г. Владимир |
|
20 июля 2010 г. |
Дело N А79-13378/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.07.2010.
Постановление в полном объеме изготовлено 20.07.2010.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хоревым О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной службы Чувашской Республики по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды обитания на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 30.03.2010
по делу N А79-13378/2009,
принятое судьей Афанасьевым А.А.
по заявлению открытого акционерного общества "Вурнарский мясокомбинат"
о признании недействительным решения конкурсной комиссии Государственной службы Чувашской Республики по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды обитания, указанного в пунктах 3, 4 резолютивной части протокола от 23.10.2009 N 3, недействительным конкурса на предоставление объектов животного мира и обязании провести новые торги,
при участии:
от открытого акционерного общества "Вурнарский мясокомбинат" - Андреева Д.В. по доверенности от 02.11.2009;
от Государственной службы Чувашской Республики по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды обитания - Алексеева С.А. по доверенности от 12.07.2010, Шабалкина В.М. по доверенности от 04.06.2010;
от общества с ограниченной ответственностью "Красный бор" - Кирилловой Т.П. по доверенности от 01.03.2009 N 10/03, Славутина А.М. по доверенности от 20.03.2010 N 10/10;
от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чувашской Республике - Кузьмина В.М. по доверенности от 17.05.2010 N 7,
и установил:
открытое акционерное общество "Вурнарский мясокомбинат" (далее - ОАО "Вурнарский мясокомбинат", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения конкурсной комиссии Государственной службы Чувашской Республики по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды обитания (далее - Госохотрыбслужба Чувашии), указанного в пунктах 3, 4 резолютивной части протокола от 23.10.2009 N 3, по проведению конкурса на предоставление объектов животного мира на территориях, акваториях, необходимых для осуществления пользования в Чувашской Республике, о признании претендента общества с ограниченной ответственностью "Красный бор" (далее - ООО "Красный бор") победителем конкурса, недействительным конкурса на предоставление объектов животного мира на территориях, акваториях, необходимых для осуществления пользования в Чувашской Республике, расположенных в Вурнарском районе Чувашской Республики, площадью 34,8 тыс. га и обязании Госохотрыбслужбы Чувашии провести новые торги - конкурс или аукцион в соответствии с действующим законодательством на предоставление объектов животного мира на территориях, акваториях, расположенных в Вурнарском районе Чувашской Республики, площадью 34,8 тыс. га.
Решением от 30.03.2010 Арбитражный суд Чувашской Республики удовлетворил требования Общества в полном объеме.
Госохотрыбслужба Чувашии не согласилась с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, Общество не представило доказательств нарушения его прав и законных интересов в сфере осуществления предпринимательской деятельности оспариваемым решением конкурсной комиссии, поскольку было допущено к участию в конкурсе и принимало в нем участие, чем реализовало свое право на пользование объектами животного мира на территории Вурнарского района.
Как считает Госохотрыбслужба Чувашии, на организатора конкурса действующим законодательством не возложена обязанность по согласованию с собственниками земель, землевладельцами, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти условий предоставления территорий или акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром, за плату или бесплатно.
Заявитель в апелляционной жалобе указал, что неопубликование в средствах массовой информации протокола о результатах одного их этапов конкурса, проведенного 23.10.2009, в течение 5 дней после его проведения, не могло повлиять и не повлияло на результаты конкурса и определение конкурсной комиссией его победителя.
Госохотрыбслужба Чувашии не согласна с выводами суда о несоответствии состава конкурсной комиссии пункту 6 Положения о порядке проведения конкурса, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31.08.2009 N 283, и отсутствии у нее полномочий на проведение конкурса, поскольку отсутствие в составе комиссии представителей Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике и Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике имело место по независящим от Госохотрыбслужбы причинам.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, приказ Госохотрыбслужбы от 11.09.2009 N 72 "Об утверждении конкурсной документации для проведения конкурса на предоставление животного мира на территориях, акваториях, необходимых для осуществления пользования, в Чувашской Республике и создании комиссии по проведению конкурса" не является нормативным правовым актом и не подлежит государственной регистрации, поскольку его действие распространяется на определенный круг лиц, он рассчитан на однократное применение и не носит межведомственный характер.
