13 апреля 2011 г. |
Дело N А55-19694/2010 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 апреля 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Финогентовой А.С., с участием:
от ОАО "Самаранефтегаз" - (до перерыва) представителей Орловой Н.Г., доверенность от 01 декабря 2010 года N СНГ - 354/10, Губанеевой Е.А., доверенность от 01 декабря 2010 года NСНГ - 360/10, (после перерыва) представителя Губанеевой Е.А., доверенность от 01 декабря 2010 года NСНГ - 360/10,
от министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области - (до и после перерыва) представителя Дмитриенко Е.В., доверенность от 11 января 2011 года N 4,
от третьего лица: глава муниципального района Исаклинский Самарской области - до и после перерыва не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 04 - 11 апреля 2011 года апелляционную жалобу ОАО "Самаранефтегаз"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 31 января 2011 года по делу N А55-19694/2010, судья Щетинина М.Н., принятое по заявлению ОАО "Самаранефтегаз", ИНН 6315229162, ОГРН 1026300956990, г.Самара, к министерству природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области, г.Самара, третье лицо: глава муниципального района Исаклинский Самарской области, Самарская область, с.Исаклы,
о признании незаконным предписания от 03 июня 2010 года,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Самаранефтегаз" (далее - ОАО "Самаранефтегаз", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным предписания министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области (далее - министерство) от 03 июня 2010 года об устранении нарушения лесного законодательства.
Определением суда от 08 декабря 2010 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен глава муниципального района Исаклинский Самарской области (т.1, л.д.110).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 31 января 2011 года в удовлетворении заявленных требований ОАО "Самаранефтегаз" отказано на том основании, что оспариваемое предписание является законным и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
В апелляционной жалобе ОАО "Самаранефтегаз" просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела.
В отзыве на апелляционную жалобу министерство просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
В соответствии со ст.163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 04 апреля 2011 года объявлялся перерыв до 12 час 00 мин 11 апреля 2011 года, рассмотрение дела продолжено в судебном заседании 11 апреля 2011 года.
В судебном заседании представитель ОАО "Самаранефтегаз" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные обществом требования.
Представитель министерства возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 03 июня 2010 года министерство по результатам проверки соблюдения лесного законодательства выдало заявителю предписание об устранении нарушений лесного законодательства (т.1, л.д.9-10). В предписании от ОАО "Самаранефтегаз" потребовано в срок до 01 августа 2010 года проложить минерализованную полосу по границам объекта (территории), имеющего местоположение: Самарская область, Исаклинский район, Сергиевское лесничество, Аделяковское лесничество, квартал N 8, выдел N 2, для разработки месторождения полезных ископаемых со скважины N 428 Якушкинского месторождения, до 01 февраля 2011 года устранить нарушение, выразившееся в незаключении договора аренды на лесные участки Исаклинского района Сергиевского лесничества, Аделяковского участкового лесничества, застроенные линейными объектами заявителя в соответствии с лесным законодательством использования участков лесного фонда для эксплуатации линейных объектов согласно статьям 9, 94 Лесного кодекса Российской Федерации.
Предписанием заявитель обязывался заключить договор аренды лесных участков, расположенных в Исаклинском районе Самарской области, в Аделяковском участковом лесничестве в Сергиевском лесничестве, квартал N 8, выдел N2, для разработки месторождения полезных ископаемых со скважины N428 Якушкинского месторождения, а также на все объекты заявителя, расположенные на участках Сергиевского лесничества, застроенных линейными объектами заявителя путем подачи заявления в министерство природопользования согласно порядку подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности согласно статьям 9, 94 Лесного кодекса Российской Федерации в срок до 01 февраля 2011 года, в связи с допущением обществом нарушений указанных статей Лесного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, ОАО "Самаранефтегаз" было предписано, в срок до 01 сентября 2010 года, разработать и представить в министерство на арендуемые участки проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.
Основанием выдачи данного предписания послужил акт проверки соблюдения лесного законодательства от 03 июня 2010 года, составленный по итогам плановой выездной проверки соблюдения лесного законодательства по распоряжению N 175 от 05 мая 2010 года с участием должностного лица заявителя - инженера по землеустройству Купряшовой И.Г. (т.1, л.д. 44-46)
Согласно статье 96 Лесного кодекса Российской Федерации государственный лесной контроль и надзор осуществляется органами государственной власти в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 настоящего Кодекса.
