.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на необоснованность и незаконность решения в части взыскания платы в размере 225005 руб. 23 коп., просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что истцом не доказано нарушение норм выгрузки грузов из вагонов для обоснования требования о взыскании 225005 руб. 23 коп. платы за пользование вагонами.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика жалобу поддержал.
Представитель истца доводы жалобы отклонил как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителей сторон, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 10.02.2009 между сторонами заключен договор N 102/1 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования открытого акционерного общества "Таганрогский морской порт" при станции Таганрог Северо-Кавказской железной дороги с протоколом согласования разногласий (л.д. 12-15, 105).
В соответствии с пунктом 6 договора уведомление о подаче вагонов передается за 2 часа до подачи вагонов маневровым диспетчером станции Таганрог сменному диспетчеру ОАО "Таганрогский морской порт" (владелец). Общее количество вагонов, одновременно подаваемых на железнодорожный путь необщего пользования, устанавливается не более 6 условных вагонов (пункт 7).
В пункте 12 договора установлено, что на железнодорожном пути необщего пользования устанавливается следующее технологическое время на выполнение разгрузочных операций с грузовыми вагонами - 2 часа и вместимость вагонов у мест выгрузки топлива нефтяного (мазут) - 6 вагонов.
Согласно пункту 15 владелец уплачивает ОАО "Российские железные дороги" (перевозчик) плату за пользование вагонами в соответствии с Тарифным руководством N 2. Сборы и платы вносятся перевозчику через лицевой счет владельца за время нахождения вагонов на путях владельца, либо ожидания их подачи по вине владельца. Плата за пользование вагонами вносится также за время задержки вагонов в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от владельца, при условии, что задержка привела к нарушению сроков доставки грузов. Факт задержки оформляется актом общей формы, на основании которого определяется время задержки и начисляется плата пользования вагонами по ставкам таблицы N 9 Тарифного руководства N 2 (пункт 16).
На основании приказа N 151 от 12.08.2010 следующие в адрес ОАО "Таганрогский морской торговый порт" 48 вагонов с грузом мазут в составе поезда N 1784 задержаны на станции Матвеев Курган в составе поезда N 2602/2908, о чем грузополучателю направлено извещение N 874 от 13.08.2010 (л.д. 22).
На основании приказа N 199 от 15.08.2010 вагоны отправлены на станцию назначения, о чем грузополучателю направлено извещение N 883 от 16.08.2010 (л.д. 23). О прибытии на станцию назначения вагонов грузополучатель извещен 16.08.2010 (л.д. 24).
По факту задержки вагонов за период времени с 12.08.2010 с 22 час. 45 мин. по 15.08.2010 22 час. 00 мин. перевозчиком составлены акты общей формы от 13.08.2010 (л.д. 17-20) и акт общей формы от 16.08.2010 (21).
На основании приказа N 146 от 11.08.2010 на станции Неклиновка СКЖД задержаны 48 вагонов следующих в составе поезда N 1784 в адрес ОАО "Таганрогский морской торговый порт", грузополучателю направлено извещение N 872 от 12.08.2010 (л.д. 35).
Вагоны убыли со станции Неклиновка 15.08.2010, о чем грузополучателю направлено извещение N 880 от 15.08.2010 (л.д. 33), вагоны прибыли на станцию назначения 15.08.2010 (извещение от 15.08.2010 - л.д. 34).
По факту задержки вагонов в период с 22 час. 09 мин. 11.08.2010 по 22.08.2010 до 00 час. 30 мин. перевозчиком составлены акты общей формы от 11.08.2010, от 15.08.2010 (л.д. 30-32).
На станции Замчалово 15.08.2010 на основании приказа N 169 от 15.08.2010 задержан поезд N 3802 в составе 48 вагонов следующих в адрес ОАО "Таганрогский морской торговый порт", о чем грузополучателю направлено извещение (л.д. 42).
Вагоны отправлены на станцию назначения 16.08.2010 и прибыли на станцию Таганрог 16.08.2010 (л.д. 43-44).
По факту задержки вагонов на станции Замчалово в период с 14 час. 10 мин. 15.08.2010 по 11 час. 15 мин. 16.08.2010 перевозчиком составлены акты общей формы от 15.08.2010, от 16.08.2010 и от 17.08.2010 (л.д. 40-41).
В связи с задержкой вагонов в пути следования по причинам, зависящим от грузополучателя (отсутствие складских помещений и занятости мест выгрузки на подъездном пути ОАО "ТМТП"), владельцу пути начислена плата за пользование вагонами.