Госохотрыбслужба Чувашии считает мнение суда о том, что протокол конкурсной комиссии от 23.10.2009 содержит лишь сведения о фактическом голосовании членов комиссии, а в нем должна отражаться информация о мотивированной оценке предложений претендентов, а также подтверждение признания предложения победителя лучшим исходя из его преимущества перед другим претендентом, выявленного на основе применения единых для всех участников конкурса и известных им критериев выбора победителя, не основанным на нормах действующего законодательства, которым форма и содержание протокола конкурсной комиссии в части его содержания и аргументации принятого решения по итогам конкурса не регламентируется.
Противоречащей требованиям действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела заявитель апелляционной жалобы считает и позицию суда о том, что ООО "Красный бор" не имело равного приоритета в предоставлении объектов животного мира в пользование по сравнению с Обществом.
Кроме того, как полагает Госохотрыбслужба Чувашии, решение суда в части обязания провести новые торги является невыполнимым из-за недостаточности времени повторять повторно процедуру торгов, а также в силу ограничений, предусмотренных частью 3 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Представители Госохотрыбслужбы Чувашии в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы и пояснений к ней.
Представители Общества и Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чувашской Республике (далее - Управление Россельхознадзора по Чувашской Республике) в отзывах на апелляционную жалобу, дополнениях к нему, пояснениях и в судебном заседании просили решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ООО "Красный бор" в отзыве на апелляционную жалобу, дополнении к нему и его представители в судебном заседании поддержали позицию Госохотрыбслужбы Чувашии, просили удовлетворить апелляционную жалобу и принять по делу новый судебный акт.
Кабинет Министров Чувашской Республики, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в судебное заседание не направил, в отзыве на апелляционную жалобу поддержал позицию Госохотрыбслужбы Чувашии.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 13.07.2010 объявлялся перерыв до 9 час. 30 мин. 16.07.2010.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Чувашской Республики от 30.03.2010 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 22.12.2008 и 25.03.2009 в Кабинет Министров поступили заявки соответственно ООО "Красный бор" от 08.09.2008 N 01/03 и ОАО "Вурнарский мясокомбинат" от 25.03.2009 N 49 на предоставление в пользование охотничьего участка площадью 34,8 тыс. га Вурнарского района Чувашской Республики, рассмотрев которые, Госохотрыбслужба вынесла экспертные заключения от 13.05.2009 N 548 и от 10.06.2009 N 677/1 о возможности предоставления заявленной территории для осуществления долгосрочного пользования объектами животного мира и ведения охотничьего хозяйства.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31.08.2009 N 283 утверждено Положение о порядке проведения конкурса на предоставление территорий и акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира в Чувашской Республике.
11.09.2009 Госохотрыбслужбой Чувашии издан приказ N 72 "Об утверждении конкурсной документации для проведения конкурса на предоставление животного мира на территориях, акваториях, необходимых для осуществления пользования, в Чувашской Республике и создании комиссии по проведению конкурса", которым утверждена конкурсная документация для проведения конкурса на предоставление объектов животного мира на территориях, акваториях, необходимых для осуществления пользования в Чувашской Республики, создана конкурсная комиссия по проведению конкурса.
На заседании комиссии 11.09.2009 претенденты ООО "Красный бор" и ОАО "Вурнарский мясокомбинат" признаны равными по приоритету и допущены к участию в конкурсе по охотничьему участку площадью 34,8 тыс. га Вурнарского района Чувашской Республики, проведение конкурса назначено на 23.10.2009 (протокол заседания комиссии N 1).
