город Омск
14 апреля 2011 г. |
Дело N А81-5616/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 апреля 2011 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рыжикова О.Ю.
судей Ивановой Н.Е., Кливера Е.П.
при ведении протокола судебного заседания: Михайловой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-467/2011) Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ямало-Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 08.12.2010 по делу N А81-5616/2010 (судья Садретинова Н.М.), по заявлению открытого акционерного общества "Тепло-Энергетик" (далее - ОАО "Тепло-Энергетика", общество) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - Управление Росприроднадзора по ЯНАО, административный орган)
об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности от 19.10.2010 N 236, 237, 238, 239, 240, 241, 242, 2423, 244, 245,
при участии в судебном заседании представителей:
Управления Росприроднадзора по ЯНАО - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от ОАО "Тепло-Энергетик" - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом,
установил:
Решением от 08.12.2010 по делу N А81-5616/2010 Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа удовлетворил требования ЗАО "Тепло-Энергетик", признал незаконными и отметил в полном объеме постановления по делу об административных правонарушениях от 19.10.2010 N 236, 237, 238, 239, 240, 241, 242, 243, 244, 245, вынесенные Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ямало-Ненецкому автономному округу.
Не согласившись с принятым судебным актом административный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь при этом на нарушение норм действующего законодательства, а также неполное выяснение обстоятельств дела и несоответствие им выводов суда.
ОАО "Тепло-Энергетик" в отзыве на апелляционную жалобу с ее доводами не согласилось, считает их необоснованными, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, установил следующие обстоятельства.
В период со 02.09.2010 по 29.09.2010 должностными лицами Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ямало-Ненецкому автономному округу на основании распоряжений от 20.08.2010 N 64-р, от 15.09.2010 N 70-р руководителя Управления Росприроднадзора по ЯНАО проведена плановая выездная проверка ОАО "Тепло-Энергетик" по вопросам соблюдения требований в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
В ходе проверки выявлены следующие нарушения.
1.В ходе проверки выявлено, что в материалах инвентаризации и утвержденном Проекте нормативов предельно-допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферу для ОАО "Тепло-Энергетик" на 2010-2014 г. не учтены следующие источники выбросов загрязняющих веществ:
-2 резервуара с печным топливом по 25 м(3) на территории котельных N 1 "ДКВР", N 2 "3ДЕ", N 20 "ПСХ";
- 1 резервуар с дизельным топливом по 25 м(3 )на территории котельных N 1 "ДКВР", N 2 "3ДЕ", N 20 "ПСХ";
-2 резервуара с трансмиссионным маслом по 25 куб. м. на территории котельных N 1 "ДКВР", N 2 "3ДЕ", N 20 "ПСХ";
-1 резервуар с дизельным топливом объемом 0,06 куб. м. для ПЭ-6М (11 кВт) на территории котельных N 1 "ДКВР", N 2 "3ДЕ", N 20 "ПСХ";
-ПЭ-6М (11 кВт) в котельной N 1 "ДКВР";
- станок заточный в котельной N 2 "ЗДЕ";
- станок сверлильный в котельной N 2 "ЗДЕ";
- 2 резервуара с печным топливом по 50 м(3) в котельной N 6 "СМУ-4";
- 2 резервуара с нефтью по 50 куб.м в котельной N 6 "СМУ-4";
- гараж на 2 автомобиля в котельной N 8 "Орбита";
- 2 резервуара с нефтью по 90 м(3) в котельной N 11 "СМУ-5";
- 1 резервуар с нефтеконденсатом (водным) на 40 м(3) в котельной N 11 "СМУ-5";
- станок заточный в котельной N 11 "СМУ-5";
- станок сверлильный в котельной N 11 "СМУ-5";
- 1 резервуар с нефтью на 50 м в котельной N 15 "Карьерная";
- 1 резервуар с печным топливом на 7,5 м(3) в котельной N 15 "Карьерная";
- 1 резервуар с нефтеконденсатом (водным) в котельной N 15 "Карьерная";
- 1 резервуар с нефтью на 50 м(3) в котельной N 5 "5 мкр";
- 1 резервуар с дизельным топливом на 5,5 м(3) в котельной N 5 "5 мкр";
- 4 резервуара с нефтью объемом 300 куб. м , 100 куб.м , 100 м(3), 10 м(3) в котельной N 12 "8 мкр";
- 3 резервуара с дизельным топливом объемом 50 м(3), 50 м(3), 25 м(3) в котельной N 12 "8 мкр";
- 3 резервуара с нефтеконденсатом (водным) объемом 10 м(3), 25 куб. м. и 25 куб. м. котельной N 12 "8 мкр";
- сварочный пост в котельной N 12 "8 мкр";
- 1 резервуар с печным топливом на 6 куб.м в котельной N 13 "пер. Ленинский";
- ДЭС-60 в котельной N 14 "АТХ";
- 1 резервуар с дизельным топливом в котельной N 14 "АТХ";
- станок сверлильный в котельной N 14 "АТХ";
- станок наждачный в котельной N 14 "АТХ";
- сварочный пост в котельной N 21 "Ханмей";
- сварочный пост в электроцехе;
- 7 приемных емкостей, из которых 3 емкости по 75 куб.м. и 4 емкости по 50 м(3) на территории "Нефтеслив";
- нефтеловушка (2,3*2,5 м) на территории "Нефтеслив";
- емкость с подтоварной водой объемом на 50 м(3) на территории "Нефтеслив";
- 3 сверлильных станка в РММ-1;
- 3 токарных станка в РММ-1;
- 2 наждачных станка в РММ-1;
- станок шлифовальный в РММ-1;
- станок расточный в РММ-1;
- станок строгальный в РММ-1;
- станок фрезерный в РММ-1;
- сварочный пост в РММ-1;
- ДЭС-100 в РММ-2;
- резервуар с дизельным топливом объемом 0,3 куб.м. для ДЭС-100 в РММ-2;
- емкость подземная с отработанным маслом в РММ-2;
- 3 сверлильных станка в РММ-2;
- 2 наждачных станка в РММ-2;
- стенд регулировки топливной аппаратуры в РММ-2;
- сварочный пост в РММ-2;
- стояночный бокс N 2 в РММ-2.
По итогам проверки административный орган пришел к выводу о том, что ОАО "Тепло-Энергетик", являясь юридическим лицом, ответственным за соблюдение требований законодательства РФ в области охраны окружающей среды, не соблюдает экологические требования при эксплуатации котельных N N 1 "ДКВР", 2 "3ДЕ", 20 "ПСХ", 6 "СМУ-4", 8 "Орбита", 11 "СМУ-5", 15 "Карьерная", 5 "5 мкр.", 12 "8 мкр.", 13 "пер. Ленинский", 14 "АТХ", N 21 "Ханмей", здание электроцеха, "Нефтеслив", здание РММ-1, здание РММ-2, а именно в материалах инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, представленных в составе утвержденных проекта ПДВ, не учтены стационарные источники выбросов, не учтены выбросы вредных (загрязняющих) веществ и не разработаны нормативы ПДВ вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для стационарных источников.
