г. Владивосток |
Дело |
15 апреля 2011 г. |
N А51-708/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 11 апреля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 апреля 2011 года .
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: З.Д. Бац
судей: Т.А. Солохиной Е.Л. Сидорович
при ведении протокола секретарем судебного заседания: А.С. Барановой
при участии:
от ООО "Альянс": Адаменко А.А. по доверенности на представительство от 10.03.2011 сроком действия 1 год
от ИФНС РФ по Фрунзенскому району: Коноваленко Е.А. по доверенности с ограниченными специальными полномочиями от 23.03.2011 N 11-11/01/004470 сроком действия 1 год, Северюхин К.А. по доверенности на представительство от 05.04.2011 N 11-11/01/005171 сроком действия 1 год,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Альянс"
апелляционное производство N 05АП-1488/2011
на решение от 18.02.2011
судьи Л.Л. Кузюра
по делу N А51-708/2011 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ООО "Альянс" (ИНН 2540163282, ОГРН 1102540004049)
к ИФНС РФ по Фрунзенскому району
об оспаривании постановления
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Альянс" (далее - ООО "Альянс", Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 21.12.10. N 15/904, вынесенного ИФНС России по Фрунзенскому району г. Владивостока (далее - Инспекция, налоговый орган).
Решением суда от 18.02.2011 в удовлетворении требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что материалами дела подтверждается факт совершения Обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ.
Не согласившись с решением суда, ООО "Альянс" подало апелляционную жалобу, просит судебный акт отменить как принятый с нарушением норм материального права. Заявитель жалобы считает, что в действиях Общества отсутствует событие вменяемого ему административного правонарушения, поскольку оно не осуществляло реализацию услуг за наличный расчёт. В подтверждение данного факта заявитель сослался на заключённый между ООО "Сафари" (агент) и ООО "Альянс" (субагент) субагентский договор от 12.08.2010 N 469, по условиям которого последнее от имени и за счёт агента безвозмездно предоставляет клиентам доступ в систему Pinsale; принимает от клиентов входящие платежи и передает их получателям по указанным реквизитам; выплачивает клиентам имеющиеся на их балансе в системе денежные средства и перечисляет агенту положительную разницу между суммой принятых входящих платежей и суммой выплат. По мнению заявителя жалобы, Общество фактически оказывает услуги своему агенту - ООО "Сафари", за что получает ежемесячное вознаграждение согласно условиям субагентского договора.
Кроме того, заявитель жалобы указал, что используемые Обществом бланки строгой отчетности (квитанция) соответствуют требованиям пункта 3 постановления Правительства РФ N 359 от 06.05.2008, утвержденным Положение "Об осуществлении наличных денежных расчетов без применения контрольно-кассовой техники".
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Общества заявил ходатайство о приобщении дополнительных письменных доказательств, которое судом рассмотрено и отклонено в связи с тем, что представленные документы не имеют отношения к рассматриваемому спору.
Представитель Общества в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Налоговый орган в судебном заседании и в письменном отзыве с доводами жалобы не согласился, считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что решение не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании поручения заместителя начальника ИФНС России по Фрунзенскому району г. Владивостока от 13.12.10. N 15/1099 старшим государственным налоговым инспектором в присутствии работника заявителя была проведена проверка принадлежащего ООО "Альянс" Интернет - салона "Монте - Карло", расположенного по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Адмирала Фокина, 18, на предмет выполнения требований Федерального закона от 22.05.03. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт".
В ходе проверки проверяющим было установлено, что Общество осуществляет наличные денежные расчёты с населением без применения контрольно-кассовой техники и платёжного терминала с выдачей квитанций о приёме денежных средств, не отвечающих требованиям Положения об осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт без применения контрольно-кассовой техники, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 06.05.08. N 359.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 13.12.10. N 015894, акте о проверке наличных денежных средств кассы от 13.12.10.
14.12.10. в присутствии директора Общества был составлен протокол N 0000266 о наличии в действиях заявителя признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения материалов административного дела в присутствии директора Общества налоговым органом было вынесено постановление N 15/904 от 21.12.10., которым ООО "Альянс" было признано виновным в совершении административного правонарушения по ч. 2 ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 30 000,00 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно статье 2 Закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Порядок осуществления денежных расчетов без применения контрольно-кассовой техники регулируется Положением об осуществлении наличных денежных и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 (далее - Положение).
В силу пункта 3 указанного Положения документ строгой отчётности (квитанция) должен содержать обязательные реквизиты, в том числе: наименование документа, шестизначный номер и серия; фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя; место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности); идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей документ; вид услуги; стоимость услуги в денежном выражении и иные реквизиты.