Извещение о проведении 23.10.2009 конкурса по территориям Аликовского, Вурнарского и Красночетайского районов Чувашской Республики было опубликовано 19.09.2009 в газете "Советская Чувашия" N 180-181 и размещено на официальном сайте Госохотрыбслужбы Чувашии.
Решением конкурсной комиссии, оформленным протоколом от 23.10.2009 N 3, победителем конкурса по охотничьему участку площадью 34,8 тыс. га Вурнарского района Чувашской Республики признано ООО "Красный бор".
По результатам конкурса 01.03.2010 Кабинетом Министров Чувашской Республики с победителем конкурса - ООО "Красный бор" заключен договор о предоставлении в пользование объектов животного мира на территориях, акваториях, необходимых для осуществления пользования, в Чувашской Республике, площадью 34,8 тыс. га.
ОАО "Вурнарский мясокомбинат" не согласилось с решением конкурсной комиссии, указанным в пунктах 3, 4 резолютивной части протокола от 23.10.2009 N 3, и обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием, полагая нарушенным порядок проведения конкурса.
Согласно пункту 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
Суд первой инстанции удовлетворил иск, придя к выводу о проведении конкурса с нарушением процедуры проведения торгов.
В соответствии со статьей 36 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) предоставление животного мира на территории Российской Федерации в пользование российским и иностранным юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства осуществляется в порядке, устанавливаемом настоящим Федеральным законом, а также гражданским, земельным, водным и лесным законодательством Российской Федерации.
Приоритет в предоставлении животного мира в пользование на конкретной территории или акватории отдается российским юридическим лицам и гражданам Российской Федерации: ранее осуществлявшим в установленном порядке отдельные виды пользования животным миром на данной территории или акватории; собственникам земель, землевладельцам, располагающим соответствующими средствами и специалистами.
В силу статьи 37 Федерального закона N 52-ФЗ (в редакции, действовавшей в период проведения конкурса) для получения долгосрочной лицензии на пользование животным миром заинтересованное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель подает заявку, в которой указываются: сведения о заявителе; вид пользования животным миром; перечень объектов животного мира; границы и площадь территорий, необходимых для осуществления пользования заявленными для использования объектами животного мира; предполагаемый срок пользования животным миром.
Заявки на получение объектов животного мира в пользование на территории Российской Федерации подаются в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации на основании заключения соответствующего специально уполномоченного государственного органа субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания принимает решение о предоставлении заявленной территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, согласовав с собственниками земель, землевладельцами, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти условия предоставления этой территории или акватории за плату или бесплатно в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
Результаты согласования вносятся в долгосрочную лицензию на пользование животным миром.
На основании согласования специально уполномоченный государственный орган субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания и пользователь животным миром заключают договор о предоставлении в пользование территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, в соответствии с гражданским, земельным, водным и лесным законодательством.
При наличии нескольких равных по приоритету претендентов на одну и ту же территорию или акваторию животный мир предоставляется в пользование на основании конкурса с соблюдением антимонопольных требований.
Конкурс организуют и проводят специально уполномоченные государственные органы субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
Предоставление в пользование животного мира и территорий или акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром, должно проходить гласно с учетом интересов местного населения.
В целях регулирования процедуры проведения конкурса на предоставление территорий и акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, в Чувашской Республике постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31.08.2009 N 283 утверждено Положение о порядке проведения конкурса на предоставление территорий и акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира в Чувашской Республике (далее - Положение от 31.08.2009 N 283).
Согласно пунктам 2, 3, 4 указанного Положения целью проведения конкурса является определение победителя, способного обеспечить наиболее рациональное использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, в комплексе с системой мер по охране, воспроизводству и сохранению среды их обитания. Для проведения конкурса необходимо наличие нескольких равных по приоритету претендентов на одну и ту же территорию, акваторию, подавших заявки о предоставлении в пользование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты. Конкурс организует и проводит Госохотрыбслужба Чувашии.
