город Ростов-на-Дону |
дело N А53-24138/2010 |
13 апреля 2011 г. |
15АП-1715/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 апреля 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смотровой Н.Н.
судей Л.А Захаровой, Н.Н. Ивановой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шапкиным П.В.
при участии:
от общества: представитель не явился (уведомление от 30.03.11г. N 50519);
от управления: представитель не явился (уведомление от 30.03.11г. N 50503);
от инспекции: главного специалиста эксперта Озериной Н.П. (доверенность от 16.11.10г. N 16-14-13/21027);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Русский Вояж"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.01.2011 по делу N А53-24138/2010
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Русский Вояж"
к заинтересованному лицу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ростова-на-Дону, Управлению Федеральной налоговой службы по Ростовской области
об отмене постановления по делу о привлечении к административной ответственности,
принятое в составе судьи Барановой Н.В.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Русский Вояж" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ростова-на-Дону (далее -инспекция), Управлению Федеральной налоговой службы по Ростовской области (далее -управление) об отмене постановления по делу о привлечении к административной ответственности.
Решением суда от 24.01.11г. обществу в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 15.1 КоАП РФ.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить. Жалоба мотивирована тем, что действия общества по обеспечению сохранности денежных средств производится в строгом соответствии с "Порядком ведения кассовых операций в РФ", утверждённый решением Совета Директоров ЦБ России от 22.09.93г. N 40.
В отзыве на апелляционную жалобу инспекция просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
В отзыве на апелляционную жалобу управление просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Общество и управление своих представителей в судебное заседание не направили, о дате, месте и времени проведения судебного заседания извещены надлежащим образом.
Представитель инспекции не возражали против рассмотрения жалобы в отсутствие представителей общества и управления.
Учитывая изложенное, на основании ч.ч. 1, 3 ст. 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей общества и управления.
Представитель управления возражала против отмены решения суда первой инстанции сославшись на доводы, приведённые в отзыве на апелляционную жалобу.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя управления, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании поручения N 144 от 06.09.2010 г. в 11 час. 47 мин. по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Темерницкая, 83, в помещении туристического агентства, принадлежащего обществу, ИНН 6164084240 инспекцией проведена проверка по вопросу соблюдения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт за период с 05.07.2010г. по 05.09.2010г.
В ходе проведении проверки выявлено нарушение порядка хранения наличных денежных средств в организации. Остаток денежных средств за предыдущие дни хранился в сейфе, расположенном в кабинете директора. Также установлено, что не оборудована кассовая комната в соответствии с едиными требованиями по технической укрепленности и оборудованию касс предприятий. Хранение наличных денежных средств предприятием производилось в помещении, не соответствовавшим требованиям технической укрепленности и оборудования кассового помещения.
В результате чего были нарушены: п. 3, п.29 "Порядка ведения кассовых операций в РФ", утвержденный решением Совета Директоров ЦБ России от 22.09.1993 г. N 40. Ответственность за указанное правонарушение предусмотрена ст. 15.1 КоАП РФ.
06.09.10г. составлен акт проверки 16-08/100 и протокол осмотра от 06.09.2010г.
06.09.10г. по факту выявленного нарушения инспекцией составлен протокол об административном правонарушении N 16-08/37.
13.09.10г. по итогам рассмотрения материалов проверки инспекцией, вынесено постановление о привлечении общества к административной ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением общество обратилось в арбитражный суд.
Повторно изучив порядок привлечения общества к административной ответственности суд апелляционной инстанции установил следующее.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным лицом в пределах компетенции, определенной КоАП РФ. При составлении протокола соблюдены положения статьи 28.2 КоАП РФ, направленные на защиту прав лица, в отношении которого составлен протокол.
Протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением процессуальных требований КоАП РФ, директор присутствовал при его составлении. Копия протокола получена заявителем 06.09.10г. В тексте протокола указана дата и время рассмотрения дела об административном правонарушении.
Постановление о привлечении к административной ответственности от 13.09.10г. принято начальником инспекции, который имеет право рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.1 КоАП РФ в отсутствии законного представителя Общества. Копия указанного постановления получена Обществом 17.09.2010г. Наказание назначено в пределах санкции ст. 15.1 КоАП РФ. Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к ответственности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
Таким образом, процессуальных правонарушений со стороны административного органа при производстве по делу об административном правонарушении в отношении общества судами первой и апелляционной инстанции судами первой и апелляционной инстанциями не выявлено.
При анализе наличия в действиях общества состава административного правонарушения судом первой инстанции правильно установлено следующее.
Согласно пункту 3 Порядка ведения кассовых операций для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу. Руководители предприятий обязаны оборудовать кассу (изолированное помещение) предназначенную для приема, выдачи и временного хранения наличных денег, и обеспечить сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк (пункт 29 Порядка).
Как верно установлено судом первой инстанции, при проведении проверки выявлен факт отсутствия помещения кассы - изолированного, надлежащим образом оборудованного в соответствии с "Едиными требованиями по технической укрепленности касс предприятий" (утвержденными Советом директоров ЦБ России от 22.09.1993г.) помещения, предназначенного для приема, выдачи и временного хранения денежных средств.
Представитель Общества в суде первой инстанции пояснил, что кабинет директора и кассовая комната являются единым помещением.
В статье 15.1 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Решением Совета директоров Центрального банка России от 22.09.1993 N 40 утвержден Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации (далее - Порядок). В соответствии с пунктом 3 Порядка для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.
Согласно пункту 29 Порядка руководители предприятий обязаны оборудовать кассу (изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег) и обеспечить сохранность денег в помещении кассы. Единые 4 требования по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий приведены в приложении N 3 к Порядку.
Для обеспечения надежной сохранности наличных денежных средств и ценностей помещение кассы, согласно пункту 3 названного приложения, должно отвечать следующим требованиям: быть изолированным от других служебных и подсобных помещений; располагаться на промежуточных этажах многоэтажных зданий; иметь капитальные стены, прочные перекрытия пола и потолка, надежные внутренние стены и перегородки; закрываться на две двери: внешнюю, открывающуюся наружу, и внутреннюю, изготовленную в виде стальной решетки, открывающейся в сторону внутреннего расположения кассы; оборудоваться специальным окошком для выдачи денег; иметь сейф (металлический шкаф) для хранения денег и ценностей, прочно прикрепленный к строительным конструкциям пола и стены стальными ершами; оснащено средствами механической защиты и охранной сигнализацией.
Судом первой инстанции правильно установлено, что у общества отсутствовало изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег.
Общество не приняло всех зависящих от него мер для создания необходимых условий ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью, поэтому оно правомерно привлечено к административной ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ.
Отсутствие у организации оборудованной кассы свидетельствует о нарушении порядка хранения свободных денежных средств и образует состав административной правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.1 КоАП РФ.
Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.1 КоАП РФ, является нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся, в частности, в отсутствии изолированного помещения кассы предприятия.
Как верно установлено судом первой инстанции, на момент проверки имелся остаток денежных средств в размере 30 000 рублей. Общество не соблюдало порядок хранения свободных денежных средств. Доказательства невозможности соблюдения указанного порядка общество не представило судам первой и апелляционной инстанциям.
Учитывая изложенное, судом первой инстанции сделан основанный на обстоятельствах дела вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного в ст. 15.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы общества и отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.01.2011г. оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
Л.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-24138/2010
Истец: ООО "Русский Вояж"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ростова-на-Дону, Управление Федеральной налоговой службы по Ростовской области
Хронология рассмотрения дела:
13.04.2011 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1715/11