2. В период с 01.01.2008 по 31.12.2009 выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от объектов ОАО "Тепло-Энергетик" осуществлялись на основании разрешения N 53 от 25.01.2008. В 2010 г. выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от объектов ОАО "Тепло-Энергетик" осуществляются на основании разрешения N 17 от 27.02.2010. Срок действия данного разрешения с 10.02.2010 по 31.12.2014. Таким образом, по мнению административного органа, в период с 01.01.2010 по 09.02.2010 выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ОАО "Тепло-Энергетик" осуществляло без разрешения в нарушение п.1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".
3. В ходе проверки было также установлено следующее. Деятельность ОАО "Тепло-Энергетик" по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов осуществляется на основании лицензии от 14.03.2007 N ОТ-59-000193 (89).
Согласно данным статистических отчетов "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления" (форма 2-ТП (отходы)) объем образовавшихся отходов составил: в 2008 г. - 389,255 тонн; в 2009 г. - 284,855 тонн.
По результатам инвентаризации, проведенной в 2009 году (инвентаризационная ведомость источников образования отходов и мест их хранения утвержденная генеральным директором ОАО "Тепло-Энергетик" в декабре 2009 года) разработан Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР), утвержденный генеральным директором ОАО "Тепло-Энергетик" 10.12.2009 года. ОАО "Тепло-Энергетик" представлен документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение N 23 от 25.02.2010г., выданный Северо-Уральским управлением Ростехнадзора на период 2010-2011г.г., 2012 (1-2 мес), в соответствии с которым образование отходов составит: в 2010-2011гг.- 232,76 тонн; в 2012г. (1-2 мес.) -38,793 тонн.
В соответствии с утвержденным ПНООЛР на предприятии имеется 50 мест временного хранения отходов, в том числе: 47 - открытых (площадки, контейнеры) и 3 -закрытых (поддоны, емкости, контейнеры), объекты размещения и захоронения отходов на предприятии отсутствуют.
В нарушение абз.5 ст.11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"; п.4, п. 25 Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещения, утвержденных приказом Ростехнадзора от 19 октября 2007 года N703, установленные места временного хранения отходов и используемая под размещение тара на площадках вышеуказанных объектов в утвержденном ПНООЛР не соответствуют фактическому обустройству объектов хранения отходов и наличию используемой для их размещения тары.
4. В ходе проверки было установлено, что в соответствии с представленным ОАО "Тепло-Энергетик" журналом учета образования и движения отходов:
- за 1 квартал 2010 года использовано масел дизельных отработанных - 1,532т; шлама очистки трубопроводов и емкостей (бочек, контейнеров, гудронаторов) от нефти - 9,736т; обтирочного материала, загрязненного маслами (содержание масел менее 15 %) - 0,013т.;
- за 2 квартал 2010 года использовано масел дизельных отработанных - 1,008т; шлама очистки трубопроводов и емкостей (бочек, контейнеров, гудронаторов) от нефти - 9,736т; обтирочного материала, загрязненного маслами (содержание масел менее 15 %) - 0,013т.
При этом, согласно представленной ОАО "Тепло-Энергетик" справке (исх. N 05/4201 от 08.09.2010) вышеуказанные отходы используются в котельной N 5: шлам очистки трубопроводов и емкостей (бочек, контейнеров, гудронаторов) от нефти - как добавка топлива; масла дизельные отработанные - как добавка топлива для розжига котлов при переходе на резервное топливо или в аварийных случаях; обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел менее 15 %) - для розжига котлов при переходе на резервное топливо или в аварийных случаях. В ходе осмотра котельной N 5 установлено, что в котельной имеются 6 котлов (2 котла марки ВВД-1,8 и 4 котла ВК-21), специальные установки для сжигания отходов отсутствуют.
Таким образом, в нарушение абз.2 ст.18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"; ч.1 ст.18 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" ОАО "Тепло-Энергетик" осуществляет сжигание отходов производства без специальных установок.
5.В ходе осмотра объектов, эксплуатируемых ОАО "Тепло-Энергетик", было установлено, что ОАО "Тепло-Энергетик" размещает отходы производства с нарушением требований действующего природоохранного законодательства и проектных решений по размещению отходов в утвержденном ПНООЛР, а именно: в пределах огороженной территории котельной N 19 возле склада для хранения кислородных и пропановых баллонов зафиксировано несанкционированное размещение отходов на почве: металлические бочки, доски, резиновые шины, части металлических конструкций, пластиковые банки. На расстоянии 8м. от аварийного выхода котельной, вдоль теплосети, на почве (6,9м х2,2 м) зафиксировано несанкционированное размещение отходов: металлические конструкции, бревна, пластиковые трубки. Между трубами и стеной котельной на почве (6,5 м х5,8 м) зафиксировано несанкционированное размещение отходов: бревна, остатки металлических конструкций, трубы, доски, металлический короб. Указанные факты несанкционированного размещения отходов производства зафиксированы в протоколе осмотра территории котельной N 19 от 20.09.2010.
В силу изложенного, административный орган пришел к выводу о несоблюдении ОАО "Тепло-Энергетик" экологических требований при эксплуатации котельной N 19 "Геофизики".
6.В ходе проверки при осмотре территории котельной N 8 "Орбита" ОАО "Тепло-Энергетик" установлено, что Общество размещает отходы производства с нарушением требований действующего природоохранного законодательства и проектных решений по размещению отходов в утвержденном ПНООЛР (МВХО N N 23, 24- контейнеры для сбора мусора и МВХО N 30 - площадка временного хранения лома черных металлов), а именно в пределах огороженной территории котельной N 8 за обвалованием резервуаров с топливом, вдоль ограждения, на протяжении 63м (шириной от 4м до 8 м) зафиксировано несанкционированное размещение отходов на почве: пластиковые бутылки, пластиковые канистры, тара из под ЛКМ, стеклобой, доски, куски рубероида, металлические конструкции, коробки, остатки минваты, автомобильные покрышки, ветошь, полиэтиленовые пакеты, металлические трубы, деревянные короба, жестяные банки. Возле площадки для хранении металлолома на почве (2,2 м х1,3м) зафиксировано несанкционированное размещение отходов: пластиковые бутылки, металлическая бочка, ветошь, куски дарнита, обмоточный материал. Указанные факты несанкционированного размещения отходов производства зафиксированы в протоколе осмотра территории котельной N 8 от 21.09.2010 года. В силу изложенного, административный орган пришел к выводу о несоблюдении ОАО "Тепло-Энергетик" экологических требований при эксплуатации котельной N 8 "Орбита".