На основании части 3 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации должностные лица, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор, имеют право давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений лесного законодательства и контролировать исполнение указанных предписаний в установленные сроки.
В соответствии с пунктом 3 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22 июня 2007 года N 394, государственный лесной контроль и надзор осуществляют Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Исходя из полномочий, закреплённых в Положении о министерстве природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области, утверждённым постановлением Правительства Самарской области от 18 февраля 2009 года N 34, министерство осуществляет государственный лесной контроль и надзор.
На основании пункта 14 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2007 года N 394 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора", приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 30 августа 2007 года N 225 утверждены формы документов, составляемых по результатам проведения мероприятий по государственному лесному контролю и надзору, том числе, форма предписания. В утвержденной форме предписания в графе "содержание" указываются конкретные мероприятия, которые должно выполнить лицо, в отношении которого проведена проверка, в графе "основания вынесения предписания" указываются ссылки на нормативный правовой акт, предусматривающий предписываемую обязанность.
В оспариваемом предписании от 03 июня 2010 года (т.1, л.д.9-10) существо нарушения лесного законодательства РФ описано, содержится указание на отнесение лесных участков к землям лесного фонда, нарушенные нормы лесного законодательства приведены, срок устранения нарушения установлен.
В связи с изложенным суд первой инстанции обоснованно отклонил довод заявителя о том, что предписание вынесено в нарушение требований ст.7,92 Лесного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 13 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации строительство трубопроводов и иных линейных объектов является самостоятельным видом использования лесов. При этом исходя из части 1 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 Кодекса.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации на землях лесного фонда допускается строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для использования линий электропередач и других линейных объектов.
Согласно пункту 2.1 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и на которых расположены линии электропередачи, линии связи, дороги, трубопроводы и другие линейные объекты, осуществляется на правах, предусмотренных статьей 9 настоящего Кодекса, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении указанные линейные объекты.
С учетом вышеизложенного субъектами земельных отношений в данном случае выступают граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении указанные линейные объекты.
Частью 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду без проведения аукционов на основании решения органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе для эксплуатации трубопроводов и других линейных объектов.
В силу статьи 9 Лесного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством.
В соответствии с пунктом 4 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по заключению договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности предоставляются соответствующим органам государственной власти, органам местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями Кодекса.
Доказательств того, что заявителем в установленном лесным законодательством порядке оформлены права на участки лесного фонда для размещения линейных объектов, в том числе и трубопроводов (объекты нефтедобычи), скважин и использование лесного фонда для их эксплуатации и обслуживания, в материалы дела не представлено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, заявитель заключил с главой Исаклинского района договор аренды земельного участка кадастровый номер 63:19:00 00 000:0063) для размещения производственных объектов на Якушкинском месторождении нефти, занимающем 664241.23 кв.м., расположенных на территории Исаклинского (т.1, л.д.89-103). По этому договору в аренду переданы земельные участки под размещение производственных объектов на Якушкинском месторождении.
Из кадастрового паспорта (лист В3, л.д.95-96), а также сделанных на месте расположения скважины фотографий следует, что по земельному участку проходят и воздушные линии электропередачи напряжением 6 кВ.
Между тем у заявителя отсутствуют какие-либо правоустанавливающие документы на использование участков лесного фонда, на территории которых расположены линии электропередачи. При этом суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что договоры аренды земельных участков не могут заменить документы, подтверждающие право заявителя на лесопользование, оформленные в соответствии с требованиями пункта 2.1 статьи 45, статьи 9 Лесного кодекса Российской Федерации.
То обстоятельство, что земельные участки, в том числе и под опорами линий электропередачи напряжением 6 кВ, поставлены на кадастровый учет как земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания и телевидения, информатики и иного значения, не свидетельствует об отсутствии у заявителя обязанности оформить в установленном лесным законодательством порядке использование участков лесного фонда, поскольку эксплуатируемые заявителем линии электропередачи находятся на территории Сергиевского лесничества. Данное обстоятельство заявителем не опровергнуто.