Для проведения конкурса создается конкурсная комиссия. В состав комиссии включаются представители Госохотрыбслужбы Чувашии, Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики, а также по согласованию представители Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике, Министерства внутренних дел по Чувашской Республике, Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике. Состав комиссии и конкурсная документация утверждаются приказом Госохотрыбслужбы Чувашии (пункт 6 Положения от 31.08.2009 N 283).
Основными критериями оценки заявок претендентов являются: объем затрат на проведение комплекса мероприятий по охране и воспроизводству объектов животного мира и среды их обитания, биотехнических мероприятий; объем затрат на обустройство территории, акватории, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира; опыт работы в сфере пользования объектами животного мира и ведения охотничьего хозяйства; количество квалифицированных (имеющих специальное образование и стаж работы в отрасли) специалистов; уровень материально-технического обеспечения (наличие у претендента необходимых материальных, технических, финансовых и трудовых ресурсов для осуществления пользования объектами животного мира на заявленной территории или акватории); учет интересов местного населения (пункт 8 Положения от 31.08.2009 N 283).
Пунктами 12 - 15 Положения от 31.08.2009 N 283 установлено, что комиссия правомочна принимать решения, если на заседании присутствует более половины ее членов. Решение комиссии принимается простым большинством голосов присутствующих членов комиссии путем открытого голосования и оформляется протоколом, который подписывается всеми членами комиссии, принимавшими участие в заседании. В случае равенства голосов решающим голосом обладает председатель комиссии, а в его отсутствие - заместитель председателя, исполняющий его обязанности. Выигравшим конкурс признается претендент, получивший простое большинство голосов. Комиссия в 5-дневный срок со дня проведения конкурса оформляет протокол о результатах конкурса и размещает его в средствах массовой информации, в которых было размещено сообщение о проведении конкурса, и на официальном сайте Госохотрыбслужбы Чувашии.
Приказом Госохотрыбслужбы Чувашии от 11.09.2009 N 72 "Об утверждении конкурсной документации для проведения конкурса на предоставление животного мира на территориях, акваториях, необходимых для осуществления пользования, в Чувашской Республике и создании комиссии по проведению конкурса" (далее - Приказ от 11.09.2009 N 72) утверждена конкурсная документация для проведения конкурса на предоставление объектов животного мира на территориях, акваториях, необходимых для осуществления пользования, в Чувашской Республике, создана конкурсная комиссия по проведению конкурса.
В состав комиссии согласно приложению N 2 к данному приказу входят представители Госохотрыбслужбы Чувашии, отделения организации лицензионно - разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью Министерства внутренних дел по Чувашской Республике, Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики, РГУ "Чувашское охотрыбуправление" Минприроды Чувашской Республики, Управления лесного хозяйства Минприроды Чувашской Республики, начальника отдела контроля Минприроды Чувашской Республики, отдела инноваций, отраслевого развития и земледелия Минсельхоза Чувашской Республики).
В соответствии с пунктами 2.7 и 3.1 приложения 1 Приказа от 11.09.2009 N 72 заявки, подлежащие рассмотрению комиссией в рамках конкурсного отбора, оцениваются по следующим критериям: объем затрат на проведение комплекса мероприятий по охране и воспроизводству животных и среды их обитания, биотехнических мероприятий (значение этого критерия оценки устанавливается в величине 15 баллов); объем затрат на обустройство территории, акватории, предоставляемой в пользование (значение этого критерия оценки устанавливается в величине 10 баллов); опыт работы в сфере пользования животным миром и ведения охотничьего хозяйства (значение этого критерия оценки устанавливается в величине 20 баллов); количество квалифицированных, имеющих специальное образование и стаж работы в сфере охотничьего хозяйства, специалистов (значение этого критерия оценки устанавливается в величине 25 баллов); уровень материально - технического обеспечения, то есть наличие у претендента необходимых материальных и технических ресурсов для осуществления пользования животным миром на заявленной территории или акватории, в том числе наличие помещений, сооружений на заявленной территории или акватории, а также автомобилей, снегоходов, тракторов для охраны и проведения биотехнических мероприятий (значение этого критерия оценки устанавливается в величине 10 баллов); учет интересов местного населения (значение этого критерия оценки устанавливается в величине 20 баллов).