7.В ходе проведения плановой выездной проверки при осмотре территории котельной N 2 "3ДЕ" ОАО "Тепло-Энергетик" установлено, что Общество размещает отходы производства с нарушением требований действующего природоохранного законодательства и проектных решений по размещению отходов в утвержденном ПНООЛР (МВХО N N 18, 19 -контейнеры для сбора мусора), а именно: на территории котельной N 2 установлены два металлических контейнера, рядом с контейнерами на почве находятся демонтированные экономайзеры, котлы. Между экономайзерами и котлами, за котлами на почве зафиксировано несанкционированное размещение отходов - тары из под ЛКМ (на 40 кг краски). Рядом с септиком, расположенным на расстоянии 10 м от ограждения газового коллектора, зафиксировано несанкционированное размещение отходов: бой кирпича, стеклобой, остатки сварочных электродов, ветошь, куски ваты, металлолом, куски рубероида, пластиковые бутылки (4,2мх4,4м). Указанные факты размещения отходов производства зафиксированы в протоколе осмотра территории котельной N 2 от 20.09.2010. В силу изложенного, административный орган пришел к выводу о несоблюдении ОАО "Тепло-Энергетик" экологических требований при эксплуатации котельной N2 "ЗДЕ".
8. В ходе проведения плановой выездной проверки при осмотре территории котельной N 1 "ДКВР" ОАО "Тепло-Энергетик" установлено, что Общество размещает отходы производства с нарушением требований действующего природоохранного законодательства и проектных решений по размещению отходов в утвержденном ПНООЛР (МВХО N N 15-17 -контейнеры для сбора мусора и МВХО N 28 - площадка временного хранения лома черных металлов), а именно в пределах огороженной территории котельной N 1 на расстоянии 1,3м. от металлического балка на почве (3,5м х 4,6 м) размещены полиэтиленовые пакеты, остатки упаковочной бумаги, куски рубероида. На расстоянии 2,4м от указанных отходов на почве размещены доски, пластиковые бутылки, куски полиэтилена, части металлических конструкций, части деревянных конструкций. На расстоянии 2,2 м от металлического балка на почве (10мх5м) размещены металлические конструкции, куски металлических труб разных диаметров, куски металлических листов, куски металлической сетки, металлические бочки. На расстоянии 31.3м от металлического балка на почве (4,8мх8,2м) размещены куски полиэтиленовой пленки, пластиковые ведра, пластиковые бутылки, ветошь, металлические конструкции, куски металлических труб разного диаметра, куски металлической решетки, куски металлических листов, куски резиновых труб, бумага, картон. Указанные факты размещения отходов производства зафиксированы в протоколе осмотра территории котельной N 1 от 21.09.2010. В силу изложенного, административный орган пришел к выводу о несоблюдении ОАО "Тепло-Энергетик" экологических требований при эксплуатации котельной N1 "ДКВР".
9. В ходе проведения плановой выездной проверки при осмотре территории котельной N 21 "Ханмей" ОАО "Тепло-Энергетик" установлено, что Общество размещает отходы производства с нарушением требований действующего природоохранного законодательства и проектных решений по размещению отходов в утвержденном ПНООЛР (МВХО N 12 -контейнеры для сбора мусора), а именно на территории котельной N 21 возле стены котельной на почве зафиксировано несанкционированное размещение отходов: обрезки металлических листов, куски труб, металлические конструкции, куски веревок, фанера. В 16,2 м от стены мазутного хозяйства на почве (35м х17м) зафиксировано несанкционированное размещение отходов: металлические конструкции различных размеров, отходы стекловолокна, доски, шифер, остатки рубероида, бой кирпича, баллоны из под кислорода, пластиковые бутылки. Указанный факт несанкционированного размещения отходов производства зафиксирован в протоколе осмотра территории котельной N 21 от 20.09.2010г. В силу изложенного, административный орган пришел к выводу о несоблюдении ОАО "Тепло-Энергетик" экологических требований при эксплуатации котельной N21 "Ханмей".
10. В ходе выездной проверки был произведен осмотр мест временного хранения (накопления) отходов на территории КОС. В результате осмотра установлено, что на территории КОС имеются четыре контейнера. Во всех четырех контейнерах находились ТБО, в одном контейнере, расположенном в соответствии со схемой в утвержденном ПНООЛР (крайний правый на площадке, дальний от очистных сооружений), обнаружены ртутные лампы, из них три разбитые.
В силу изложенного ОАО "Тепло-Энергетик", являясь юридическим лицом ответственным за соблюдение требований законодательства РФ в области охраны окружающей среды, по мнению административного органа, не соблюдает экологические и санитарно-эпидемиологические требования при обращении с отходами производства и потребления.
Результаты проверки зафиксированы в Акте проверки N 41 от 01.10.2010.
Усмотрев в действиях ОАО "Тепло-Энергетик" признаки составов административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ст. 8.1, 8.2, 8.21 КоАП РФ, административный орган составил административные протоколы об административных правонарушениях соответственно:
1.N 248 от 12.10.2010 по ст. 8.1 КоАП РФ;
2.N 249 от 12.10.2010 по ст. 8.21 КоАП РФ;
3.N 250 от 12.10.2010 по ст. 8.1 КоАП РФ;
4.N 251 от 12.10.2010 по ст. 8.2 КоАП РФ;
5.N 252 от 12.10.2010 по ст. 8.1 КоАП РФ;
6.N 253 от 12.10.2010 по ст. 8.1 КоАП РФ;
7.N 254 от 12.10.2010 по ст. 8.1 КоАП РФ;
8.N 255 от 12.10.2010 по ст. 8.1 КоАП РФ;
9.N 256 от 12.10.2010 по ст. 8.1 КоАП РФ;
10.N 257 от 12.10.2010 по ст. 8.2 КоАП РФ.
19 октября 2010 года государственным инспектором по охране природы по Ямало-Ненецкому автономному округу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ямало-Ненецкому автономному округу вынесены следующие постановления по делам об административных правонарушениях в отношении ОАО "Тепло-Энергетик":
1.N 236 от 19.10.2010, которым ОАО "Тепло-Энергетик" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 55 000 руб. При этом административное правонарушение выразилось в несоблюдении экологических требований при эксплуатации котельных N N 1 "ДКВР", 2 "3ДЕ", 20 "ПСХ". 6 "СМУ-4", 8 "Орбита", 11 "СМУ-5", 15 "Карьерная", 5 "5 мкр.", 12 "8 мкр.", 13 "пер. Ленинский", 14 "АТХ", N 21 "Ханмей", здание электроцеха, "Нефтеслив", здание РММ-1, здание РММ-2, а именно в материалах инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, представленных в составе утвержденных проекта ПДВ, не учтены стационарные источники выбросов, не учтены выбросы вредных (загрязняющих) веществ и не разработаны нормативы ПДВ вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для стационарных источников.