Пунктом 10 Правил проведения лесоустройства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18 июня 2007 года N 377, определено, что материалы лесоустройства являются основанием для разработки лесных планов субъектов РФ, лесохозяйственных регламентов, проектов освоения лесов и внесения в них изменений, а также для ведения государственного лесного реестра и осуществления государственной инвентаризации лесов.
Согласно указанным Правилам подготовка материалов лесоустройства осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ. Принадлежность участков, на которые заявителю необходимо заключить договор аренды, к землям лесного фонда подтверждается материалами лесоустройства (планшетом и таксационным описанием), а также свидетельством о регистрации права собственности на указанные земельные участки за Российской Федерацией как земли лесного фонда (свидетельство серия 63-АБ 427990).
Постановлением Губернатора Самарской области от 31 декабря 2008 года N 149 "Об утверждении лесного плана Самарской области" утвержден лесной план, который является основой для ведения государственного лесного реестра.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 30 декабря 2008 года N 435 определено количество лесничеств, расположенных на землях лесного фонда, а также площадей, которые они занимают.
Таким образом, согласно указанным нормативным правовым актам Исаклинское лесничество располагается на землях лесного фонда. Доказательств вывода этих территорий из состава лесного фонда в материалы дела не представлено.
В связи с изложенным требование, изложенное в оспариваемом предписании о заключении с министерством договора аренды под занимаемыми линейными объектами, соответствует положениям статей 8,9,45,82,83,96 Лесного кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции обоснованно не принял довод заявителя о том, что министерством не представлено доказательств нахождения линейных объектов в лесной зоне. Из акта проверки (л.д.44) следует, что проверка проведена по адресу: Самарская область, Исаклинский район, Аделяковское участковое лесничество Сергиевского лесничества, квартал 8, выделN 2. Факт нахождения указанных линейных объектов на территории лесничества подтверждается кадастровым паспорта (лист В3, л.д.95-96), а также фотографиями, сделанными в ходе проверки, являющимися приложением к акту проверки.
В проверке принимало участие должностное лицо заявителя Купряшова Ирина Владимировна по доверенности от 29 декабря 2009 года N 1-6665, и ею же был представлен проверяющим договор аренды. Изложенное опровергает довод заявителя, что из оспариваемого предписания не следует по какому участку необходимо заключить договор аренды лесного участка.
Суд первой инстанции правомерно исходил из того, что для обеспечения безаварийного функционирования и эксплуатации объектов заявитель вынужден осуществлять вырубку и опиловку деревьев и кустарников в пределах охранных зон объектов, находящихся у заявителя допустимых расстояний до их крон, а также вырубку деревьев, угрожающих падением в соответствии с п.2.2 ст.45 Лесного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линий электропередачи, связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов.
Таким образом, заявителем в целях эксплуатации линейного объекта осуществляются действия, связанные с вырубкой лесных насаждений либо их частей.
Оформление прав заявителя на земельные участки, занятые линейными объектами, в соответствии с земельным законодательством и постановка этих земельных участков на кадастровый учет не отменяют действия норм лесного законодательства, предусматривающих необходимость оформления заявителем своих прав на участки лесного фонда, на которых непосредственно расположены линейные объекты.
Из существа нарушения, допущенного обществом, вытекают и меры по его устранению, а именно: оформление прав на использование участков лесного фонда в соответствии с требованиями норм Лесного кодекса Российской Федерации, указанных в оспариваемом предписании.
Соответственно в силу положений статей 12, 88 Лесного кодекса Российской Федерации на заявителе лежит обязанность по разработке и представлению в министерство проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы на арендуемые лесные участи.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы заявителя о незаконности оспариваемого предписания в части обязания заявителя проложить минерализованную полосу по границам объекта (п.1 предписания).
В соответствии с п.39 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года N 417, государственный пожарный надзор в лесах осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами.
В силу ст.53 Лесного кодекса Российской Федерации и вышеуказанными Правилами пожарной безопасности в лесах лесопользователи обязаны проводить мероприятия по охране лесов от пожаров и соблюдать требования пожарной безопасности в лесах. К числу таких мероприятий относится и обязанность заявителя проложить минерализованную полосу вокруг эксплуатируемой им скважины на территории участка лесного фонда, занятого указанным объектом.
