г. Пермь
25 мая 2010 г. |
Дело N А60-9718/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 мая 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Грибиниченко О. Г.
судей Ясиковой Е.Ю., Щеклеиной Л.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Миллер Н.В.
при участии:
от заявителя ООО "Лизинговая компания "Восход": не явились,
от заинтересованного лица Межрегионального управления по финансовому мониторингу по Уральскому федеральному округу Федеральной службы по финансовому мониторингу: не явились,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя ООО "Лизинговая компания "Восход"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 15 апреля 2010 года
по делу N А60-9718/2010,
принятое судьей Хомяковой С.А.
по заявлению ООО "Лизинговая компания "Восход"
к Межрегиональному управлению по финансовому мониторингу по Уральскому федеральному округу Федеральной службы по финансовому мониторингу
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
ООО "Лизинговая компания "Восход" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления по финансовому мониторингу по Уральскому федеральному округу (далее - управление) от 17.02.2010 N 03-10/06 о назначении административного наказания по ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 15.04.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, прекратить производство по делу.
В обоснование апелляционной жалобы общество указывает на то, что Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденное приказом Росфинмониторинга от 01.11.2008 N 256, вступило в действие с 17.02.2009, поэтому план-график реализации программы обучения на 2009 год разрабатываться не должен, а, следовательно, у общества нет обязанности направления ответственных лиц на целевой инструктаж в 2009 году. В связи с чем общество полагает, что ответственное лицо общества соответствовало требованиям, предъявляемым к таким лицам Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2005 N 715. Также общество указало, что не оспаривает отсутствие в штате в 2009 году сотрудника, прошедшего целевой инструктаж.
Управление представило письменный отзыв, в котором против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, считает решение суда законным и обоснованным, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителя не направили, что в силу ч. 2 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, должностными лицами управления на основании приказа от 13.01.2010 N 8 проведена проверка исполнения обществом требований Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закона N 115-ФЗ).
В ходе проверки выявлены нарушения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации внутреннего контроля, а именно: специальное должностное лицо организации в 2009 году не прошло целевой инструктаж обществом, что является нарушением п. 9 раздела 2 Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденного приказом Росфинмониторинга от 01.11.2008 N 256, п. 2 ст. 7 Закона N 115-ФЗ. Результаты проверки зафиксированы в акте выездной проверки от 03.02.2010 N 3 (л.д. 63-69).
По данному факту 05.02.2010 уполномоченным должностным лицом административного органа составлен протокол об административном правонарушении (л.д. 22-26), на основании которого 17.02.2010 вынесено постановление N 03-10/06 о назначении административного наказания по ст. 15.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб. (л.д. 14-19).
Не согласившись с названным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения, отсутствия нарушений порядка привлечения к административной ответственности.
Выводы суда является правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Статьей 15.27 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля.
В соответствии со ст. 5 Закона N 115-ФЗ в целях его применения к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся страховые организации и лизинговые компании, организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
Согласно Уставу общества, утвержденному решением учредителя от 27.11.2007 N 1, основным видом деятельности общества является лизинговая деятельность (финансовый лизинг), видами деятельности общества также являются предоставление посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом (л. д. 149-159).
Таким образом, на общество как организацию, осуществляющую лизинговую деятельность, а также предоставление посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом, на основании ст. 5 Закона N 115-ФЗ распространяются требования указанного Закона и принятых в соответствии с ним подзаконных актов.
В силу ч. 2 ст. 7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации. Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом. Требования к идентификации могут различаться в зависимости от степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Квалификационные требования, предъявляемые к специальным должностным лицам организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2005 N 715 "О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Постановление N 715).
Пунктом 1 Постановления N 715 установлено, что к специальным должностным лицам организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, предъявляются следующие квалификационные требования: а) наличие высшего профессионального образования по специальностям, относящимся к группе специальностей "Экономика и управление", либо по специальности "Юриспруденция", относящейся к группе специальностей "Гуманитарные и социальные науки", подтвержденного в установленном порядке, а при отсутствии указанного образования - опыта работы не менее двух лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; б) прохождение обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с требованиями, устанавливаемыми согласно настоящему Постановлению.
Согласно п. 3 Постановления N 715 требования к подготовке и обучению кадров организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе формы, программы, периодичность и сроки подготовки и обучения, устанавливаются Федеральной службой по финансовому мониторингу, а в части указанных требований к профессиональным участникам рынка ценных бумаг и организациям, осуществляющим управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами, - Федеральной службой по финансовому мониторингу по согласованию с Федеральной службой по финансовым рынкам.
Приказом Росфинмониторинга от 01.11.2008 N 256 утверждено Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - Положение).
В соответствии с п. 2 Положения руководитель организации утверждает перечень работников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В перечень, предусмотренный пунктом 2 настоящего Положения, организацией (за исключением организации, осуществляющей профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг и (или) деятельность по управлению инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами), включаются следующие работники: а) руководитель организации; б) руководитель филиала организации; в) заместитель руководителя организации (филиала); г) специальное должностное лицо организации (филиала), ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления (далее - специальное должностное лицо); д) главный бухгалтер (бухгалтер) организации (филиала), при наличии должности в штате организации или филиала, либо работник, осуществляющий функции по ведению бухгалтерского учета; е) работники юридического подразделения организации (филиала), юрист, при наличии; ж) работники службы внутреннего контроля организации (филиала), при наличии; з) иные работники организации (филиала) с учетом особенностей деятельности организации и ее клиентов (п. 3 Положения).