Как разъяснило Министерство финансов РФ в Информационном письме от 22.08.2008 "О порядке утверждения форм бланков строгой отчетности", если иное не предусмотрено пунктами 5 и 6 Положения, организация и индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги населению, для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники вправе использовать самостоятельно разработанный документ, в котором должны содержаться реквизиты, установленные пунктом 3 Положения. Утверждение формы такого документа уполномоченными федеральными органами исполнительной власти не требуется.
Как установлено судом и подтверждается материалами административного дела, ООО "Альянс" фактически оказывает услуги доступа клиентов к системе Pinsale, в том числе в виде внесения в систему на депозит клиента и выдачи из системы денежных средств, находящихся на депозите и принимает от клиентов системы денежные средства за оказанные услуги.
При этом расчёты с клиентами - физическими лицами Общество осуществляет без применения контрольно-кассовой техники.
То обстоятельство, что Общество осуществляло наличные денежные расчеты на основании субагентского договора от 12.08.10. N 469, заключенного с ООО "Сафари", само по себе не освобождает его от публичной обязанности применять контрольно-кассовую технику при осуществлении наличных денежных расчетов с физическим лицом, поскольку иное противоречит содержанию и смыслу Федерального закона N 54-ФЗ. Указанный вывод подтверждается сложившейся арбитражной практикой (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.12.2006 N 9803/06).
Довод заявителя жалобы о том, что ООО "Альянс" применяло в расчетах с физическими лицами бланки строгой отчетности (квитанции), которые соответствуют требованиям пункта 3 постановления Правительства РФ N 359 от 06.05.2008, коллегия отклоняет по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и п. 3 Положения "Об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ" (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 г. N 359 "О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно кассовой-техники" организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности. На бланках строгой отчетности оформляются предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению квитанции, билеты, проездные документы, талоны и другие документы, приравненные к кассовым чекам. Документ должен содержать следующие реквизиты:
а) наименование документа, шестизначный номер и серия;
б) наименование и организационно-правовая форма - для организации; фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя;
в) место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности);
г) идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей документ;
д) вид услуги;
е) стоимость услуги в денежном выражении;
ж) размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты;
з) дата осуществления расчета и составления документа;
и) должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личная подпись, печать организации (индивидуального предпринимателя);
к) иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми вправе дополнить документ организация (индивидуальный предприниматель).
Бланк документа изготавливается типографским способом или формируется с использованием автоматизированных систем.
Изготовленный типографским способом бланк документа должен содержать сведения об изготовителе бланка документа (сокращенное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж), если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами об утверждении форм бланков таких документов.
Формирование бланков документов может производиться с использованием автоматизированной системы. При этом для одновременного заполнения бланка документа и выпуска документа должно обеспечиваться выполнение следующих требований:
а) автоматизированная система должна иметь защиту от несанкционированного доступа, идентифицировать, фиксировать и сохранять все операции с бланком документа в течение не менее 5 лет;
б) при заполнении бланка документа и выпуске документа автоматизированной системой сохраняются уникальный номер и серия его бланка.
Из материалов дела следует, что Общество применяло в расчетах с физическими лицами бланки строгой отчетности (квитанции), которые не соответствуют требованиям пункта 3 постановления Правительства РФ N 359 от 06.05.2008, поскольку в квитанциях отсутствует серийные номера, отсутствует тираж, номер заказа, вид услуги.
Факт невыдачи Обществом 13.12.10. чеков и квитанций клиентам за оказанные услуги на общую сумму 31. 049,75 рублей подтверждается актом проверки и актом о проверке наличных денежных средств кассы от 13.12.10. за N 015894, представленными проверяющему квитанциями, выдаваемыми клиентам, объяснениями директора Общества от 14.12.10. и от 21.12.10.
На основании вышеизложенного, коллегия считает правильным вывод суда о том, что в действиях Общества содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ, а довод заявителя жалобы - необоснованным.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. При определении вины организации необходимо использовать понятие вины юридического лица, изложенное в части 2 статьи 2.1 Кодекса.
Согласно названной норме, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судом установлено, что Общество имело возможность для соблюдения правил и норм, предусмотренных законом, однако не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению в установленные сроки. Доказательств обратного суду не представлено.
На основании изложенного коллегия считает, что вина Общества в совершении административного правонарушения по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ подтверждается материалами дела.
Нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности и обстоятельств, смягчающих вину Общества, судом не установлено.
В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, основания для его отмены нет.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 18.02.2010 по делу N А51-708/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.
Председательствующий: |
З.Д. Бац |
Судьи |
Т.А. Солохина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-708/2011
Истец: ООО "Альянс"
Ответчик: ИФНС РФ по Фрунзенскому району