Доводы заявителя о недоказанности факта отсутствия минерализованной полосы несостоятельны, поскольку опровергаются материалами проверки, в том числе актом проверки, фотографиями.
Доводы заявителя об отсутствии у него обязанности по составлению проекта освоения лесов на лесные участки, имеющие местоположение: Самарская область, Исаклинский район, Сергиевское лесничество, Аделяковское участковое лесничество квартал 21, выдел N 12,13 на площади 0.38 га для эксплуатации линии электропередачи ЛЭП ВЛ-6кВ и объекта "Сбор нефти и газа со скважины N 1 Юдинского месторождения" суд также обоснованно не принял во внимание. В материалах дела имеется договор аренды N 03/ 2009/09-01519-010/3224409/0827Д от 17 февраля 2009 года на указанный лесной участок, предоставленный для строительства, реконструкции и эксплуатации линейного объекта (л.д.66-78). При этом заявителем в адрес министерства направлен проект освоения лесного участка, по которому до настоящего времени отсутствует положительное заключение (л.д.79-88).
Ссылка заявителя на недоказанность отнесения спорных участков к землям лесного фонда необоснованна, поскольку в материалы дела министерством представлены материалы лесоустройства, в том числе: копия планшета N 12 лесоустройства 1995 года, копией таксационного описания Аделяковского лесничества Сергиевского лесхоза, книга П, выполненного Федеральной службой лесного хозяйства России, 1995 год, акт обследования земельного участка от 22 июня 2010 года, свидетельство о государственной регистрации права собственности Российской Федерации от 18 марта 2005 года серии 63-АБ 427990. Данными документами подтверждается факт нахождения Сергиевского лесничества в установленных лесоустроительной документацией границах в составе лесного фонда. Кроме того, как было указано выше, губернатором Самарской области утвержден лесной план, являющийся основой для ведения государственного лесного реестра. Федеральным агентством лесного хозяйства определено количество лесничества и занимаемых ими площадей на землях лесного фонда. Сведения о лесохозяйственных регламентах лесничеств Самарской области, а также полномочиях министерства общедоступны, размещены в сети "интернет" на официальном сайте министерства.
Кроме того, участки лесного фонда являются федеральной собственностью в силу прямого указания на это в Лесном кодексе Российской Федерации, при этом не имеет значения, оформлено на них право Российской Федерации или нет.
Документы, подтверждающие, что используемые заявителем спорные земельные участки выведены из состава лесного фонда, в материалы дела не представлены.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о соответствии оспариваемого предписания требованиям Лесного кодекса Российской Федерации.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная оценка судом первой инстанции. Указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Ссылка общества на отказ регистрирующего органа в регистрации договора аренды лесного участка не может быть принята, поскольку данный отказ сам по себе не свидетельствует об отсутствии у заявителя обязанности оформить право на пользование участком лесного фонда.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд выводы суда первой инстанции признает законными и обоснованными.
На основании изложенного решение суда от 31 января 2011 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ОАО "Самаранефтегаз". При подаче апелляционной жалобы ОАО "Самаранефтегаз" государственная пошлина уплачена в размере 2 000 руб., тогда как согласно пунктам 3 и 12 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации подлежала уплате госпошлина в размере 1000 рублей. В этой связи следует возвратить из федерального бюджета ОАО "Самаранефтегаз" излишне уплаченную по платежному поручению от 03 марта 2011 года N 716 государственную пошлину в размере 1 000 рублей.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 31 января 2011 года по делу N А55-19694/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Самаранефтегаз" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Самаранефтегаз" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 03 марта 2011 года N 716 государственную пошлину в размере 1 000 (Одна тысяча) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Филиппова |
Судьи |
В.Е.Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-19694/2010
Истец: ОАО "Самаранефтегаз"
Ответчик: Министерство природопользования,лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области
Третье лицо: Глава Исаклинского района Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
25.06.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5532/13
19.02.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-16632/12
09.11.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-19694/10
22.05.2012 Постановление Президиума ВАС РФ N 16576/11
29.02.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16576/11
10.01.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16576/11
12.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16576/11
17.08.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6276/11
13.04.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2653/11
31.01.2011 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-19694/10