Оценка и сопоставление критериев осуществляется балльным методом в следующем порядке: каждой конкурсной заявке по каждому из критериев каждым членом конкурсной комиссии присваивается балл от 0 до максимального значения величины критерия, который проставляется в бюллетень; для каждой заявки величины, рассчитанные по всем критериям оценки, суммируются.
Победителем конкурса признается претендент, набравший максимальное количество баллов и предложивший наилучшие условия по охране, воспроизводству и рациональному использованию объектов животного мира и среды их обитания (пункт 3.2 приложения 1 Приказа от 11.09.2009 N 72).
Проанализировав вышеназванные положения Федерального закона N 52-ФЗ, Положения от 31.08.2009 N 283 и Приказа от 11.09.2009 N 72, исследовав материалы дела, выслушав показания свидетелей и объяснения лиц, участвующих в деле, суд первой инстанции установил следующие обстоятельства, которые повлияли на результаты торгов.
В нарушение требований статьи 37 Федерального закона N 52-ФЗ в материалах дела отсутствуют доказательства согласования условий предоставления территории, необходимой для осуществления пользования животным миром, со всеми землепользователями и арендаторами на спорной территории, что подтверждается письмом Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Чувашской Республике от 12.05.2009 N 112 и листом согласования условия предоставления в пользование объектов животного мира на территории и акватории, расположенных в Вурнарском районе Чувашской Республики, площадью 34,8 тыс. га (приложение N 2 к письму Госохотрыбслужбы Чувашии от 21.05.2009 N 588).
При этом в указанных письме Госохотрыбслужбы Чувашии и листе согласования отсутствует указание о том, что условия пользования объектов животного мира на указанной территории предоставляется за плату или бесплатно в соответствии с действующим законодательством.
Довод Госохотрыбслужбы Чувашии о том, что у нее как организатора торгов отсутствует обязанность по согласованию условий предоставления территории, необходимой для осуществления пользования животным миром, за плату или бесплатно в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации с собственниками земель, землевладельцами, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, судом апелляционной инстанции не принимается.
Такая обязанность предусмотрена законом для высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в лице Кабинета Министров Чувашской Республики. Неисполнение данной обязанности также является основанием для признания процедуры проведения конкурса нарушенной.
Утверждение Госохотрыбслужбы Чувашии о том, что получение подобного согласования до проведения конкурса не требуется, не основано на норме статьи 37 Федерального закона N 52-ФЗ.
Кроме того, согласно пункту 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации извещение о проведении торгов должно содержать сведения о начальной цене.
В частности, в цену договора о предоставлении территории и акватории, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, должно включаться условие о размере платы за пользование земельными участками, расположенными в границах предоставляемых территорий (охотугодий), если собственники или владельцы таких участков согласовали их предоставление в пользование на условии платности.
Вышеназванное утверждение ответчика опровергается и фактическими обстоятельствами дела, в частности, договором от 01.03.2010 о предоставлении в пользование объектов животного мира на территориях, акваториях, необходимых для осуществления пользования, в Чувашской Республике, заключенным между Госохотрыбслужбой Чувашии и ООО "Красный бор", а также долгосрочной лицензией, выданной ООО "Красный бор", которые не содержат условия о предоставлении объектов животного мира на спорной территории за плату или бесплатно.
В пункте 5 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации также определено, что лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора.