2.N 237 от 19.10.2010, которым ОАО "Тепло-Энергетик" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.21 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 45 000 руб. При этом административное правонарушение выразилось в нарушении п.1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" а именно в период с 01.01.2010 по 09.02.2010 выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ОАО "Тепло-Энергетик" осуществляло без соответствующего разрешения.
3.N 238 от 19.10.2010, которым ОАО "Тепло-Энергетик" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 55 000 руб. При этом административное правонарушение выразилось в нарушении абз.5 ст.11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"; п.4, п. 25 Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещения, утвержденных приказом Ростехнадзора от 19 октября 2007 года N703, а именно установленные места временного хранения отходов и используемая под размещение тара на площадках вышеуказанных объектов в утвержденном ПНООЛР не соответствуют фактическому обустройству объектов хранения отходов и наличию используемой для их размещения тары.
4.N 239 от 19.10.2010, которым ОАО "Тепло-Энергетик" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 170 000 руб. При этом административное правонарушение выразилось в нарушение абз.2 ст.18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"; ч.1 ст.18 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", а именно ОАО "Тепло-Энергетик" осуществляет сжигание отходов производства без специальных установок.
5.N 240 от 19.10.2010, которым ОАО "Тепло-Энергетик" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 55 000 руб. При этом административное правонарушение выразилось в несоблюдении ОАО "Тепло-Энергетик" экологических требований при эксплуатации котельной N 19 "Геофизики", а именно в ходе проверки были выявлены факты несанкционированного размещения отходов производства и потребления.
6.N 241 от 19.10.2010, которым ОАО "Тепло-Энергетик" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 55 000 руб. При этом административное правонарушение выразилось в несоблюдении ОАО "Тепло-Энергетик" экологических требований при эксплуатации котельной N 8 "Орбита", а именно в ходе проверки были выявлены факты несанкционированного размещения отходов производства и потребления.
7.N 242 от 19.10.2010, которым ОАО "Тепло-Энергетик" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 55 000 руб. При этом административное правонарушение выразилось в несоблюдении ОАО "Тепло-Энергетик" экологических требований при эксплуатации котельной N 2 "3ДЕ", а именно в ходе проверки были выявлены факты несанкционированного размещения отходов производства и потребления.
8.N 243 от 19.10.2010, которым ОАО "Тепло-Энергетик" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 55 000 руб. При этом административное правонарушение выразилось в несоблюдении ОАО "Тепло-Энергетик" экологических требований при эксплуатации котельной N 1 "ДКВР", а именно в ходе проверки были выявлены факты несанкционированного размещения отходов производства и потребления.
9.N 244 от 19.10.2010, которым ОАО "Тепло-Энергетик" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 55 000 руб. При этом административное правонарушение выразилось в несоблюдении ОАО "Тепло-Энергетик" экологических требований при эксплуатации котельной N 21 "Ханмей", а именно в ходе проверки были выявлены факты несанкционированного размещения отходов производства и потребления.
10.N 245 от 19.10.2010, которым ОАО "Тепло-Энергетик" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 170 000 руб. При этом административное правонарушение выразилось в несоблюдении ОАО "Тепло-Энергетик" экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления (в ходе проверки в контейнере для сбора мусора от бытовых помещений обнаружены ртутные лампы в количестве 5 штук, из которых три были разбитыми).
Не согласившись с указанными выше постановлениями, ОАО "Тепло-Энергетик" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений о привлечении к административной ответственности от 19.10.2010 N 236, 237, 238, 239, 240, 241, 242, 243, 244, 245.
08.12.2010 Арбитражным судом Ямало-Ненецкого автономного округа принято обжалуемое решение.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, находит решение подлежащим изменению, исходя из следующего.
Согласно Постановлению N 236 от 19.10.2010 года, ОАО "Тепло-Энергетик" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 55 000 руб.
При этом административное правонарушение выразилось в несоблюдении экологических требований при эксплуатации котельных N N 1 "ДКВР", 2 "3ДЕ", 20 "ПСХ". 6 "СМУ-4", 8 "Орбита", 11 "СМУ-5", 15 "Карьерная", 5 "5 мкр.", 12 "8 мкр.", 13 "пер. Ленинский", 14 "АТХ", N 21 "Ханмей", здание электроцеха, "Нефтеслив", здание РММ-1, здание РММ-2, а именно в материалах инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, представленных в составе утвержденных проекта ПДВ, не учтены стационарные источники выбросов, не учтены выбросы вредных (загрязняющих) веществ и не разработаны нормативы ПДВ вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для стационарных источников.
Статьей 8.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон об охране атмосферного воздуха) выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов (статья 12 Закона об охране атмосферного воздуха).
Пунктом 1 статьи 22 Закона об охране атмосферного воздуха предусмотрено, что юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха согласно пункту 1 статьи 25 Закона об охране атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, имеющие источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух.
В силу пункта 1 статьи 30 Закона об охране атмосферного воздуха юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны, в том числе, обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Вышеприведенными нормами законодательства прямо предусмотрена обязанность предприятия, имеющего (эксплуатирующего) источник выбросов вредных (загрязняющих веществ) проводить инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников.
ОАО "Тепло-Энергетик" осуществляет следующие виды деятельности: производство, передача, распределение пара и горячей воды (тепловой энергии); производство, передача, распределение электроэнергии; деятельность по обеспечению работы котельных, тепловых сетей; ремонт, монтаж теплоэнергетического оборудования; удаление и обработка сточных вод; хранение и складирование нефти и продуктов ее переработки; эксплуатация взрывоопасных производственных объектов (опасных производственных объектов, на которых используются, транспортируются вещества, способные образовывать взрывоопасные смеси с кислородом воздуха; прием, слив, хранение опасных грузов; производство общестроительных работ и другие.
В ходе проверки выявлено, что в нарушение вышеприведенных требований природоохранного законодательства - части 1 статьи 22, части 1 статьи 30 Закона об охране атмосферного воздуха количество и виды источников загрязняющих веществ, представленные в материалах инвентаризации, которые являются составной частью проекта ПДВ не соответствуют количеству и видам источников загрязняющих веществ, по которым произведены расчеты, а также данным, полученным в ходе натурного осмотра.
Таким образом, в ходе проведения контрольных мероприятий должностными лицами Управления Росприроднадзора по ЯНАО при обследовании производственных площадок с участием представителя предприятия были обнаружены неучтенные стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, что влечет, в свою очередь, отсутствие учета выбросов вредных (загрязняющих) веществ данными источниками.