Поскольку претензии перевозчика об оплате пользования вагонами оставлены без удовлетворения, ОАО "Российские железные дороги" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" железнодорожный транспорт в Российской Федерации состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций. Деятельность организаций железнодорожного транспорта необщего пользования регламентируется нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу статьи 2 Устава железнодорожными путями необщего пользования являются железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
Согласно статье 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за время задержки вагонов в пути следования, в том числе и на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, последние вносят перевозчику плату за пользование вагонами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов. Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, а также в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Размер платы за пользование вагонами, контейнерами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснено, что в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. В силу статьи 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4 и 6 Федерального закона "О естественных монополиях" железная дорога относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику - железной дороге, устанавливается Федеральной службой по тарифам.
В силу статьи 119 Устава железнодорожного транспорта обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности грузополучателя (получателя) при осуществлении перевозок грузов железнодорожным транспортом, удостоверяются актами общей формы. Порядок составления актов определяется правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.
В соответствии с Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом МПС РФ N 45 от 18.06.2003, акт общей формы составляется на станциях для удостоверения следующих обстоятельств: задержки вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования; задержки груженых вагонов на промежуточных станциях из-за неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, и отсутствия технических возможностей накопления вагонов на станции назначения; отказа или уклонения грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования и других юридических и физических лиц от подписания документов, предусмотренных технологией работы железнодорожного транспорта (учетной карточки выполнения заявки на перевозку, накопительной карточки, акта о повреждении вагона, акта о повреждении контейнера, памятки приемосдатчика, ведомости подачи и уборки вагонов и других); других случаев, предусмотренных технологией работы.
Согласно пункту 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.03 N 26 и статье 39 Устава железнодорожного транспорта за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки.
Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения.
Перевозчиком на станции назначения о факте задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
Временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей.
На станции назначения данный акт общей формы передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования (пункт 4.7 Правил).
Согласно представленным в материалы дела ведомостям подачи и уборки вагонов плата за пользование вагонами составила 348256 руб. 70 коп. с НДС (л.д. 27-28, 37-38, 47-48).
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что начисление платы за пользование вагонами по актам общей формы станции Неклиновка N 17 от 11.08.2010 и станции Таганрог N 4/245 от 15.08.2010, актам общей формы станции Матвеев Курган N 22 от 13.08.2010, N 23 от 13.08.2010, N 24 от 13.08.2010, N 25 от 13.08.2010, N 26 от 13.08.2010 и станции Таганрог N 323 от 16.08.2010, акты общей формы станции Замчалово N 2/40 от 15.08.2010, N 2/41 от 16.08.2010 и станции Таганрог N 329 от 17.08.2010 не является спорным, в данной части решение не обжалуется.
Ссылка заявителя жалобы на то, что взыскание платы не должно производиться в случае, когда технологические нормы выгрузки вагонов не нарушены, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Как пояснил в судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца, задержка вагонов произошла в связи с тем, что на станции Таганрог в период с 11.08.2010 по 16.08.2010 на путях находились вагоны, ранее прибывшие в адрес ответчика, которые по мере выгрузки вагонов грузополучателем подавались на подъездной путь ответчика. Причиной задержки вагонов является занятость станционных путей вследствие нарушения обязательств по приему ранее доставленного груза.
Согласно пункту 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26, время платы за задержанные вагоны должно начисляться за все время, пока не были выгружены предыдущие партии и не освобождены пути станции назначения.
При этом перевозчик не вправе отказать грузоотправителю в предоставлении услуг перевозки. Сроки поставки и количество перевозимого груза порт должен устанавливать самостоятельно со своими контрагентами. Доказательств наличия возможности в спорный период разгружать прибывшие в адрес порта вагоны, а также соблюдения норм выгрузки, заявителем жалобы не представлено.
В соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожного пути необщего пользования, обслуживающие грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, освобождаются от платы за пользование вагонами, контейнерами вследствие: обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии, которые вызвали перерыв движения на железнодорожном подъездном пути, и иных обстоятельств, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов; подачи перевозчиком вагонов, контейнеров в количестве, превышающем количество вагонов, контейнеров, установленное соответствующим договором.
Доказательств наличия указанных обстоятельств, заявителем жалобы также не представлено.
При таких условиях, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования в заявленном размере, оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суд апелляционной инстанции не усматривает.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.02.2011 по делу N А53-22425/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Еремина О.А. |
Судьи |
Баранова Ю.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-22425/2010
Истец: ОАО "РЖД" Северо-Кавказская ж. д., СК ТЦФТО, ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "Северо-Кавказская железная дорога" Ростовское отделение
Ответчик: ОАО "Таганрогский морской торговый порт"