Суд первой инстанции с учетом письма Государственного комитета Чувашской Республики по связи и информатизации от 03.03.2010 N 01/09-141, а также показаний свидетелей установил, что в нарушение пункта 15 Положения от 31.08.2009 N 283 Госохотрыбслужбой Чувашии не был соблюден срок оформления и размещения в газете "Советская Чувашия" и на его официальном сайте протокола о результатах конкурса от 23.10.2009.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что в рассматриваемом случае существенное значение, влияющее на определение победителя конкурса, имеет не факт несвоевременного опубликования протокола от 23.10.2009, а факт его несвоевременного оформления.
Протокол от 23.10.2009 по истечении 5 дней не только не был опубликован, но и не был оформлен надлежащим образом, что позволяет усомниться в достоверности отраженных в нем результатов состоявшегося конкурса.
Суд первой инстанции также обоснованно установил, что комиссия, утвержденная приказом Госохотрыбслужбы Чувашии от 11.09.2009 N 72, по своему составу не соответствовала пункту 6 Положения от 31.08.2009 N 283. В данном случае в составе комиссии не были поименованы представители Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике и Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике, однако включен представитель Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики, участие которого не предусмотрено Положением от 31.08.2009 N 283.
При этом суд апелляционной инстанции считает, что пункт 6 Положения от 31.08.2009 N 283 не требует обязательного участия представителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике и Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике в составе конкурсной комиссии. Вместе с тем указанный пункт предусматривает обязательное получение согласования на участие (либо отказ в участии) в составе комиссии по проведению конкурса представителей этих органов.
Следовательно, судом первой инстанции обоснованно не принято во внимание как доказательство согласования Госохотрыбслужбы Чувашии с Управлением Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике на предмет включения его представителя в состав комиссии по проведению конкурса на получение в пользование объектов животного мира на территориях, акваториях, необходимых для осуществления пользования, в Чувашской Республике письмо последнего от 27.05.2009 N 06-15/1931 об отсутствии в действующем законодательстве требования об обязательном включении в состав комиссии по проведению подобного конкурса территориальных органов Федеральной антимонопольной службы, поскольку данное согласование имело место до утверждения Кабинетом Министров Чувашской Республики Положения от 31.08.2009 N 283.
Доказательства, подтверждающие согласование с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике о выделении представителя в состав конкурсной комиссии, Госохотрыбслужбой Чувашии также не представлены.
При этих условиях суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у конкурсной комиссии, утвержденной Приказом от 11.09.2009 N 72, правомочия на проведение конкурса.
Судом также установлено и материалам дела не противоречит, что конкурсная документация, утвержденная Приказом от 11.09.2009 N 72, содержит условие, при котором оценка и сопоставление критериев осуществляется балльным методом, тогда как в пункте 13 Положения от 31.08.2009 N 283 предусмотрено принятие комиссией решения простым большинством голосов присутствующих членов комиссии путем открытого голосования и оформление протокола, который подписывается всеми членами комиссии, принимавшими участие в заседании.
Фактические обстоятельства дела свидетельствуют, что при рассмотрении заявок, прилагаемых документов и конкурсных предложений претендентов, конкурсная комиссия осуществляла оценку и сопоставление критериев балльным методом, предусмотренным в приложении 1 приказа Госохотрыбслужбы Чувашии от 11.09.2009 N 72, что не соответствует порядку определения победителя, установленному Положением от 31.08.2009 N 283, и, как следствие, ведет к признанию торгов недействительными.
При этом судом установлены следующие существенные обстоятельства.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 09.10.2008 N 303 утверждено Положение о Госохотрыбслужбе Чувашии (далее - Положение от 09.10.2008 N 303).
Проанализировав Положение от 09.10.2008 N 303, суд первой инстанции установил, что Госохотрыбслужба Чувашии является органом исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира, а также водных биологических ресурсов; является специально уполномоченным государственным органом Чувашской Республики по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания; исполняет функции организатора конкурсов по предоставлению в пользование территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира; в пределах своей компетенции вправе издавать в установленном порядке нормативные правовые акты (пункты 1.1, 3.1.7, 4.1).