Так, в материалах инвентаризации и утвержденном Проекте нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферу для ОАО "Тепло-Энергетик" на 2010-2014 г. не учтены следующие источники выбросов загрязняющих веществ:
-2 резервуара с печным топливом по 25 м(3) на территории котельных N 1 "ДКВР", N 2 "3ДЕ", N 20 "ПСХ";
- 1 резервуар с дизельным топливом по 25 м(3 )на территории котельных N 1 "ДКВР", N 2 "3ДЕ", N 20 "ПСХ";
-2 резервуара с трансмиссионным маслом по 25 куб. м. на территории котельных N 1 "ДКВР", N 2 "3ДЕ", N 20 "ПСХ";
-1 резервуар с дизельным топливом объемом 0,06 куб. м. для ПЭ-6М (11 кВт) на территории котельных N 1 "ДКВР", N 2 "3ДЕ", N 20 "ПСХ";
- ПЭ-6М (11 кВт) в котельной N 1 "ДКВР";
- станок заточный в котельной N 2 "ЗДЕ";
- станок сверлильный в котельной N 2 "ЗДЕ";
- 2 резервуара с нефтью по 50 куб.м в котельной N 6 "СМУ-4";
- гараж на 2 автомобиля в котельной N 8 "Орбита";
- 2 резервуара с нефтью по 90 м(3) в котельной N 11 "СМУ-5";
- 1 резервуар с нефтеконденсатом (водным) на 40 м(3) в котельной N 11 "СМУ-5";
- станок заточный в котельной N 11 "СМУ-5";
- станок сверлильный в котельной N 11 "СМУ-5";
- 1 резервуар с печным топливом на 7,5 м(3) в котельной N 15 "Карьерная";
- 1 резервуар с нефтеконденсатом (водным) в котельной N 15 "Карьерная";
- 1 резервуар с нефтью на 50 м(3) в котельной N 5 "5 мкр";
- 3 резервуара с дизельным топливом объемом 50 м(3), 50 м(3), 25 м(3) в котельной N 12 "8 мкр";
- 3 резервуара с нефтеконденсатом (водным) объемом 10 м(3), 25 куб. м. и 25 куб. м. котельной N 12 "8 мкр";
- 1 резервуар с печным топливом на 6 куб.м в котельной N 13 "пер. Ленинский";
- резервуар с дизельным топливом в котельной N 14 "АТХ";
- станок сверлильный в котельной N 14 "АТХ";
- станок наждачный в котельной N 14 "АТХ";
- 7 приемных емкостей, из которых 3 емкости по 75 куб.м. и 4 емкости по 50 м(3) на территории "Нефтеслив";
- нефтеловушка (2,3*2,5 м) на территории "Нефтеслив";
- емкость с подтоварной водой объемом на 50 м(3) на территории "Нефтеслив";
- 3 сверлильных станка в РММ-1;
- 3 токарных станка в РММ-1;
- 2 наждачных станка в РММ-1;
- станок шлифовальный в РММ-1;
- станок расточный в РММ-1;
- станок строгальный в РММ-1;
- станок фрезерный в РММ-1;
- сварочный пост в РММ-1;
- резервуар с дизельным топливом объемом 0,3 куб.м. для ДЭС-100 в РММ-2;
- емкость подземная с отработанным маслом в РММ-2;
- 3 сверлильных станка в РММ-2;
- 2 наждачных станка в РММ-2;
- стенд регулировки топливной аппаратуры в РММ-2;
- сварочный пост в РММ-2;
- стояночный бокс N 2 в РММ-2.
В подтверждение наличия указанных объектов на территории производственных площадок, на которых осуществляет производственно-хозяйственную деятельность ОАО "Тепло-Энергетик", представлены акт проверки N 41 от 01.10.2010, а также протокола осмотра принадлежащих Обществу помещений, территорий: протокол осмотра от 21.09.2010 (котельная N 21) (л.д. 121-122 том 2); протокол осмотра от 21.09.2010 (котельная N 2 "3ДЕ") (л.д. 125-126 том 2); протокол осмотра от 21.09.2010 (котельная N 5) (л.д. 129 том 2); протокол осмотра от 21.09.2010 (котельная N 6) (л.д. 130 том 2); протокол осмотра от 21.09.2010 (котельная N 8 "Орбита") (л.д. 131 том 2); протокол осмотра от 20.09.2010 (котельная N 11) (л.д. 133 том 2); протокол осмотра от22.09.2010 (котельная N 12) (л.д. 135 том 2); протокол осмотра от 20.09.2010 (котельная N 13) (л.д. 137 -138 том 2); протокол осмотра от 22.09.2010 (котельная N 14) (л.д. 139 том 2); протокол осмотра от 21.09.2010 (котельная N 15) (л.д. 141 том); протокол осмотра от 21.09.2010 (электроцех) (л.д. 143 том 2); протокол осмотра от 20.09.2010 (нефтеслиф) (л.д. 145 том 2); протокол осмотра от 20.09.2010 (котельная N 21) (л.д. 147 том 2); протокол осмотра от 22.09.2010 (РММ - 1) (л.д. 1 том 3); протокол осмотра от 22.09.2010 (РММ -2) (л.д. 2 том 3); протокол осмотра от 21.09.2010 (КОС) (л.д. 29 том 3); протокол осмотра от 22.09.2010 (склад) (л.д. 31 том 3); протокол осмотра от 20.09.2010 (котельная N 19 "Геофизики") (л.д. 36 -37 том 3), подписанные представителем ОАО "Тепло-Энергетик".
Между тем, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, а именно - протоколы осмотра от 20-23.09.2010, указал, что из них следует нарушение требований п. 2 ст. 27.8 КоАП РФ при осмотре принадлежащих обществу территорий и помещений.
На этом основании указанные протоколы осмотра от 20-23.09.2010 исключены из доказательственной базы по делу как доказательства, полученные с нарушением закона.
Поскольку, доказательства, отраженные в протоколах осмотра легли в основу акта проверки, протокола об административном правонарушении, то указанные документы также не приняты судом первой инстанции.
На этом же основании, как полученные с нарушением закона из доказательственной базы подлежали исключению сделанные при осмотре занимаемых обществом помещений фотографии, видеосъемка так как они были сделаны при осмотре, проведенном Управление при отсутствии двух понятых.
Суд апелляционной инстанции признает выводы суда первой инстанции основанными на неправильном применении норм права.
Плановая выездная проверка ОАО "Тепло-Энергетик" проводилась административным органом на основании Плана контрольно-надзорной деятельности Управления Росприроднадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу на 2010 год, утвержденного приказом Росприроднадзора от 23.12.2009 М 382, а не в рамках возбуждённого дела об административном производстве или административного расследования.
Из части 1 статьи 12 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" следует, что предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
При этом под проверкой согласно пункту б статьи З Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ понимается совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.
