г.Пермь
10 апреля 2007 г. |
N дела 17АП-3424/2006-АК |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Осиповой С.П.
судей: Нилоговой Т.С., Щеклеиной Л.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ромашкиной И.А.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Главы городского округа ЗАТО "Город Лесной"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 09.11.2006 года по делу N А60-20567/2006-С6, принятое судьей Окуловой В.В.
по заявлению Прокурора Свердловской области в интересах Муниципального образования ЗАТО "Город Лесной" к Главе городского округа ЗАТО "Город Лесной", муниципальному Фонду социального развития о признании недействительным ненормативного акта,
при участии:
от заявителя - Бабушкина О.В., прокурор,
от ответчиков - Русаков В.В., представитель по доверенности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Свердловской области в интересах МО ЗАТО "Город Лесной обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным Постановления Главы администрации г.Лесного от 04.09.2000г. N 1467 "О создании и регистрации муниципального Фонда социального развития".
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 09.11.2006г. заявленные требования удовлетворены - оспариваемое постановление признано незаконным, поскольку оно не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы МО ЗАТО "Город Лесной".
Ответчик - Глава ГО ЗАТО "Город Лесной" с судебным актом не согласен по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, ссылаясь на правомерность и обоснованность принятого им постановления.
Прокурор СО в судебном заседании против довод апелляционной жалобы возражает, оснований для отмены судебного акта не усматривает.
Ответчик - муниципальный Фонд социального развития доводы апелляционной жалобы поддерживает, считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Законность и обоснованность решения проверены апелляционным судом в соответствии со ст. ст.266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, апелляционный суд приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции отмене или изменению не подлежит.
Как следует из материалов дела, 04.09.2000г. Главой администрацией города Лесного принято Постановление N 1467 "О создании и регистрации муниципального Фонда социального развития", согласно которому утвержден Устав муниципального Фонда социального развития (далее - МФСР), в качестве добровольного взноса учредителя (администрация МО "Город Лесной") за счет средств внебюджетного фонда созданному фонду передается 100 тыс. руб. (л.д.36), которые в силу п.3.1 Устава МФСР являются собственностью Фонда (л.д.39).
Удовлетворяя заявленные требования и, признавая вышеуказанное постановление незаконным суд первой инстанции исходил из отсутствия у органов местного самоуправления полномочий по созданию некоммерческих организаций, в виде фондов, а также из того, что оспариваемое постановление нарушает права и законные интересы муниципального образования, в связи с передачей финансовых средств муниципального образования в собственность некоммерческой организации - МФСР.
Данные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Согласно п. 1 ст. 118 Гражданского кодекса Российской Федерации фонд - некоммерческая организация, утверждаемая гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных взносов, и имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда.
В соответствии с п. 1 ст. 31 ФЗ от 12.01.96 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" органы государственной власти и местного самоуправления могут создавать лишь государственные и муниципальные учреждения и закреплять за ними имущество на праве оперативного управления.
Кроме того, положения ФЗ от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в РФ" в редакции, действовавшей в спорный период, не предусматривали возможности внесения органами местного самоуправления муниципального имущества в качестве вкладов в некоммерческие организации (фонды). При этом положения ст. 69 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", предусматривающие участие муниципальных образований в создании некоммерческих организаций, вступают в действие с 01.01.2006г.
Из анализа вышеназванных норм следует, что фонд как некоммерческая организация учреждается гражданами или юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, а органы государственной власти и органы местного самоуправления могут создать лишь государственные или муниципальные учреждения, закрепляя за ними имущество на праве оперативного управления.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку оспариваемое постановление Главы администрации г.Лесного не соответствует требованиям пункта 1 статьи 118 ГК РФ, пункта 1 статьи 31 Федерального закона "О некоммерческих организациях" и нарушает права и законные интересы муниципального образования, заявление Прокурора Свердловской области о признании недействительным этого ненормативного акта подлежит удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии в федеральном законодательстве прямого указания на невозможность создания органами местного самоуправления некоммерческих фондов апелляционным судом отклоняются в силу вышеизложенного.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы о том, что статья 31 Федерального закона "О некоммерческих организациях" не решает вопросы о порядке создания и составе учредителей некоммерческих организаций апелляционным судом отклоняется, как основанная на неправильном толковании закона, поскольку пункт 1 указанной статьи прямо указывает на то, что органы государственной власти и местного самоуправления могут создавать лишь государственные и муниципальные учреждения и закреплять за ними имущество на праве оперативного управления (Постановление Президиума ВАС РФ N 11359/04 от 21.12.2004г.)
Ссылка заявителя на делегирование Думой муниципального образования полномочий по созданию фондов главе администрации также отклоняется, поскольку, как указано выше, предусмотренное ст.69 Федерального закона N 131-ФЗ право на принятие представительным органом муниципального образования решений о создании некоммерческих организаций, в том числе в форме фондов, возникло после его вступления в действие, то есть с 01.01.2006г.
Довод о неправомерной ссылке суда первой инстанции на Федеральный закон N 131-ФЗ от 06.10.2003г., поскольку на момент принятия оспариваемого постановления данный нормативный акт не действовал, обоснован, однако данная ссылка не влечет отмену оспариваемого судебного акта.
Довод о том, что прокуратуре стало известно о существовании оспариваемого постановления с 2003 г. не основан на материалах дела, в связи, с чем подлежит отклонению.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 176, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 09 ноября 2006 г. по делу N А60-20567/2006-С6 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Главы городского округа ЗАТО "Город Лесной" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasio.arbitr.ru.
Председательствующий |
С.П.Осипова |
Судьи |
Т.С.Нилогова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-20567/2006
Истец: Прокуратура Свердловской области, Прокурор Свердловской области
Ответчик: Глава городского округа "ЗАТО город Лесной", Муниципальный фонд социального развития, Муниципальный фонд социального развития, г. Лесной