Пунктом 1 Приказа от 11.09.2009 N 72 была утверждена конкурсная документация для проведения конкурса на предоставление объектов животного мира на территориях, акваториях, необходимых для осуществления пользования, в Чувашской Республике (Приложение 1), а пунктом 2 создана комиссия по проведению конкурса по предоставлению в пользование объектов животного мира на территориях и акваториях, необходимых для осуществления пользования, в Чувашской Республике в составе согласно Приложению 2.
Приказом Госохотрыбслужбы Чувашии от 13.11.2009 N 100 Приказ от 11.09.2009 N 72 был отменен.
Как следует из приказов Госохотрыбслужбы Чувашии от 11.12.2009 N 107 и от 22.01.2010 N 9, в приказ Госохотрыбслужбы Чувашии от 13.11.2009 N 100 были внесены изменения, в соответствии с которыми приказ Госохотрыбслужбы Чувашии 11.09.2009 N 72 считается отмененным в части пункта 1 данного приказа.
Таким образом, анализ Положения от 09.10.2008 N 303 и действий Госохотрыбслужбы Чувашии, выразившихся в издании указанных приказов, в результате чего остался действующим пункт 2 Приказа от 11.09.2009 N 72 о создании комиссии по проведению конкурса, позволяет признать Приказ от 11.09.2009 N 72 нормативным правовым актом, распространяющим свое действие на неопределенный круг лиц.
Доводы Госохотрыбслужбы Чувашии об обратном противоречат проанализированным судом нормам, фактическим обстоятельствам и материалам дела.
Исходя из положений пунктов 8 и 9 Указа Президента Чувашской Республики от 21.11.2001 N 110 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Чувашской Республики, Кабинета Министров Чувашской Республики, нормативных правовых актов органов исполнительной власти Чувашской Республики", пункта 4 Положения о порядке государственной регистрации нормативных правовых актов органов исполнительной власти Чувашской Республики, утвержденного Указом Президента от 28.07.2003 N 77, Приказ от 11.09.2009 N 72 как нормативный правовой акт органа исполнительной власти Чувашской Республики подлежал государственной регистрации в Министерстве юстиции Чувашской Республики и официальному опубликованию в республиканской газете "Вести Чувашии".
При этих условиях суд первой инстанции с учетом пункта 10 Указа Президента Чувашской Республики от 21.11.2001 N 110 правомерно указал, что Приказ от 11.09.2009 N 72, не прошедший государственную регистрацию и не опубликованный в установленном порядке, не влечет правовых последствий как не вступивший в силу и не может служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, на указанный акт нельзя ссылаться при разрешении споров.
Кроме того, на основании письма администрации Вурнарского района Чувашской Республики от 20.10.2009 N 1238, представленного заявителем в числе конкурсной документации, суд первой инстанции установил, что Общество является одним из крупнейших и существенно значимых для экономики и агропромышленного комплекса агрохолдингов Чувашской Республики и одним из крупных градообразующих предприятий Вурнарского района Чувашской Республики; обрабатываемые им сельскохозяйственные угодья составляют 43 % от общих обрабатываемых посевных площадей Вурнарского района Чувашской Республики, которые начинаются с границ Канашского района и заканчиваются на границе с Шумерлинским районом.
В свою очередь, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что ООО "Красный бор" ранее осуществляло в установленном порядке отдельные виды пользования животным миром, являлось собственником земель или землевладельцем охотничьих угодий площадью 34,8 тыс. га в Вурнарском районе Чувашской Республики.
Таким образом, суд обоснованно указал на то, что ООО "Красный бор" не имело равного приоритета с Обществом в предоставлении объектов животного мира на указанной территории.