Согласно пункту 5 статьи З Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ мероприятие по контролю - действия должностного лица или должностных лиц органа государственного контроля (надзора) либо органа муниципального контроля и привлекаемых в случае необходимости в установленном настоящим Федеральным законом порядке к проведению проверок экспертов, экспертных организаций по рассмотрению документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, по обследованию используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств и перевозимых указанными лицами грузов, по отбору образцов продукции, объектов окружающей среды, объектов производственной среды, по проведению их исследований, испытаний, а также по проведению экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, с фактами причинения вреда.
Порядок оформления результатов проверки установлен статьёй 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, где в части 3 данной статьи установлено, что к акту проверки прилагаются протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников юридического лица, работников индивидуального предпринимателя, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.
Перечисленные протоколы осмотра получены в результате контрольных мероприятий и являются составной частью акта проверки (приложениями к акту) - документами о проведении в соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона 294-ФЗ мероприятии по контролю - обследования используемых проверяемым лицом при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, а не документами о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении. При этом, данный Федеральный закон не связывает составление данных приложений с выполнением каких-либо требований установленных иными законодательными актами (КоАП, АПК, ГПК, УПК и т.д.).
В соответствии с частью 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является, в том числе, непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В силу статей 64, 71 АПК РФ, статьи 26.2 КоАП РФ названные материалы и сведения относятся к доказательствам и подлежат оценке наряду с другими доказательствами.
Таким образом, учитывая представление доказательств в обоснование фактов установленных административным органом суд апелляционной инстанции признает доказанным наличие в действиях Общества события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.1 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что составление акта проверки и протокола об административном правонарушении 01.10.2010 и 12.10.2010 соответственно, после проведения осмотра 20.09.2010, не свидетельствует о наличии оснований для их критической оценки, выводы суда в данной части основаны на предположениях.
Согласно постановлению N 237 от 19.10.2010 ОАО "Тепло-Энергетик" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.21 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 45 000 руб. При этом административное правонарушение выразилось в нарушении п.1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", а именно в период с 01.01.2010 по 09.02.2010 выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ОАО "Тепло-Энергетик" осуществляло без специального разрешения.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективная сторона административного правонарушения выражается в незаконном выбросе загрязняющих веществ в атмосферу или во вредном физическом воздействии на атмосферный воздух.
Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, а под вредным физическим воздействием на атмосферный воздух - вредное воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха, на здоровье человека и окружающую природную среду.
Статьей 12 Федерального закона N 96-ФЗ установлено, что в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов:
- технические нормативы выбросов;
- предельно допустимые выбросы.
Технические нормативы выбросов устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды или другой уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды для отдельных видов стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также для являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов.
Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
Пунктом 3 статьи 14 указанного Закона допускаются вредные физические воздействия на атмосферный воздух на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Следовательно, наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду является обязательным условием при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, даже в случае истечения срока действия разрешения и проекта нормативов ПДВ.
Судом первой инстанции верно установлено, в период с 01.01.2008 по 31.12.2009 выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от объектов ОАО "Тепло-Энергетик" осуществлялись на основании разрешения N 53 от 25.01.2008.
В 2010 г. выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от объектов ОАО "Тепло-Энергетик" осуществляются на основании разрешения N 17 от 27.02.2010. Срок действия данного разрешения с 10.02.2010 по 31.12.2014.
Таким образом, в период с 01.01.2010 по 09.02.2010 выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ОАО "Тепло-Энергетик" осуществляло без соответствующего разрешения в нарушение п.1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха". Данный факт обществом не оспаривается.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Как следует из материалов дела и пояснений заявителя, ОАО "Тепло-Энергетик" обеспечивает тепловой энергией объекты жилищно-коммунального назначения и предприятий всех форм собственности в г. Лабытнанги, включая объекты жизнеобеспечения. Предприятие не могло прекратить выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, образующиеся в результате эксплуатации жизнеобеспечивающих объектов в отопительный сезон (распоряжение Администрации г. Лабытнанги от 28.08.2009 N 348 "О начале отопительного сезона").
Невыполнение и прекращение выполнения обязанностей по обеспечению тепловой энергией объектов жилищно-коммунального назначения и предприятий всех форм собственности в г. Лабытнанги, включая объекты жизнеобеспечения в виду отсутствия разрешения на выброс в атмосферу загрязняющих веществ, образующиеся в результате эксплуатации жизнеобеспечивающих объектов, могло повлечь угрозу жизни и безопасности граждан, проживающих на территории города Лабытнанги. Соответственно, осуществление деятельности без специального разрешения в рассматриваемом случае привело к устранению опасности, угрожающей жизни и здоровью населения. Вред, причиненный охраняемым общественным отношениям, является менее значительным, чем предотвращенный вред.
Таким образом, как указал суд первой инстанции, ОАО "Тепло-Энергетик", осуществляя в период с 01.01.2010 по 09.02.2010 хозяйственно-производственную деятельность, в результате которой осуществляется вредное физическое воздействие на атмосферный воздух в отсутствие необходимого разрешения, действовало в целях предотвращения неблагоприятных последствий в виде ухудшения качества жизни и здоровья населения то есть в условиях крайней необходимости.
Суд апелляционной инстанции признает выводы суда первой инстанции ошибочными.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры.
Между тем, общество, не предприняло своевременных мер к обращению в соответствующие органы за получением необходимых документов, при этом то, что процесс получения специального разрешения является длительным и сложным, требующим финансовых затрат, не свидетельствует о том, что ОАО "Тепло-Энергетик" может в своевольном порядке осуществлять свою деятельность.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что заявителем в материалы дела не представлено доказательств заблаговременного обращения общества за получением специального разрешения и неполучения его в связи с длительностью процедуры, то есть по обстоятельствам не зависящим от него.
Между тем суд апелляционной инстанции считает, что совершенное правонарушение является малозначительным.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит исключений применения приведенной нормы в отношении какого-либо административного правонарушения.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" отмечено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Учитывая небольшой срок отсутствия разрешения и принятие обществом мер к его получению, апелляционный суд пришел к выводу, что совершенное обществом правонарушение не несет серьезной угрозы охраняемым общественным отношениям в сфере природопользования.
При таких обстоятельствах применение положений ст. 2.9 КоАП РФ является оправданным, отвечающим целям административного наказания.
В соответствии с пунктом 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при установлении малозначительности в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 Кодекса, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Согласно оспариваемому постановлению N 245 от 19.10.2010, ОАО "Тепло-Энергетик" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 170 000 руб. При этом административное правонарушение выразилось в несоблюдении ОАО "Тепло-Энергетик" экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления (в ходе проверки в контейнере для сбора мусора от бытовых помещений обнаружены ртутные лампы в количестве 5 штук, из которых три были разбитыми).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) - система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.
В силу пункта 2 статьи 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" запрещается размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Временное хранение отработанных люминесцентных ламп вне специальных мест для хранения нарушает требования Санитарных правил при работе со ртутью, ее соединениями и приборами с ртутным заполнением, утвержденных Главным санитарным врачом СССР 04 апреля 1988 года N 4607-88 (далее - Санитарные правила).