Пунктом 5 Положения установлено, что обучение проводится в следующих формах: а) вводный инструктаж в организации; б) плановый инструктаж в организации; в) внеплановый инструктаж в организации; г) участие работников организации в конференциях, семинарах и иных аналогичных мероприятиях (далее - целевой инструктаж); д) самостоятельное изучение работником законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, иных нормативных правовых актов в данной области, а также правил внутреннего контроля организации и программ его осуществления.
Целевой инструктаж (в соответствии с подп. "г" п. 5 Положения) для специальных должностных лиц в организациях проводится не реже одного раза в год, для специальных должностных лиц в организациях, осуществляющих деятельность на финансовом рынке, - не реже двух раз в год, а для иных работников организаций - не реже одного раза в три года (п. 9 Положения).
Согласно п. 10 Положения программа обучения разрабатывается с учетом требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также особенностей деятельности организации и ее клиентов. На основании программы обучения организация должна разработать план-график реализации программы обучения на очередной календарный год (далее - План-график) (п. 13 Положения).
План-график определяется организацией для каждого указанного в пунктах 3 и 4 настоящего Положения работника организации, исходя из занимаемой им должности, уровня его квалификации и должностных обязанностей, а также при соблюдении требований раздела II настоящего Положения (п. 15 Положения).
Из материалов дела следует, что приказом от 20.12.2007 N 1-лс ответственность за соблюдение правил внутреннего контроля ООО "ЛК "Восход" в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов преступным путем, и финансированию терроризма возложена на главного бухгалтера общества Таланову С.В.
Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждается и обществом по существу не оспаривается, что Таланова С.В. в течение 2009 года не прошла целевой инструктаж в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Таким образом, наличие в действиях общества события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.27 КоАП РФ, является доказанным.
Доводы общества, изложенные в апелляционной жалобе, о том, что Положение вступило в действие с 17.02.2009, поэтому план-график реализации программы обучения на 2009 год разрабатываться не должен, а, следовательно, у общества нет обязанности направления ответственных лиц на целевой инструктаж в 2009 году, апелляционным судом отклоняются.
В соответствии с п. 16 Положения план-график утверждается руководителем организации не позднее 31 января текущего года. При необходимости в течение года в План могут быть внесены изменения, которые также утверждаются руководителем организации.
Учитывая, что Положение вступило в действие с 17.02.2009, план-график реализации программы обучения на 2009 год разрабатывается организацией без учета установленного пунктом 16 Положения срока.
Вместе с тем изложенное не означает, что план-график на 2009 год разрабатываться не должен. Указанный план-график должен быть разработан организацией в течение 2009 года, в том числе должно быть обеспечено в течение 2009 года и прохождение целевого инструктажа специальным должностным лицом.
В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исследовав и оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии в материалах дела доказательств, подтверждающих принятие обществом всех зависящих от него мер для предотвращения правонарушения.
О вине общества в допущенном нарушении свидетельствует, что общество, осуществляя лизинговую деятельность, имело возможность обеспечить соблюдение требований вышеперечисленных нормативно-правовых актов, но им не были приняты все зависящие меры для предупреждения правонарушения, не были надлежащим образом исполнены организационно-распорядительные и административные функции. Обществом не представлены доказательства невозможности принятия всех исчерпывающих мер для своевременного прохождения специальным должностным лицом, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ их осуществления, целевого инструктажа.
Следовательно, наличие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 15.27 КоАП РФ, является доказанным.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом первой и апелляционной инстанций не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Обществу предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении от 05.02.2010 составлен в присутствии представителя общества Настина П.С., действующего на основании доверенности от 03.02.2010. Постановление о назначении административного наказания от 17.02.2010 вынесено в отсутствие законного представителя общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения материалов административного дела (л.д. 51-53).
Общество привлечено к административной ответственности в пределах срока, установленного ст. 4.5 КоАП РФ, назначенное за совершенное административное правонарушение наказание соответствует минимальному пределу санкции ст. 15.27 КоАП РФ.
На основании изложенного доводы апелляционной жалобы отклоняются в полном объеме, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 15 апреля 2010 года по делу N А60-9718/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "Лизинговая компания "Восход" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
О.Г. Грибиниченко |
Судьи |
Л.Ю. Щеклеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-9718/2010
Истец: ООО "Лизинговая компания "Восход"
Ответчик: Межрегиональное управление по финансовому мониторингу по Уральскому федеральному округу Федеральной службы по финансовому мониторингу (МРУ Росфинмониторинга по УФО), Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Уральскому Федеральному округу (МРУ РОСФИНМОНИТОРИНГА по УФО)
Хронология рассмотрения дела:
25.05.2010 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4587/10