Учитывая указанные, а также иные установленные обстоятельства, оценив протокол конкурсной комиссии от 23.10.2009, суд пришел к обоснованному выводу о том, что он не содержит информации о мотивированной оценке предложений претендентов, а также подтверждения того, что предложение победителя признано лучшим исходя из его преимущества перед другим претендентом, выявленного на основе применения единых для всех участников конкурса и известных им критериев выбора победителя. В рассматриваемом случае протокол конкурсной комиссии содержит лишь сведения о фактическом голосовании членов комиссии.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Всесторонне, полно и объективно исследовав представленные в дело доказательства, правильно установив фактические обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что конкурс на предоставление объектов животного мира на территориях, акваториях, необходимых для осуществления пользования в Чувашской Республике в отношении охотничьих угодий площадью 34,8 тыс.га в Вурнарском районе Чувашской Республики проведен с нарушениями правил, установленных Федеральным законом N 52-ФЗ и Положением от 31.08.2009 N 283. При этих условиях суд в силу пункта 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации правомерно признал его недействительным.
Однако суд апелляционной инстанции считает ошибочным возложение судом на Госохотрыбслужбу Чувашии обязанности провести новые торги - конкурс или аукцион в соответствии с действующим законодательством.
Как пояснил представитель Общества в судебном заседании, заявляя в суде о необходимости проведения новых торгов на предоставление объектов животного мира, Общество полагало, что таким способом будет восстановлено его нарушенное право. При этом Общество, указывая на такую восстановительную меру, сослалось на нормы главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем следует учесть, что порядок заключения договора на торгах, правила организации и проведения конкурса (торгов) регламентированы положениями статей 447, 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, все правоотношения, возникающие при организации и проведении торгов, а также при заключении договоров по результатам торгов (конкурса), относятся к сфере гражданско-правового регулирования.
Этапы организации и проведения торгов, на которых допущенные нарушения установленных законом правил влекут последствия, предусмотренные нормой пункта 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, не разграничены. Однако, независимо от того, на каком этапе организации и проведения торгов допущены нарушения, защита прав заинтересованных лиц осуществляется способом, установленным названной статьей.
Таким образом, признание недействительными торгов - конкурса, как проведенного с нарушением процедуры его проведения, является достаточным для удовлетворения требований Общества.
Суд первой инстанции правильно рассмотрел спор по правилам искового производства, однако указал на способ восстановления нарушенного права, не применимый к рассматриваемым отношениям.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции полагает возможным, не отменяя решение суда в указанной части, исключить из его резолютивной части абзац 3 следующего содержания: "Обязать Госохотрыбслужбу Чувашии провести новые торги - конкурс (аукцион) на предоставление объектов животного мира на территориях, акваториях, расположенных в Вурнарском районе Чувашской Республики, площадью 34,8 тыс. га в соответствии с действующим законодательством".
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
Апелляционная жалоба Госохотрыбслужбы Чувашии по приведенным в ней доводам, противоречащим нормам действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 30.03.2010 по делу N А79-13378/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной службы Чувашской Республики по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды обитания - без удовлетворения.
Исключить из резолютивной части решения Арбитражного суда Чувашской Республики от 30.03.2010 абзац 3 следующего содержания: "Обязать Государственную службу Чувашской Республики по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды обитания провести новые торги - конкурс (аукцион) на предоставление объектов животного мира на территориях, акваториях, расположенных в Вурнарском районе Чувашской Республики, площадью 34,8 тыс. га в соответствии с действующим законодательством".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-13378/2009
Истец: ОАО "Вурнарский мясокомбинат"
Ответчик: Государственная служба Чувашской Республики по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды обитания, ГС ЧР по охране,контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания г. Чебоксары, ООО "Красный бор"
Третье лицо: Кабинет министров ЧР, Кабинет Министров Чувашской Республики, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чувашской Республике, Государственному комитету Чувашской Республики по связи и информатизации, Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Новочебоксарску Чувашской Республики, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Чувашской Республике