Так, пунктом 4.8 Санитарных правил предусмотрено, что транспортировка и хранение готовой продукции и содержащих ртуть изделий (особенно из стекла) должны максимально исключать возможность механического повреждения изделий и тары, проливов и образования источников вторичного загрязнения воздуха ртутью.
В соответствии со статьями 1, 14 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" к опасным отходам относятся отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровью человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами. Опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека подразделяются на классы опасности в соответствии с Критериями, утвержденными Приказом Министерства природных ресурсов от 15 июня 2001 года N 511.
Согласно примечанию к Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 02 декабря 2002 года N 786, Федеральный классификационный каталог отходов представляет собой перечень образующихся в Российской Федерации отходов, систематизированных по совокупности приоритетных признаков: происхождение, агрегатному и физическому состоянию, опасным свойствам, степени вредного воздействия на окружающую среду.
В силу Федерального классификационного каталога отходов отходы, содержащие ртуть (35310700 02 01 1); ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак (35330100 13 01 1) относятся к 1 классу опасности - "очень высокая".
Статьей 8.2 КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Суд первой инстанции, указав на принятие заявителем мер, направленных на соблюдение экологических требований, пришел к выводу об отсутствии в действиях общества вины, и как следствие отсутствие состава вменяемого административного правонарушения.
Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции признает необоснованными.
Так, политика предприятия направлена на осуществление контроля за обращением с ртутьсодержащими отходами с соблюдением требований безопасности и охраны окружающей. На предприятии разработана инструкция по охране труда, сбору, хранению и транспортированию отработанных ртутьсодержащих отходов для лиц, ответственных за обращение с ртутьсодержащими отходами, и допущенных к работам в данной области. Данная инструкция утверждена приказом по предприятию от 04.05.2009г. N 73 "Об организации работы в области обращения с ртутьсодержащими отходами". В соответствии с приказом от 04.05.2009 N 73 ответственным лицом за сбор, хранение, первичный учет и транспортирование отработанных ртутьсодержащих отходов назначен начальник энергоучастка Денщик Николай Семенович. С инструкцией по охране труда, сбору, хранению и транспортированию отработанных ртутьсодержащих отходов были ознакомлены ответственные лица, о чем свидетельствуют подписи в листе ознакомления к вышеуказанной инструкции.
Подписи работников участка "Электроцех" в листе ознакомления к инструкции, в журнале регистрации прохождения инструктажа на рабочем месте, также свидетельствуют об ознакомлении с порядком обращения с ртутьсодержащими отходами. ОАО "Тепло-Энергетик" для временного хранения ртутьсодержащих ламп выделена площадка с металлическим герметизированным контейнером без доступа посторонних лиц. В 2009 году на предприятии были дополнительно приобретены специальные герметичные контейнеры для сбора, хранения и транспортирования отработанных ртутьсодержащих ламп, изготовленные в соответствии с ГОСТами. Это направлено на то, чтобы погрузочно-разгрузочные работы, а также другие виды работ связанные с обращением отработанных ртутьсодержащих отходов, производились работникам предприятия с соблюдением требований безопасности и охраны окружающей среды.
Между тем предпринятые меры в 2009 году, не освобождают общество от контроля за их исполнением, а также от необходимости соблюдения им действующего законодательства в рассматриваемой сфере.
В остальной части выводы суда первой инстанции изменению не подлежат.
Согласно постановлению N 238 от 19.10.2010 ОАО "Тепло-Энергетик" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 55 000 руб. При этом административное правонарушение выразилось в нарушении абз.5 ст.11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"; п.4, п. 25 Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещения, утвержденных приказом Ростехнадзора от 19 октября 2007 года N703, а именно установленные места временного хранения отходов и используемая под размещение тара на площадках вышеуказанных объектов в утвержденном ПНООЛР не соответствуют фактическому обустройству объектов хранения отходов и наличию используемой для их размещения тары.
Согласно постановлениям N N 240-244 ОАО "Тепло-Энергетик" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 55 000 руб. При этом административное правонарушение выразилось в несоблюдении ОАО "Тепло-Энергетик" экологических требований при эксплуатации котельных: N 19 "Геофизики", N 8 "Орбита", N 2 "3ДЕ", N 1 "ДКВР", N 21 "Ханымей", а именно в ходе проверки были выявлены факты несанкционированного размещения отходов производства и потребления.
Указанные постановления N 238, 240-244 от 19.10.2010 суд первой инстанции обоснованно признал незаконными.
В ходе проверки было установлено, что по всем объектам ОАО "Тепло-Энергетик" проведена инвентаризация образующихся отходов при осуществлении его основной деятельности с учетом характеристики сырья, материалов, изделий и веществ, переходящих в состояние отходов, а также мест временного хранения отходов. Вместе с тем, при проведении осмотра территорий, используемых ОАО "Тепло-Энергетик" в хозяйственно-производственной деятельности, а именно котельных N N 6 "СМУ-4", 13 "пер. Ленинский", здание КОС, здание РММ - 1, здание склада ОАО "Тепло-Энергетик", выявлено, что схемы мест временного хранения отходов по производственным площадкам в утвержденном проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, не соответствуют фактическим местам временного хранения отходов, имеющихся на территориях данных объектов, эксплуатируемых Обществом.
Кроме того, в ходе проверки на территориях эксплуатируемых ОАО "Тепло-Энергетик" котельных: N 19 "Геофизики", N 8 "Орбита", N 2 "3ДЕ", N 1 "ДКВР", N 21 "Ханмей" были выявлены факты несанкционированного размещения отходов производства и потребления.
Все вышеуказанные нарушения обнаружены в ходе проведенных натурных осмотров производственных площадок, на которых осуществляет свою деятельность ОАО "Тепло-Энергетик". Результаты осмотров отражены в протоколах осмотров от 20-23.09.2010, которые в свою очередь легли в основу составленного в отношении Общества по итогам проверки акта проверки и протоколах об административных правонарушениях по ст. 8.1 КоАП РФ.
Как ранее высказался суд апелляционной инстанции, представленные административным органом доказательства необоснованно не приняты судом первой инстанции, в связи с чем также и поданным правонарушениям подлежат оценке.
Между тем данные обстоятельства не влекут отмену решения в данной части, исходя из следующего.
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ямало-Ненецкому автономному округу неправильно квалифицированы действия ОАО "Тепло-Энергетик".
Статьей 8.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.
Объективная сторона указанного административного правонарушения выражается в несоблюдении экологических требований при осуществлении только указанных в статье видов хозяйственной или иной деятельности, а именно, при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.
Как видно из материалов дела, оспариваемых постановлений и верно установлено судом первой инстанции, квалифицируя действия (бездействие) Общества по статье 8.1 КоАП РФ, Управление исходило из нарушений требований, предусмотренных статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Между тем, как верно указал суд первой инстанции, требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности предусмотрены в главе VII Закона об охране окружающей среды.
Статьей 34 Закона об охране окружающей среды установлены общие требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.
В соответствии с указанной нормой размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.
В соответствии с частью 2 статьи 39 Закона об охране окружающей среды юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В силу частей 1, 3 статьи 51 Закона об охране окружающей среды отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) под отходами понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;
Требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами установлены статьей 51 Закона об охране окружающей среды и статьями 12 - 17 Закона об отходах производства и потребления.
Как верно указал суд первой инстанции, установленные места временного хранения отходов и используемая под размещение тара на площадках проверенных объектов, используемых ОАО "Тепло-Энергетик" для осуществления производственной деятельности в утвержденном проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещения, не соответствуют фактическому обустройству объектов хранения отходов и наличию используемой для их размещения тары, а также в ходе эксплуатации котельных: N 19 "Геофизики", N 8 "Орбита", N 2 "3ДЕ", N 1 "ДКВР", N 21 "Ханмей", ОАО "Тепло-Энергетик" допустило несанкционированное размещение отходов производства и потребления на указанных объектах проверки.
Таким образом, Общество осуществляет деятельность по обращению с отходами производства и потребления.
Кроме того, ОАО "Тепло-Энергетик" является специализированной организацией в области обращения с отходами. Так, 14.03.2007 ОАО "Тепло-Энергетик" выдана лицензия N ОТ-59-000193 89 на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов со сроком действия до 14.03.2012.
Административная ответственность при нарушении требований в процессе обращения с отходами производства и потребления установлена статьей 8.2 КоАП РФ, являющейся специальной по отношению к статье 8.1. КоАП РФ.
Согласно оспариваемому постановлению N 239 от 19.10.2010 ОАО "Тепло-Энергетик" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 170 000 руб. При этом административное правонарушение выразилось в нарушение абз.2 ст.18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"; ч.1 ст.18 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", а именно ОАО "Тепло-Энергетик" осуществляет сжигание отходов производства без специальных установок.
Так, в соответствии с представленным в ходе проверки ОАО "Тепло-Энергетик" журналом учета образования и движения отходов:
- за 1 квартал 2010 года использовано масел дизельных отработанных - 1,532т; шлама очистки трубопроводов и емкостей (бочек, контейнеров, гудронаторов) от нефти - 9,736т; обтирочного материала, загрязненного маслами (содержание масел менее 15 %) - 0,013т.;
- за 2 квартал 2010 года использовано масел дизельных отработанных - 1,008т; шлама очистки трубопроводов и емкостей (бочек, контейнеров, гудронаторов) от нефти - 9,736т; обтирочного материала, загрязненного маслами (содержание масел менее 15 %) - 0,013т.
При этом, согласно представленной ОАО "Тепло-Энергетик" справки (исх. N 05/4201 от 08.09.2010) вышеуказанные отходы используются в котельной N 5: шлам очистки трубопроводов и емкостей (бочек, контейнеров, грудонаторов) от нефти - как добавка топлива; масла дизельные отработанные - как добавка топлива для розжига котлов при переходе на резервное топливо или в аварийных ситуациях; обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел менее 15% - для розжига котлов при переходе на резервное топливо или аварийных ситуациях. В ходе осмотра котельной N 5 установлено, что в котельной имеются 6 котлов (2 котла марки ВВД - 1,8 и 4 котла ВК021), специальные установки для сжигания отходов отсутствуют.
Кроме того, в нарушение ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" обезвреживание (сжигание) отходов осуществляется ОАО "Тепло-Энергетик" в котельной N 5, расположенной в населенном пункте - г. Лабытнанги, ул. Школьная, дом 44.
Исходя из изложенного, административный орган пришел к выводу, что ОАО "Тепло-Энергетик" не соблюдает экологические требования при обращении с отходами производства и потребления.
Между тем, как верно установлено судом первой инстанции, в протоколе об административном правонарушении по факту нарушения природоохранного законодательства ОАО "Тепло-Энергетик" в нарушение ст. 26.2 28.2 КоАП РФ, отсутствуют конкретные данные о совершенном Обществом правонарушении в виде сжигания нефтесодержащих отходов в горелках газомазутных унифицированных РГМГ - 1 и РГМГ- 2, о лице, совершившем противоправные действия (бездействия), сведения о том, какие нарушены нормы и правила содержания и эксплуатации газомазутных горелок, в результате чего произошло сжигание нефтесодержащих отходов.
Кроме того, протоколом не установлено, в чем конкретно выразилось противоправное, виновное действие (бездействие) ОАО "Тепло-Энергетик", посягающее на несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований и нарушение правил охраны атмосферного воздуха в подтверждение наличия в действиях (бездействии) Общества административных правонарушений, ответственность за которые установлена ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы апелляционной жалобы о том, что протокол содержит все необходимые данные, поскольку данное обстоятельство не соответствует тексту протокола, так из него невозможно установить когда было произведено сжигание, кто именного его производил,
Кроме того, доводы Общества о том, что котел ВВД-1,8 оборудован горелкой РГМГ-1, позволяющей использовать нефтесодержащее топливо, в том числе и нефтесодержащие отходы для розжига котлов, что подтверждается паспортом горелки В21.027.00.00.000ПС, и учтено при утверждении и согласовании проекта ПНООЛР; в журнале учета образования и движения отходов за 2 квартал 2010 г. была допущена механическая ошибка (зафиксировано в ненадлежащей графе), при указании, что масла дизельные подвергались использованию на предприятии; по акту N Л0000037 от 22.04.2010 ОАО "НК "Роснефть-Ямалнефтепродукт" были фактически переданы масла моторные отработанные, масла дизельные отработанные, масла трансмиссионные отработанные, масла индустриальные отработанные, Управлением не опровергнуты. Доказательств иного со ссылкой на нормы закона Управление не представило.
В ходе производства по делу об административном правонарушении не зафиксирован процесс сжигания Обществом отходов и, соответственно, поступление в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ, их концентрация не измерялась.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что судебный акт следует изменить и изложить резолютивную часть решения Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 08.12.2010 по делу N А81-5616/2010 в новой редакции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьей 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 08.12.2010 по делу N А81-5616/2010 изменить.
Резолютивную часть изложить в следующей редакции.
Заявление открытого акционерного общества "Тепло-Энергетик" удовлетворить частично.
Признать незаконными и отменить в полном объеме постановления по делу об административных правонарушениях от 19.10.2010 N 237, 238, 239, 240, 241, 242, 243, 244, вынесенные Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ямало-Ненецкому автономному округу.
В остальной части в удовлетворении требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-5616/2010
Истец: ОАО "Тепло-Энергетик"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ямало-Ненецкому атономному округу, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЯНАО